Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием





Содержание

Введение 3

Глава 1. Эмоции как особый класс психических процессов 5

1.1 Общая характеристика эмоций и их виды 5

1.2 Эмоциональные процессы и управление эмоциями 6

Глава 2. Эмоциональная регуляция личностных особенностей педагогов 10

2.1 Взаимосвязь эмоций и личностных особенностей педагогов 10

2.2 Роль эмоций в деятельности педагогов 14

3. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием 18

3.1 Исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием 18

3.2 Результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием 20

Заключение 44

Список использованной литературы 47

Приложения 49

Введение

Актуальность исследования. Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные, опасные.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особенности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.

При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

Объект исследования: педагоги, 30 человек – 5 мужчин и 25 женщин.

Предмет исследования: процесс взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что личностные особенности педагогов влияют на их эмоциональное состояние в результате педагогической деятельности.

Цель исследования: изучить взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием.

Задачи исследования:

рассмотреть общую характеристику эмоций и их виды;

охарактеризовать эмоциональные процессы и управление эмоциями;

показать взаимосвязь эмоций и личностных особенностей педагогов;

определить роль эмоций в деятельности педагогов;

определить исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием;

показать результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием.

Заключение

Опросник Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р. Б. Кеттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Опросник Кеттелла включает в себя все виды испытаний – и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Каждый фактор содержит не, только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В – общий уровень интеллекта; М – уровень развития воображения; Q1 – восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q3 – наличие внутренних напряжений; Q4 – уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н – смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования – подчиненности; Q2 – зависимость от группы; N – динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии - интроверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других.

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе был проведен сбор первичной информации по средствам теста Кеттелла. По данным теста были получены первичные показатели, которые непосредственно отражают результаты проведенных измерений. Первичные статистические показатели – это показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработкой результатов психодиагностики.

На втором этапе исследования была проведена вторичная обработка полученных данных с помощью метода корреляции. Это вторичный метод статистической обработки, с помощью которого на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности, а также проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. При методе корреляции использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмана – позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков. Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие. В ходе проведения исследования по многофакторной личностной методике Р. Кеттелла (форма С) на 105 вопросов группы 82-06 экономического факультета СибГТУ, при помощи метода корреляции были получены следующие результаты:

Заметной связи между 5 факторами, выбранными из 16, нет, так как значение r нет в интервале от 0,6319-0,8721.

Была выявлена связь меньше 0,1 и отрицательная связь между:

Слабость Я – Сила Я и Прямолинейность – Дипломатичность (r=-0,2727);

Слабость Я – Сила Я и Низкое самомнение – Высокое самомнение (r=-0,0758);

Прямолинейность – Дипломатичность и Низкое самомнение – Высокое самомнение (r=0,0394);

Прямолинейность – Дипломатичность и Интроверт – Экстраверт (r=-0,4152);

Низкое самомнение – Высокое самомнение и Интроверт – Экстраверт (r=-0,0727).

Если коэффициент корреляции отрицательный, это означает наличие противоположной связи: чем выше значение одной переменной, тем, ниже значение другой, т.е. существует противоположная связь.

Список литературы

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Спб.: Питер, 2011. – 560-600с.

Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 2009.с.134

Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 2008.с.78

Зеньковский В. В. Педагогика. – М., 2010.с.89

Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии. – 2010. – № 1.с.24

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.с.19

Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. – 2010. – № 6.с.37

Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М., 2009.с.15

Прохоров А. О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. – 2009. – № 3.с.40

Прохоров А. О.: Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. – М., 2008.с.24

Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.с.28

Рубинштейн М. М. Проблемы учителя. – М., 2008.с.178

Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2009.с.190

Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. – М., 2008.с.362

Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2008.с.93

Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.с.261


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Развитие теоретических взглядов на роль и место суда и судебной власти в дореволюционной России
  2. Наука Древней Греции
  3. Глобальные проблемы современной цивилизации
  4. Античная риторика и ораторское искусство Цицерона
  5. Требования к оформлению работ
  6. Формирование государственной политики и ее реализация
  7. Обязанности и права гражданского служащего
  8. Деловое письмо
  9. Изучение явления рентгеновского излучения
  10. Основные тенденции развития конституционного права РФ
  11. Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков
  12. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  13. Воздушный кодекс - основной источник воздушного права
  14. Методика расследования убийств, замаскированных под самоубийства
  15. Социология. Механизмы трансляции памяти в современных
  16. Администрация Президента РФ
  17. Права и обязанности собственника жилого помещения и членов его семьи
  18. Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека
  19. Законодательная система
  20. Дисциплинарная часть древнерусских монастырских уставов
  21. Правовой статус обвиняемого
  22. Психология принятия управленческих решений
  23. Патриотическое воспитание школьников (на примере Дома Культуры).
  24. Философия медицины
  25. Функции Российского государства понятие и классификация
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: