Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Исследования социально-психологических качеств руководителя организации





Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ системы управления организацией в отечественной и зарубежной психологии 6

1.1 Характеристика и специфика управления организацией в зарубежной психологии 6

1.2 Характеристика и специфика управления организацией в отечественной психологии 19

1.3 Социально-психологические качества руководителя организации 23

Глава II. Эмпирическое изучение социально-психологических качеств личности руководителя организации 47

2.1 Организация исследования 47

2.2 Результаты исследования 51

2.3 Тренинг как средство повышения социально-психологических качеств руководителя 65

Заключение 90

Список литературы 92

Приложения 95

Введение

В условиях становления рыночной экономики, демократизации и гуманизации общества в стране, на всех уровнях управления потребовались руководители новой формации - менеджеры, инициативные, деловые, способные чутко улавливать не только рыночную конъюнктуру, но и психологически обоснованно строить свои взаимоотношения с подчиненными и коллегами.

Руководитель, как правило, имеет дело больше с людьми, с социальными группами, нежели с техникой, что непременно требует прямой (от руководителя к коллективу) и обратной взаимосвязи, прямого и обратного движения информации о социальных процессах столь необходимой для принятия адекватных управленческих решений и действий.

В любых системах социального управления и на любых его уровнях современному руководителю весьма важно постоянно знать морально-психологическое состояние возглавляемой им общности (что принято называть морально-психологическим климатом коллектива) во всех его структурных компонентах: групповые (коллективные) интересы и степень их удовлетворения, особенности (на каждый данный момент) групповых мнений, настроений и т.п.

К настоящему времени в психологической науке недостаточно рас­крыта актуальная проблема – проблема психологии успешного руко­водителя.

Жизнь показывает, однако, что еще многие хозяйственные руководители психологически не перестроились на новые социально-экономические и социально-психологические отношения. Немалому их числу присущи такие качества, как ригидность, авторитарность, эмоциональная нестабильность и др. Процесс же приобретения умений и навыков демократического стиля управления с необходимостью предполагает умение и стремление ориентироваться на обеспечение соответствия личностных, социально-психологических качеств ожиданиям современного коллектива.

За последнее десятилетие интерес психологов к изучению личности современного руководителя значительно возрос. Появились исследовате­ли, которые достаточно подробно начали изучать личность руководителя (М. Деванна, В. Зигерт, Р.Л. Кричевский, Т. Коно, Л. Ланг, Н. Тичи и др.). По мнению многих исследований, от личности современного руко­водителя во многом зависят принятие успешных управленческих реше­ний, эффективность управления, успех деятельности организации. По­этому изучение данных вопросов представляет теоретическую и прак­тическую ценность для многих специалистов, в особенности для психо­логов в социально-экономической сфере.

Научный интерес к изучению личности многообразен. В психологии существовало много попыток создать разного рода классификации личности, они противоречивы, разные по своим основаниям и не имеют единой точки зрения. В плане изучения личности не менее разнообра­зен интерес исследователей к личности руководителя.

Исследованию личности руководителя в настоящее время уделяется достаточно серьезное внимание, так как его качества значительно влияют на эффективность управленческой деятельности. Несмотря на довольно значительный объем психологических публикаций, проблема личности руководителя и его качеств по-прежнему относится к разряду «белых пятен» психологии управления.

В связи с этим целью нашего исследования является: изучение социально-психологических качеств руководителя организации.

Объект исследования: личность руководителя.

Предмет исследования: социально-психологические качества личности руководителя.

Гипотеза исследования: для успешной реализации управленческих функций современный ме­неджер должен обладать определенными социально-психологическими качествами: выраженными лидерскими качествами, высокой мотивации достижения успеха, личностными качествами, как коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, выдержанность, работоспособность, откровенность, открытость новому опыту. Знание социально-психологических качеств, которыми должен обладать современный руководитель позволит ему на них ориентироваться и повысить их через посещение различных тренинговых программ.

Задачи исследования:

1. Провести теоретически анализ системы управления организацией в отечественной и зарубежной психологии.

2. Анализировать подходов изучения социально-психологической характеристики личности руководителя

3. Провести эмпирическое изучение социально-психологических качеств личности руководителя.

Выборка исследования. В эксперименте участвовали в количестве 60 человек сотрудников компаний «Терволина». На момент психодиагностического обследования у сотрудников, включенных в профессионально направленную деятельность имелся от 2–2,5 до 10 летний опыт работы в данной организации. Среди испытуемых 30 менеджеров высокого и среднего звена и 30 человек рядовые сотрудники компаний.

Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по проблеме, сравнительный анализ, методы сбора данных (тесты-опросники: методика изучения выраженности лидерских тенденций (ВЛТ) Л.Д. Кудряшовой; оценка потребности достижения успеха А. Мехрабиана, 16 факторный тест-опросник Р. Кеттелла. Для математической обработки результатов исследования использовался метод корреляционного анализа (корреляция Пирсона).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.

Заключение

В рамках данного исследования поставлены и реше­ны задачи, заключающиеся в анализе теоретического и практического со­стояния проблемы системы управления организацией в трудах отечественных и зарубежных психоло­гов; в выявлении социально-психологических качеств руководителя как системообразующего фактора в структуре личности.

Анализ социально-психологической литературы показал, что управленческая деятельность выступает одним из существенных условий личностно-профессионального развития руководителя, проявляющегося в пози­тивном изменении степени выраженности личностно-детерминированных профессионально важных особенностей субъекта деятельности. Специфика мотивационно-потребностной сферы личности руководителя, ее характерная направленность, особое сочетание личностно-профессиональных качеств выступает в качестве показателей тако­го развития.

Для успешной реализации управленческих функций современный менеджер должен обладать определенными особенностями личности, профессиональными знаниями, умениями, навыками. К ним относятся: умение быть лидером; коммуникативная компетентность; умение ставить цели, планировать работу коллектива, осуществлять системный анализ ситуаций, прини­мать нестандартные решения, предупреждать и разрешать конфликтные си­туации; эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость; гибкость и ори­гинальность мышления; способность побуждать работников к творческой деятельности и др.

В ходе эмпирического исследования были использованы тесты-опросники: методика изучения выраженности лидерских тенденций (ВЛТ) Л.Д. Кудряшовой; оценка потребности достижения успеха А. Мехрабиана, 16 факторный тест-опросник Р. Кеттелла; констатирующий эксперимент.

Результаты эмпирического исследования позволили определить социально-психологических черт руководителя. На основе данных можем утверждать, что руководители (менеджеры) обла­дают следующими личностными характеристиками: абстрактностью мыш­ления и сообразительностью; эмоциональной зрелостью и высокой работос­пособностью; независимостью в суждениях и самоуверенностью; жизнера­достностью и энергичностью. Он осознанно соблюдает социальные нормы и правила поведения, настойчив в достижении цели, ответственный. Им свойственна социальная активность, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонность к риску. Такой лидер-руководитель хорошо кон­тролирует свои эмоции и поведение, доводит начатое дело до конца, имеет развитый самоконтроль. Для него характерны целенаправленность и интегрированность личности. Уровень мотивации достижения соответствует уров­ню самооценки. Отрицательная корреляция с фактором «тревожность» свидетельствует об уверенности в себе, хладнокровии и безмятежности. В свою очередь эти качества являются факторами успешности руководителя.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что развитие лидерских качеств – процесс, имеющий неоднозначную, сложную динамику. Эта динамика зависит как от общих закономерностей онтогенеза человека, под влиянием которых происходит перестройка внутренних психо­логических структур, так и от социальных условий, в которых оказывается человек, которые сами не остаются неизменными и, как следствие, постоянно предъявляют к нему различные требования.

Таким образом, теоретический анализ и эмпирические данные подтвердили гипотезу, что для успешной реализации управленческих функций современный ме­неджер должен обладать определенными особенностями личности. В качестве критериальных параметров могут быть выделены: степень выраженности у менеджеров мотивов профессиональной деятельности; степень сформированности и развития профессионально важных качеств; степень развития лидерских качеств как системообра­зующего фактора в структуре личности.

Список литературы

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: ФиС, 2003

2. Аверин В. А., Дандарова Ж.К., Деркач А.А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. Полный курс психологии развития. – СПб., Прайм. Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. – 652 с.

3. Агапов B.C. Акмеологические критерии успешности про­фессиональной деятельности государственных служащих / В. С. Агапов //Акмеология: итоги, проблемы, пер­спективы / Под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – С. 168-172.

4. Адизес И.К. Идеальный руководитель. – М.: Альпина Бизнес Букс. 2007

5. Американские буржуазные теории управления. – М.: Мир, 1978. – 366 с.

6. Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие – М., 2005.

7. Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов : / Т. Ю. Базаров. – М. : ЮНИТИ, 2010. – 239 с.

8. Безручко П.С., Пахомкина М.Р., Перекопская О.Г., Розин М.В. Сценарий для топ-менеджера. М.: Бегин групп, 2006.

9. Белбин P.M. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Р. М. Белбин. – М.: HIPPO, 2003. – 315 с.

10. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.

11. Бендас Т.В. Психология лидерства.– СПб.: Питер, 2009.

12. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Кадровый менеджмент в вузе: -Владивосток: ВГУЭС, 2003, – 244 с.

13. Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управле­ния / Л. Боссиди, Р. Чаран. – М.: ООО Добрая кни­га, 2004. – 288 с.

14. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. – М.: УРАО, 2001. – 112 с.

15. Вербина Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя. – Чебоксары, 2004. -324 с.

16. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. – М., 2007.

17. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2005. – 24 с.

18. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2004.

19. Горлов О.В. Профессионально-психологические качества руководителя в ожиданиях трудового коллектива. - Тверь, 1998. – 100 с..

20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала/ А.А. Деркач. – М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004

21. Дубрин Э. Успешный руководитель / Э. Дубрин.– М: Изд-во ACT, 2003. – 347 с

22. Дуракова И.Б. Управление персоналом. Учебник. – М. : ИНФРА-М, 2009

23. Егоршин А. П. Карьера одаренного менеджера: учеб. пособие [для рук. предприятий и орг., спец. по упр. персоналом, преподавателей и аспирантов]./ А. П. Егоршин. – М. : Логос, 2007.

24. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: автореф. дис. канд. фил. наук. – Л., 1969. – 15 с.

25. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2000.

26. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2002

27. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.– СПб.: Питер. 2008.

28. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. -СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

29. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма, 2007

30. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело. 1996. – 350 с.

31. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом в теории и практике классического менеджмента: Учебное пособие. – Казань: КФЭИ, 1998.

32. Морозова Е.Н. Развитие ресурсов руководителя.– СПб.: Речь, 2008.

33. Персональный менеджмент : учебник / С. Д. Резник, Ф. Е. Удалов, С. Н. Соколов, В. В. Бондаренко; под ред. С. Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2002

34. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. – Ростов н/Д. -1996.-512 с.

35. Психодиагностика персонала. - Самара : Бахрах-М, 2010. - 789 с

36. Психология менеджмента. Под ред. Никифорова Г.С.. СПб.: Питер, 2000.

37. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие / В.А. Розанова. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003. – 416 с.

38. Социальная психология организации. /Под ред. А.Н. Сухова. –М._ Воронеж, 2010. – 632 с.

39. Тамбиев Б.Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: теория и практика. – Карачаевск 2010. – 307 с.

40. Тидор С.Н. Психология управления: От личности к ко­манде / С. Н. Тидор. – Петрозаводск: Петраз. ин-т, 1997. – 364 с.

41. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. – Кострома: КГУ, 2004. – 120 с.

42. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

43. Файоль А., Эмерсон Г., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992.

44. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.

45. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление/ Н. В. Шумянкова. – М.: Экзамен, 2004. -640 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Теория равенства
  2. Методы административной деятельности ОВД
  3. Международный договор как основной источник международного права
  4. Декоративное цветоводство
  5. Правовая и нормативная регламентация делопроизводства в ОВД
  6. Уголовная ответственность за преступления террористической направленности
  7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСБ РОССИИ И СО СПЕЦ СЛУЖБАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ
  8. ВЛИЯНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ИГРОТРЕННИНГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  9. Противоправное поведение, правонарушение
  10. Сучасна оцінка письмових джерел про давніх слов’ян
  11. Молодежная безработица в московском мегаполисе: социологический анализ проблемы
  12. Конституционная основа деятельности органов федеральной службы безопасности в сфере защиты конституционного строя Российской Федерации
  13. Психология принятия управленческих решений
  14. Монитор (дисплей) компьютера
  15. Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека
  16. Хеджування в системі мінімізації фінансових ризиків
  17. Теория денег
  18. Проблема методологии гуманитарных наук на рубеже веков
  19. Философские идеи Августина Аврелия
  20. Страховые организации
  21. Правовой статус Федеральной службы судебных приставов
  22. «Деятельность профессиональных камерных хоров и их руководителей на примере Екатеринбургского муниципального камерного хора «Доместик» им. В.А. Копанева
  23. Гражданская война в России 17 в. (Станиславский А.Л.)
  24. Юридическая ответственность как средство обеспечения государственной безопасности
  25. Вклад русских ученых-космистов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: