Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Политика советского государства в отношении Русской православной церкви 1920-80 гг. 20 вв





Введение

Актуальность проблемы. На современном этапе развития независимого и суверенного Российского государства исключительно важно переосмысления многих проблем нашей истории, которые еще в недавнем прошлом подвергались фальсификации или вообще замалчивались. Одной из них является становление Русской православной церкви начиная с 20-30-х годов ХХ ст. Особое значение приобретает в данном плане определения роли руководящих органов советского государства в процессе раскола РПЦ, становления православной церкви, ее история и другое, внутренние движущие силы в среде духовенства и верующих, положительные и отрицательные явления, связанные с этим процессом.

Глубокий и вдумчивый анализ положения церкви в советское время позволит найти пути выхода из сложной религиозной ситуации, которая сложилась в 1990-х годах и продолжается до сих пор. Изучение причин и движущих сил раскольнических течений в среде Русской Православной Церкви, поможет глубже осознать причины и корни современного раскола, выявить возможные пути его преодоления. Учет исторического опыта во взаимоотношениях государства и РПЦ поможет избежать многочисленных ошибок при выработке и реализации законов, законодательных актов и нормативных документов, касающихся деятельности религиозных организаций.

Достижения в начале 1990-х годов реальной свободы вероисповеданий привело к активизации изучения религиозных движений, различных течений православия и государственно-церковных отношений в отечественной и зарубежной историографии. Однако вопрос предпосылок возникновения, зарождения и исторического развития различных течений в РПЦ остаются слабо исследованными. Российская историография характеризуется лишь единичными работами, которые касались данной проблематики, а ряд вопросов являются малоизученными. В связи с этим, перед автором закономерно возникает необходимость проведения многостороннего исследования документальных источников о зарождении, историческое развитие и угасание движений в среде Русской Православной Церкви, а также выяснение роли в этом процессе советского государства. Это позволит более объективно рассмотреть механизм, особенности и последствия этого сложного процесса.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы исторического факультета.

Цель диссертации состоит в том, чтобы всесторонне осветить процесс возникновения, развития и упадка новых движений в РПЦ, выяснить причины их появления и определить последствия для дальнейшего развития православия, для чего определяются основные задачи исследования:

1) выяснить состояние разработки проблемы и уровень ее научного осмысления, обобщить историографические достояние, оценить ключевую базу;

2) определить предпосылки и причины возникновения первого раскола в РПЦ - обновленческого движения;

3) воспроизвести процесс развития обновленческого движения в течение 20-30 лет;

4) проследить возникновение и развитие других течений - Истинно-православной церкви. Выяснить предпосылки и причины их возникновения;

5) исследовать взаимоотношения советских органов власти и духовенства РПЦ и их влияние на возникновение и распространение новых течений;

6) показать место и значение новых движений в религиозно-духовной жизни;

7) раскрыть региональные особенности возникновения и распространения различных течений РПЦ;

8) проследить репрессии против духовенства и верующих, их причины и влияние на распространение новых движений РПЦ;

9) обобщить результаты исследования и показать возможности их практического применения в наше время.

Объектом исследования является Русская православная церковь во всем ее многообразии в целом.

Предметом диссертационного исследования есть верующие, государственные структуры и духовенство.

Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-х годов ХХ в., поскольку в эти годы произошел процесс раскола РПЦ, появление обновленчества (1922 год), время его деятельности и его угасание (конец 1930-х гг.), Деятельность «Истинно-православной церкви» (1927-30 и гг.). Нижняя граница объясняется изменением государственно-церковных отношений и воплощением политики раскола по РПЦ и возникновением новых православных конфессий. Верхняя граница обусловлена ​​угасанием активного религиозной жизни, фактической ликвидацией большинства вновь конфессий и слиянием их ячеек с Московской Патриархией.

Территориальные рамки исследования определяются территорией СССР начиная с 20х-30х годов и заканчивая 90х годов.

Научная новизна исследования обусловлена ​​введением в научный оборот значительного массива новых источников, что позволило автору сформулировать положения, которые составляют научную новизну

впервые:

- На основе широкого исходного материала показано в масштабах всей России отношение большинства верующих к обновленчества, которое характеризовалось его почти категорическим неприятием. Особенно противилось оно введению нового стиля летоисчисления. Опорой тихонивцив были зажиточные крестьяне и середняки, среди немногочисленных групп обновленчества преобладали бедняки и середняки;

- Положительным моментом обновленской церкви есть попытка ее демократизации и реформирования, однако, достичь этого не удалось через сопротивление канонического духовенства, консервативное мировоззрение большинства населения, вековые традиции православия;

- Причинами кризиса обновленческого движения и ее полного упадка в 30-х гг. XX в. считается его идейное перерождение; разочарование рядовых священников в своих мечтах об улучшении своего материального положения. К тому же переход большевистской партии и органов советской власти от поддержки обновленчества к беспощадной борьбе со всеми религиозными конфессиями привел к тому, что обновленцы стали ненужными, «вредными» и были репрессированы в основной своей массе;

- Отражена история Истинно-православной церкви в России, определены основные центры, ведущих деятелей, репрессии карательных органов против духовенства и верующих.

дальнейшее развитие получили:

- Новыми фактами подтверждается тезис ведущей, но не ключевых роли советских органов власти и компартии в судьбе РПЦ;

уточнено:

- Статистические данные православных конфессий, отождествляли себя с РПЦ;

- Отдельные биографии духовенства и верующих во всех православных конфессиях, которые рассматриваются;

дополнен:

- Не только на общероссийском, но и на региональном уровне освещены отношение верующих к обновленческих новаций и реформ, а также их воплощение в жизнь на местах;

Практическое значение диссертации состоит в том, что впервые в исторической науке осуществлено комплексное исследование по данной проблеме, материалы которого могут быть использованы при написании учебников по истории религий в России, религиоведения, истории России и обобщающих трудов по истории православия, в определенные правового законодательства государства в отношении свободы совести и вероисповедания. Особый интерес материалы диссертационного исследования могут представлять при выработке общей стратегии создания единой поместной автокефальной церкви.

Личный вклад соискателя. Сформулированные в диссертации научные положения, выводы и предложения принадлежат лично соискателю и являются его научным наследием. Диссертация является самостоятельно выполненной научной работой, в которой изложена история конфессий Русской православной церкви.

Структура и содержание диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, глав, которые разделены на подразделы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 120 страниц печатного текста, из них основного текста - 105 страниц.

Заключение

В выводах подведены итоги исследования, разработаны рекомендации по использованию его результатов.

Несмотря на активизацию исследований в области истории РПЦ, многие вопросы остаются в кругу малоизученных проблем. В частности, рассмотрение истории отношений православной церкви и государства осуществляется преимущественно в свете государственно-церковных отношений через сосредоточение исследователей именно на проблеме государственной политики РПЦ; наблюдается нехватка фундаментальных работ по истории отдельных конфессиональных групп и течений; имеющееся разнообразие концептуальных подходов и влияние на светскую науку православной церковной традиции.

Кроме того, в Российской историографии, несмотря на то, что разработка проблематики находится в состоянии своего «пикового» развития, остается неизученной целый ряд вопросов: раскол РПЦ, борьба за конфессий, межконфессиональная борьба на уровне «церковь-верующий», уничтожение властными структурами оппозиционно настроенного духовенства и мирян, и многие другие проблемы.

Сравнение идейного багажа обновленчества дореволюционного и «советского», дает все основания утверждать, что категорическая точка зрения клерикальных историков об отсутствии идеологической преемственности между обновленцами начала ХХ в. и 1920-30-х гг. является безосновательной.

Важным вопросом для церковных руководителей, требующий немедленного своего решения, стала борьба за благосклонность уважаемого епископата. Индивидуальном фактора реформаторы придавали немалое значение, поскольку авторитет епископата был настолько высоким, что обращения на сторону обновленчества было одной из важнейших задач не только церковных структур, но и органов ГПУ, ведь контроль над епископатом давал возможность проводить церковную политику в необходимом русле, а также иметь весь спектр информации о внутреннюю церковную жизнь.

Зато, расчеты советских спецслужб полностью не реализовались, поскольку ликвидация церковной оппозиции в виде как епископата, так и рядового духовенства, обычно не приводила к реализации той цели, которая ставилась, - создание о государственной и подконтрольной РПЦ, а наоборот, поднимала авторитет духовенства в глазах верующих, для которых осужденные выступали в качестве «духовных мучеников за веру».

Важное место в межконфессиональной борьбе играли массы верующих, которые, вопреки многолетним традициям, не пошли по многим своим пастырями, а выступили против обновленчества и реформационных тенденций. Большинство верующих требовала не менять православное вероучение, не ломать догматы, все церковные реформы проводить только после решений Собора, что свидетельствовало о нежелании большинства мирян почти никаких догматических и канонических изменений.

Зато автокефалия оказалась лишь ширмой, которая позволила безраздельно управлять Св. Синодом и, соответственно, церковной институтом митрополиту Пимену (Пегова), что приводило к возникновению конфликтов на высших ступенях духовенства, постоянных междоусобиц, следствием которых были частые ротации епископата, потеря ими авторитета как среди духовенства, так и мирян, борьба за привлекательные епархии, взаимные кляузы и публичные образы и другое. Все это отталкивало верующего население, толкало православных к сектантству, суеверия и иному.

Кроме того, переход большевистской партии и органов советской власти от поддержки обновленчества к беспощадной борьбе со всеми религиозными конфессиями побудил обновленцев в блок с канонической РПЦ, к объединению всех вероисповеданий для борьбы с безбожием. А советское правительство, на определенном историческом этапе воспользовавшись потенциалом обновленческого движения для реализации программы для уничтожения религии и церкви в СССР и не получив ожидаемого результата, почувствовал себя способным добиться победы атеизма без помощи церковных раскольнических группировок. Обновленцы стали ненужными, «вредными» и были репрессированы в основной своей массе.

Для борьбы с церковной оппозиции в стране действовала система государственных органов. Именно они разрабатывали, реализовывали и контролировали проведение в жизнь решений высших эшелонов власти в стране. Существование разных структурных подразделений советской тоталитарной системы позволило достичь иллюзорной слабости церковных институтов и православной доктрины в целом, но уничтожить православие так и не удалось.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ВИЧ-инфекция
  2. Э экологический туризм в России
  3. Правосубъектность юридического лица.
  4. Роль игры в психологическом развитии дошкольника
  5. Место Главы Государства
  6. Психологическая совместимость как уживаться людям с разными темпераментами
  7. Анализ и изучение источников поступления товаров на предприятие, на примере ООО «ЛУКОШКО»
  8. Способы привлечеия и удержания внимания в Массовой коммуникаии
  9. Контрольная работа по кинологии
  10. Оценка инвестиционной привлекательности организации в системе ее финансовых показателей
  11. Уголовное право Предмет и объект преступления
  12. Криптосистема Рабина
  13. Регистрация граждан по месту жительства, как административно-правовой институт
  14. Татуировка как особая форма изменения внешности
  15. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  16. Мотивация трудовой деятельности
  17. Послевоенный мир
  18. Общечеловеческие ценности и их отражение в курсе нового предмета ОРКСЭ
  19. Правовые основы жилищного обеспечения граждан
  20. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
  21. Особенности создания pr-текстов
  22. Зарубежный опыт по предупреждению преступлений органами внутренних дел
  23. Стратегии контактного взаимодействия
  24. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ
  25. Товароведная оценка качества чая байхового, реализуемого в розничной торговой сети г.Томска
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: