Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Организационно - педагогические условия формирования правовой культуры субъектов начального образования





Содержание

Введение 3

1. Теоретическое обоснование организационно-педагогические условия формирования правовой культуры младших школьников 9

1.1 Проблема формирования правовой культуры, содержание понятия правовой культуры 9

1.2 Цель формирования правовой культуры (придумать, показать идеальную модель формирования правовой культуры) 18

Введение

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, — отмечал А-С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества"'.

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним "благополучием" скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отношении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстников, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов.

Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединенных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

Сложившееся положение в детском движении изменяет позицию органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и развитии детского движения. Такое отношение подкрепляется реальным участием органов управления образованием в создании условий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогических кадров детских организаций, участие в формировании материально-технической базы детских организаций.

Современные тенденции и динамика социокультурных преобразований способствуют переходу общества от техногенной цивилизации к антропогенной, обеспечивают его интеграцию в качественно новое состояние, которое характеризуется правовой государственностью. В этих условиях возникает необходимость консолидации потенциала различных социальных институтов общества на достижение и развитие правовой культуры, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. (А.Г. Арсентьева, В.А. Караковский. B.C. Олейников, В.П. Сальников и др.).

В решении данной проблемы особая роль принадлежит личностно-ориентированному образованию, гуманистический характер которого основывается на принципах природосообразности, культуросообразности и законосообразности (Е.В. Бондаревская. Н.Ю. Захарченко и др.), являющихся доминирующими в развитии и социализации личности. В этих условиях возникает потребность в педагоге нового типа, обладающего ценностно-мотивационной ориентацией и способным к субъект-субъектному взаимодействию, основанному на паритетных нравственно-правовых началах. Наличие этих качеств во многом предопределяет степень правовой направленности педагога, уровень его педагогической и правовой культуры.

Между тем в педагогической практике, наряд}' с позитивными изменениями, продолжает сохраняться тенденция к отчуждению от ценностей правовой культуры, которая проявляется, прежде всего, в широком распространении авторитарности, инструментально-нормативной рецептурности и стереотипов мышления, лишающих педагогическую действительность приоритетов правовой культуры. (С.В. Кульневич. к.А. Леванова. В.И. Лещинский, З.К, и др.). Состоятельность данных явлений к тому же усугубляется несовершенно системой подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности вообще и формированию правовой культуры, в частности.

Теоретический анализ и обобщенный опыт научно-педагогической деятельности вуза показывают, что значительную часть выпускников характеризует неустойчивость профессиональной направленности и позиции, недостаточная степень сформированности общепедагогических качеств, невысокий уровень правовой культуры.

Так или иначе, сложившаяся система педагогического образования не адекватна потребностям современной практики и требует превращения высшей школы в институт воспроизводства правовой культуры, как необходимого условия в обеспечении не только социально-правовых преобразований (А.Д. Матвиенко, Э.В. Кузнецов, А.Ф. Транин и др.), но и в реализации идей гуманистической педагогики. (Ш.А. Амонашвили, Т.В. Болотина, А.Ф. Никитин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, З.К. Шнекендорф и др.).

Таким образом, в сложившейся социокультурной ситуации явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры педагога с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, главной проблемой которого является выявление теоретико-методологических основ и педагогических условий формирование правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки.

Объектом исследования является процесс подготовки современного педагога к формированию правовой культуры учащегося.

Предмет исследования составили педагогические условия формирования правовой культуры будущего педагога.

Целью исследования явилось выявление и обоснование организационно - педагогических условий формирования правовой культуры субъектов начального образования.

Основная гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования правовой культуры педагога начального образования будет более эффективным, если: педагогу представлена система ценностно-мотивационных установок на значимость правовой культуры как компонента педагогической культуры.

Задачи исследования:

рассмотреть проблему формирования правовой культуры, содержание понятия правовой культуры;

определить цель формирования правовой культуры (показать идеальную модель формирования правовой культуры);

охарактеризовать методические условия формирования по формированию правовой культуры;

проанализировать основные проблемы в организации процесса формирования правовой культуры субъектов начального образования;

дать анализ организационно- методических условий формирования правовой культуры младших школьников;

разработать идеальную модель формирования правовой культуры субъектов начального образования;

проанализировать реализацию программы формирования правовой культуры субъектов начального образования;

Методологической основой исследования явились основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о целесообразном и личностно-творческом характере человеческой деятельности, законах и закономерностях нравственно-правовых явлений. Методологическим ориентиром исследования служили культурологический, аксиологический, личностно-творческий и деятельностный подходы.

В ходе исследования использовались следующие .методы: теоретико-методологический анализ современных литературных источников по проблеме;; педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и корректирующей функциях; анализ результатов педагогической деятельности субъектов начального образования. в процессе учебных занятий и на педагогической практике.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Оценка склонности организации к банкротству
  2. Следователь Следственного комитета РФ
  3. Муниципальное право задачи
  4. Технические средства автоматизации и управления
  5. Организация труда на предприятии на примере МЦ АУВД
  6. Экологическая культура педагога
  7. Подключение сетевого принтера
  8. Управление органами дознания в системе МВД России
  9. Коучинг
  10. Особенности финансовой деятельности бюджетных учреждений на примере полиции
  11. Выборы депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ основные особенности и процедуры
  12. Энгельс о законах диалектики
  13. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
  14. Роль массмедиа в механизме принятия политических решений
  15. Сущность и функции управления. Наука управления, ее методы познания
  16. Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
  17. Тактика допроса
  18. Международное право конца 20 - начала 21 вв результаты и перспективы
  19. Рабочее движение в 70-80 гг
  20. Строительство утилизационной теплоэлектроцентрали (УТЭЦ) установленной мощностью 150 МВт для ОАО НЛМК с цельюувеличения установленной мощностигенерации НЛМК до 482 МВт
  21. Денежные потоки предприятия
  22. Особенности системы государственного управления России
  23. Совершенствование организации дорожного движения (ОДД) на реальном участке улично-дорожной сети
  24. Методы усиления стимулирующей функции заработной платы в современной российской экономике
  25. Сравнительный анализ педагогических систем изобразительной практики
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: