Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 8

1.1Понятие и особенности правовой культуры 8

1.2 Структура и функции правовой культуры 17

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ 25

2.1 Правовая культура и механизм ее формирования 25

2.2 Формирование правового воспитания в условиях построения правового государства 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Введение

Актуальность. На протяжении длительного времени для общества и государства была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию законопослушного человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. В. Яковлев справедливо отмечал, что нельзя проходимца допускать в духовное училище, а потом к алтарю. Так и законопослушным, честным гражданином должен быть человек, у которого сформировалось нормальное правовое сознание. Он не только знает право, он верит в него, служит ему, утверждает право своей повседневной жизнью и работой, а не ищет схем, чтобы соблюдалась лишь видимость закона. Нравственное, духовное изменение самого себя является главным залогом и основанием для преобразования жизни общества, народа, страны.

Сегодня особо остро встал вопрос о возрождении на новом уровне комплексной системы правового просвещения российских граждан. По данным последних социологических опросов, более чем 60% населения остро не хватает не только информации о принимаемых в стране законах, их разъяснений, но и элементарной справочной информации о местонахождении судебных, законодательных и исполнительных органов, способов обращения в них, получения консультаций. Именно правовым нигилизмом можно, на наш взгляд, объяснить крайне низкую ценность жизни и основных свобод в глазах обывателей. Около 85% опрошенных россиян уверенно высказываются за немедленное возвращение к применению смертной казни, а примерно 70% требуют срочного введения цензуры.

Наше общество поражено ксенофобией: более половины опрошенных отмечают, что нужно максимально ограничить въезд в Россию гражданам из других стран, в том числе из ближнего зарубежья, так как они создают нехватку рабочих мест для россиян, а также обостряют криминальную обстановку.

К сожалению, общественное мнение все чаще оправдывает и даже поддерживает происходящие в России явления самосуда. Мы все больше не верим в торжество права, справедливости следствия, государственного обвинения, качество правосудия и неотвратимость наказания. Ярким примером стала, увы, типичная история, произошедшая в 2006 году в селе Краснополье Свердловской области, когда жители, не дождавшись надлежащего правосудия, самостоятельно выследили, неформально осудили и казнили двух правонарушителей. Причем к этому преступлению, как выяснилось при дальнейшем расследовании, оказалась причастна едва ли не половина мужского населения села. Другая половина сочувствовала "народным мстителям".

Каждая историческая эпоха, обозначая критерии отношения, восприятия, характеристики и оценки тех или иных явлений, событий и даже поступков людей, вырабатывает специфические требования к людям, к их поведению. Иногда эти требования относятся не только к тому, что уже сделано, сотворено, и не только к тому, что в данное время делается и совершается, но и к тому, что ожидается в ближайшее время и планируется в будущем. Все это охватывается очень емким и очень сложным понятием "правовая культура".

В исторически недалеком прошлом государственная система вынуждена была платить определенные социальные дивиденды, уделяя внимание образованию, науке, культуре, литературе, здравоохранению и т.д., потому что эти моменты должны были способствовать формированию новых поколений людей. В то же время идеологические догмы, основанные на отрицании частной собственности, не допускавшие предпринимательской и творческой инициативы, прямым образом мешали всестороннему раскрытию человеческого потенциала, игнорировали интересы конкретного человека.

Научная разработка феномена культуры вообще и правовой культуры в частности в нашей стране началась сравнительно недавно, в 60 - 70-е годы прошлого века с наступлением, так называемой, хрущевской оттепели. Сталинский тоталитарный режим после его смерти начал постепенно демократизироваться, потребовалось совершенствование всей правовой сферы советского общества, что было невозможно без вовлечения в этот процесс миллионов граждан. На большое значение поднятия правовой культуры народа в целях демократизации всей правовой жизни страны, пожалуй, первым в советской юридической науке обратил внимание Л.С. Галесник.

Вслед за ним, вопросами формирования правовой культуры в России занимались различные ученые исследователи. Среди них Г.Г. Карпов, А.Г. Спиркин, Д.И. Чесноков, Бондарев А.С., Полищук В.И., Семитко А.П., Чикеева З.Ч. и др.

Объект исследования: правовая культура.

Предмет исследования: процесс формирования правовой культуры.

Цель исследования: характеристика правовой культуры.

Задачи исследования: рассмотреть понятие и особенности правовой культуры; определить структуру и функции правовой культуры; проанализировать механизм формирования правовой культуры; охарактеризовать формирование правового воспитания в условиях построения правового государства.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования следует отметить, что правовая культура в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества в целом, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.

Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает право. Недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией. Поэтому и необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.

Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Большое воспитательное значение, воздействие на граждан оказывают пример должностных лиц государственного аппарата в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью.

Развитие правовой культуры гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание личности, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Моральное сознание - особый способ социальной регуляции, который имеет некоторые общие черты с правовой регуляцией, но, в то же время, имеет существенные отличия от права. Мораль представляет собой "противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного". Мораль как форма общественного сознания и вид общественных отношений стимулирует утверждение и развитие чести и достоинства человека, его стремление к содержательной и счастливой жизни. В. Аллен отмечал, что порядочность и честность - это слишком дорогие подарки, и не стоит их ждать от дешевых людей.

В регулировании общественных отношений мораль взаимодействует с правом. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правовой культуры общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления.

Власть в демократическом государстве в работе по совершенствованию права всегда учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. "Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех", - утверждал Цицерон. Ф. Искандер отмечал, что "сегодня само слово "стыд" стало неприличным, будто нецензурщина или ругательство, а вместе с ним слова "бескорыстность" и "совесть". На человека, который их произносит, смотрят с опаской. Один интеллигентный человек недавно сказал мне: "Я устал от честности. Это не значит, что я впаду в бесчестность, но могу впасть в безразличие". Совесть человека мешает ему жить, как он хочет. Она заставляет его сдерживаться и оглядываться на других.

Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками.

Список литературы

1. Авсеев И.В., Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Теория государства и права (определения, схемы, литература). М., 1979.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

3. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1972. С. 179 – 180.

4. Арзамасов Ю.Г. Нормография: теория и методология нормотворчества. М., 2011.

5. Бабаев В.К., Сальников В.П. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

6. Балаклеец И.И. Роль правовой культуры в становлении гражданского общества в России // Правовая культура. 2009. N 2.

7. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

8. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д, 2003.

9. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

11. Бондарев А.С. Правовое воспитание как целенаправленная, целостная и централизованная система // Вестник Пермского государственного университета. Юридические науки. Вып. 3. Пермь, 2011.

12. Васильев В.А. Юридическая психология. СПб., 1998.

13. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2010.

14. Галесник Л.С. Общенародное право и воспитание коммунистической сознательности // Советское государство и право. 1962. N 9.

15. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. С. 166.

16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

17. Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1996. С. 150.

18. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2010. С. 99.

19. Зазаева Н.Б. Право как составляющая цивилизации // Философия и общество. 2007. N 5.

20. Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск, 1984.

21. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874. С. 56.

22. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч.: В 10 т. 1994. Т. 4. С. 231.

23. Исаев И.А. Сферы власти и круги закона: рождение иерархий // Право и государство: теория и практика. 2010. N 10. С. 4 - 20.

24. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1988. С. 196 - 197.

25. Как нас теперь называть? // Российская газета. 2010. 19 апреля.

26. Каландашвили З.Н. Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата правовой культуры // Правовая культура современного общества. СПб., 2011.

27. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.

28. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 42 – 43.

29. Кант И. Метафизика нравов // Основы метафизики нравственности. М., 2009.

30. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции. Ярославль, 2008.

31. Кистяковский Б.А. В защиту права. Вехи. М., 1991. С. 122.

32. Клеванов А.С. Три современных вопроса "О воспитании - социализм, коммунизм и нигилизм; о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты". Киев: Тип. Петра Барокаго, 1885. С. 38.

33. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1990. Т. 9: Материалы разных лет. С. 387.

34. Ковалев М.И. Генетика человека и его права (юридические, социальные и медицинские проблемы) // Государство и право. 1994. N 4.

35. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 3.

36. Культура. Творчество. Человек. М., 1970.

37. Кутафин О.Е. LEX RUSSICA. 2004. N 2. С. 377.

38. Лазарев В.В. Социально-психологический механизм правоприменения. Казань, 1982.

39. Лукашева Е.А. В.И. Ленин о правовой законности // Социалистическая законность. 1964. N 4.

40. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

41. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2010.

42. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2010.

43. Маркарян Э.М. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

44. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2011. С. 260.

45. Матузов Н.И. Право как мера политико-юридической свободы // Политология. М., 2010.

46. Матузов Н.И. Правовая культура, правовое государство и демократическое развитие общества // Правовая культура. 2010. N 2. С. 40.

47. Матузов Н.И. Правовой идеализм как "родимое пятно" российского общественного сознания // Правовая культура. Саратовский юридический институт МВД России. 2008. N 2 (5). С. 40.

48. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997.

49. Межуев В.М. Понятие культуры // Коммунизм и культура. М., 1966. С. 33.

50. Монтень М. Опыты: в 3 кн. 2-е изд. 1-я и 2-я кн. М.: Наука, 1980. С. 25.

51. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2012.

52. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 2010.

53. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989.

54. Областная научная конференция: Сб-к статей. Секция юридических наук. Пермь, 1980.

55. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. проф. М.Н. Марченко: В 3 т. М., 2010. Т. 3. С. 362.

56. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2010.

57. Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2011.

58. Орзих М.Ф. Личность и право. М., 1975.

59. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1976.

60. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2011. N 3.

61. Петровская А.В. Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур // История государства и права. 2007. N 4.

62. Петручак Л.А. Проблемы понятия и структуры правовой культуры // Lex Russica: Науч. тр. МГЮА. 2009. N 5. Т. LXVIII. С. 1056.

63. Пиголкин А.С. Формы реализации норм общенародного права // Сов. государство и право. 1963. N 6. С. 26.

64. Полищук В.И. Культурология. М., 2010.

65. Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: Моногр. / Под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2010. С

66. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

67. Пырин А.Г. Персонализация прав // Науч. тр. МГЮА. 2010. N 1. С. 27.

68. Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985.

69. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд. М., 2009. С. 752.

70. Российская газета. 2011. 14 июля. N 151.

71. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 307.

72. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

73. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990.

74. Синюкова Т.В. Философия правовой культуры. Теория права // Правовая культура. 2009. N 2. С. 14.

75. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 2010.

76. Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. М., 2011. С. 38.

77. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 61.

78. Столяренко Л.С. Основы психологии. Ростов н/Д, 2010.

79. Стрыгина С.В. Правовая культура современной России // Известия Саратовского ун-та. 2007. N 1. С. 69.

80. Теория государства и права. М., 2010.

81. Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. 1972. N 2. С. 24, 27 - 28.

82. Фарбер И.Е. Государство и коммунизм. М., 1962.

83. Фролов С.С. Социология. М., 2010.

84. Чесноков Д.И. Исторический материализм. М., 1965.

85. Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.

86. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. N 14. С. 51

87. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.

88. Явич Л.С. Право и общественные отношения. М., 1975.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Европейская доктрина о правах человека
  2. Формирование внешнеполитического образа России в постсоветский период
  3. Проблемы обеспечения и реализации права на свободу слова и информации
  4. Место России в мировом хозяйстве и международном размещении производства. Интеграционные группировки
  5. Развитие креативных способностей учащихся на уроках истории
  6. Книга Р.О. Халфина "Общее учение о правоотношении"
  7. Администрация Президента РФ
  8. Арт-терапия
  9. Правовая культура
  10. Метиодика преподавания истории в немецкой школе
  11. виявлення видового складу мошок м.Донецьк та встановлення видів-індикаторів водойм різноманітного ступеня забрудненості.
  12. Политический режим
  13. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
  14. Отпуска без сохранения заработной платы
  15. Гражданское общество в структуре социального государства и как инструмент управления государством
  16. Формирование геоцентрической картины мира
  17. Туризм
  18. Неорганические вещества в домашней аптечке
  19. Исполнение наказания в виде обязательных работ
  20. Этика Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
  21. Формы предварительного расследования и их соотношение
  22. Технологии адаптации лиц без определенного места жительства на примере Центра социальной адаптацииФилимонки
  23. Технологии политического флешмоба в современном мире
  24. Теория личности
  25. Структура архивоведения как научной дисциплины
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: