Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Организация работы с тревожными детьми





Содержание

Введение 3

1. Изучение проблем тревожности детских страхов в концепции зарубежных психологов 6

2. Вклад отечественных психологов в исследование проблемы тревожности детских страхов в дошкольном возрасте 11

3. Методы выявления и преодоления тревожности у дошкольников 17

Заключение 36

Список используемых источников 38

Введение

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Факторов влияющие на возникновения тревожности и страхов у дошкольников достаточно много.

Объект исследования: тревожность детей дошкольного возраста, предмет исследования.

Предмет исследования: особенности работы с тревожными детьми.

Гипотеза исследования: в дошкольном возрасте особенности страхов заключается в осознание новых не понятных им явлений, которые вызывают чувство тревоги.

Цель исследования: изучение особенностей работы с тревожными детьми дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить подходы к трактовке понятия «тревожность»;

2. выявить причины тревожности детей дошкольного возраста;

3. изучить особенности тревожности детей дошкольного возраста;

4. рассмотреть особенности работ с тревожными детьми.

Теоретическая основа работы. Для изучения проблемы «тревожности» у детей, нами рассматривались работы отечественных и зарубежных психологов. Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы. А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы. Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации (некоторые представления). Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.

Отечественные и зарубежные психологии З. Фрейд, А. Фрейд, Д. Леви, М. Клейн, А. И.Захаров, А. С. Спиваковская, В. И. Гарбузов, И. П. Воропаева, Н. П. Еренкова, О. А. Карабанова внесли немалый опыт изучения страхов и тревожности у детей. Накопленные знания позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей – дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по коррекции страхов у дошкольников зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому тема изучения детских страхов актуальна в наши дни и заслуживает внимания.

В своей работе нами было использованы следующие методики: диагностическое задание психологов Р. Тэммла, М. Дорли «Тест ситуативной тревожности, упражнения на релаксацию мышц М. И. Чисяковой и Мэри Аворд соблюдала рекомендации Е. Савиным и Н. Шаниной при работе с тревожными детьми. Так как именно эти методы и приемы по снижению тревожности рекомендованы психологами для детей дошкольного возраста.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.

Заключение

Теоретический анализ взглядов различных авторов на особенности содержания страха в детском возрасте, необходимо отметить следующее. Обобщая, можно выделить несколько подходов, по-разному описывающих специфику содержания страха у детей.

В психоаналитическом подходе основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. 3. Фрейд и А. Фрейд отмечали, что психологическая особенность, детерминирующая специфику страха в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется в «Сверх-Я» и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха. В отличии от З. Фрейда, А. Фрейд считала страх Сверх-Я первым внутренним страхом. Одним из характерных признаков данного подхода является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики, а также провести разграничение между нормальным и патологичным развитием в области детского страха.

Следующий подход условно можно назвать социальным. Здесь исследователи, как отечественные, так и зарубежные (Д. Селли, С. Салливен, А. И. Захаров) , обращают внимание в первую очередь на изменения социального положения ребенка, на особенности его взаимоотношения с внешним миром. Они говорят о том, что содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.

Можно предположить, что эти два подхода отражают две точки зрения на единый феномен. Сторонники одного похода обращают внимание на внутреннюю психическую деятельность, другие исследователи обращают свое внимание на социальные аспекты существования ребенка.

Также можно указать еще два направления, связанных с выделением различных особенностей развития ребенка. В одном случае авторы (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов) фиксируют выявленный экспериментальным путем страх смерти у детей 5-8 лет. Причина его возникновения, как отмечается, лежит в особенностях развития детской картины мира - у ребенка происходит осознание смерти как таковой, как конечности жизни (В.И. Гарбузов). Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, - страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества (А.И. Захаров).

Список литературы

1 Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.- 472 с.

2 Джайнот Х.Д. Родители и дети («Некоторые причины страха у детей»). М., 2000. – 188 с.

3 Диагностика и коррекция психического развития дошкольников : Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. / под ред. Я. Л. Коменского, Е. А. Панько.- МН. : УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997. – 237 с.

4 Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С.20-27.

5 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб. : Речь, 2005. – 364 с.

6 Зубкова А. С., Зубанова С. Г. Книга для родителей. Детские страхи / А. С. Зубкова, С. Г. Зубанова. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 477 с.

7 Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 2006. – 398 с.

8 Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М. «Академия». – 2004. – 372 с.

9 Карварский Б.Д. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. - СПб. : Питер, 2003. – 290 с.

10 Клюева Н. В. Касаткина Ю. В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.

11 Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с.

12 Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог. - 2000. - № 25. – С. 78-99

13 ЛевисШ., ЛевисШ. «Ребёнок и стресс» - СПб. : Питер, 1999. – 392 с.

14 Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусствотерапия» - М., «Школа-Пресс», 1996. – 388 с.

15 Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // «Психологическая наука и образование», 1998. - № 2. – С. 25-56

16 Немов Р. С. Психология: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

17 Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М. : ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.

18 Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб. : Союз, 1997. – 399 с.

19 Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

20 Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Ж. «Психологическая наука и образование» 1998. - №2. – С. 67-98

21 Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.

22 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.

23 Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.

24 Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // «Дошкольное воспитание», 1996. - №4. – С. 90-102

25 Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб. : Речь, 2007. – 388 с.

26 Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 1993. – 470 с.

27 Фрейд З. Страх // Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. - С.250-263.

28 Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекци: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 265 с.

29 Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М. : Педагогическое общество Росии, 1998.- 255 с.

30 Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

31 Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб. : Речь, 2007. – 761 с.

32 Щербатых Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 583 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Профессиональное самоопределение на разных этапах становления
  2. Конституционно правовая основа борьбы с международным терроризмом в РФ
  3. Пестициды
  4. Судебная власть в современном государстве
  5. Орловская область
  6. Методика расследования умышленного вреда здоровью
  7. ИКТ
  8. Закон в системе нормативно-правовых актов
  9. Роль совместной деятельности в развитии общения дошкольников с ОНР
  10. Советское общество 20-30-х гг. ХХ в. и массовые репрессии
  11. Римская философия
  12. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
  13. Администрация Президента РФ
  14. ВИЧ-инфекция
  15. Белковый баланс организма
  16. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации)
  17. Отпуска без сохранения заработной платы
  18. Правовой статус несовершеннолетних лиц. Право несовершеннолетнего лица на имя
  19. Государственная и муниципальная собственность
  20. Уголовное право Предмет и объект преступления
  21. Стратегия развития страховой компании с учетом вступления России в ВТО
  22. КПК (Pocket PC)
  23. Ремонт и регулировка рулевого управления Волга ГАЗ-31029
  24. Правовое регулирование труда
  25. Древний Египет
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: