Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Право как мера справедливости





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВА 6

1.1Понятие справедливости 6

1.2Справедливость, как особое качество характеризующее право 8

2.ОСНОВЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРАВЕ 12

2.1 Справедливость как принцип права 12

2.2 Объективная и субъективная стороны справедливости 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Введение

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем, плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Справедливость - социальный феномен, еще в древние времена получивший особый статус регулятора общественных отношений. Его широкое распространение в общественной жизни современного российского общества, а также систематически происходящие трансформации общественного сознания предполагают наличие к нему как теоретического, так и практического интереса.

По моему мнению, тема курсовой работы является актуальной, так как изучение справедливости как категории общественного сознания, концептуально определяющей его уровень и качественное состояние. Унифицированная дифференциация явлений общественной жизни человеческим сознанием происходит посредством их оценочного соотнесения со справедливостью. Созидательная функция справедливости реализуется при формировании осознанного отношения к явлениям общественной жизни.

Итак, актуальность исследования определяется следующими моментами:

 вопросами, возникающими вследствие малой изученности справедливости в контексте особенностей ее отражения в современном российском правосознании;

 необходимостью формирования в сознании современного российского общества осмысленных критериев адекватной оценки справедливости;

 недостаточностью исследований особенностей реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере;

 особенностями дистрибутивного механизма распределения благ и ответственности с точки зрения частных и публичных интересов субъектов общественных отношений.

Объектом исследования выступает справедливость в контексте современного российского правосознания.

Предмет исследования определяется проблематикой социальной философии, в рамках которой осуществляется анализ понятий «справедливость» и «правосознание», выявляются особенности отражения справедливости в современном российском правосознании, рассматривается реализация требований и функций справедливости в частноправовой сфере.

Основная цель курсовой работы - анализ особенностей отражения справедливости в современном российском правосознании и выявление проблемы реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

1. Выявить понятие справедливости в правовом аспекте.

2. Провести анализ соотношения понятий правосознание и справедливость.

3. Вскрыть роль и значение социальных норм, основанных на справедливости, в развитии современного российского правосознания.

Теоретическую и методологическую основы исследования составляют аргументация и выводы различных современных зарубежных ученых. При изучении понятия «справедливость» и современного российского правосознания используется диалектический метод исследования.

В работе широко применяется комплексный подход к изучению проблемы справедливости и современного российского правосознания, который включает философский, правовой и социологический аспекты.

В ходе работы используются методы сравнительного анализа и оценок

Сравнительный метод используется совместно с историческим методом исследования, посредством которого появилась возможность исследовать проблематику справедливости и правосознания в динамике исторического развития современного российского общества и государства.

Основные результаты и положения, в данной курсовой работе, были изложены в следующих статьях, опубликованных в различных научных изданиях, в том числе в научных журналах и книгах.

Заключение

Для современной России, мучительно выбирающейся из недр советского прошлого, проблема социальной справедливости в праве не нова. Тем не менее, она до сих пор вызывает среди ученых дискуссию, которая во многом является следствием укоренившихся в сознании людей идеологических постулатов господствующей ранее социалистической доктрины. В ней проблемы социальной справедливости концентрировались главным образом в вопросах труда, распределения и социального обеспечения.

Что исходной в области правовых явлений выступает норма права, адекватно отражающая объективные потребности общественного развития, учитывающая оптимальное сочетание интересов участников общественных отношений, государства, индивида, их защищенность. Именно норма права должна быть справедливой, поскольку от нее зависит справедливость иных правовых явлений. Справедливость как определенное качество, присущее праву, отражает объективную основу справедливости в правовой материи. Критерии (признаки) справедливости должны быть выдержаны в нормах права и, естественно, проявляться в конкретных правоотношениях, влиять на правосознание (хотя справедливость как моральная категория присутствует в правосознании и оказывает обратное воздействие на нормы права, на правоотношения).

Вполне возможно, отпадет необходимость в закреплении в Трудовом, Гражданском, Уголовно-Процессуальном, Гражданско-Процессуальном, Арбитражно-Процессуальном и иных кодексах принципа справедливости, если закрепление его будет в Конституции в качестве общеправового принципа. Но в целях отражения отраслевых основ справедливости представляется необходимым закрепить рассмотренный принцип в различных отраслях права, именно в тех, где необходимо защитить в большей степени интересы субъектов правоотношений.

Нецелесообразность, а во многих случаях невозможность нормативного закрепления точных границ субъективных прав и обязанностей участников гражданских правоотношений делают необходимым использование механизма "плавающей" границы меры дозволенного или должного поведения. Эта граница в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств устанавливается судом или сторонами договора (по взаимному добровольному согласию) с учетом принципа социальной справедливости вкупе с принципами разумности и добросовестности.

Принцип социальной справедливости как общий принцип права опосредованно выражается во многих нормах и институтах обязательственного права, как бы "растворяясь" в огромном массиве гражданского законодательства, обретя формы отраслевых принципов разумности и добросовестности. Иными словами, принцип разумности и добросовестности является одной из составляющих более общего принципа - принципа социальной справедливости. Именно поэтому при исследовании проблемы реализации принципа социальной справедливости, в частности в обязательственном праве, во всех случаях необходимо выяснять роль в нормах ГК РФ таких понятий, как "разумность" и "добросовестность".

Требование социальной справедливости в большинстве случаев его "подразумевания" в нормах ГК РФ возлагает на субъекта обязанность выбора справедливой величины одного из линейных параметров (характеристик) в целом достаточно определенного действия. Наряду с этим социальной справедливостью могут обусловливаться не только отдельные параметры описательно-результативных моделей поведения, но и их совокупные качественные характеристики. Нередко обязанность надлежащего выполнения точно определенных описательно-результативных моделей поведения подкрепляется требованием разумности качества действий или их результата. Например, ч. 2 ст. 496 ГК РФ гласит: "При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется". Данное правило действует в случаях отсутствия в договоре качественных характеристик модели поведения, каковой является предоставление товара, или когда имеющихся характеристик недостаточно.

Список литературы

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // Российская газета от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13

2. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 28.07.2004г. №80-ФЗ, от 02.11.2004г. №127-ФЗ, от 31.03.2005г., №25-ФЗ, от 27.12.2005г., №197-ФЗ)

3.Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301; СЗ РФ от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410; СЗ РФ от 3 декабря 2001 г. № 49 ст. 4552; СЗ РФ от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I)

4.Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301; СЗ РФ от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410;

5.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002 г.- № 46

6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 16.10..2006г. №160-ФЗ

7.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ от 1 января 1996 г.- № 1

8.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.06.2006г. №90-ФЗ

9.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г.- № 52 (часть I)

10.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1)

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 27.07.2006г. №153-ФЗ

12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 02.05.2006г. №38-ФЗ

13.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.1992г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров».

14. Постановление Президиумума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.1997г. №1654/96

Литература

1.Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение 2010., №3

2.Кашанин Т.В. Происхождение государства и права М., 2010.

Кистяковский Б.А. Философия и социология права М, 2011.

3.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право М. Мысль, 2012.

4.Междунар. ярмарки идей, 34 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2012.

5. Муромцев С.А. Справедливость и право М, Мысль, 2012.

6.Нерсесянец В.С. Философия права М., 2012.

7.Нерсесянец В.С. Общая теория права и государства М., 2012.

8.Нестерук, Е. С. Правосознание и справедливость: проблема соотношения понятий / Е. С. Нестерук // Вестник Чувашского университета. – 2008. - № 1. – С. 109-112.

9.Нестерук, Е. С. Справедливость в правотворчестве и правоприменении / Е. С. Нестерук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2010. - № 3. – С. 260-262.

10.Нестерук, Е. С. Цивилистический аспект понятия «справедливость» / Е. С. Нестерук // Вестник Чувашского университета. – 2010. - № 3. – С. 97-100.

11.Нестерук, Е. С. Истинность в юридическом процессе / Е. С. Нестерук // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология.

12.Нестерук, Е. С. Справедливость как оценочное понятие в правосознании / Е. С. Нестерук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Исторические науки. Волжский рубеж». - 2010. – Т. 12, № 6 (21). – С. 77-79.

13.Нестерук, Е. С. О правовом статусе понятия справедливости / Г.П. Корнев, Е. С. Нестерук // Законы экономической сферы общества : материалы IX Нестерук, Е. С. Статус правосознания в правовой культуре / Е. С. Нестерук // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 49-51.

14.Нестерук, Е. С. Особенности современного российского правосознания / Е. С. Нестерук // Законы научной сферы общества : материалы X Междунар. ярмарки идей, 35 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 291-292.

15.Нестерук, Е. С. Справедливость как основа современного российского правосознания / Е. С. Нестерук // Законы художественной сферы общества : материалы XI Междунар. ярмарки идей, 36 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 162-163.

16.Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / Под ред. Н.М. Марченко. М., 2010.

17.Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 29-32.

18.Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. М. П. Журавлева, С. И. Никулина. – М., 2010.

19.Уголовное право. Особенная часть (конспекты лекций) / Авторы-составители М. Смирнов, А. Толмачев. – М., 2011.

20. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. А. И. Марцева. – Омск, 2010.

21.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Уч. Пособие Интерстиль М., 2010.

22.Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. М., 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. внеурочной деятельности по информатике
  2. Оптимизация деятельности автотранспортного предприятия за счет совершенствования маршрутов перевозки скоропортящихся грузов подвижным составом ООО «Алтайхолод».
  3. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром
  4. Уголовно-правовая характеристика видов соучастников преступления
  5. Разработка и исследование метода автоматической коррекции опечаток в текстах на естественном языке
  6. Системные расстановки по Хелленгеру
  7. Экономическая мысль средневековья
  8. Типы и предпосылки международного сотрудничества
  9. Организация государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации
  10. Система государственной власти в РФ
  11. Мой консультационный опыт
  12. Объекты конституционно-правовых отношений
  13. Социально-философский анализ феномена терроризма в современном обществе
  14. Понятие и виды мер пресечения, их характеристика
  15. Изобразительная деятельность как средство развития детей раннего возраста
  16. Доклад о российском сайте, на котором хотели ли бы работать и почему
  17. философия наука религия
  18. Привлечение детей к террористической деятельности
  19. Социальная работа православной церкви в сфере оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей
  20. Сталин как дипломат
  21. Совершенствование планово-предупредительной выправки пути с внедрением машинных комплексов
  22. Становление российского парламентаризма (на примере деятельности Государственной думы 1906-1917 гг.)
  23. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  24. Наследование по закону
  25. Технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: