Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы феномена отношения к своему телу у малдших школьников 7

1.1 Отношение к телу в структуре самосознания 7

1.2 Отношение к телу и половозрастная идентификация 12

1.3 Отношение к телу на разных этапах формирования физического Я 19

Глава 2. 24

2.1 Выбор методов и организация исследования 24

2.2 Анализ результатов 36

2.3 Рекомендации 38

Заключение 40

Список литературы 42

Методики 45

Введение

Личные отношения между мальчиками и девочками наименее изучены в младшем школьном возрасте. Подчеркивалось, что до тринадцати лет половой фактор «молчит» и дети общаются, не различая пол, что все возрасты до подросткового являются нейтральными в отношении пола.

Считалось также, что до подросткового возраста половые центры дифференцированы слабо, при этом младший школьный возраст считался самой мирной стадией, характеризующейся некоторым угасанием полового интереса.

В настоящее время в психологии приоритет имеет другая точка зрения, согласно которой фактор пола оказывает влияние на развитие личности и формирование личных отношений в любом возрасте, но в разные возрастные периоды - неоднозначно (Ананьев Б.Г., 2001; Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1980; Кон И.С., 1984; Раттер М., 1987; Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Исследование того, как именно и в какой мере половой фактор оказывает влияние на личные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте, является недостаточно изученной проблемой психологии развития на сегодняшний день.

От своевременности и полноты процесса освоения мужских и женских психологических черт, постижения половой роли на каждом возрастном этапе и, в частности, в младшем школьном возрасте, будут зависеть уверенность человека в себе, цельность его переживаний, определенность установок и, в итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношения в семье, в коллективе.

Недостаточная изученность особенностей личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте и определили тему настоящей работы.

Объект исследования - личные взаимоотношения младших школьников.

Предмет исследования - личные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте.

Цель исследования - изучение структуры и динамики личных отношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста к сверстникам противоположного пола.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Выделить типичные ситуации личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте.

3. Исследовать психологическую структуру личных отношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста к сверстникам противоположного пола.

4. Выделить типы личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте, проследить динамику этих отношений на протяжении изучаемого возрастного периода.

5. Описать качественные характеристики полового самосознания детей младшего школьного возраста и определить критерии его сформированности.

С этой целью использовались следующие психодиагностические методики:

1) частично стандартизированная беседа, направленная на получение информации о знаниях детьми половых и полоролевых стереотипов, об умении детей младшего школьного возраста соотносить собственные особенности и характеристики сверстников противоположного пола с половыми и полоролевыми стереотипами, о типичных ситуациях личных отношений между мальчиками и девочками;

2) методика «Ситуации», с целью изучения психологической структуры личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола и исследования характера изменения этой структуры в течение младшего школьного возраста.

Работа выполнена на базе общеобразовательных школ г. Москва. В исследовании приняли участие мальчики и девочки 1-го класса, 2-го класса, 3-го класса. Исследование проводилось по методу срезов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается комплексным использованием взаимодополняющих методов, отвечающих целям и задачам исследования, а также применением методов математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ) при обработке экспериментальных данных.

В ходе исследования предполагалось проверить следующие гипотезы:

В младшем школьном возрасте личные отношения между мальчиками и девочками являются важной подструктурой межличностных отношений детей и характеризуются эмоциональной насыщенностью и личностной значимостью.

Личные отношения мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола имеют неодинаковую структуру: в отношениях мальчиков к девочкам доминирующим является когнитивный компонент, а в отношениях девочек к мальчикам - эмоциональный.

Характер личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола связан с уровнем развития полового самосознания детей и определяется их способностью осознавать собственную половую принадлежность и адекватно воспринимать сверстников как представителей определенного пола.

Научная новизна заключается в том, что впервые проведено исследование характера и динамики личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте, а также их зависимости от уровня сформированности полового самосознания детей.

Установлена значимость и эмоциональная насыщенность личных полоролевых отношений для детей младшего школьного возраста.

Выявлено неодинаковое отношение мальчиков и девочек младшего школьного возраста к сверстникам противоположного пола: для мальчиков более характерны активно-положительный, пассивно-положительный и эгоистический типы отношений, а для девочек - активно-положительный и неустойчивый.

Получены данные о закономерностях развития личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола: в целом повышается конструктивность этих отношений. Также в данных отношениях выявлены существенные половые различия: у мальчиков наблюдается постепенное снижение активности и нарастание неустойчивости, а у девочек напротив наблюдается резкий скачек активности, заинтересованности и устойчивости.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование знаний об особенностях личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола при организации воспитательного процесса может обеспечить более эффективное формирование личности учащихся разного пола в младшем школьном возрасте.

Формирование адекватного представления о себе и о сверстниках как о представителях определенного пола, а также развитие навыков социальной перцепции помогает младшим школьникам осваивать роль мальчика или девочки и подготовиться в дальнейшем к освоению роли не только юноши и девушки, но и мужчины и женщины.

Полученные в работе данные могут быть использованы при чтении лекций по возрастной, педагогической и социальной психологии для студентов вузов, в лекциях при подготовке и переподготовке практических психологов образования, в консультативной работе с родителями.

Заключение

Сегодня тотальная сексуализация, от которой ребенку не скрыться ни дома, ни в школе, ни на улице, деформирует детскую картину мира. Становится все более очевидным, что существующие на протяжении тысячелетий такие традиционные институты, как семья и детские сообщества, все более утрачивают свое значение, происходит явная смена институтов социализации.

Развитие способностей детей к осознанию своей половой принадлежности и к социальному восприятию сверстников как представителей противоположного пола приводит к тому, что личные отношения мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола становятся все более осознанными и ориентированными на требования соответствующей половой роли, выраженные в половых стереотипах.

Как видно, к концу младшего школьного возраста девочки активно общаются и взаимодействуют в совместной деятельности с теми мальчиками, которые вызывают у них интерес и положительные эмоции, кроме этого, девочки начинают оценивать своих партнеров по общению.

Мальчики в поведении менее активны: они реализуют свой интерес и эмоции только в совместной деятельности, оценивая девочек по личностным и поведенческим качествам. Различия в структуре отношения мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола сохраняются и усиливаются.

Итак, результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте характер связи между уровнями сформированности полового самосознания детей и параметрами психологической структуры их отношения к сверстникам противоположного пола проходит закономерный путь половозрастного развития.

Девочки и мальчики младшего школьного возраста в отношениях к сверстникам противоположного пола уже проявляют половые особенности, которые в зрелых формах представлены в отношениях взрослых людей. Так, девочки более эмоциональны, более импульсивны и непредсказуемы, ориентированы на процесс отношения, но они и более доброжелательны. Мальчики же в своих отношениях с девочками более рассудочны, у них сильны оценочные установки, они ориентируются на результат отношений.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.

Несмотря на внимание исследователей к проблемам развития половой идентичности и полового самосознания в детском возрасте, многие вопросы в этой области все еще изучены недостаточно. Это относится и к проблеме качественных характеристик полового самосознания детей младшего школьного возраста, а также влияния уровня развития полового самосознания детей на характер и динамику их личных отношений к сверстникам противоположного пола.

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. – № 4 – 1997. – С. 3 – 13.

2. Агарева М. В. Соматический аспект содержания процесса образования // Молодой ученый. – 2012. – №1. Т.2. – С. 57 – 59.

3. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии 1, 1996

4. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб: Специальная литература, 1997.

5. Грин Р. Половая идентичность детей и подростков. - N.Y.: Basic Books, 1994 (перевод).

6. Душкина М.Р. Игровая деятельность в период начальной половой социализации личности и полоролевая идентификация ребенка в дошкольном детстве // Психолог в детском саду. - 2003.

7. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. Л.:Медицина, 1996.

8. Каган В.Е Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лети //Вопросы психологии. - 2000.

9. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

10. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Докт. дис. Л., 1991.

11. Казанцева О.В. Влияние современных мифов на образ тела подростков // Семейная психология и семейная терапия, 2000. – №1. – С. 14 – 33.

12. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб, 1998.

13. Колберг Л.. Познавательный анализ, связанный с развитием концепций полоролевых отношений детей. - М., 2003.

14. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1998

15. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

16. Кочкина Л.В. Становление физического Я в дошкольном возрасте : диссер.... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2007. – С. 6 – 8.

17. Леви Т.С. (2005) Психология телесности в ракурсе личностного развития //Психология телесности между душой и телом. Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ, С.410-433.

18. Мэй Р. (1997) Любовь и воля. М.: Рефл-бук, Ваклер.

19. Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума // Личность, творчество и современность. 2000 .

20. Пахомов В.Н. Проект «гражданин» - способ социализации подростков // Народное образование. - 2000.

21. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1999.

22. Подорога В. А. (1995)Феноменология тела. М.: Ad Marginem.

23. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

24. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.: Педагогика "http://www.koob.ru/pedagogics/" \t "_blank" , 1989. – С. 208 – 268.

25. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия "http://www.koob.ru/psychotherapy/" \t "_blank" . - СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 2000. – 384 с.

26. Сарджвеладзе Н.И. (1989) Личность и ее взаимоотношения с окружающей средой. Тбилиси.

27. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.– сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

28. Соковня И. Девочки-мальчики, женщины-мужчины // Директор школы, 1993.

29. Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003.

30. Хелл Д. (1999) Ландшафт депрессии. М.: Алетейя.

31. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004.

32. Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

33. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2003.

34. Юферева Т.И. Образы мужчина женщин в сознании подростков // Вопр. психол. 2005.

35. Юферева Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

36. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1998. - №6.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Социальные стандарты, политика доходов и реформа оплаты труда
  2. Местное самоуправление: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
  3. Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты
  4. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
  5. Эссе на тему « Жестокость законов препятствует их соблюдению» ( Ш. Монтескье)
  6. Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих
  7. Обеспечение иска в гражданском процессе
  8. Пути повышения эффективности использования методов отбора и подбора персонала
  9. Виды правонарушений
  10. Понятие и виды сроков в гражданском праве
  11. Социально-экономические и культурные права человека и гражданина
  12. Витаминная обеспеченность организма
  13. Кутюмы Бовези историко-правовой анализ
  14. Москва как культурный, научный, образовательный центр - история и современность
  15. Характеристики современной политической элиты России
  16. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
  17. Суррогатное материнство. Сравнительный анализ законодательства России и стран Евросоюза
  18. История банковской системы
  19. Создание советского государственного аппарата
  20. Отчет по практике
  21. Рекламная деятельность ООО «Комстэк»
  22. История России с древнейших времен до XIX века
  23. Россия в XIX веке
  24. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля
  25. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: