Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Организационно - педагогические условия формирования правовой культуры субъектов начального образования





Содержание

Введение 3

1. Теоретическое обоснование организационно-педагогические условия формирования правовой культуры младших школьников 9

1.1 Проблема формирования правовой культуры, содержание понятия правовой культуры 9

1.2 Цель формирования правовой культуры (придумать, показать идеальную модель формирования правовой культуры) 18

Введение

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, — отмечал А-С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества"'.

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним "благополучием" скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отношении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстников, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов.

Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединенных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

Сложившееся положение в детском движении изменяет позицию органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и развитии детского движения. Такое отношение подкрепляется реальным участием органов управления образованием в создании условий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогических кадров детских организаций, участие в формировании материально-технической базы детских организаций.

Современные тенденции и динамика социокультурных преобразований способствуют переходу общества от техногенной цивилизации к антропогенной, обеспечивают его интеграцию в качественно новое состояние, которое характеризуется правовой государственностью. В этих условиях возникает необходимость консолидации потенциала различных социальных институтов общества на достижение и развитие правовой культуры, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. (А.Г. Арсентьева, В.А. Караковский. B.C. Олейников, В.П. Сальников и др.).

В решении данной проблемы особая роль принадлежит личностно-ориентированному образованию, гуманистический характер которого основывается на принципах природосообразности, культуросообразности и законосообразности (Е.В. Бондаревская. Н.Ю. Захарченко и др.), являющихся доминирующими в развитии и социализации личности. В этих условиях возникает потребность в педагоге нового типа, обладающего ценностно-мотивационной ориентацией и способным к субъект-субъектному взаимодействию, основанному на паритетных нравственно-правовых началах. Наличие этих качеств во многом предопределяет степень правовой направленности педагога, уровень его педагогической и правовой культуры.

Между тем в педагогической практике, наряд}' с позитивными изменениями, продолжает сохраняться тенденция к отчуждению от ценностей правовой культуры, которая проявляется, прежде всего, в широком распространении авторитарности, инструментально-нормативной рецептурности и стереотипов мышления, лишающих педагогическую действительность приоритетов правовой культуры. (С.В. Кульневич. к.А. Леванова. В.И. Лещинский, З.К, и др.). Состоятельность данных явлений к тому же усугубляется несовершенно системой подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности вообще и формированию правовой культуры, в частности.

Теоретический анализ и обобщенный опыт научно-педагогической деятельности вуза показывают, что значительную часть выпускников характеризует неустойчивость профессиональной направленности и позиции, недостаточная степень сформированности общепедагогических качеств, невысокий уровень правовой культуры.

Так или иначе, сложившаяся система педагогического образования не адекватна потребностям современной практики и требует превращения высшей школы в институт воспроизводства правовой культуры, как необходимого условия в обеспечении не только социально-правовых преобразований (А.Д. Матвиенко, Э.В. Кузнецов, А.Ф. Транин и др.), но и в реализации идей гуманистической педагогики. (Ш.А. Амонашвили, Т.В. Болотина, А.Ф. Никитин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, З.К. Шнекендорф и др.).

Таким образом, в сложившейся социокультурной ситуации явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры педагога с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, главной проблемой которого является выявление теоретико-методологических основ и педагогических условий формирование правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки.

Объектом исследования является процесс подготовки современного педагога к формированию правовой культуры учащегося.

Предмет исследования составили педагогические условия формирования правовой культуры будущего педагога.

Целью исследования явилось выявление и обоснование организационно - педагогических условий формирования правовой культуры субъектов начального образования.

Основная гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования правовой культуры педагога начального образования будет более эффективным, если: педагогу представлена система ценностно-мотивационных установок на значимость правовой культуры как компонента педагогической культуры.

Задачи исследования:

рассмотреть проблему формирования правовой культуры, содержание понятия правовой культуры;

определить цель формирования правовой культуры (показать идеальную модель формирования правовой культуры);

охарактеризовать методические условия формирования по формированию правовой культуры;

проанализировать основные проблемы в организации процесса формирования правовой культуры субъектов начального образования;

дать анализ организационно- методических условий формирования правовой культуры младших школьников;

разработать идеальную модель формирования правовой культуры субъектов начального образования;

проанализировать реализацию программы формирования правовой культуры субъектов начального образования;

Методологической основой исследования явились основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о целесообразном и личностно-творческом характере человеческой деятельности, законах и закономерностях нравственно-правовых явлений. Методологическим ориентиром исследования служили культурологический, аксиологический, личностно-творческий и деятельностный подходы.

В ходе исследования использовались следующие .методы: теоретико-методологический анализ современных литературных источников по проблеме;; педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и корректирующей функциях; анализ результатов педагогической деятельности субъектов начального образования. в процессе учебных занятий и на педагогической практике.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Совершенствование организации дорожного движения (ОДД) на реальном участке улично-дорожной сети
  2. Русское государство в период татаро-монгольского ига
  3. Уголовная ответственность за должностные преступления
  4. Подготовка кадров для государственной и муниципальной власти
  5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА НА ПРЕДПРИЯТИИ, УЧАСТКЕ, РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Минотель»(ГОСТИНИЦА «Беларусь»)
  6. Особенности английской дипломатии
  7. Разработка системы мониторинга локальной сети Дизайн студии «Линия» на базе WMI
  8. Правонарушение понятие, состав и виды
  9. А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир»
  10. История развития централизованного водоснабжения Древнего Рима
  11. Органы юридического лица 2
  12. Мировая экономика и международные экономические отношения
  13. Общественно-политическое движение в России в 19 веке
  14. Аналитико-синтетическая деятельность мозга
  15. Обеспечение граждан РФ жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда
  16. Советское законодательство эксплуатации аренды 1921-1928 гг
  17. Сетевое общество
  18. Уголовная ответственность за бандитизм. законодательство теория практика
  19. Основополагающие методы создания интерфейсов
  20. Функции Российского государства понятие и классификация
  21. Зарождение идей права в Древней Греции
  22. УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Вариант 10
  23. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие политические
  24. Разработка технологического процесса обработки детали «тел вращения» в условиях серийного производства является разработка технологического процесса изготовления детали «Кольцо».
  25. Вулканы и землятресения как эндогенные факторы в эволюции земли
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: