Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Письмо и проблемы в его овладении младшими школьниками





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИСЬМА КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1            Понятие «письмо» в современной психолингвистике, его психофизиологический механизм и условия успешного овладения 6

1.2            Обучение младших школьников русскому письму 13

1.3  Выводы 21

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМОМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23

2.1 Дисграфия: понятия, классификации 23

2.2 Пути коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательных школ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Введение

Актуальность работы. Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным. В эпоху всеобщего перехода от бумажного представления информации к электронному актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму. Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в значительной мере зависит от уровня развития мышления ребенка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия.

Красивое письмо – это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказывается на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Трудности, возникающие при овладении техникой письма, имеют разные причины: физиологические, психологические и педагогические.

Изучением проблемы соотношения мышления и речи занимались ученые разных областей науки: философии, психологии, физиологии, нейропсихологии, психолингвистики, педагогики, логопедии и др.

Фундаментальные исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, А.Валлона и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам следует отнести: когнитивные предпосылки развития речи и языка; закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе; отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания; роль обучения в психическом развитии ребенка. Результаты дальнейшего исследования этих вопросов, принципиальные теоретические положения были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как: А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, Н.Н.Поддъяков, Г.И.Минская, В.И.Лубовский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова и др.

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Длинкова, А.Р. Лурия и др.), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Целью нашей работы является выявление проблем овладения письмом младших школьников.

Объект исследования – письменная речь младших школьников.

Предмет – методические приемы, помогающие исправлять и предупреждать дисграфию учащихся начальной школы.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

 рассмотреть понятие «письмо» в современной психолингвистике, его психофизиологический механизм и условия успешного овладения;

 выявить особенности обучения младших школьников русскому письму;

 изучить понятие дисграфии и ее классификацию;

 определить возможные пути коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательных школ.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Дисграфия– неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.

Дисграфия – нарушение письма, сопровождаемое заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Обусловлено нарушением системы речевой в целом. Рассматривается как симптом при алалии, при разных форм афазий, при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность слуха фонематического и затруднения в произношении, кои препятствуют овладению фонематическим составом слова. Дисграфия никогда не возникает "из ничего". Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Предрасположенность к дисграфии определяется в возрасте 4–5 лет. Выявление уже имеющейся, скрытой или явной дисграфии возможно в любом возрасте. Дисграфию можно скорректировать путем специальных упражнений в чтении и письме.

Полностью устранить дисграфию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.

Обучение письму детей младшего школьного возраста при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе, способствует предупреждению нарушений письменной речи.

Овладение началами грамоты является важным этапом в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети усваивают довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, научились делить предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, дети учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствует развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений.

С помощью наглядных схем, игр в «Живые звуки и слова», специальных пособий дети овладевают навыками звуко-слогового анализа.

Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствовует формированию оптико-пространственного образа букв.

Мы считаем, что методы и приемы, предложенные нами при обучении письму, будут способствовать развитию у младших школьников познавательных способностей, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, оптико-пространственных ориентировок, тонкой моторики пальцев рук, устной речи (расширение словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие грамматических навыков, связной речи, это позволит избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Список литературы

1. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике. – М.: АСТ.: Астрель, 2008.

2. Белянин В.М. Психолингвистика. – М., 2006.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 415с.

4. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2008.

5. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. , Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Нарушения устной и письменной речи:Учеб.-метод. пособие – Мн.: УО «БГПУ», 2003.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.М.: ТЦ Сфера, 2007.

7. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. - 370с.

8. Зиндер, Л. Р. Очерк общей теории письма / Л. Р. Зиндер. АН СССР - Ле­нинград: Наука, Ленинградское отд-е, 1987. - 110с

9. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. М., «Просвещение», 2009.(в 2-х книгах)

10. Коваленко, О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы:учебно-метод.пособие / О.М. Коваленко.-М, 2008г.

11. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007

12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 2007. – 286 с.

13. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. - М .: Айрис – пресс, 2006.

14. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. -- СПб.: СПбГУПМ, 2009. - 36 с.

15. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. – М., 2008.

16. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

17. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 2007.

18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.

19. Логопедия: Методическое наследие. Книга IV: Нарушения письменной речи. Дислексия, дисграфия/ под редакцией Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303 с.

20. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2007.

21. Леонова С.В. Содержание и приемы работы при оптической дисграфии// Логопед. – 2005. - № 5. – с. 108-125.

22. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001.

23. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 2005.

24. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М. : Изд. ГНОМ и Д. - 2006.

25. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 88 с.

26. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графо-моторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопедия. -2004. - № 1-2.

27. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 2 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 47 с.

28. Оглоблина И.Ю. Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников// Логопед. – 2009. - № 5. – с. 116 – 122.

29. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

30. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 140 с.

31. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 158 с.

32. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под редакцией В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОКС, 1997. – 400 с.

33. Правдина О.В. Логопедия. – М.: 1999.

34. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманит. исслед. В. Секачева. 2002.

35. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.

36. Садовникова, И. Н. Нарушения пись­менной речи у младших школьников и пути их преодоления / И. Н. Садовникова. - М., 1995.

37. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 2006.

38. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. - М. : «Мозаика-Синтез», 2006.

39. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. - М. : «Изд. ГНОМ и Д, 2002.

40. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

41. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис- пресс, 2005.

42. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 2007.

43. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М.:МПСИ, 2000. - 304с.

44. Щерба Л. В. Теория русского письма / Л. В. Щерба. - Л., 1983.

45. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Эльконин // Вопросы психологии. - 1956. - №5. - С.51-59.

46. Юрчишина В. Д. Вижу-читаю-пишу. Система обучения грамоте--- М. : ООО «Изд. ГНОМ и Д», 2006 (комплект пособий: конспекты занятий, логопедическая азбука, демонстрационный материал).

47. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста// Логопедия. – 2004. - №2(4). – с. 60-70.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Обеспечение соблюдения прав человека при проведении таможенного контроля в отношении физических лиц
  2. Феодальная раздробленность
  3. Причины психоэмоциональных нарушений у подростков
  4. Принципы фон Неймана
  5. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ НА МОДЕЛИ ПУАНКАРЕ ПЛОСКОСТИ ЛОБАЧЕВСКОГО
  6. Арбитражный процесс задачи
  7. Этические проблемы в оперативно-розыскной деятельности
  8. Профориентационная работа по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников (воспитанников детского дома)
  9. Планы счетов бухгалтерского учета
  10. Понятие , виды и общая характеристика преступления против мира и безопасности человечества
  11. Личность в философии, социологии и психологии
  12. Сравнительный анализ педагогических систем изобразительной практики
  13. Внешняя политика Российской Федерации в 1992-2000 годах
  14. Конфликты в сфере взаимодействия
  15. Оценка общей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО "СМНМ"
  16. Создание системы управления агентством недвижимости «Светлана»
  17. Влияние СМИ на общественное мнение
  18. Субъект патентного права
  19. Неосторожность как форма вины, ее виды
  20. Система управления персоналом в антикризисном управлении роль, задачи, функции
  21. Реферат-конспект Книга Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929 Э.Х. Карр
  22. Роль лидера и групповая работа на предприятии
  23. Отчет по практике по специальности защита информации и систем связи
  24. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
  25. Суррогатное материнство. Сравнительный анализ законодательства России и стран Евросоюза
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: