Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР 7

1.1. Учение о физиологии движения. Развитие двигательных функций в онтогенезе 7

1.2. Причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников 23

1.3. Особенности моторной сферы детей с нарушениями в развитии речи 41

Обобщение теоретических основ исследования 44

Глава 2. Исследование состояния моторной функции у детей старшего дошкольного возраста 46

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 46

2.2. Характеристика детей экспериментальной группы 47

2.3. Содержание методики исследования компонентов моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи 49

Глава 3. Особенности состояния моторной функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 61

3.1. Особенности состояния у детей с общим недоразвитием речи общей моторики 61

3.2. Особенности состояния у детей с общим недоразвитием речи артикуляторной моторики 66

3.3. Особенности состояния у детей с общим недоразвитие речи ручной моторики 71

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы 78

Глава 4. Методические рекомендации по развитию моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы 83

4.1. Теоретическое обоснование коррекционной работы по развитию у детей общей, артикуляторной и мелкой моторики. Цели, задачи и условия организации коррекционной работы 83

4.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию общей моторики 86

4.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию ручной моторики 101

4.4. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию артикуляторной моторики 108

Заключение 115

Список литературы 119

Введение

Актуальность исследованияопределена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушаются не только все уровни развития речи: от звукопроизношения до связного высказывания, но и функции, которые обеспечивают становление, развитие речи. К таким функциям наряду с высшими психическими функциями, как то: внимание, память, мышление и др., относят и моторику, включающую в себя общую, артикуляторную, мелкую.Отмечено, что моторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.

Проблема управления движениями давно привлекает внимание физиологов. Такие выдающиеся физиологи, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, внесли неоценимый вклад в разработку вопросов физиологии движений.

Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым (1961), И.П. Павловым (1975) и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. И.П. Павлов (1975), говоря в своих исследованиях о системности, динамическом стереотипе, объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.

В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.

Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия (1969), который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными.

О тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова (1973, 1975), Е.М. Мастюкова(1987) и др. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой доказали наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка.

Л.В. Фомина (1971) писала, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев — «говорящие» дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые — «не говорящие» дети».

Учитывая полиморфностьОНР, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи движений руки и речи. Выводы В.М. Бехтерева подтвердили исследования М.М. Кольцовой, которые показали, что развитие движений руки способствует развитию речи.Отклонения в развитии моторной сферы у данной категории детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Недостаточность моторной сферы дошкольников с речевыми нарушениями отмечались Р.Е. Левиной,Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Л.В. Лопатиной, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой и многими другими, но при этом специальных работ, посвященных исследованию моторной сферы дошкольников с ОНР, сравнительно немного.

Объект исследования–моторная сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования –особенности отклонений в развитии общей, артикуляторной и ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Проблема исследования: обоснование и определение содержания логопедической работы по коррекции недоразвития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования:у значительного числа детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается недостаточная сформированность моторных функций, которые в большей степени проявляются в артикуляторной и ручной моторике. Степень выраженности и характер недоразвития моторики у детей различен и обусловлен разным патогенезом общего недоразвития речи, что предполагает необходимость применения дифференцированного подхода в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений в моторной сфере у дошкольников с ОНР.

Заключение

Результаты качественного и количественного анализа экспериментальных данных констатирующего исследования показали, что дети с ОНР характеризуются недостаточным по сравнению с детьми контрольной группы развитием всех моторных функций.

При выполнении заданий на исследование общей моторики у дошкольников с ОНР отмечена недостаточная согласованностьдействий различных мышечных групп, неловкость выполняемых движений, нарушение согласованности рук и ног, нарушения произвольной регуляции общих движений.

В процессе выполнения дошкольники с ОНР испытывали трудности согласования рук и ног, наблюдалась расстройство своевременности, точности, координации выполняемых движении. При выполнении двигательного акта дети затрудняются в быстром переходе от одного элемента движения к другому, сопровождая их проговариванием. Дошкольники с ОНР несколько хуже справились с заданиями на динамическую организацию движений, т.к. нарушена переключаемость движений. Произвольная регуляция движений также затруднена. Средний балл выполнения заданий на исследование общей моторики у дошкольников экспериментальной группы составил – 2,1, у дошкольников контрольной группы – 2,8.

Пробы на исследованиеуровня развития мелкой моторики, требовавшие от детей совершения тонких произвольных движений, вызвали у испытуемых затруднения. Данные изучения мелкой моторики показали, что при выполнении заданий на динамическую и статическую координации движений, переключаемость движений дошкольники с ОНР испытывали затруднения. Большая часть дошкольников движения выполняли замедленно, напряженно, по предварительному показу. Не всегда соблюдалась правильность переключения, правильность выполнения заданий левой рукой. При выполнении заданий наблюдались синкинезии, лишние движения. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.Средний балл выполнения заданий на исследование мелкой моторики у дошкольников экспериментальной группы составил – 2,1, у дошкольников контрольной группы – 2,9.

В артикуляторной моторике такие изменения имеют место при изучении динамической организации движений.

Отмечены пропуски, перестановки, трудности переключения отодного артикуляторного движения к другому при выполнении теста на последовательно организованные движения.

В процессе выполнения данных заданий было выявлено рассеянное внимание, замедленное определение позы, вследствие чего наблюдались ошибки в повторном воспроизведении у детей

Были зафиксированы случаи замедленного восприятия инструкции, необходимости повторения инструкций и повторного выполнения проб. Артикуляционная моторика характеризовалась ограничением подвижности языка, губ, нарушением точности и соразмерности артикуляционных движений.

У детей с ОНР наблюдались следующие нарушения: движения в сфере артикуляционной и мимической мускулатуры характеризовались низким качеством, не имели достаточной силы точности, полного объёма; были затруднены дифференцированные движения губ, кончика и спинки языка. При обследовании артикуляционной моторики выявлено наличие содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки при изменении положения губ), неполноту и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата.Средний балл выполнения заданий на исследование артикуляторной моторики у дошкольников экспериментальной группы составил – 2,1, у дошкольников контрольной группы – 2,8.

Таким образом, были выделены три группы дошкольников с разным уровнем развития моторики. Первую группу составили шестеро детей дизонтогенетического варианта ОНР и двое детей с ОНР на фоне стертой дизартрии, которые по результатам исследования показали высокий уровень развития моторных функций, приближенный к показателям нормально развивающихся детей.

Вторую группу составили четыре ребенка с ОНР на фоне стертой дизартрии. У детей данной группы отмечалась недостаточнаясформированность общей, мелкой и артикуляторной моторики. У детей наблюдались преимущественно нарушения динамической организации движений, в целом движения отличались неполным объемом.

Третью группу составили один ребенок с ОНР на фоне стертой дизартрии и двое детей с ОНР на фоне моторной алалии. Для данных детей характерен низкий уровень развития моторных функций. Ребенок со стертой дизартрии были излишне напряжены, что говорит о нарушениях тонуса мышц. Большие трудности у детей возникали при выполнении серий последовательных движений, при удержании равновесия.

Состояние моторики детей, выявленное в проведенных пробах, дает основание предполагать наличие затруднений в изобразительной деятельности, общей двигательной активности, занятиях ручным трудом.

Учитывая, что практически ни одно движение не обеспечивается только одним ведущим уровнем, признавая сложность отношений между уровнями организации движении, отсутствием четких границ их действия, различный характер ведущих афферентаций выполнении внешне сходных двигательных актов, можно говорить о том, что особенности моторики детей связаны с недостаточностью работы отдельных мозговых уровней организации движений, и в сформированности их согласованной деятельности.

Учет качественного своеобразия нарушений двигательной сферы детей создает основу для определения основных направлений и содержания коррекционного воздействия.

В зависимости от причин возникновения речевого расстройства состояние моторных функций характеризовалось рядом особенностей.

На основании результатов исследования и анализа методической литературы были разработаны методические рекомендации к логопедической работе по развитию общей, артикуляторной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР различного патогенеза. Работа должна строиться с учетом принципа единства познавательного процесса и двигательного акта, роли двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций, степени и характера моторной сферы, т.е. учитывать неоднородную структуру моторных нарушений. Следовательно, коррекционная работа носит дифференцированный характер. Разный уровень сформированности моторики и разный характер ее нарушения обусловили необходимость дифференцированного подхода к детям в работе по развитию моторной сферы. Так, в работе с детьми с ОНР, сочетающимся со стертой дизартрией, нужно больше внимания уделять нормализации мышечного тонуса, развитию кинетических основ движения, а в работе с детьми с ОНР, обусловленным моторной алалией, нужно развивать у дошкольников кинестетическую организацию движений.

Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975. – 348 с.

2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М., 1983. – 160 с.

3. Безенцева Н.Н. Как помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи на физкультурных занятиях//Воспитание и обучение.2005.№4.

4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.

5. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.

6. БернштейнН.А. О построениидвижений – М.: Медгиз, 1974. – 254с.

7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966 – 142 с.

8. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности.-М.1990.

9. Бутко Г.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика.2006.№6.

10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.,2003.

11. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144с.

12. Волкова Л.В., Туманова Т.В. Логопедия .-М.2003.

13. Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика- М.,2008.

14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Том 2. - М., 1960. – 324с.

15. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. - М., 1974..

16. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.

17. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. -М., 2000.

18. Дудьев А.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушением речи// Дефектология. 1995.№4.

19. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.

20. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.- М., 1985..

21. ЖинкинН.И. Речькакпроводник информации.- М.: Наука, 1982.- 154 с.

22. Жук М.В. Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей //Материалы научно-практических конференций 2000-2001 гг.- СПб.,2001.

23. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 238с.

24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.- Екатеринбург, 2000.

25. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. – 272 с.

26. Запорожец А.В. Изучение развития и поведения детей.- М.,1966.

27. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб., 2003. – 384 с.

28. Кисилева В. Развитие тонкой моторики//Дошкольное воспитание.2006.№1.

29. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975. – 132 с.

30. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973. – 176 с.

31. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред.Шапковой Л.В.,М.,2002.

32. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.-СПб.,2001.

33. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб.,2001.

34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М.,1983.

35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Подред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

36. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.

37. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.-М.,1970.

38. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.

39. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 – 147

40. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 1992. – 408с.

41. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147

42. Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями//Сборник научных трудов.-М.,1989.

43. Мещерякова Н.П.,Жуковская Л.К. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников –Волгоград,2009.

44. Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками. Формирование графических навыков и временных представлений. –Волгоград,2009.

45. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 214с.

46. Оглобина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом//Воспитание и обучение.2005.№6.

47. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей.-М.,1923.

48. Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.

49. Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды.-М.,1975.

50. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика ,СПб.,2007

51. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //Под ред. Семенович Т.В. Волосовец- М.,2002.

52. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.

53. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.-М.,2002.

54. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961 – 364 с.

55. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000.

56. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – 59-96с.

57. Суслова Е.Н. К проблеме готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению в школе//Коррекционная педагогика.2007.№1.

58. Физиология развития ребенка// Учебное пособие/Под ред. В.И. Козлова.-М., 1983.

59. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М, 1999. – 314с.

60. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи.- М., 1971. – 242 с.

61. Хрипакова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М., 1990.

62. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма,чтения.-М.,1987

63. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения
  2. Формирование коммуникативной компетенции ОНР
  3. Роль и место вооруженных сил и органов безопасности в системе фашистских государств (на примере Германии)
  4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших
  5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСБ РОССИИ И СО СПЕЦ СЛУЖБАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ
  6. Проблемы развития Российской Федерации в условиях новой геополитической реальности в 1990-2000-х гг
  7. Система управления персоналом предприятия в современных условиях (на примере ООО АШАН)
  8. Молодежная безработица в московском мегаполисе: социологический анализ проблемы
  9. Органы и учреждения, исполняющие наказание виды и основные функции
  10. Наркобизнес
  11. Устойчивость объектов
  12. Акционерный капитал – роль бирж, слияния и поглощения, проблемы контроля.
  13. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  14. Кафе Европа
  15. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
  16. Особое производство
  17. Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере
  18. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
  19. Проблема передачи земельных участков
  20. Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине 19 - начала 20 века
  21. Конституционный строй
  22. Разработка и исследование метода автоматической коррекции опечаток в текстах на естественном языке
  23. Общественно-политическое движение в России в 19 веке
  24. Административно-территориальное устройство и правовой статус города
  25. Судебник 1550
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: