Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности девиантного поведения московских школьников





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования девиантного поведения подростков 5

1.1 Методологические особенности форм поведения подростков 5

1.2 Социологические теории девиантного поведения 8

Глава 2. Особенности девиантного поведения московских школьников 18

2.1 Типологизация групп школьников с девиантным поведением 18

2.2 Влияние семьи и школьной среды на формы и уровень проявления подростковых девиаций 22

2.4. Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения 29

Глава 3. Методика исследования девиантного поведения московских школьников 44

3.1 Анкетирование респондентов 44

2.2 Анализ и обобщение результатов 61

2.3 Формы и методы профилактической работы с подростками девиантного поведения 78

Заключение 84

Библиография 88

Приложение 91

Введение

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют развитие и воспитание подрастающего поколения.

Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как: увеличение родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, недостатки медицинского контроля и помощи, ухудшение материально-экономического положения людей, возрастающая занятость родителей, рост разводов и конфликтов в семье.

Все это определяет распространенность состояний социально-психологической дезадаптации и личностной деформации детей, с которыми и встречается школа. Совершенно очевидно, что сегодня перед ней встает проблема реализации продуманной системы психопрофилактических мероприятий, внедрения принципов дифференцированного обучения девиантных подростков.

С особенно тяжелыми случаями школьной дезадаптации, когда необходимо комплексное решение проблем ребенка, создание особой образовательно-воспитательной среды, и призвана работать созданная в Москве система специальных школ для детей с девиантным поведением. На данном этапе все специалисты таких школ, испытывают острую потребность в понимании особенностей этих детей и освоении эффективных методик работы с ними.

Объект исследования: девиантное поведение подростков в современной школе

Предмет исследования: особенности девиантного поведения московских школьников.

Цель исследования: представить социальный портрет подростка с девиантным типом поведения.

Задачи исследования:

 проанализировать социологические теории и методологические подходы исследования девиантного поведения;

 представить типологизацию распространенных форм девиантного поведения подростков в социальной практике;

 определить роль семьи в формировании антидевиантного поведения подростка;

 определить влияние школьной среды на формы и уровень проявления подростковых девиаций;

 представить социальный портрет подростка с девиантным типом поведения.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Всем понятно, что конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

В первой главе нами предпринята попытка отразить современное состояние проблемы конфликта у дивиантных подростков и ее исследование отечественными и зарубежными учеными. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы: несмотря на накопленный опыт в области исследования конфликтов, на сегодняшний день нет единой и законченной теории конфликта, отражающей его природу и влияние на развитие общества.

Конфликт не следует понимать как сугубо негативное явление, общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт.

Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. Следует различать понятия "объект" и "предмет" конфликта. Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

В любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника. Рассматривая динамику конфликта, следует различать понятия конфликт и конфликтная ситуация, конфликтная ситуация это реальная возможность но еще не действительность конфликта, демонстрирующая, что противоречия достигли уровня, требующего принятия мер по их разрешению. Если противоречия, породившие конфликтную ситуацию разрешить не удалось, то конфликтная ситуация переходит в конфликт, включающий в себя такие стадии как инцидент, эскалация, завершение конфликта. Инцидент это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта дивиантных подростков следу отличать от его повода, т.е. того конкретного события, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. Повод – это еще не конфликт, а инцидент – это уже конфликт, его начало. Эскалация конфликта – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Затем следует этап завершения конфликта, который означает любое его окончание, которое может быть как позитивным, так и негативным, после чего может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных отношениях бывших оппонентов, может стать источником нового конфликта между ними.

Оказавшись в конфликтной ситуации, необходимо выбрать определенный стиль поведения ней, с учетом собственных интересов и интересов других, вовлеченных в конфликт людей. Выбор стиля поведения дивиантных подростков в конфликтной ситуации связан с той степенью готовности, в которой вы готовы удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, но не один из них не может быть выделен как самый лучший. Все зависит от конкретной конфликтной ситуации и "цены конфликта" может быть необходимым использование набора стилей поведения, например, если конфликт носит затяжной характер, и для разрешения одной его части может, понадобится использование одного стиля, а для разрешения другой совсем иного стиля поведения в конфликтной ситуации. Но, несомненно, наилучший учитель и советчик в выборе оптимального подхода и в его эффективного использования - это жизненная практика.

Во второй главе нами предпринята попытка экспериментального изучения выбора стиля поведения в конфликтной ситуации на примере учеников Московской школы- девиантных подростков.

Мы исходили из предположения о том, что выбираемый стиль поведения в конфликтных ситуациях связан с их индивидуально-поведеньческими особенностями, такими как темперамент, коммуникативные и организаторские способности, степень агрессивности в отношениях. Результаты, полученные в исследовании на выборке подростков, позволяют заключить:

1. Девиантные подростки с высокими организаторскими способностями, высокой пластичностью, темпом, энергичностью и эмоциональностью показывают склонность к использованию стиля приспособления и компромисса в конфликте. Приспособление также связано с низкой агрессивностью специалиста.

2. Девиантные подростки со средними организаторскими способностями, средними показателями пластичности, энергичности и темпа, низкой эмоциональностью чаще используют в конфликте стиль компромисса и избегания.

3. У подростков с низкими организаторскими способностями, низкой энергичностью, пластичностью, темпом и средней эмоциональностью ожидается, скорее всего, использование в конфликте стиля избегания.

4. Стили компромисса и избегания являются взаимоисключающими: подросток, предпочитающий в конфликте стиль компромисса. Не использует стиль избегания.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что девиантные подростки склонны к выбору стилей приспособления, компромисса и избегания, а девиантные подростки к выбору стилей компромисса избегания и сотрудничества нашла частичное подтверждение. Результаты по выборке подростков полностью доказывают гипотезу исследования, эмпирические данные по подросткам не показывают наличие тесной взаимосвязи изученных показателей.

Цель исследования достигнута. Гипотеза исследования, поставленная в начале работы, доказана.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2010

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2008

3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2009

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2008

5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2010

6. Гришин А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 2006

7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 2010

8. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 2005

9. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 2010

10. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 200.

11. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 2005

12. Казанская В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии. - 2002

13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009

14. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 200

15. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для подростков. – М., 2009

16. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

17. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 2006

18. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2010

19. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2006

20. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2009

21. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2007

22. Крысько В.В. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006

23. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2008

24. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 2006

25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,2010

26. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 2006

27. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением - М., 2006

28. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010

29. Мокшанцев Р.К., Мокшанцева А.А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009

30. Мудрик А.В. Введение в педагогику. - М., 2005

31. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2010

32. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2005

33. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 2004

34. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 2007

35. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

36. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 2005

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003

38. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,2001

39. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. 2005

40. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2003

41. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2010

42. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск,2006

43. Холостова В.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

44. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. - М.,2006

45. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. - М, 2008

46. Зубов В.Н., Нехорошева И.В. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению. // Вопросы психологии. – 2009

47. Иовлева Т.Е., Салмина Н.Г., Тиханова Н.Г. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации. // Вопросы психологии. – 2007

48. Кокурина И.Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида. // Вестник Московского Университета: Психология. – 2007

49. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека. // Вопросы психологии. – 2007

50. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью. // Вопросы психологии. – 2007

51. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников. // Вопросы психологии. – 2007


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. практическое задание по юриспруденции
  2. Использование криминалистических учётов в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений
  3. Финансовый контроль на рынке страховых услуг: проблемы и перспективы развития
  4. Методы и средства духовно-нравственного воспитания
  5. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации
  6. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие функции прокурора в судебных стадиях уголовного процесса
  7. Гражданское общество в структуре социального государства и как инструмент управления государством
  8. Управление персоналом в организации социальной сферы
  9. Личность в философии, социологии и психологии
  10. Техника составления бухгалтерского баланса и анализ его основных показателей
  11. Поисковые системы и технологии поиска информации
  12. Особенности партийной системы России в период Думской монархии
  13. Прокуратура в вооруженных силах
  14. Разработка рекомендаций и внедрение зарубежных методов сбора и утилизации бытового мусора
  15. Физические упражнения как основные средства физического воспитания
  16. Формы и методы бюджетного планирования
  17. Амблиопия, «ленивый глаз»
  18. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
  19. Декоративное цветоводство
  20. Принципы права и их значение в правовом регулировании
  21. Психологопедагогические особенности детей дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи)
  22. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения
  23. Квалификация государственной измены по УК РФ
  24. Наследование по закону
  25. Трудовой договор заключение расторжение
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: