Пути совершенствования организационно-управленческого и правового обеспечения виктимологической профилактики могут быть реализованы по следующим направлениям:
- систематизация нормативного материала, касающегося осуществления виктимологической профилактики;
- использование и развитие полезных идей, начал и положений, т.е. всего полезного, что составляет основу нынешней системы управленческо-правового обеспечения виктимологической профилактики;
- максимальное отражение и учет сущности и особенностей виктимолого-профилактической деятельности, ее целей, содержания, основных направлений и условий существования;
- усиление не только ответственности, но и юридических гарантий участников общественных отношений в сфере виктимолого-профилактической деятельности, придание важнейшим из них силы закона;
- всестороннее закрепление положений, принципов, методов, способов и форм управленческо-правового воздействия в предупредительной сфере деятельности, которые традиционно использовались на практике и положительно себя оправдали;
- использование существующих управленческих форм, методов и приемов, штатных структур и расписаний, придание комплексности в их применении в целях повышения эффективности и результативности виктимолого-профилактической деятельности;
- использование имеющегося опыта управленческо-правового обеспечения виктимологической профилактики зарубежных стран.
Для совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики целесообразно оформить данную деятельность в единую правовую систему, способную обеспечить высокий уровень, единство, непрерывность, преемственность осуществления функций субъектами данной деятельности. Единая правовая система должна быть юридическим инструментом реализации мер воздействия на виктимность.
В логике развития этих направлений необходимо прежде всего выработать основополагающий законодательный акт, который бы служил стержнем всей правовой системы профилактики, и уже непосредственно в его содержании реализовать принципы, идеи, положения и задачи виктимологического направления воздействия на преступность. Такой основополагающий нормативный акт должен быть разработан для уровня всей системы социальной профилактики, а в последующем - для внутриведомственного использования. Наличие конкретизированного общего и внутриведомственного нормативного правового документа позволило бы с единых позиций устранить коллизии, дублирование, наладить необходимое взаимодействие разноотраслевых и снизить внутриведомственную разобщенность сотрудников, служб и подразделений органов внутренних дел. В данных актах нашли бы реализацию исходные начала, задачи и основные методы виктимологической профилактики, а также наиболее типичные и апробированные формы, средства и тактические приемы предупредительной деятельности.
Цель работы: характеристика организации виктимологической профилактики органами внутренних дел.
Задачи работы:
рассмотреть виктимологическую профилактику органами внутренних дел;
проанализировать виктимологическую профилактику преступлений: объект, субъект, правоотношения;
охарактеризовать нормативно-правовые акты регулирующие виктимологическую деятельность органов внутренних дел.