Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Позитивистская философия





Содержание

Введение 3

1. Позитивизм 6

2. Эмпириокретизм 13

3. Неопозитивизм 19

Заключение 31

Список литературы 34

Введение

Рассмотрение проблем и возможностей познания является одной из сквозных проблем философии. Однако в различные эпохи эта проблема приобретает свои специфические черты, рассматривается в различных ракурсах. В современную эпоху она связана, прежде всего, с характерными чертами развития научно-технической цивилизации, с порождаемыми ею формами осознания действительности.

Ведущую роль в становлении и развитии научно-технической цивилизации сыграла и продолжает играть наука. Бесспорные успехи научного познания, особенно в области математики и физики в начале 20-го века, не могли остаться незамеченными для философов. Более того, последствия оказались весьма впечатляющими. Произошло распространение в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии, способной дать окончательный ответ на коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия.

Вместе с тем, четко оказавшись в наше время антигуманные последствия научно-технического процесса порождают и активную оппозицию культа научной рациональности. Наука не редко объявляется ответственной за все пороки и грехи современной цивилизации [5].

Тем не менее оптимизм сторонников сциентизма, хотя и основательно потускнел, но далеко не иссяк. В наши дни он находит свое проявление в моделях информационного общества, способных якобы решить те самые больные проблемы, с которыми ни науке, ни технике так и не удалось справиться полтора-два десятка лет назад.

А между тем влияние прогресса науки и техники на общественную жизнь действительно противоречиво. И неудивительно в этих условиях, что обнаружение несостоятельности иллюзий сциентизма и техницизма неизбежно вызывает усиление антисциентистской и антитехницистских настроений. Это нашло свое проявление в художественной, преимущественно научно-фантастической литературы, а вместе с этим и в рождении утопических проектов, начиная с предложений о наложении на длительный срок моратория на научные открытия и технические новшества и кончая ретроградними призывами вернуться к ремеслу, мануфактуре и принципам организации земледелия эпохи конного плуга и сохи.

Сегодня ясно, что ни безбрежный оптимизм, ни безысходный пессимизм в оценке влияния научно-технического прогресса на ход истории не могут быть приняты. Установление оптимальных места и роли НТП в жизни общества сегодня и в обозримой перспективе остается в наши дни одной из центральных задач философии, поскольку от характера решения этой задачи во многом зависит: быть или не быть земной цивилизации.

Современным языком описываются такие традиционные области философского знания, как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Вообще все новое, что появилось в сегодняшней философской мысли, чаще всего связано с человеком, его жизнедеятельностью,благополучием общества и личности, анализом причин, возможностей и условий общественного прогресса, ориентированного на человека сегодняшнего дня.

Виднейшие из постпозитивистов: англичане К. Поппер и И. Лакатос, американцы П. Фейєрабенд и Т. Кун, С. Тулмин и другие.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Постпозитивисты, как и неопозитивисты, критически относятся к феноменологических и герменевтических установок. Вместе с тем постпозитивисты довольно резко отличаются от неопозитивистов [10].

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существенно ошибается. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория обьязательно сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Постпозитивисты признают, что между наукой и философией не имеет жесткой границы.

Заключение

Эволюция позитивизма протяжении полутора века признала его закономерное место в развитии философской мысли. Много претензий позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма оказались беспочвенными, но вместе с тем они прошли путь исследования, который сыграл во многих моментах конструктивную роль и создал своеобразную философию науки. Претендуя на свое превосходство по отношению к философии, позитивизм в своих модификациях еще больше подтвердил роль и значение философии как самостоятельной области знания, которое опирается на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на весь жизненный опыт человечества. Заслуга позитивистских концепций заключается в том, что их представители внесли весомый вклад в разработку математической логики и совершенствования языка науки. Под влиянием их идей и деятельности существенно изменились представления о науке. Сегодняшнее понимание науки, которое формировалось во многом благодаря деятельности позитивистских направлений, рассматривает ее как совокупность интеллектуальных средств, призванных оптимизировать наши взаимоотношения с действительностью, а не картину действительности.

"Вся наука (несмотря на то, что она все ближе и ближе к истине) -- это попытка описать Индию с точки зрения жителя океанического острова, а затем описать Россию с помощью такого описания Индии... Самый большой идеалист - это позитивист, который пытается выводить частичные утверждение из общих". Ч. Форст [5].

Таким образом, достоинством рассмотренных концепций развития научного знания, характерной чертой которых является тщательный анализ оснований науки и научно ориентированной философии, следует считать:

1. Построение динамических моделей развития науки;

2. Признание контекста открытия как составной части анализа истории эволюции научных идей, проблем и развития познавательной деятельности ученых.

3. Постепенно происходит отказ от ориентации только на логику, и философы обращаются к истории науки. В этом отношении показательны работы К. Поппера, И. Лакатос и особенно Т. Куна и П. Фейерабенда. Логика и история научного знания образуют неразрывное целое.

4. Постепенно происходит отказ от жесткого противопоставления фактов и теории. Теперь уже не считают, что факты дают надежное, обоснованное знание, а теория, наоборот, ненадежно, изменчиво. Выясняется, что понимание фактов невозможно без теории, т.е. они теоретически нагружены.

5. Существенно ослабевает антифилософская направленность идеологии аналитизма. Мало что остается от былого желания первых позитивистов ограничиваться лишь обобщением данных наук: теперь ставится задача мыслить так, чтобы не противоречить науке. Постпозитивизм уже не видит жесткого границы между философией и наукой, признается не отстранение философии от науки, а П. Феерабенд вообще отказывается видеть разницу между наукой и философией.

6. Происходит отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Считается, что накопление знания происходит не постепенно, не линейно, а в результате революционных преобразований. Теории, парадигмы несоизмеримы друг с другом.

7. От анализа внутринаучных отношений все чаще переходят к обсуждению связей науки и философии с внешними для нее социальными институтами типа политики, государства, религии; философия и наука - это органические части жизнедеятельности общества.

Эволюция аналитической мысли показала, что невозможно философствовать вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не существует одного-единственного, от века данного способа решения философских проблем. Несмотря на то, что нормы и идеалы постпозитивистской философии менялись довольно существенно, незыблемым оставалось требование мыслить ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно, с учетом всех тонкостей языковой сферы. Выделенный инвариант многолетних философских исследований объясняет главный смысл аналитической философии, комплекса разнообразных путей мышления с опорой прежде всего на анализ и язык.

Осовременивание философии аналитических черт стало значительным достижением постпозитивистской мысли. Отказ от аналитичности философии представляется в наши дни анахронизмом, возвращением к давно пройденному этапу философского знания.

Список литературы

1. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем: Исследование процесса научного познания. - М.,1984.

2. Конверский А.Е. Теория и ее обоснование. - К., 2000.

3. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Феникс, 2007 608 с.

4. Куликов С.Б. Значение культуры в становлении философии науки // Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 7 (58). ? Серия: Гуманитарные науки. С. 118--121.

5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

6. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки — М.: Академический Проект Трикста, 2008. -- 475 с.

7. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских програм. - М., 1995.

8. Липкин А.И. Философия науки. -- ЭКСМО, 2007 -- 608 с.

9. Никифоров А.Л. Методологическая концепция П. Фейерабенда / Александр Никифоров. -- Вопросы философии. -- 1976. -- №8. -- С. 142--146.

10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

11. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

12. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - К., 1997.

13. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы -- Гардарики, 2006 -- 384 c.

14. Тулмин С. Выдерживает ли критику различие нормальной и революционной науки. - М., 1994.

15. Тулмин С. Человеческое понимание. - М., 1984.

16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Учебная успешность в начальной школе
  2. Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата
  3. ПСИХОСЕМАНТИКА ЦВЕТА В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ПРАЗДНИКОВ «ОП!»
  4. Особенности гидроотвалообразования
  5. Техническое творчество и диалектика
  6. Феномен «новой экономики» в информационном обществе
  7. Избирательное право в зарубежных странах понятие, принципы, структура
  8. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром
  9. Письмо и проблемы в его овладении младшими школьниками
  10. Принципы трудового права
  11. Одиночество как проблема социальной работы
  12. Контрольная работа по международному частному праву
  13. Занятость и безработица.Экономические и социальные издержки безработицы.
  14. Арабское завоевание Европы. Основные этапы и значение
  15. Функции Российского государства понятие и классификация
  16. Специфика межличностных отношений в коллективе IT специалистов
  17. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения
  18. Правовые основы БЧС
  19. Отчет по практике
  20. Доказывание по делам о незаконном обороте наркотических средств
  21. Социальные и правовые гарантии при потере работы
  22. Нейрондық желілер
  23. Махновщина - ее идейные и организационные искания
  24. Правовое регулирование торговли антиквариатом
  25. Коррекция нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: