Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Исследования социально-психологических качеств руководителя организации





Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ системы управления организацией в отечественной и зарубежной психологии 6

1.1 Характеристика и специфика управления организацией в зарубежной психологии 6

1.2 Характеристика и специфика управления организацией в отечественной психологии 19

1.3 Социально-психологические качества руководителя организации 23

Глава II. Эмпирическое изучение социально-психологических качеств личности руководителя организации 47

2.1 Организация исследования 47

2.2 Результаты исследования 51

2.3 Тренинг как средство повышения социально-психологических качеств руководителя 65

Заключение 90

Список литературы 92

Приложения 95

Введение

В условиях становления рыночной экономики, демократизации и гуманизации общества в стране, на всех уровнях управления потребовались руководители новой формации - менеджеры, инициативные, деловые, способные чутко улавливать не только рыночную конъюнктуру, но и психологически обоснованно строить свои взаимоотношения с подчиненными и коллегами.

Руководитель, как правило, имеет дело больше с людьми, с социальными группами, нежели с техникой, что непременно требует прямой (от руководителя к коллективу) и обратной взаимосвязи, прямого и обратного движения информации о социальных процессах столь необходимой для принятия адекватных управленческих решений и действий.

В любых системах социального управления и на любых его уровнях современному руководителю весьма важно постоянно знать морально-психологическое состояние возглавляемой им общности (что принято называть морально-психологическим климатом коллектива) во всех его структурных компонентах: групповые (коллективные) интересы и степень их удовлетворения, особенности (на каждый данный момент) групповых мнений, настроений и т.п.

К настоящему времени в психологической науке недостаточно рас­крыта актуальная проблема – проблема психологии успешного руко­водителя.

Жизнь показывает, однако, что еще многие хозяйственные руководители психологически не перестроились на новые социально-экономические и социально-психологические отношения. Немалому их числу присущи такие качества, как ригидность, авторитарность, эмоциональная нестабильность и др. Процесс же приобретения умений и навыков демократического стиля управления с необходимостью предполагает умение и стремление ориентироваться на обеспечение соответствия личностных, социально-психологических качеств ожиданиям современного коллектива.

За последнее десятилетие интерес психологов к изучению личности современного руководителя значительно возрос. Появились исследовате­ли, которые достаточно подробно начали изучать личность руководителя (М. Деванна, В. Зигерт, Р.Л. Кричевский, Т. Коно, Л. Ланг, Н. Тичи и др.). По мнению многих исследований, от личности современного руко­водителя во многом зависят принятие успешных управленческих реше­ний, эффективность управления, успех деятельности организации. По­этому изучение данных вопросов представляет теоретическую и прак­тическую ценность для многих специалистов, в особенности для психо­логов в социально-экономической сфере.

Научный интерес к изучению личности многообразен. В психологии существовало много попыток создать разного рода классификации личности, они противоречивы, разные по своим основаниям и не имеют единой точки зрения. В плане изучения личности не менее разнообра­зен интерес исследователей к личности руководителя.

Исследованию личности руководителя в настоящее время уделяется достаточно серьезное внимание, так как его качества значительно влияют на эффективность управленческой деятельности. Несмотря на довольно значительный объем психологических публикаций, проблема личности руководителя и его качеств по-прежнему относится к разряду «белых пятен» психологии управления.

В связи с этим целью нашего исследования является: изучение социально-психологических качеств руководителя организации.

Объект исследования: личность руководителя.

Предмет исследования: социально-психологические качества личности руководителя.

Гипотеза исследования: для успешной реализации управленческих функций современный ме­неджер должен обладать определенными социально-психологическими качествами: выраженными лидерскими качествами, высокой мотивации достижения успеха, личностными качествами, как коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, выдержанность, работоспособность, откровенность, открытость новому опыту. Знание социально-психологических качеств, которыми должен обладать современный руководитель позволит ему на них ориентироваться и повысить их через посещение различных тренинговых программ.

Задачи исследования:

1. Провести теоретически анализ системы управления организацией в отечественной и зарубежной психологии.

2. Анализировать подходов изучения социально-психологической характеристики личности руководителя

3. Провести эмпирическое изучение социально-психологических качеств личности руководителя.

Выборка исследования. В эксперименте участвовали в количестве 60 человек сотрудников компаний «Терволина». На момент психодиагностического обследования у сотрудников, включенных в профессионально направленную деятельность имелся от 2–2,5 до 10 летний опыт работы в данной организации. Среди испытуемых 30 менеджеров высокого и среднего звена и 30 человек рядовые сотрудники компаний.

Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по проблеме, сравнительный анализ, методы сбора данных (тесты-опросники: методика изучения выраженности лидерских тенденций (ВЛТ) Л.Д. Кудряшовой; оценка потребности достижения успеха А. Мехрабиана, 16 факторный тест-опросник Р. Кеттелла. Для математической обработки результатов исследования использовался метод корреляционного анализа (корреляция Пирсона).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.

Заключение

В рамках данного исследования поставлены и реше­ны задачи, заключающиеся в анализе теоретического и практического со­стояния проблемы системы управления организацией в трудах отечественных и зарубежных психоло­гов; в выявлении социально-психологических качеств руководителя как системообразующего фактора в структуре личности.

Анализ социально-психологической литературы показал, что управленческая деятельность выступает одним из существенных условий личностно-профессионального развития руководителя, проявляющегося в пози­тивном изменении степени выраженности личностно-детерминированных профессионально важных особенностей субъекта деятельности. Специфика мотивационно-потребностной сферы личности руководителя, ее характерная направленность, особое сочетание личностно-профессиональных качеств выступает в качестве показателей тако­го развития.

Для успешной реализации управленческих функций современный менеджер должен обладать определенными особенностями личности, профессиональными знаниями, умениями, навыками. К ним относятся: умение быть лидером; коммуникативная компетентность; умение ставить цели, планировать работу коллектива, осуществлять системный анализ ситуаций, прини­мать нестандартные решения, предупреждать и разрешать конфликтные си­туации; эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость; гибкость и ори­гинальность мышления; способность побуждать работников к творческой деятельности и др.

В ходе эмпирического исследования были использованы тесты-опросники: методика изучения выраженности лидерских тенденций (ВЛТ) Л.Д. Кудряшовой; оценка потребности достижения успеха А. Мехрабиана, 16 факторный тест-опросник Р. Кеттелла; констатирующий эксперимент.

Результаты эмпирического исследования позволили определить социально-психологических черт руководителя. На основе данных можем утверждать, что руководители (менеджеры) обла­дают следующими личностными характеристиками: абстрактностью мыш­ления и сообразительностью; эмоциональной зрелостью и высокой работос­пособностью; независимостью в суждениях и самоуверенностью; жизнера­достностью и энергичностью. Он осознанно соблюдает социальные нормы и правила поведения, настойчив в достижении цели, ответственный. Им свойственна социальная активность, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонность к риску. Такой лидер-руководитель хорошо кон­тролирует свои эмоции и поведение, доводит начатое дело до конца, имеет развитый самоконтроль. Для него характерны целенаправленность и интегрированность личности. Уровень мотивации достижения соответствует уров­ню самооценки. Отрицательная корреляция с фактором «тревожность» свидетельствует об уверенности в себе, хладнокровии и безмятежности. В свою очередь эти качества являются факторами успешности руководителя.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что развитие лидерских качеств – процесс, имеющий неоднозначную, сложную динамику. Эта динамика зависит как от общих закономерностей онтогенеза человека, под влиянием которых происходит перестройка внутренних психо­логических структур, так и от социальных условий, в которых оказывается человек, которые сами не остаются неизменными и, как следствие, постоянно предъявляют к нему различные требования.

Таким образом, теоретический анализ и эмпирические данные подтвердили гипотезу, что для успешной реализации управленческих функций современный ме­неджер должен обладать определенными особенностями личности. В качестве критериальных параметров могут быть выделены: степень выраженности у менеджеров мотивов профессиональной деятельности; степень сформированности и развития профессионально важных качеств; степень развития лидерских качеств как системообра­зующего фактора в структуре личности.

Список литературы

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: ФиС, 2003

2. Аверин В. А., Дандарова Ж.К., Деркач А.А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. Полный курс психологии развития. – СПб., Прайм. Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. – 652 с.

3. Агапов B.C. Акмеологические критерии успешности про­фессиональной деятельности государственных служащих / В. С. Агапов //Акмеология: итоги, проблемы, пер­спективы / Под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – С. 168-172.

4. Адизес И.К. Идеальный руководитель. – М.: Альпина Бизнес Букс. 2007

5. Американские буржуазные теории управления. – М.: Мир, 1978. – 366 с.

6. Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие – М., 2005.

7. Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов : / Т. Ю. Базаров. – М. : ЮНИТИ, 2010. – 239 с.

8. Безручко П.С., Пахомкина М.Р., Перекопская О.Г., Розин М.В. Сценарий для топ-менеджера. М.: Бегин групп, 2006.

9. Белбин P.M. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Р. М. Белбин. – М.: HIPPO, 2003. – 315 с.

10. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.

11. Бендас Т.В. Психология лидерства.– СПб.: Питер, 2009.

12. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Кадровый менеджмент в вузе: -Владивосток: ВГУЭС, 2003, – 244 с.

13. Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управле­ния / Л. Боссиди, Р. Чаран. – М.: ООО Добрая кни­га, 2004. – 288 с.

14. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. – М.: УРАО, 2001. – 112 с.

15. Вербина Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя. – Чебоксары, 2004. -324 с.

16. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. – М., 2007.

17. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2005. – 24 с.

18. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2004.

19. Горлов О.В. Профессионально-психологические качества руководителя в ожиданиях трудового коллектива. - Тверь, 1998. – 100 с..

20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала/ А.А. Деркач. – М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004

21. Дубрин Э. Успешный руководитель / Э. Дубрин.– М: Изд-во ACT, 2003. – 347 с

22. Дуракова И.Б. Управление персоналом. Учебник. – М. : ИНФРА-М, 2009

23. Егоршин А. П. Карьера одаренного менеджера: учеб. пособие [для рук. предприятий и орг., спец. по упр. персоналом, преподавателей и аспирантов]./ А. П. Егоршин. – М. : Логос, 2007.

24. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: автореф. дис. канд. фил. наук. – Л., 1969. – 15 с.

25. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2000.

26. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2002

27. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.– СПб.: Питер. 2008.

28. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. -СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

29. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма, 2007

30. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело. 1996. – 350 с.

31. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом в теории и практике классического менеджмента: Учебное пособие. – Казань: КФЭИ, 1998.

32. Морозова Е.Н. Развитие ресурсов руководителя.– СПб.: Речь, 2008.

33. Персональный менеджмент : учебник / С. Д. Резник, Ф. Е. Удалов, С. Н. Соколов, В. В. Бондаренко; под ред. С. Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2002

34. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. – Ростов н/Д. -1996.-512 с.

35. Психодиагностика персонала. - Самара : Бахрах-М, 2010. - 789 с

36. Психология менеджмента. Под ред. Никифорова Г.С.. СПб.: Питер, 2000.

37. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие / В.А. Розанова. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003. – 416 с.

38. Социальная психология организации. /Под ред. А.Н. Сухова. –М._ Воронеж, 2010. – 632 с.

39. Тамбиев Б.Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: теория и практика. – Карачаевск 2010. – 307 с.

40. Тидор С.Н. Психология управления: От личности к ко­манде / С. Н. Тидор. – Петрозаводск: Петраз. ин-т, 1997. – 364 с.

41. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. – Кострома: КГУ, 2004. – 120 с.

42. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

43. Файоль А., Эмерсон Г., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992.

44. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.

45. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление/ Н. В. Шумянкова. – М.: Экзамен, 2004. -640 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения социально-психологические аспекты
  2. Кем и когда основано село ( имение) Пуково
  3. Использование современных технологий в обучении предмета ОБЖ
  4. Значение идей Р. Оуэна для развития менеджмента
  5. Управленческие решения
  6. Сервитут
  7. Привод к конвееру
  8. Проблемы трудовой миграции в России
  9. Отчет по практике кафе ЭЛКОД
  10. Муниципальное право
  11. Основные направления философии 20 века
  12. Педагогика
  13. Медицинские информационные системы
  14. Основные тенденции судебно–государственного строительства в России при Александре I
  15. Основные правила совершения нотариальных действий
  16. Проблемы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке
  17. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ
  18. Адміністративна відповідальність: поняття, властивості та нормативно-правове забезпечення
  19. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации)
  20. Диверсия
  21. Проблема адаптации русских эмигрантов а Маньчжурии, в произведениях семьи Ильиных
  22. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  23. Методика расследования мошенничества
  24. Продюсерский проект телевизионной передачи«Совет да любовь!»
  25. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: