Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности общения со сверстниками у детей старшего школьного возраста





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей межличностных конфликтов в общении подростков 8

1.1Особенности подросткового возраста: психология кризисов 8

1.2Психологические особенности и сущность межличностных конфликтов 19

1.3 Психология конфликтов в подростковой среде 35

Глава 2. Исследование психологических особенностей 44

2.2 Методическая основа исследования 45

2.2.1Тест на оценку конфликтности личности 45

2.2.2 Тест на оценку поведения в конфликте (методика К. Томаса) 46

2.2.3 Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования 47

2.2.4Коммуникативные и организаторские способности (КОС) 48

2. 3Анализ полученных результатов 49

Заключение 65

Список использованной литературы 68

Введение

Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в деятельности, предметом которой был бы анализ и выстраивание взаимоотношений с другими детьми и воспитателями, дети начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять одним типом - авторитарными взаимоотношениями и действиями. Более того, замыкаясь в собственной среде и в этом смысле оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, дети несут свои разрушительные навыки в социум.

В современном обществе сохраняется напряженность, связанная с проблемами подросткового возраста. К таким проблемам можно отнести: употребление подростками психоактивных веществ, молодежные субкультурные течения, правонарушения несовершеннолетних, отказ от посещения школы, потеря учебной мотивации и другие.

Так, проблема употребления психоактивных веществ, не смотря на пристальное внимание к ней на самом высоком уровне, - тема рассматривается даже на заседаниях совета безопасности, - сохраняет свою актуальность, и существенных улучшений в этом направлении не отмечается.

В последнее время общественую озабоченность стала вызывать проблема молодежных субкультурных явлений, некоторые из которых были отнесены к "деструктивным" («эмо», «готы» и другие молодежные направления), что лишь усилило напряженность и отчужденность значительных групп подростков и молодежи от участия в социальных процессах. В СМИ транслируется отношение к молодежным субкультурным явлениям как опасным для жизни подростка и его ближайшего окружения. Однако, популярность молодежных проявлений среди подростков не снижается.

Похожая ситуация складывается с проблемой правонарушений, совершаемым с участием несовершеннолетних. Некоторое регистрируемое снижение числа правонарушений несовершеннолетних связано, по мнению некоторых экспертов, не с распространением эффективных технологий, а с общим снижением численности подросткового населенния и улучшением экономическлй ситуации в предкризисные годы.

Пока поведение подростка не выходит за границы принятых социальных норм, на его проблемы редко обращают внимание. Часто специалисты, работающие с ним в школе или досуговых учреждениях, ничего не знают о социальной ситуации подростка и о его переживаниях, связанных с этой ситуацией. Однако, рано или поздно такие подростки привлекают к себе внимание общества асоциальным поведением.

Когда поведение подростка становится вызывающим, специалисты обращают на это внимание, но и в этом случае делают основной акцент не на проблемы, существующие в жизни подростка, а на проблемы, связванные с его поведением. Общество в лице нескольких социальных институтов начинает «применять к подростку меры….», часто не учитывая при этом интересов и желаний самого подростка. В результате вместо помощи подросток получает наказание, нравоучение. «Воздействующие» методы не помогают подростку, не способствуют его развитию, не отвечают потребностям и вызвают не желание сотрудничать со взрослыми.

Постепенно такая система взаимоотношений порождает конфликт: взрослые чувствуют свою беспомощность в отношении подростков, подростки чувствуют сильное давление и разочарование в отношении взрослых. По мере того, как конфликт усиливается, подросток все больше начинает противопоставлять себя обществу и общественным нормам. Чем сильнее это противопоставление, тем сложнее подростку интегрироваться в общество, найти свое место в жизни. Иногда подобные конфликты решаются сами собой, по мере того, как подросток взрослеет, но часто они приводят подростков в криминальную среду и образу жизни, опасному для здоровья (употребление психоактивных веществ, попытки суицида и т.д.).

Закономерно, что у подростка, длительное время находящегося в конфликтной ситуации развиваются психологические и поведенческие особенности, которые, с одной стороны, помогают ему выжить в этой ситуации, а с другой не позволяют адаптироваться в обществе. Вот примерное перечисление этих особенностей: недоверие ко взрослым; употребление психоактивных веществ и неумение получать удовольствие трезвыми способами; незнание себя и собственного потенциала; отсутствие бережного отношения к себе и окружающим людям, отсутствие заботы о своем здоровье и качестве своей жизни; отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом.

Вся вышеописанная ситуация развивается, несмотря на наличие в обществе разработанных и оформленных инновационных социальных технологий решения проблем подросткового возраста. Данные технологии не получают развития и распространения, профессиональные площадки, где специалисты могут вести конструктивный диалог об эффективности применяемых техноголий, крайне ограничен. Вопросы эффективности социальных технологий мало обсуждаются при поиске решений проблем, традиционно связанных с подростками.

В результате попытки общества с помощью различных социальных институтов разрешить проблемы, связанные с поведением подростков, часто приобретают вид противостояния «общества» и «подростков». Очевидно, что это не все общество, а отдельные его социальные институты, а еще точнее – их представители, и конечно это не все подростки, а те из них, чье поведение в силу тех или иных обстоятельств носит проблемный характер. Но эти частные противостояния зачастую определяют направленность не только статей в средствах массовой информации, а через них – общественное мнение, но и профессиональных решений по вопросам, связанным с подростковым возрастом.

Актуальность данного исследования в том, что подростковый возраст полон сложностей и часто родители, позабыв, что они тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы, не пытаются понять своего выросшего ребёнка. Таким образом, данной проблеме, вопросу были посвящены множество работ психологов и педагогов, что и обуславливает теоретическое и практическое обоснование данной работы в аспекте актуальности темы.

Самоуправление детей действительно становится самоуправлением, если при этом деятельность детей начинает влиять, а подчас определять жизнь взрослых.

Цель исследования: теоретическое и практическое исследование психологических особенностей межличностных конфликтов в общении у старших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Показать особенности подросткового возраста с точки зрения психологии в аспекте типологий кризиса.

2. Определить значение и сущность межличностного конфликта в жизнедеятельности подростка.

3. Исследовать психологические особенности подросткового конфликта.

4. Показать методические решения проблемы межличностных подростковых конфликтов.

5. На примере группы подростков, учащихся 10-11 классов ___________________________________________________ рассмотреть особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

Объектом данной работы становится группа из 46 подростков, отобранных случайным образом, предметом – особенности подросткового поведения в конфликтной ситуации и выявление причин и значение подростковых межличностных конфликтов.

Степень изученности. Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др.

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Гипотеза: уровень конфликтности подростка зависит от степени его психологического развития в аспекте исследуемого возраста.

Метод исследования: теоретический анализ литературы, аналитический, метод интерпретации.

Практическая часть исследования включает диагностику старшеклассников при помощи следующих методик: основной методикой для определения уровня конфликтности в группе становится методика конфликтности К.Н. Томаса, тест на оценку уровня конфликтности личности, методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования, методика «Коммуникативные и организаторские способности».

Заключение

В данной работе мы основное внимание уделили общетеоретическому анализу понятия конфликтности, особенности конфликта в психологии подросткового общения. Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Проведенный анализ конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

Межличностный конфликт у старших подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с реструктуризацией когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.

Выявив психологическую значимость межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте, в практической части работы мы с помощью эмпирических методов исследовали особенностей межличностных конфликтов старших подростков.

Для проверки поставленной в начале работы гипотезы мы изучили особенности межличностных конфликтов у старших подростков со сверстниками, а также их личностные характеристики.

В ходе исследования было установлено, что межличностные конфликты среди старших подростков возникают довольно часто. Однако данные конфликты не отличаются большой продолжительностью. Подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.

Исследование личностных особенностей подростков показало, что большинство подростков имеют высокий уровень конфликтности, то есть им свойственна «примитивность», стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы.

В конфликте большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы.

Исследование самооценки показало, что у большинства подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Исследование коммуникативных и организаторских способностей позволило установить, что у большинства подростков они развиты на среднем уровне, то есть они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Исследование наличия взаимосвязи между особенностями конфликтов и личностными особенностями у старших подростков показал, что чем более конфликтны старшие подростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками, тем более они стремятся других обвинить в возникновении конфликта и тем продолжительнее конфликты; чем больше уровень организаторских и коммуникативных способностей, и чем более у подростков выражено стремление избегать конфликтов, тем реже у них возникают конфликты, тем меньше он стремиться обвинить другого в нем , а также чем больше уровень организаторских и коммуникативных способностей у подростков, тем менее продолжительны их конфликты.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале дипломного проекта доказана, т.е. уровень конфликтности подростков зависит от их личностных качеств и поведения в конфликтной ситуации.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Изд-во Педагогика, 2010. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с.

2. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации [Текст] : [учеб. пособие] / Е. Г. Алексеенкова. - СПб. : Питер, 2009. - 96 с. 

3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», - 2010. – 271 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. –362 с.

5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 2011. – 315 с.

6. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2010. – 361 с.

7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2010. – 320 с.

8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 320 с.

9. Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, - 2010.

10. Дарвин Ч. Собрание сочинений. - Т.11., Кн.1.-М.-Л.: Литература, - 1927.

11. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его регионлаьные особенности, -  М.: Рудомино, - 2010.

12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, - 2010.

13. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С.20-33.

14. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2010.- 694 с.

15. Райс Ф. Психология подросткового и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.

16. Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 2010.- 523 с.

17. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 2011. – С. 118 - 127.

18. Родители и дети: Психология взаимоотношений // под ред. Е.Савиной и Е.Смирновой. М.: Когито-Центр, 2010. — 230 с.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2010. - 712 с

20. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М. Академия, 2010.- 472 с.

21. Терёшкина И. Б. Межличностное оценивание в условиях конфликта / И.Б. Терёшкина // Конфликт в конструктивной психологии : тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, - 2010. -  С. 107-110.

22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2010. – 490 с.

23. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; [под ред. Д.И. Фельдштейна]. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – С. 217-226

24. Хараш А.У. Ценность слова: о психосемантике диалогической преднастройки / А.У. Хараш // Психология общения: тренинг человечности : тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, - 2010.

25. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан, -  СПб. : Питер, - 2010.

26. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. 2010.-  N 5.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Ранняя профориентация в дошкольных учреждениях России
  2. Методы и средства духовно-нравственного воспитания
  3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  5. Дисциплина Муниципальное право России
  6. Развитие творческих способностей ДОУ
  7. Аксиологический анализ принципов права
  8. Правовой режим и особенности охраны общеизвестных товарных знаков
  9. вклад в теорию управления Тейлора
  10. Проблема боли в психосоматике
  11. Психологическая готовность к школьному обучению
  12. Деловые переговоры: организация и проведение (на примере ОАО “Белсервисдом”)
  13. Эстетическое воспитание по математике в начальной школе
  14. Организация транспортной системы на примере Ленинградской области
  15. Адвокат как субъект договорного представительства
  16. Муниципальное право
  17. Выявление проблем организации и проведения экологической экспертизы на примере Тюменской области
  18. Оценка склонности организации к банкротству
  19. по Истории отечественного гос-ва и права «Формирование ограниченной монархии»
  20. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Петрарка, Данте
  21. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  22. Флора и фауна Урала
  23. Отчет по практике
  24. Организация детских общественных объединений
  25. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: