Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Основные модели социальной работы за рубежом





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования моделей социальной работы за рубежом 9

1.1Модели социальной работы за рубежом 9

1.2 Теории социальной работы 10

Глава 2. Тенденции функционирования социальной работы за рубежом 21

2.1 Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России 21

2.2 Образование и подготовка кадров социальной работы 30

Заключение 34

Список использованной литературы 35

Введение

Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической1 деятельности лежат в области нравственности и религии. Эмерсон Эндрюсс сказал: "Матерью филантропии является религия".

Во всех религиях исповедуются общие гуманистические принципы, такие, как любовь к ближнему, сострадание, благотворительность, сочувствие и помощь больным, убогим и сирым. В исламе в качестве одного из пяти «столпов веры» рассматривается обязательная благотворительность (налог закат), в том числе и добровольная благотворительность (садак).

Далай-Лама XIV говорит, что «сострадание- это опора мира на Земле. Когда мы чувствуем жалость или сострадание по отношению к очень бедному человеку, мы выказываем при этом сочувствие тому, что он беден. Ваше сострадание при этом основано на альтруизме. С другой стороны, любовь к жене, мужу, детям или близкому другу обычно основывается на привязанности. Когда меняется наша привязанность, это сказывается и на нашей доброте, которая может вообще исчезнуть. Это не есть истинная любовь. Настоящая любовь основана не на привязанности, а на альтруизме. В этом случае наше сострадание останется человеческим откликом до тех пор, пока живые существа продолжают страдать».

В христианстве сострадание как отклик на страдание за всех Христа есть путь восхождения человека к вере, величайшая милость. Сострадание является одним из важных компонентов в христианской системе ценностей, которое дает возможность достичь совершенства, помогая другим, в том числе и тем, кого обошло бремя страданий. В ранних христианских текстах передается разговор Иисуса с богатым юношей: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; приходи и следуй за мною».

Итак, человеколюбие и сострадание как нравственные основания веры объединяют все мировые религии. Однако природа и статус страдания понимаются в них по-разному.

В христианстве акт творения Богом человека и его первородный грех, переданный в вечное наследство человеческому роду, предопределили вечность и неизбежность человеческого страдания. Образ Христа, который искупил грех людей, приняв на себя истязания и смерть, освящает страдание. Оно рассматривается как очищение от греха. Осознание вины, покаяние и искупление являются важнейшими этапами христианских исканий, самопознания и самосовершенствования человека. И, следовательно, помощь страждущему является нравственным долгом религиозного человека.

В буддизме страдание имеет другую природу. В буддийской концепции человека нет Творца. Богоподобие человека может свершиться путем духовной практики. Страдания же человека проистекают от его неспособности дисциплинировать свой ум, волю и тело. Освободиться от страдания, т. е. выполнить нравственный долг буддиста, можно лишь в случае собственного, личного осознания необходимости сделать это.

Таким образом, в христианстве сострадание и благотворительность обладают в большей степени, чем в буддизме, чертами общественной деятельности, а церковь выступает в качестве агента благотворительности. Поэтому, вероятно, наиболее законченные институты и формы социальной работы сформировались в христианских странах, в Европе и Америке.

Наряду с благотворительностью и состраданием социально-философскими источниками социальной работы являются концепции гуманизма и прав человека. Социальная работа в современном смысле представляет собой деятельность по обеспечению социальных и экономических прав человека, семьи, группы или по компенсации социального, физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими правами. Основной функцией института социальной работы является способствование реализации и соблюдению прав человека. Человек находится в центре интересов социальной работы, что является основным фактором ее существования, базовой ценностью ее мировоззренческой гуманистической системы.

Гуманизм - система воззрений, которая признает ценность человека как личности, его право на свободу, на счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая право человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в различных культурных памятниках многих народов, начиная с глубокой древности.

В Древнем Китае вопросам человечности уделялось большое внимание в учении Конфуция (6-5 вв.д.н.э.). Центральное место в конфуцианстве занимала концепция «жэнь» (человечность, гуманность), означающая закон идеальных отношений между людьми в соответствии с принципом справедливости - «чего не желаешь себе, того не делай другим». Древнегреческий философ Протагор (5 в.д.н.э.) поставил человека в центр мироздания: "Мера всех вещей есть человек". Морально-нравственный аспект внес в философские рассуждения о человеческом существовании (5 в.д.н.э.) Сократ. Он говорил о рациональной природе добродетелей человека (справедливости, храбрости, самообладании), придавал разуму ведущую роль в достижении блага. В качестве критерия нравственности

Сократ вывел уровень духовного развития и образования человека

В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Концепция социального равенства Томаса Мора и Томазо Кампанеллы, концепция либерализма Пико делла Мирандолы оказали большое влияние на развитие идей гуманизма, сделав акцент на равенство прав людей, справедливость. Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека» подытожил духовные искания итальянского Возрождения о свободе человека, раскрыл идею о том, что человек ценен, когда он свободен, когда выполняются его права.

В 17-19 вв. в европейской философии разрабатывалась идея «естественных прав» человека, оценивалось социальное устройство с точки зрения его соответствия «природе человека», делались попытки найти пути сочетания интересов личности и общества.

Иммануил Кант (1724-1804) ввел в рассмотрение структуры человека нравственную составляющую, возвращая европейскую философию к ее истокам. По Канту, нравственный императив человеческого существования служит тому, что человек рассматривается не как средство достижения цели, а сам является целью существования.

Современные представления о гуманизме и правах человека находят свое отражение не только в теоретических размышлениях, но реализуются в ежедневной практике политической и социальной жизни мирового сообщества. В 1948 г. Международной ассамблеей ООН была принята Международная конвенция (хартия) по правам человека.

Человек должен иметь права потому, что он ЧЕЛОВЕК. Права человека - это свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода проявляется тогда, когда человек вправе делать все, что не вредит другому. Границы свободы определяются только законом. Первое поколение прав - гражданских - было озвучено во времена Французской революции: «Все, что не запрещено, то законно. Никто не может быть наказан иначе, чем законом».

Второе поколение прав - социально-экономических - закрепилось в государственной практике в 20 столетии. Это права на труд, жилье, образование и т. д.

Политические права - право быть избранным и участвовать в выборах, референдумах и других формах управления государством - также сформировались в этом веке.

В конце 20 века появились специфические права -права меньшинств (например, сексуальных), отдельных категорий населения (детей, инвалидов, больных) и т. д.

В современном мире через установление и соблюдение прав человека реализуется идея гуманизма, идея ценности человека, личности. Функция государства состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение этих прав. Гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством, вынуждая государство создать консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека, а также предоставить определенные гарантии для наиболее обездоленных.

Гражданское общество - наиболее развитая форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов общности на добровольной основе, начиная с семьи, заканчивая корпорацией. Это совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе, в т.ч. частная жизнь людей, их обычаи и традиции, сфера проявления индивидов и их организаций, огражденная законом от прямого вмешательства государства. В том государстве, где есть условия для развития личности, формируется общество, состоящее из граждан, личностей - гражданское общество.

Социальная работа является функцией как гражданского общества (через благотворительность и сострадание), так и государства (через механизм соблюдения социальных и экономических прав человека). Институт социальной работы является амортизатором между обществом и государством в стремлении общества разрушить государство, и в тенденции государства подавить общество.

Цель исследования: характеристика основных моделей социальной работы за рубежом.

Задачи исследования: рассмотреть модели социальной работы за рубежом; осветить теории социальной работы; выявить основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России; охарактеризовать образование и подготовка кадров социальной работы.

Заключение

Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества.

Институциализация социальной работы -явление, связанное с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе, но ее основы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.

Для успешного изучения мирового опыта социальной работы необходимо ознакомиться с основными понятиями в области социальной философии, социологии, политологии и на их.

Список литературы

Григорьев С.И. Социальная культура: поиск новых концептуальных оснований анализа и путей развития в России/ С.И. Григорьев. Барнаул, 2010.

История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник /Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2010.

Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению/ Б. Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс. М.,2010.

Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. М., 2010.

Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.В. Фирсов. М., 2010.

Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: Хрестоматия текстов германских преподавателей и экспертов по социальной работе и социальной педагогике. М., 2011.

Бернлер Г. Теория социально-психологической работы/ Г. Бернлер, Л. Юнссон. М., 2010.

Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы/ С.И. Григорьев и др. М., 2010.

Иванова Е.В. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности/ Е.В. Иванова, Ж.Е. Иванова. М., 2010.

Прюс Ф. Социальное государство и социальная система в Федеративной Республике Германии/ Ф. Прюс, Б. Кен. Грайфсвальд, 2010.

Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. /Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 2011.

Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях/ А.С. Сорвина// Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой нац. конф. М., 2010. С. 60-67.

Фирсов М.В. Методологические проблемы институционализации социальной работы/ М.В. Фирсов. М., 2010.

Фирсов М.В. Теория социальной работы/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М., 2010.

Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика/ М.В. Фирсов. М., 2011.

Хатчинсон Г., Олтедал С. Модели в социальной работе: от разных источников – к одному полю деятельности/ Г. Хатчинсон, С. Олтедал. Архангельск, 2010.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т. 1. М., 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Моя профессия - юрист
  2. Идеи управления в школе Чарльза Хортона Кули
  3. Уголовный процесс
  4. Государственно-управленческая деятельность в сфере земельного регулирования на примере г. Москва
  5. Система гражданско-правовых договоров ОТЧЕТ по производственной практике
  6. Задачи по экономике статистика
  7. Гражданская война в России 17 в. (Станиславский А.Л.)
  8. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
  9. Защита общественного интереса в гражданском и арбитражном процессе
  10. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе
  11. Общественная палата
  12. Фотоэлектронная эмиссия и ультрофиолетовая фотоэлектронная спектроскопия
  13. Государственное правовое регулирование использования лесов в Костромской области
  14. Историческая школа Германии,ее роль в становлении институционализма
  15. Разработка информационной системы автоматического системного тестирования web-приложения
  16. Автоматизация управленческого учета 1С
  17. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  18. Лизинг
  19. Современный урок экологии и биологии
  20. Товар в маркетинговой деятельности
  21. Билет №15
  22. Подбор и расчет зубчатой передачи
  23. Корпоративные отношения в акционерных обществах по законодательству РФ
  24. Мировое соглашение в гражданском процессе
  25. Роль игры в психологическом развитии дошкольника
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: