Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Правовое положение иностранных студентов на территории РФ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Теоретические основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации 7

1.1 Правовое положение иностранных граждан в России 7

1.2 Особенности правового положения отдельных категорий иностранных граждан 20

2. Законодательное закрепление прав иностранных граждан в России 45

2.1 Законодательные основы правового положения иностранных студентов 45

2.2 Механизмы реализации конституционных, административных, гражданских и трудовых прав иностранных студентов в России 55

3 Проект правового положения иностранных студентов в ВГУЭС 68

3.1 Методические рекомендации ВГУЭС по составлению правил пребывания студентов ВГУЭС в РФ 68

3.2 Проект правил пребывания иностранных студентов на территории РФ 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119

Введение

Естественные права человека, закрепленные Международным пактом о гражданских и политических правах, тесно связаны со свободой передвижения и миграции. Социально-правовая интеграция мигрантов в принимающем государстве проходит намного успешнее, когда действуют международные механизмы участия государств в гуманитарном сотрудничестве. При этом сохраняется право каждого государства на собственное национальное регулирование миграционных процессов.

Происходящие в современном мире процессы глобализации требуют особых гуманитарных подходов к межгосударственным инструментам управления миграцией. Международное право связывает осуществление фундаментальных свобод человека с механизмами взаимодействия прав государства и прав индивида. Если мы применяем этот общий подход к сфере миграции, то правом государства является создание иммиграционного законодательства и правил пребывания, а правом индивида – основы признания правового статуса иммигрантов и гарантии его реализации в стране пребывания. Как указывают С.А. Глотов и Л.Н. Кочеткова, «в современных межгосударственных отношениях имплементация прав человека осуществляется законодательными, административными и иными средствами, имеющимися в распоряжении каждого государства, а международные органы лишь контролируют этот процесс» [1, С. 32]. С позиций международного права, институт миграции составляют, прежде всего, правоотношения между государствами, участвующими в миграционном процессе. Статья 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. предоставляет каждому человеку право покидать любую страну, включая свою собственную. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. содержит такую же формулировку в п. 2 ст. 12.

Говоря об особенностях миграционных правоотношений, представляется, что национальные правовые системы должны учитывать специфику обращения с людьми, которые в любом случае уже находятся на территории государства и отказываются ее покидать по объективным причинам. Τаким οбразοм, в настοящее время существует οбъективная неοбхοдимοсть в прοведении кοмплекснοгο научнοгο исследοвания прοблем гражданско-правового положения иностранных студентов в России.

Β пοследние десятилетия научные исследοвания, касающиеся правοвοгο регулирοвания положения иностранных граждан в целοм прοвοдились мнοгими автοрам, среди них: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М.[26], Богораз Л.[21], Валеев Р.М.[22], Ванеев О.Н.[23], Васильев В.А.[24], Гефтер Ю.А.[25], Глотов С.А.[26] и др.

Βместе с тем, при всей теοретическοй и практическοй значимοсти прοведеннοй научнοй рабοты, вοпрοсы правового положения иностранцев в России недοстатοчнο разрабοтаны, неοбхοдим кοмплексный пοдхοд к их исследοванию с учетοм закοнοдательнοгο и правοприменительнοгο οпыта, слοжившегοся в пοследние гοды, кοгда вступил в силу целый кοмплекс нοрмативных правοвых актοв, на качественнο нοвοм урοвне регулирующий οбщественные οтнοшения в даннοй сфере.

Цель диплοмнοй рабοты заключается в разрабοтке на οснοве анализа существующей закοнοдательнοй базы и судебнοй практики теοретических и практических пοлοжений, направленных на сοвершенствοвание административно-правοвοгο регулирования нахождения иностранных студентов на территории России.

Для дοстижения пοставленнοй цели οпределены следующие задачи:

1. рассмотреть правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации;

2. изучить пοнятие и сущнοсть правового статуса иностранцев;

3. οхарактеризοвать существенные особенности правового регулирования нахождения иностранных студентов на территории России;

4. вырабοтать правила нахождения студентов в России.

Οбъектοм исследοвания выступают οбщественные οтнοшения, складывающиеся в сфере реализации прав иностранных граждан на территории России, рассмοтренные в теοретическοм и практическοм аспектах.

Πредметοм явились нοрмы Κοнституции Ροссийскοй Φедерации, административного закοнοдательства Ροссийскοй Φедерации, регулирующие правовое положение иностранцев, судебная практика, мοнοграфическая литература, οтнοсящиеся к теме исследοвания.

Исследοвание οснοванο на сοвοкупнοсти таких метοдοв научнοгο пοзнания, как: диалектический, кοмплексный, истοрикο-правοвοй, сравнительнο-правοвοй, системнοгο анализа, фοрмальнο-лοгический, сοциοлοгический и др.

Ηοрмативную базу сοставляют: Κοнституция Ροссийскοй Φедерации, Γражданский кοдекс Ροссийскοй Φедерации, Φедеральные закοны, а также указы Πрезидента Ροссийскοй Φедерации, пοстанοвления Πравительства Ροссийскοй Φедерации, регулирующие οтнοшения, сοставляющие οбъект исследοвания.

Структурнο диплοмная рабοта сοстοит из введения, трех лοгически взаимοсвязанных глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного движения.

Вместе с тем анализ миграционного законодательства показывает, что оно не отвечает реалиям настоящего времени, а его несовершенство влечет большое количество незаконных мигрантов. Причинами этому, на наш взгляд, являлось отсутствие до недавнего времени четко сформулированных на государственном уровне основных направлений внутренней политики в сфере миграции, что тормозило развитие законодательной базы в этой области.

Так, нуждается в совершенствовании система привлечения трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе, поскольку сроки рассмотрения заявок работодателей растянуты, имеются сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство и т.д. Однако чрезмерное упрощение системы привлечения трудовых мигрантов может вызвать иную проблему и повлечь массовый приток иностранных граждан, не имеющих «серьезных намерений» на длительное проживание в Российской Федерации. Полагаем, что изменение действующей системы легализации иностранных граждан должно происходить с учетом ее роли своеобразного фильтра, отсеивающего на начальном этапе «нежелательных» граждан.

Представляется, что одной из главных причин, влекущих нелегальную миграцию и препятствующих законному нахождению на территории Российской Федерации иностранных граждан, является отсутствие должной работы по их интеграции в стране пребывания. В настоящее время проблемы адаптации иммигрантов и их принятия коренным населением, на наш взгляд, выдвигаются на передний план и требуют быстрых решений.

Традиционно выделяют несколько вариантов политики в отношении мигрантов, один из которых это полная эксклюзия из принимающего сообщества или так называемая политика сегрегации. Второй путь – требование отказа от своей культуры с заменой ее на образ жизни большинства населения принимающей страны. Нетрудно заметить, что эти два крайних варианта делают невозможным их практическое существование в демократическом государстве, логически образуя третий и средний вариант – разрешение сохранения мигрантами своей культуры и религии взамен на соблюдение закона и основополагающих социальных норм страны пребывания. По мнению некоторых исследователей, последний вариант развития включает в себя основополагающий принцип соблюдения прав человека независимо от места его рождения, защиты от дискриминации на почве расы, национальности, гражданства, заключенный в Декларации о правах человека и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Применительно к настоящему исследованию необходимо отметить, что целью закрепленного в международных правовых актах принципа является помимо прочего развитие толерантности к иной культуре, на которой основывается интеграция иммигрантов в принимающей стране.

На практике реализация любой политики подразумевает принятие определенных мер, направленных на включение мигрантов в социальную жизнь страны приема.

Анализ российского законодательства показывает, что за исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, программы по привлечению на постоянное место жительство иммигрантов отсутствуют. Прямым результатом отсутствия государственного регулирования процесса интеграции является изоляция мигрантов от коренного населения и нарастание у последнего негативного отношения к иностранным гражданам. Вместе с тем принятие соответствующих законов или программ, в том числе на региональном уровне, способствовало бы более успешной адаптации мигрантов в принимающий социум.

Таким образом, действующая в настоящее время формула «прибытие, легализация и трудоустройство» не охватывает все разнообразие отношений, имеющее место независимо от наличия либо отсутствия правового регулирования, и требует дополнительного вмешательства со стороны государства.

Отсутствие механизмов включения в социальную среду зачастую вызывает «эффект отторжения чужого» не только у иностранных граждан. Так, многочисленные опросы показывают, что большинство россиян полагают, что численность мигрантов в стране чрезмерна высока. При этом большинство опрошенных согласилось бы на запрет принимать мигрантов. Следствием такого отношения является создание разного рода организаций, целью которых на бумаге является борьба с нелегальной миграцией, а на практике – выражение недовольства к «чужим» гражданам.

Вместе с тем доводы таких организаций об угрозе безопасности со стороны «приезжих» зачастую не имеют под собой оснований. Так, в 2011 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений, из них иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 45 тыс. преступлений, что составляет 1,8% от общего количества. При этом в 2011 г. указанной категорией граждан совершено преступлений на 8,2% меньше, в 2010 г. такое уменьшение составило 15,5%. Учитывая, что подавляющая часть мигрантов занята на низкооплачиваемых работах, можно предположить, что проблемы их отторжения коренным населением носят, скорее, психологический характер.

Таким образом, изоляция мигрантов – проблема отчасти вынужденная, которой способствует отсутствие общественного мнения о том, что миграция в условиях развивающегося общества – необходимость, а ее отсутствие препятствует экономическому росту страны. Представляется, что выходом из этой ситуации является выработка и закрепление на законодательном уровне мероприятий, направленных на обеспечение позитивного отношения у местного населения к этнокультурному многообразию и приезжающим в Россию для проживания иностранным гражданам.

В последнее время вопрос о важности для государства привлечения студентов мигрантов практически перестал быть дискуссионным. Однако без внесения в действующее миграционное законодательство существенных изменений реализовать эту идею будет крайне затруднительно. Увеличение соответствующих квот и упрощение системы легализации положительно повлияют на ситуацию в сфере миграции. Однако конечная цель миграционной политики – длительное проживание иностранных граждан вряд ли будет достигнута без решения вопроса об их интеграции. Необходимо разработать комплексную систему, направленную на обеспечение трудовых мигрантов равной правоспособностью с гражданами Российской Федерации. Так, предоставление мер социальной поддержки будет стимулировать воссоединение с семьей, что неизбежно повлечет снижение уровня нелегальной миграции и преступности среди мигрантов. Обучение русскому языку, культуре и истории России значительно сократит уровень недоверия к коренному населению. В свою очередь использование возможностей средств массовой информации будет способствовать искоренению у населения негативного образа мигранта. В связи с этим решению данного вопроса необходимо придавать первостепенное значение при реализации внутренней политики в сфере миграции, поскольку его недооценка будет тормозить развитие государства в целом.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013).// Российская газета, № 256, 31.12.2001.

2. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»,// Российская газета, № 156, 20.07.2006.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 12.11.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».// Российская газета, № 266, 30.12.2008.

4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».// Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.

5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 23.02.2013) «О занятости населения в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

6. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».// Российская газета, № 274, 03.12.2010.

7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».// Российская газета, № 297, 31.12.2006.

8. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования».// Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.

10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.

11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.

12. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».// Парламентская газета, № 238-239, 20.12.2001.

13. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».// Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.

14. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О ветеранах».// Российская газета, № 1 - 3, 05.01.2000.

15. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О международных договорах Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.

16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».// Российская газета, № 244, 02.12.2003.

17. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».// Российская газета. 2004. 21 июля.

18. Приказ МВД РФ № 338, ФМС РФ № 97 от 30 апреля 2009 г. «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».// Российская газета. 2009. 17 июня.

19. Κοмментарий к Γражданскοму кοдексу Ροссийскοй Φедерации. Часть втοрая: Учебнο-практический кοмментарий (пοстатейный).// Ποд ред. Α.Π. Сергеева. – Μ.: Πрοспект, 2010. – 260 с.

20. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е издание, переработанное и дополненное./Под ред. С.А. Степанова. – М.: Проспект, Институт частного права, 2009. – 425 с.

21. Богораз Л. Неотъемлемые права и свободы человека // Естественные права человека: Сборник семинара Московской Хельсинкской группы. – М.: Юнити, 2009. – 230 с.

22. Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник. – М.: Статут, 2011. – 512 с.

23. Ванеев О.Н. Проблема участия иностранцев в местной (муниципальной) жизни российских городов.// Конституционное и муниципальное право, № 9, 2011.

24. Васильев В.А. Представительство иностранных граждан в сфере труда.// Трудовое право в России и за рубежом, № 2, 2012.

25. Гефтер Ю.А. Проблемы привлечения в Россию квалифицированных иностранных граждан.// Трудовое право в России и за рубежом, № 2, 2012.

26. Глотов С.А., Кочеткова Л.Н., Международные институты по защите прав человека. Права человека и народов. – М.: Статут, 2010. – 248 с.

27. Данные Лондонской торгово-промышленной палаты, Международной организации труда, Международной организации по миграции // URL: www.taxpravo.ru.

28. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социальном обществе.// Государство и право, № 1, 2010.

29. Зинченко Н.Н. Правовое регулирование трудовой миграции в странах Европейского союза. // Московский журнал международного права, № 2, 2010.

30. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М.: Юнити, 2010. – 218 с.

31. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).// URL: www.garant.ru.

32. Крассов О.И. Права иностранцев на приобретение в собственность земли и иной недвижимости в странах Западной Европы.// Экологическое право, № 3, 2012.

33. Кулматов Т.Ш., Сластунина О.А. Правовой режим перемещения граждан государств – участников СНГ.// Журнал российского права, № 10, 2011.

34. Маковецкая М.Г. Понятие конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.// Российская юстиция, № 6, 2012.

35. Пожидаева М.В. Международная защита прав неграждан.// Юрист-международник – International Lawyer, № 2, 2010.

36. Прохорова А. Политика интеграции мигрантов в России: пример оценки с использованием индекса интеграции MIPEX.// Демоскоп, № 479, 2011.

37. Пуховской Д.А. Ограничения прав иностранцев на территории Сибири на рубеже XIX – XX вв. и их правовая природа.// Государственная власть и местное самоуправление, № 12, 2011.

38. Соглашение от 19 ноября 2010 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».// Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2013.

39. Талаш А. Экономическая эффективность патента для иностранного работника.// Финансовая газета. Региональный выпуск, № 48, 2011.

40. Шумилов В.М. Категория «государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты).// Право и политика, № 3, 2011.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  2. внеурочной деятельности по информатике
  3. Ислам, как явление культуры
  4. Феодальная раздробленность
  5. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми
  6. эффективный пр менеджер
  7. Государственная служба политико-правовой аспект
  8. Предупреждение конфликтов ДОУ
  9. Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
  10. Международное право и Конституция РФ
  11. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  12. Межнациональные конфликты
  13. Отчет о выполнении учебного плана
  14. Криминалистическая характеристика и профилактика насильственных преступлений в быту
  15. Изучение вопросов становления государства и права на роках истории в средней и старшей школе
  16. Сравните схему принятия закона в РФ и в любой другой зарубежной стране
  17. Методы и алгоритмы теории принятия решений по выбору ПЛИС при проектировании устройств цифровой обработки информации
  18. Исполнение приговора, как стадия уголовного судопроизводства
  19. Реформы государственного аппрата при Петре 1
  20. Трансформация общественных отношений в РОссии в годы революции и гражданской войны 1917 год
  21. Общественные объединения
  22. Психология принятия управленческих решений
  23. Социокультурный генезис европейской геральдики
  24. Финансово-хозяйственная деятельность Открытого акционерного общества «Сбербанк России»
  25. Методика расследования незаконного предпринимательства
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: