Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК РФ (анализ ст.228 УК и отграничение от смежных составов)





Содержание

Введение 3

Глава I. Правовое регулирование уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков 7

1.1Правовое регулирование уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в России: исторический аспект 7

1.2 Юридико-техническая характеристика положений УК РФ, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК РФ 36

Глава II. Уголовно–правовая характеристика незаконного оборота наркотиков 41

2.1 Характеристика объективных признаков незаконного оборота наркотиков 41

2.2 Характеристика субъективных признаков незаконного оборота наркотиков 44

2.3 Отграничение составов незаконного оборота наркотиков от смежных составов преступлений 55

Глава III. Проблемы применения и пути совершенствования норм, устанавливающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотиков 59

3.1 Проблемы квалификации незаконного оборот наркотиков по УК РФ (по материалам судебной практики) 59

3.2 Вопросы совершенствования норм об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков 83

Заключение 105

Библиография 107

Введение

Актуальность. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. внес существенные изменения в УК РФ в части уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств. В целом это позитивные изменения, поскольку соответствуют задачам противодействия обороту наркотических веществ в стране.

Современное российское антинаркотическое законодательство, несомненно, представляет собой сложную систему взаимосвязанных правовых норм, содержащихся в значительном количестве нормативно-правовых актов различного уровня, в том числе международных конвенциях и договорах.

Говорить о системе российского антинаркотического законодательства можно только со времени принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах", а во-вторых, данная система, в том числе и вследствие ее относительной молодости, далеко не совершенна и весьма несбалансированна.

Сложность системы антинаркотического законодательства обусловлена характером предмета правового регулирования. Наркотики (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги) сопутствуют человеку в его жизнедеятельности с древних времен, и со временем их применение для удовлетворения различных потребностей людей только увеличивается. Это порождает большое число общественных отношений в самых различных сферах деятельности, предметом которых являются наркотики, в т.ч. в сфере экономической деятельности, охраны здоровья и т.д., что порождает необходимость регулирования указанных отношений нормами самых различных отраслей права.

Однако по традиции в специальной литературе антинаркотическое законодательство рассматривается как совокупность норм, регулирующих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, и ассоциируется прежде всего с уголовно-правовыми и административно-правовыми нормами, предусматривающими юридическую ответственность за правонарушения и преступления, совершенные с наркотическими средствами.

В настоящее время такое понимание является упрощенным. Это подтверждается анализом системы современного российского нормативно-правового регулирования отношений, связанных с оборотом наркотиков.

В специальной литературе встречаются самые разные классификации правовых норм, регламентирующих отношения в сфере оборота наркотиков.

Традиционно одной из наиболее часто встречающих является классификация по отраслевому критерию.

Конституционное законодательство Российской Федерации содержит ряд норм, имеющих принципиально важное значение для построения системы правового регулирования, касающегося оборота наркотических средств и обращения с ними. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) устанавливает законодательные основы правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков, который посягает на общественные отношения в сфере здоровья населения. Важнейшее значение имеют в этом отношении ст. ст. 17, 41, 55, 71 Конституции РФ.

В ст. 17 признаются и гарантируются основные права и свободы человека, ст. 41 гарантирует право на охрану здоровья населения и каждого члена общества, ст. 71 Конституции РФ относит к ведению федеральных органов власти производство и порядок использования наркотических средств, ст. 55 устанавливает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечению обороноспособности страны и безопасности государства.

В уголовном законе Российской Федерации к вопросам, связанным с регулированием отношений в сфере оборота наркотиков, непосредственное отношение имеют нормы ст. ст. 228, 228.1, 228.2, 229, 230, 231, 232, 233, гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", а также ч. ч. 2 - 4 ст. 188 в части, касающейся контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, и статей, имеющих нормы со смежными составами преступлений (ст. ст. 151, 234 УК РФ).

Объект исследования является нормативная правовая база, регламентирующая незаконный оборот наркотиков.

Предмет исследования: процесс регулирования ответственности за незаконный оборот наркотиков по УК РФ (анализ ст.228 УК и отграничение от смежных составов).

Цель исследования: характеристика ответственности за незаконный оборот наркотиков по УК РФ (анализ ст.228 УК и отграничение от смежных составов).

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда практических задач: рассмотреть правовое регулирование уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в России: исторический аспект; осветить юридико-техническую характеристику положений УК РФ, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК РФ; характеристика объективных признаков незаконного оборота наркотиков; характеристика субъективных признаков незаконного оборота наркотиков; проанализировать проблемы квалификации незаконного оборот наркотиков по УК РФ (по материалам судебной практики); проанализировать вопросы совершенствования норм об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.

Нормативно-правовую базу исследования составили нормативные правовые акты РФ, включая проекты таких актов.

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики по спорам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Методы исследования. Применялись методы сравнительного, структурного и феноменологического анализа в процессе исследования сущности изучаемой проблемы.

Заключение

Таким образом, совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривает совершенствование законодательства Российской Федерации по основным стратегическим направлениям государственной антинаркотической политики; совершенствование уголовно-правового законодательства Российской Федерации в части, касающейся гармонизации диспозиционных конструкций с мерами уголовного наказания в зависимости от тяжести совершенных преступлений, более широкого использования административной преюдиции, обеспечения гибкости системы наказания, предусматривающей дифференциацию ответственности; введение в законодательство Российской Федерации норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающих механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами по лечению и ответственность за их невыполнение; обеспечение административно-правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, действия которых могут создавать условия, способствующие распространению немедицинского потребления наркотиков, особенно в группах риска; законодательное расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики немедицинского потребления; совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации в части, касающейся разработки механизмов, препятствующих пропаганде потребления наркотиков, а также позволяющих более активно использовать средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни; принятие мер, стимулирующих развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизацию национальных законодательств государств - участников антинаркотической деятельности; создание законодательных условий, позволяющих гарантировать проведение антинаркотической пропаганды и профилактики в СМИ; нормативно-правовое регулирование деятельности немедицинских организаций различных форм собственности, частных лиц в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации больных наркоманией и др. (п. 43) .

Утвержденная Президентом России антинаркотическая Стратегия является важным политико-правовым и аналитическим документом, нуждающимся в дальнейшем научно-практическом осмыслении и реализации. Представляется, что ее отдельные положения могут быть уточнены в разрабатываемых на ее основе антинаркотических федеральных и региональных программах и планах. В то же время, по мнению автора, в Стратегии не нашли отражения многие важные криминологические и организационно-управленческие проблемы, неразрывно связанные с антинаркотической деятельностью: институализация феномена "наркотической безопасности", в т.ч. в связи с задачей правового обеспечения безопасности личности; влияние коррупции в рядах правоохранительных органов на эффективность антинаркотических мероприятий; необходимость гармонизации и унификации терминологического аппарата и некоторые другие.

Список литературы

1)нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 8 января 1998 г.

2) Судебная практика

2. Бюллетень Верховного Суда России. 2002. N 2. С. 17 - 18.

3. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 7. С. 3 - 8.

4. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. N 8. С. 3 - 11; Наркоконтроль. 2006. N 3. С. 6 - 12.

5. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. N 2. С. 6 - 12; Наркоконтроль. 2011. N 1. С. 2 - 10.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 9.

3). Литература

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997. С. 267.

8. Баяхчев В.Г. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами. М., 1995. C. 20.

9. Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Расследование и предупреждение преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом наркотических средств. М., 1998;

10. Бриллиантов А. О правовой оценке роли посредника в преступлении // Уголовное право. 2006. N 5. С. 14.

11. Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. М.: Юринфор, 2000. С. 60;

12. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершеннолетние преступники в России. М., 1999;

13. Ивасенко В.Б. Криминологические аспекты контрабанды наркотиков / В кн.: Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 2009. С. 78 - 79.

14. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений". М., 2007. С. 33.

15. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П., Целинский Б.П. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. М., 2009. С. 78.

16. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П., Целинский Б.П. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. М., 2009. С. 82.

17. Обобщение судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств и контрабандой, рассмотренных судами Астраханской области в 2007 г. и первом полугодии 2008 г. URL: http://www.regioncourt.astranet.ru/.

18. Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М., 1990. С. 14;

19. Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр ПРЕСС, 2002. С. 81;

20. Радченко В. Некоторые вопросы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 10. С. 17.

21. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/107 от 14 декабря 1990 г. "Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития". Нью-Йорк, 1992.

22. Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: Лекция. Волгоград, 1992.

23. Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб.: Юридический центр ПРЕСС, 2004. С. 34;

24. Турышев А.Д. Уголовно - правовые аспекты применения статьи 228 УК России / В кн.: Средства и методы эффективного воздействия на преступность. Омский юридический институт, 1998. С. 24.

25. Турышев А.Д. Уголовно - правовые аспекты применения статьи 228 УК России / В кн.: Средства и методы эффективного воздействия на преступность. Омский юридический институт, 2008. С. 29.

26. Турышев А.Д. Уголовно - правовые аспекты применения статьи 228 УК России / В кн.: Средства и методы эффективного воздействия на преступность. Омский юридический институт, 2008. С. 29.

27. Уголовное право России. Часть Общая: Учеб. для вузов / Под ред. Л.Л. Кругликова. С. 62.

28. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. М., 2011. С. 124 - 125.

29. Уголовное право. Общая часть: Учеб. / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 186.

30. Федоров А.В. Значение Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Наркоконтроль. 2006. N 3. С. 15 - 19.

31. Фролов Е.А. Спорные вопросы учения об объекте преступления // Сб. учен. тр. Вып. 10. Свердловск, 1968. С. 203.

32. Яни П.С. Незаконный оборот наркотиков: пособничество в приобретении или сбыт // Уголовное право. 2005. N 5. С. 135 - 137.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Интерпол
  2. Истоки и тенденции в развитии русской средневековой культуры
  3. Меры административного предупреждения, применяемые органами безопасности (ФСБ)
  4. Разрядка в советско-американских отношениях. Роль европейских стран в этом процессе
  5. Декоративное цветоводство
  6. Жилищные права лиц
  7. Международное право конца 20 - начала 21 вв результаты и перспективы
  8. Особенности подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях
  9. саморазвитие руководителя
  10. разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом предприятия ОАО санаторий «Белые Ключи».
  11. Механизмы, проблемы и пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ
  12. АМНИСТИЯ ПОНЯТИЕ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  13. написать программу шифр цезаря
  14. Совершенствование социальной защиты работников государственных организаций
  15. Спрос и предложение
  16. Хулиганство
  17. Нейропсихологический анализ
  18. Нейрондық желілер
  19. Зарождение идей права в Древней Греции
  20. Президент РФ
  21. Моя профессия - юрист
  22. Досудебное соглашение о сотрудничестве
  23. Православные и мусульмане сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций
  24. Особенности программно-целевого подхода в государственном управлении в Российской Федерации
  25. Санкции за нарушение договоров
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: