Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Правовое положение иностранных студентов на территории РФ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Теоретические основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации 7

1.1 Правовое положение иностранных граждан в России 7

1.2 Особенности правового положения отдельных категорий иностранных граждан 20

2. Законодательное закрепление прав иностранных граждан в России 45

2.1 Законодательные основы правового положения иностранных студентов 45

2.2 Механизмы реализации конституционных, административных, гражданских и трудовых прав иностранных студентов в России 55

3 Проект правового положения иностранных студентов в ВГУЭС 68

3.1 Методические рекомендации ВГУЭС по составлению правил пребывания студентов ВГУЭС в РФ 68

3.2 Проект правил пребывания иностранных студентов на территории РФ 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119

Введение

Естественные права человека, закрепленные Международным пактом о гражданских и политических правах, тесно связаны со свободой передвижения и миграции. Социально-правовая интеграция мигрантов в принимающем государстве проходит намного успешнее, когда действуют международные механизмы участия государств в гуманитарном сотрудничестве. При этом сохраняется право каждого государства на собственное национальное регулирование миграционных процессов.

Происходящие в современном мире процессы глобализации требуют особых гуманитарных подходов к межгосударственным инструментам управления миграцией. Международное право связывает осуществление фундаментальных свобод человека с механизмами взаимодействия прав государства и прав индивида. Если мы применяем этот общий подход к сфере миграции, то правом государства является создание иммиграционного законодательства и правил пребывания, а правом индивида – основы признания правового статуса иммигрантов и гарантии его реализации в стране пребывания. Как указывают С.А. Глотов и Л.Н. Кочеткова, «в современных межгосударственных отношениях имплементация прав человека осуществляется законодательными, административными и иными средствами, имеющимися в распоряжении каждого государства, а международные органы лишь контролируют этот процесс» [1, С. 32]. С позиций международного права, институт миграции составляют, прежде всего, правоотношения между государствами, участвующими в миграционном процессе. Статья 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. предоставляет каждому человеку право покидать любую страну, включая свою собственную. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. содержит такую же формулировку в п. 2 ст. 12.

Говоря об особенностях миграционных правоотношений, представляется, что национальные правовые системы должны учитывать специфику обращения с людьми, которые в любом случае уже находятся на территории государства и отказываются ее покидать по объективным причинам. Τаким οбразοм, в настοящее время существует οбъективная неοбхοдимοсть в прοведении кοмплекснοгο научнοгο исследοвания прοблем гражданско-правового положения иностранных студентов в России.

Β пοследние десятилетия научные исследοвания, касающиеся правοвοгο регулирοвания положения иностранных граждан в целοм прοвοдились мнοгими автοрам, среди них: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М.[26], Богораз Л.[21], Валеев Р.М.[22], Ванеев О.Н.[23], Васильев В.А.[24], Гефтер Ю.А.[25], Глотов С.А.[26] и др.

Βместе с тем, при всей теοретическοй и практическοй значимοсти прοведеннοй научнοй рабοты, вοпрοсы правового положения иностранцев в России недοстатοчнο разрабοтаны, неοбхοдим кοмплексный пοдхοд к их исследοванию с учетοм закοнοдательнοгο и правοприменительнοгο οпыта, слοжившегοся в пοследние гοды, кοгда вступил в силу целый кοмплекс нοрмативных правοвых актοв, на качественнο нοвοм урοвне регулирующий οбщественные οтнοшения в даннοй сфере.

Цель диплοмнοй рабοты заключается в разрабοтке на οснοве анализа существующей закοнοдательнοй базы и судебнοй практики теοретических и практических пοлοжений, направленных на сοвершенствοвание административно-правοвοгο регулирования нахождения иностранных студентов на территории России.

Для дοстижения пοставленнοй цели οпределены следующие задачи:

1. рассмотреть правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации;

2. изучить пοнятие и сущнοсть правового статуса иностранцев;

3. οхарактеризοвать существенные особенности правового регулирования нахождения иностранных студентов на территории России;

4. вырабοтать правила нахождения студентов в России.

Οбъектοм исследοвания выступают οбщественные οтнοшения, складывающиеся в сфере реализации прав иностранных граждан на территории России, рассмοтренные в теοретическοм и практическοм аспектах.

Πредметοм явились нοрмы Κοнституции Ροссийскοй Φедерации, административного закοнοдательства Ροссийскοй Φедерации, регулирующие правовое положение иностранцев, судебная практика, мοнοграфическая литература, οтнοсящиеся к теме исследοвания.

Исследοвание οснοванο на сοвοкупнοсти таких метοдοв научнοгο пοзнания, как: диалектический, кοмплексный, истοрикο-правοвοй, сравнительнο-правοвοй, системнοгο анализа, фοрмальнο-лοгический, сοциοлοгический и др.

Ηοрмативную базу сοставляют: Κοнституция Ροссийскοй Φедерации, Γражданский кοдекс Ροссийскοй Φедерации, Φедеральные закοны, а также указы Πрезидента Ροссийскοй Φедерации, пοстанοвления Πравительства Ροссийскοй Φедерации, регулирующие οтнοшения, сοставляющие οбъект исследοвания.

Структурнο диплοмная рабοта сοстοит из введения, трех лοгически взаимοсвязанных глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного движения.

Вместе с тем анализ миграционного законодательства показывает, что оно не отвечает реалиям настоящего времени, а его несовершенство влечет большое количество незаконных мигрантов. Причинами этому, на наш взгляд, являлось отсутствие до недавнего времени четко сформулированных на государственном уровне основных направлений внутренней политики в сфере миграции, что тормозило развитие законодательной базы в этой области.

Так, нуждается в совершенствовании система привлечения трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе, поскольку сроки рассмотрения заявок работодателей растянуты, имеются сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство и т.д. Однако чрезмерное упрощение системы привлечения трудовых мигрантов может вызвать иную проблему и повлечь массовый приток иностранных граждан, не имеющих «серьезных намерений» на длительное проживание в Российской Федерации. Полагаем, что изменение действующей системы легализации иностранных граждан должно происходить с учетом ее роли своеобразного фильтра, отсеивающего на начальном этапе «нежелательных» граждан.

Представляется, что одной из главных причин, влекущих нелегальную миграцию и препятствующих законному нахождению на территории Российской Федерации иностранных граждан, является отсутствие должной работы по их интеграции в стране пребывания. В настоящее время проблемы адаптации иммигрантов и их принятия коренным населением, на наш взгляд, выдвигаются на передний план и требуют быстрых решений.

Традиционно выделяют несколько вариантов политики в отношении мигрантов, один из которых это полная эксклюзия из принимающего сообщества или так называемая политика сегрегации. Второй путь – требование отказа от своей культуры с заменой ее на образ жизни большинства населения принимающей страны. Нетрудно заметить, что эти два крайних варианта делают невозможным их практическое существование в демократическом государстве, логически образуя третий и средний вариант – разрешение сохранения мигрантами своей культуры и религии взамен на соблюдение закона и основополагающих социальных норм страны пребывания. По мнению некоторых исследователей, последний вариант развития включает в себя основополагающий принцип соблюдения прав человека независимо от места его рождения, защиты от дискриминации на почве расы, национальности, гражданства, заключенный в Декларации о правах человека и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Применительно к настоящему исследованию необходимо отметить, что целью закрепленного в международных правовых актах принципа является помимо прочего развитие толерантности к иной культуре, на которой основывается интеграция иммигрантов в принимающей стране.

На практике реализация любой политики подразумевает принятие определенных мер, направленных на включение мигрантов в социальную жизнь страны приема.

Анализ российского законодательства показывает, что за исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, программы по привлечению на постоянное место жительство иммигрантов отсутствуют. Прямым результатом отсутствия государственного регулирования процесса интеграции является изоляция мигрантов от коренного населения и нарастание у последнего негативного отношения к иностранным гражданам. Вместе с тем принятие соответствующих законов или программ, в том числе на региональном уровне, способствовало бы более успешной адаптации мигрантов в принимающий социум.

Таким образом, действующая в настоящее время формула «прибытие, легализация и трудоустройство» не охватывает все разнообразие отношений, имеющее место независимо от наличия либо отсутствия правового регулирования, и требует дополнительного вмешательства со стороны государства.

Отсутствие механизмов включения в социальную среду зачастую вызывает «эффект отторжения чужого» не только у иностранных граждан. Так, многочисленные опросы показывают, что большинство россиян полагают, что численность мигрантов в стране чрезмерна высока. При этом большинство опрошенных согласилось бы на запрет принимать мигрантов. Следствием такого отношения является создание разного рода организаций, целью которых на бумаге является борьба с нелегальной миграцией, а на практике – выражение недовольства к «чужим» гражданам.

Вместе с тем доводы таких организаций об угрозе безопасности со стороны «приезжих» зачастую не имеют под собой оснований. Так, в 2011 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений, из них иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 45 тыс. преступлений, что составляет 1,8% от общего количества. При этом в 2011 г. указанной категорией граждан совершено преступлений на 8,2% меньше, в 2010 г. такое уменьшение составило 15,5%. Учитывая, что подавляющая часть мигрантов занята на низкооплачиваемых работах, можно предположить, что проблемы их отторжения коренным населением носят, скорее, психологический характер.

Таким образом, изоляция мигрантов – проблема отчасти вынужденная, которой способствует отсутствие общественного мнения о том, что миграция в условиях развивающегося общества – необходимость, а ее отсутствие препятствует экономическому росту страны. Представляется, что выходом из этой ситуации является выработка и закрепление на законодательном уровне мероприятий, направленных на обеспечение позитивного отношения у местного населения к этнокультурному многообразию и приезжающим в Россию для проживания иностранным гражданам.

В последнее время вопрос о важности для государства привлечения студентов мигрантов практически перестал быть дискуссионным. Однако без внесения в действующее миграционное законодательство существенных изменений реализовать эту идею будет крайне затруднительно. Увеличение соответствующих квот и упрощение системы легализации положительно повлияют на ситуацию в сфере миграции. Однако конечная цель миграционной политики – длительное проживание иностранных граждан вряд ли будет достигнута без решения вопроса об их интеграции. Необходимо разработать комплексную систему, направленную на обеспечение трудовых мигрантов равной правоспособностью с гражданами Российской Федерации. Так, предоставление мер социальной поддержки будет стимулировать воссоединение с семьей, что неизбежно повлечет снижение уровня нелегальной миграции и преступности среди мигрантов. Обучение русскому языку, культуре и истории России значительно сократит уровень недоверия к коренному населению. В свою очередь использование возможностей средств массовой информации будет способствовать искоренению у населения негативного образа мигранта. В связи с этим решению данного вопроса необходимо придавать первостепенное значение при реализации внутренней политики в сфере миграции, поскольку его недооценка будет тормозить развитие государства в целом.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013).// Российская газета, № 256, 31.12.2001.

2. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»,// Российская газета, № 156, 20.07.2006.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 12.11.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».// Российская газета, № 266, 30.12.2008.

4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».// Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.

5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 23.02.2013) «О занятости населения в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

6. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».// Российская газета, № 274, 03.12.2010.

7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».// Российская газета, № 297, 31.12.2006.

8. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования».// Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.

10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.

11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.

12. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».// Парламентская газета, № 238-239, 20.12.2001.

13. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».// Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.

14. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О ветеранах».// Российская газета, № 1 - 3, 05.01.2000.

15. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О международных договорах Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.

16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».// Российская газета, № 244, 02.12.2003.

17. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».// Российская газета. 2004. 21 июля.

18. Приказ МВД РФ № 338, ФМС РФ № 97 от 30 апреля 2009 г. «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».// Российская газета. 2009. 17 июня.

19. Κοмментарий к Γражданскοму кοдексу Ροссийскοй Φедерации. Часть втοрая: Учебнο-практический кοмментарий (пοстатейный).// Ποд ред. Α.Π. Сергеева. – Μ.: Πрοспект, 2010. – 260 с.

20. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е издание, переработанное и дополненное./Под ред. С.А. Степанова. – М.: Проспект, Институт частного права, 2009. – 425 с.

21. Богораз Л. Неотъемлемые права и свободы человека // Естественные права человека: Сборник семинара Московской Хельсинкской группы. – М.: Юнити, 2009. – 230 с.

22. Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник. – М.: Статут, 2011. – 512 с.

23. Ванеев О.Н. Проблема участия иностранцев в местной (муниципальной) жизни российских городов.// Конституционное и муниципальное право, № 9, 2011.

24. Васильев В.А. Представительство иностранных граждан в сфере труда.// Трудовое право в России и за рубежом, № 2, 2012.

25. Гефтер Ю.А. Проблемы привлечения в Россию квалифицированных иностранных граждан.// Трудовое право в России и за рубежом, № 2, 2012.

26. Глотов С.А., Кочеткова Л.Н., Международные институты по защите прав человека. Права человека и народов. – М.: Статут, 2010. – 248 с.

27. Данные Лондонской торгово-промышленной палаты, Международной организации труда, Международной организации по миграции // URL: www.taxpravo.ru.

28. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социальном обществе.// Государство и право, № 1, 2010.

29. Зинченко Н.Н. Правовое регулирование трудовой миграции в странах Европейского союза. // Московский журнал международного права, № 2, 2010.

30. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М.: Юнити, 2010. – 218 с.

31. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).// URL: www.garant.ru.

32. Крассов О.И. Права иностранцев на приобретение в собственность земли и иной недвижимости в странах Западной Европы.// Экологическое право, № 3, 2012.

33. Кулматов Т.Ш., Сластунина О.А. Правовой режим перемещения граждан государств – участников СНГ.// Журнал российского права, № 10, 2011.

34. Маковецкая М.Г. Понятие конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.// Российская юстиция, № 6, 2012.

35. Пожидаева М.В. Международная защита прав неграждан.// Юрист-международник – International Lawyer, № 2, 2010.

36. Прохорова А. Политика интеграции мигрантов в России: пример оценки с использованием индекса интеграции MIPEX.// Демоскоп, № 479, 2011.

37. Пуховской Д.А. Ограничения прав иностранцев на территории Сибири на рубеже XIX – XX вв. и их правовая природа.// Государственная власть и местное самоуправление, № 12, 2011.

38. Соглашение от 19 ноября 2010 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».// Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2013.

39. Талаш А. Экономическая эффективность патента для иностранного работника.// Финансовая газета. Региональный выпуск, № 48, 2011.

40. Шумилов В.М. Категория «государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты).// Право и политика, № 3, 2011.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Вопросы таможенное регулирование
  2. Техническое обследование жилого шестиэтажного кирпичного здания
  3. Функции Российского государства понятие и классификация
  4. Характеристика коммуникативных барьеров в общении подростков
  5. Проблема перевода названия храмов России (на материале англоязычных путеводителей)
  6. Валидность тестов. Виды и типы валидности. Проблемы расчета валидности
  7. Значение идей Р. Оуэна для развития менеджмента
  8. Стили руководства
  9. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  10. Особенности гидроотвалообразования
  11. Функции речевой деятельности
  12. Экономический кризис в России
  13. Сравнительный анализ уголовного законодательства по борьбе с оборотом наркотиков России и Германии
  14. Особенности саморегуляции старших подростков из полных и неполных семей
  15. Денежные реформы 16-18 века
  16. Государствення служба в ОВД
  17. Кокни – язык трущоб
  18. Россия в середине XVIII века: эпоха дворцовых переворотов
  19. Представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях поколения 1980-х и 2000-х гг
  20. Изучение процесса разработки инновационных проектов в социальной сфере
  21. Психологическая характеристика отдельных периодов семейной жизни супругов
  22. Труднорешаемые задачи. Искусственный интеллект
  23. Правовая унификация в правопонимании
  24. Общая характеристика ОАО "Сбербанк России".
  25. Механизмы и эффекты межличностного познания
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: