Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков





Содержание

Введение 5

Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи свойств темперамента и механизмов психологической защиты личности 8

1.1 Основные подходы к пониманию психологической защиты личности 8

1.2 Виды психологических защит личности 20

1.3 Основные теоретические концепции и типологии темперамента 22

1.4 Связь темперамента и механизмов психологической защиты 28

Глава 2. Методы и приемы изучения взаимосвязи свойств темперамента и механизмов психологической защиты личности 35

2.1 Экспериментальные подходы к изучению проблемы 35

2.2 Методы изучения 38

Глава 3. Организация исследования 45

3.1 Цели, задачи исследования 45

Цель исследования- изучение темперамента и самоопределения подростков. 45

1. Провести констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей работы по самоопределения подростков с разным типом темперамента; 46

3.2 Процедура исследования 46

3.3 Анализ результатов исследования 52

Методика 3. Дифференциально диагностический опросник 55

Автор Е.А.Климов 55

Анализ и интерпретация полученных результатов 58

Таблица 1 58

Результаты методики 1. «Опросник Структуры Темперамента (ОСТ)» 58

11 класса 58

В таблице 2 представлены данные по результатам методики Л.А. Йовайши 59

Таблица 2 59

В таблице 4 представлены данные по результатам методики Дифференциально диагностического опросника 60

Таблица 4 60

Результаты методики 3. Дифференциально диагностический опросник 60

11 класс 60

Заключение 64

Список использованной литературы 66

Приложения 69

Введение

Актуальность. День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

В процессе формирования и роста личности важную роль играет феномен психологической защиты. Исследования в этой области свидетельствуют о влиянии темперамента на применение предпочитаемых видов психологической защиты. Поэтому изучение взаимосвязи темперамента и механизмов психологической защиты личности как важного неосознаваемого способа взаимодействия человека с окружающим миром становится все более актуальным в современном мире.

Проблемой исследования является изучение влияния личностных особенностей на предпочтение применяемых механизмов психологической защиты.

Состояние разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи темперамента и механизмов психологической защиты личности является достаточно новой для психологии, и начало ее изучения приходится на середину 60 годов XX века. В настоящее время существует несколько различных типологий темперамента, отличающихся подходом к изучению проблематики. В отечественной психологии основные подходы к изучению темперамента отражены в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, В.М. Русалова. В современной западной психологии темперамент рассматривают Я. Стреляу, Г. Хейманс, Е. Вирсме. Изучению проблемы формирования, и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, А. Фрейд, Ф. Перлза, Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте, Ф.Крамер. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, P.M. Грановская, А.А. Налчаджян. Проблема взаимосвязи типов темперамента и механизмов психологической защиты отражена в работах Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова, В.А. Агаркова, С.А. Бронфмана С.А.

Цель работы: проанализировать взаимосвязь темперамента и механизмов психологической защиты личности.

Задачи исследования. В соответствии с целью работы необходимо решить такие задачи, как:

1. Рассмотреть теоретические особенности проблемы психологической защиты личности.

2. Охарактеризовать виды психологической защиты.

3. Проанализировать основные концепции и известные типологии в понимании темперамента.

4. Проанализировать механизмы психологической защиты личности с различными типами темперамента.

5. Дать описание методам и приёмам экспериментального изучения проблемы.

Объект исследования: психологические особенности личности.

Предмет исследования: взаимосвязь, существующая между темпераментом и механизмами психологической защиты личности.

Теоретическая гипотеза исследования заключается в том, что люди с различными типами темперамента в стрессовых ситуациях используют различные механизмы психологической защиты; то есть между типом темперамента и предпочитаемыми видами психологической защиты существует связь.

Структура курсовой работы образована разделами «введение», «заключение», «список использованной литературы» и двумя главами.

Заключение

В работе рассматривается такая тема современной психологии как система психологической защиты. Можно сказать, что для понимания, оптимизации и регуляции способа взаимодействия человека с окружающим миром, необходимо знать, каким образом функционируют механизмы психологической защиты, и какие взаимосвязи с личностными характеристиками они имеют. Проведенный анализ научных источников показал, что изучение взаимосвязи механизмов психологической защиты и темперамента является существенным для глубокого понимания процессов саморегуляции личности. Гипотеза, выдвинутая в работе, нашла свое научное подтверждение.

В курсовой работе проанализированы взаимосвязи личностных особенностей и защитных механизмов, что позволяет сделать ряд выводов:

1. Психологическая защита представляет собой естественное противостояние человека окружающим объектам, социальной среде. Данная форма самообороны предохраняет человека от эмоционально-негативной перегрузки. Все защитные механизмы отличаются 2-мя общими особенностями: они действуют на неосознаваемом уровне и потому являются средствами самообмана; они искажают, отрицают, трансформируя или фальсифицируя восприятие действительности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека. Люди редко руководствуются естественным механизмом защиты, используя, как правило, разные механизмы защиты с целью разрешения конфликтов или ослабления тревоги.

2. Каждый тип темперамента отличается своим набором достоинств и недостатков, в связи с чем свойства темперамента нельзя переделывать, их необходимо учитывать. На основе проведённого анализа научной литературы по теме курсовой работы было выяснено, что для каждого человека характерен свой различный тип темперамента. К свойствам темперамента, в свою очередь, относятся индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Любой тип темперамента тесно связан с врождёнными анатомо-физиологическими особенностями ЦНС. Наряду с этим, возможны также прижизненные изменения показателей темперамента, которые обусловлены условиями среды воспитания, перенесёнными в детскую пору болезнями, гигиеническими и общими условиями жизни.

3. Во второй главе представленной работы нами были рассмотрены методы и приёмы, позволяющие изучать взаимосвязь свойств темперамента с механизмами психологической защиты личности. В главе представлены особенности использования опросника структуры темперамента В.М. Русалова, опросник для изучения темперамента Я. Стреляу, опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; проанализированы проективные методы, как-то: «Человек под дождём», ТАТ, подход Ф. Крамер, используемый с целью диагностики защитных механизмов.

В данной работе содержится материал, который будет полезен в практической работе психолога. Установленная взаимосвязь типа темперамента и защитных механизмов имеет практическое значение при диагностике преобладающего вида психологической защиты.

Список литературы

1. Агарков В.А., Бронфман С.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты (Год издания и номер журнала: 2009, №4 )

2. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -С. 3-13.

3. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психол. журн. 1988. - № 3. - С. 30-41.

4. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самопознание и защитные механизмы личности. Самара: БАХРАХ-М, 2003

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984

6. Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б.А. Вяткин. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2000. -179 с.

7. Грановская Р. М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007

8. Грей Дж.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология.1993 . № 1, 2. С. 24-36.

9. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. - 123 с.

10. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В.И. Журбин // Вопр. психол. 1990. - № 4. -С. 14-23.

11. Ильин. Психология индивидуальных различий

12. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В.Г. Каменская. СПб.: «Детство -пресс», 1999.-С. 67- 123.

13. Киршбаум Э., Ермеева А. Психологическая защита. СПб.: Питер, 2005

14. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта / Е.А. Климов. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. 278 с.

15. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. М., 1995.

16. Лапланш, Ж. Защита / Ж. Лапланш, Ж. Понталис // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 357-395.

17. Либина, Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Е.В. Либина, А.В. Либин // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. - С. 190-205.

18. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. М.: Издательская фирма «компании ПАНИ», 1996. - 320 с.

19. Менинжер, В. Психические механизмы / В. Менинжер, М. Лиф // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 509-566.

20. Михайлов, А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А.Н. Михайлов, B.C. Ротенберг // Вопр. психол.- 1990,-№5.-С. 106-111.

21. Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы / А.А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -С. 395-482.

22. Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н.М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2001. - 504 с.

23. Пажильцева МПЗ и типы темперамента

24. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. СПб.: НИИ психоневрологии, 1999. - 49 с.

25. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М., 1995.

26. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 66-75.

27. Русалов, В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Метод, пособие / В.М. Русалов. М.: ИПРАН, 1997.-50 с.

28. Русалов. О ПРИРОДЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО МЕСТЕ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА

29. Савенко, Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология / Ю.С. Савенко // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 622-640.

30. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. - С. 68-85.

31. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2002.

32. Тарт, Г. Механизмы защиты / Г. Тарт // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 482-509

33. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. – М.: Эксмо, 2003.

34. Шарп Д. Типы личности. Воронеж, 1994

35. Ясперс К. Общая психопатология. М. 1997.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Функции речевой деятельности
  2. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
  3. Природа управления и исторические тенденции его развития
  4. Имущественные правоотношения супругов
  5. Особенности проявления двигательных качеств у детей 5-6 летнего возраста
  6. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ – БОРЦОВ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
  7. Функции финансов организаций (корпораций)
  8. Понятие о Евангелии
  9. Сожительство: причины и последствия
  10. Особенности перевода названий административно-хозяйственных учреждений с немецкого языка на русский и функционирование каждого учреждения
  11. институт брака в МЧП
  12. Методы скрытого перевода
  13. Разработка рекомендаций и внедрение зарубежных методов сбора и утилизации бытового мусора
  14. Классификация и структура цен
  15. Правовое регулирование труда
  16. Народническое движение 70-х гг 19 века
  17. Дисциплинарная часть древнерусских монастрских уставов
  18. Проблемы предмета и системы курса «Правоохранительные органы»
  19. Ислам в России в период с 1917 до настоящего времени
  20. Педагогическая практика в школе
  21. Динамика приоритетных направлений внешней политики Киевской Руси
  22. Создание Web-страниц
  23. Использование современных технологий в обучении предмета ОБЖ
  24. Обеспечение иска в гражданском процессе
  25. Адміністративна відповідальність: поняття, властивості та нормативно-правове забезпечення
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: