Таким образом, рассматриваемая система все-таки расширила возможности для вертикальной социальной мобильности, для возвышения при соблюдении определенных условий людей из низших классов. Хотя обязанность государственной службы возлагалась прежде всего на дворян как наиболее обеспеченное и образованное сословие, Петру I все же удалось создать государственную службу как бюрократический механизм. Государственный аппарат и отдельные его составляющие стали действовать по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкал Генеральный регламент.
Одним из нормативных актов, регулирующих вопросы государственной службы данного периода, стал Генеральный регламент работы правительственных учреждений (1720 г.), и «Табель о рангах».
В качестве особенностей Табели о рангах можно выделить следующее:
1. Документ принимался в определенную историческую эпоху, в которой действовали свои идеалы и ценности, правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, организационные структуры и правила поведения. Поэтому к анализу этого документа необходимо подходить в контексте того времени - времени расцвета феодализма, сопровождавшегося волнениями внутри страны. Знаменательно и то, что Табель о рангах была учреждена сразу же за провозглашением в 1721 г. Российской империи.
2. Табель о рангах является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 гг. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет собой документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при создании Табели о рангах стоял на первом месте.
3. Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу, включающую воинскую, гражданскую, придворную. При этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству. Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.
4. Табель о рангах была попыткой преодоления стереотипов родовой аристократии и местничества. На смену иерархии званий, основанной на знатности происхождения (как это было в XVI - XVII вв.), вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека.