Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Обучение как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении





Содержание

Введение 3

Глава 1.Роль и место обучения в профессиональном развитии персонала 8

1.1Понятие, цели и принципы развития персонала 8

1.2 Понятие и сущность обучения персонала 9

1.3 Виды и методы обучения персонала 13

Глава 2. Анализ состояния и форм обучения персонала в образовательном учреждении 16

2.1 Анализ уровня профессионального развития персонала в образовательном учреждении 16

2.2 Анализ системы обучения персонала в образовательном учреждении 26

2.3 Анализ методов профессионального развития в образовательном учреждении 26

Глава 3. Основные направления совершенствования системы обучения персонала в образовательном учреждении 27

3.1 Разработка проекта по совершенствованию системы обучения персонала в образовательном учреждении 27

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала в образовательном учреждении 38

3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в образовательном учреждении 38

Заключение 39

Список использованной литературы 40

Введение

В ХХI веке современная мировая практика развития образования в условиях поиска новой образовательной парадигмы все больше ориентируется на формирование такого педагогического состава, который в своей профессиональной парадигме будет отвечать всем современным требованиям, которые предъявляются к нынешнему учителю.

Кардинальные изменения в российском обществе влекут за собой модернизацию всей образовательной системы страны и одной из ее составляющих — повышения квалификации учителей. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.

В настоящее время разработка научных основ содержания профессионально-образовательных программ повышения квалификации учителей и адекватных этому содержанию методов и технологий обучения требует анализа и обобщения передового отечественного опыта, накопленного в системе постдипломного образования учителей.

Комплексность и широта задач реформирования российской системы повышения квалификации учителей требуют также учета мирового опыта современных подходов к обучению в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

Современное изменение сущностей и целей образования повлекло за собой пересмотр его содержания и технологий, изменение взглядов на деятельность учителя и на требования к его личности. Сегодня учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься до уровня осмысления ее оснований, в определенных случаях изменять ее, создавать новую, но, поднимаясь на эти высокие уровни самостоятельной деятельности, он, разумеется, должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике. Это заставляет по-новому посмотреть на подготовку педагогических кадров, как в сфере вузовского образования, так и в сфере повышения квалификации учителя.

Еще одной немаловажной и актуальной проблемой является само содержание обучения современного учителя. Кроме того, что учителя ведут разнообразные предметы, немаловажным различием предстает разновозрастность учителей, что так же не может не влиять на характер профессиональной переподготовки педагогов. Содержание обучения в профессиональном развитии персонала образовательного учреждения среди учителей до 40 лет и более старшего поколения педагогов должны отличаться между собой, и пусть не коренным образом, но все-таки некоторые нюансы возраста педагога должны быть учтены.

Теоретической основой реформирования системы образования в наше время является философия образования, которая рассматривает мировоззренческие, интегративные и методологические задачи. Это позволяет решать проблемы модернизации образования, включая их в парадигмальный контекст современной социальной философии.

Вопросы реформирования образования в современных условиях занимают одно из ключевых мест в российской государственной социокультурной политике. Концепция модернизации образования, которая была реализована в нашей стране в последнее десятилетие, определяла основные направления в развитии российского образования: учет тенденций мирового развития, возрождение российской культуры и ценностей национального образования как социального института. Данные направления реализуются и сегодня. Образование является приоритетным национальным проектом, цель которого — ускорить модернизацию отечественного образования, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования.

За пятнадцать лет деградации снизилась и квалификация учительского корпуса и администраторов. Квалификация подразумевает не только знаниевый, но и технологический компонент. Нужна основательная переподготовка кадров. Что касается школьных администраторов, то их нужно переучивать еще более радикально.

Известно, что на этапе подготовки педагога определенной квалификации (выпускник педучилища, колледжа, бакалавр, специалист, магистр) профессиональные знания присутствуют как результат обучения. Что касается усвоения навыков и умений практической работы учителя, то оно явно недостаточно эффективно, т. к. в вузе приобретаются навыки и умения в процессе упражнений и небольшой педагогической практики. В связи с этим образовательные программы педагогических учебных заведений, постоянно совершенствуясь, не могут (и не смогут в любом случае) полностью сформировать у выпускника необходимый опыт практической работы. В полной мере практическим опытом педагогической деятельности учитель овладевает только в реальной школьной работе. Этот опыт принадлежит конкретному специалисту как носителю собственной профессиональной индивидуальности.

Следует еще раз подчеркнуть, что достижение более высокого, по сравнению с предыдущим, уровня квалификации, не базирующегося на личном профессиональном опыте специалиста, принципиально невозможно. Поэтому при повышении квалификации используется принцип адресности: педагог, школа, должность, стаж, уровень квалификации и др.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности учителя — сложный, многогранный процесс, связанный со всеми составляющими учебно-образовательного пространства в рамках повышения квалификации педагогов. Главной задачей системы повышения квалификации является создание условий для самоактуализации педагогических работников, для совершенствования приемов самообразования на основе имеющегося профессионального опыта.

Таким образом, обучение, как метод профессионального развития педагога в рамках системы повышения квалификации — это его способность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Анализ исследований в области процесса обучения как метода профессионального развития персонала в образовательном учреждении позволяет заключить, что, во-первых, профессиональное развитие и становление личности это открытая, нелинейная и неравновесная система, которая объединяет в одно пространство возрастные изменения личности, систему непрерывного профессионального образования и ведущую профессиональную деятельность (Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Кудрявцев Т.В.)1.

Движущей силой развития личности являются противоречия между потребностями и внешними обстоятельствами, между возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности, между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворениями, между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.2

Профессиональное развитие является формирующим социально-психологические основы эффективной деятельности, формирует способы решения социально-психологических задач, обусловленных индивидуальными траекториями профессионального развития, а также формирует профессионально-психологические компетенции. (Макрова А.К., Митина Л.М., Никитина, В.А. Сластенин, А.И.)3.

Существуют особенности стадий профессионального становления и психолого-педагогические технологии содействия профессионализации личности (Беснова С.П., Грановский Р.М., Маркова А.К., Л.Н. Корнеева).

Взаимосвязь человека с профессией изучается сквозь призму адаптации личности к новому обучению, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышение его результативности. (Абуханова-Славская К.А., Деркач А.А., Захарова Л.Н., Степанов С.Ю.)4.

Объект исследования – персонал образовательного учреждения.

Предмет исследования – процесс обучения, как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении.

Цель исследования: изучить процесс обучения, как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования:

Задачи исследования:

рассмотреть понятие, цели и принципы развития персонала;

определить понятие и сущность обучения персонала;

изучить виды и методы обучения персонала;

проанализировать уровень профессионального развития персонала в образовательном учреждении;

дать анализ системы обучения персонала в образовательном учреждении;

изучить методы профессионального развития в образовательном учреждении;

разработать проект по совершенствованию системы обучения персонала в образовательном учреждении;

осветить мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала в образовательном учреждении;

представить предложения и рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в образовательном учреждении.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические теории, раскрывающие сущность концептуальных подходов к проблеме обучения как метода профессионального развития персонала в образовательном учреждении.

Теоретической основой исследования служат научные труды отечественных авторов, рассматривающих:

обучение, как метод профессионального развития педагогов рассматривается следующими авторами (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.)5;

системные механизмы профессионального развития педагогов в современном образовании (Б.З. Вульфов, В.Б. Гаргай, Л.Н. Захарова, А.В. Карпов, А.В. Коржуев, А.Я. Найн, В.А. Попков, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов);

принципы, на которые опирается психология, способствующие изучению обучения на профессиональном пути личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин, А.Л. Журавлев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.)6;

профессиональную педагогическую деятельность педагогов (И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.Н. Никитина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.)7.

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач предполагается использовать комплекс взаимодополняющих методов:

теоретических - анализ психолого-педагогической литературы; анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию образовательными организациями задач профессиональной деятельности;

эмпирических – исследование практических программ повышения профессионального развития.

Список литературы

1. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Использование стандартных программных средств в управлении образовательным учреждением. Учебно-методическое пособие. – М.: АCADEMIA, 2005. – 93 с.

2. Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект. Монография. – Воронеж: Научная книга, 2007. – 215 с.

Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.— Москва: ИОО МОН РФ, 2008. — 202 с. — С. 5—35

Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования / Под ред. Т. В. Абанкиной, Б. Л. Рудника — М: ГУ—ВШЭ, 2008.

Хатюшина А. А. Общая характеристика американской системы повышения квалификации учителей // Глобализации: настоящее и будущее России. Материалы VI Международного социального конгресса 24—25 ноября 2006.—В 2-х т. Т. 1.—М: Изд-во РГСУ, 2006.

Хатюшина А. А. Повышение квалификации учителей США с учетом личностного развития // Социально-реабилитационная  инноватика: теория, технологии, практика. — М: Изд-во РГСУ, 2007.

www.school-sector.relarn.ru

http://pedsovet.alledu.ru

htth://www.intergu.ru

1. Калнинш Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 248–251.

2. Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии : монография. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 290 с.

3. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М. : Академа, 2006.

4. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 258 с.

5. Подповетная Ю.В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4 (08). – URL. – [дата обращения: 14.11.2012].

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.

7. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Белгород, 2008. – 42 с.

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа. 1980.

2. Ассоциация "Профессиональное образование". — М., 1997.

3. Балашов Ю.К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка в условиях капитализма. -М., 1987.

4. Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. — М., 1981.

5. Батышев С.Я. Производственная педагогика. — М., 1984.

6. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. — М., 1991.

7. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. -СПб. 1995.

8. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989.

9. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года (под редакцией В.Г. Кинелева.) — М., 1995.

10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998,

11. Гурье Л.И. Профессиональное образование во Франции. -Казань.1993.

12. Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний. Состояние и проблемы. ВАК МОРФ. -М. 2002.

13. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. — М., 1988.

14. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1981.

15. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -Тюмень, 1995.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. -Екатеринбург. 1996.

17. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. -Казань. 1994.

18. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустриально-педагогических техникумов. –М., 1989.

19. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. -М.,-Вологда, 1998.

20. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. -М., 1995.

21. Климов Е.А. Введение в психологи труда. -М., 1988.

22. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. -М., 1988.

23. Косимов С.А. Физиологические основы производственного обучения. -М., 1985.

24. Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. -М., 1988.

25. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.

26. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А.П. Беляевой. -СПб., 1994.

27. Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн, 1980.

28. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М., 1991.

29. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. — М., 1994.

30. Леонова Л.А. Физиологические основы формирования профессионально значимых функций. -М., 1987.

31. Маленко А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. -М., 1987.

32. Методологические проблемы научных исследований профессионального образования. -М., 1987.

33. Мошкова И.Н. , Малов С.Л. Психология производственного обучения. -М., 1995.

34. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. -М., 1995.

35. Новиков А.М. Английский колледж. -М., 1995.

36. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. -М., 1976.

37. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях. -М., 1998.

38. Новиков А.М. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. -М., 1997.

39. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М., 1986.

40. Новиков А.М., Олифиренко Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. -М., 1995.

41. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. -М., 1997.

42. Омельяненко Б.Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. -М., 1989.

43. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. –СПб., — Воронеж, 1995.

44. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1986.

45. Основы профессиональной педагогики. -М., 1977.

46. Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. — М., 1990.

47. Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. — Н.Новгород, 1994.

48. Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. труд. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, — Екатеринбург, вып. 1, 1995, вып. 2, 1996.

49. Протехобразование России. Итоги XX века и прогнозы в 2-х т. / Научн. редактор И.П. Смирнов. -М., 1999, Т.1.

50. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М., 1999.

51. Прянишиков Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., -Воронеж, 1996.

52. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М., 1995.

53. Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. — М., 1991.

54. Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. -СПб., 1995.

55. Скакун В.А. Методика производственного обучения. — М., 1992.

56. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. -М., 1987.

57. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. -М., 2002.

58. Тенгурина Л.З. История профессионально-педагогического образования. -М., 1998.

59. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России / пер с англ. -Люберцы. 1996.

60. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. — Чебоксары, 2001.

61. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. Научно-методические рекомендации. Составитель В.С. Леднев. -М., 2003г.

62. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация, самообследование, рейтинг. — М. 1995.

63. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие / Под ред. Г.М. Романцева. -Екатеринбург, 1996.

64. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. — М., 1999.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
  2. Гражданский процесс
  3. Валидность тестов. Виды и типы валидности. Проблемы расчета валидности
  4. Вопросы по психодиагностике
  5. эффективность органов законодат власти
  6. Разработка мобильных приложений на примере приложения "Яндекс.маркет"
  7. Правовые основы государственного и муниципального управления
  8. Влияние конфуцианства на формирование правовой системы Китая
  9. Что такое истина?
  10. Правовой статус несовершеннолетних лиц. Право несовершеннолетнего лица на имя
  11. Товар в маркетинговой деятельности
  12. Лидерство как феномен группового развития
  13. Значение ресурсо и энергосберегающих технологий в литейном производстве
  14. Судебная защита судебных прав
  15. Государственная дума и Совет Федерации
  16. Влияние пола на индивид стиль руководства
  17. ВЫСЕЛЕНИЕ ИЗ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ДРУГОГО ЖИЛИЩА
  18. Правовые аспекты реализации права на образование несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах лишения свободы
  19. Государственное и муниципальное управление
  20. Отчёт о практике по педагогике
  21. Практическое задание по технологии среднего профессионального образования. Развитие познавательных интересов студентов в разных формах опроса
  22. контроль деятельности государственных и муниципальных органов власти
  23. Гражданское право
  24. Управление моральный аспект
  25. Технологии политического флешмоба в современном мире
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: