Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Образование в свете болонской декларации





Содержание

Введение 3

Глава 1. Институт образования в современном мире 5

1.1. Сущность и принципы образовательной политики в свете Болонской декларации (1999 г.) 5

1.2. Основные направления реализации Болонского процесса в странах-участницах 12

Глава 2. Сущность и принципы образовательной политики в Российской Федерации 19

2.1. Национальная доктрина образования в России: сущность и проблемы 19

2.2. Тенденция и особенность развития российского законодательства об образовании в условиях международной интеграции 32

2.3. Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование 38

Заключение 48

Библиографический список 51

Приложения 58

Введение

Изменения социально-экономической и политической ситуации в 90-х годах ХХ века в России обострили целый комплекс проблем отечественной образовательной системы и предопределили необходимость ее модернизации. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в то время, заложили основы формирования российской системы образования, а также выполнили важную социальную функцию поддержки и защиты системы образования в период экономического кризиса. Однако в настоящее время содержание этих актов уже перестала в полной мере отражать реальные потребности сферы образования. Потребовалось радикальное реформирование системы отечественного образования. Результатом стало присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу в 2003 году и принятие нового Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Одной из причин системной разработки нового законодательства об образовании следует назвать и процессы глобализации, происходящие на фоне формирования и развития информационного общества. В свою очередь, международные обязательства в образовании, принятые Россией, делают актуальным вопрос о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.

Образование – это один из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сферах. Образование является предметом постоянного внимания со стороны государства, всех социально-политических сил общества вследствие того особого значения, которое оно имеет для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления российской государственности. От состояния образовательной системы во многом зависят экономическое благополучие и уровень благосостояния в обществе.

Цель настоящей работы – это анализ особенностей и специфики законодательства и его практическая реализация, а именно: сущность и принципы образовательной политики в свете Болонской декларации (1999 г.).

Для достижения цели дипломной работы поставлены задачи: проанализировать Болонский процесс, исследовать основные направления развития образования в странах-участницах; изучить понятие, системы и реформу образовательного права, его источники; изучить актуальные проблемы, перспективы и тенденции развития законодательства об образовательной деятельности в Российской Федерации; сформулировать предложения по совершенствованию образовательного законодательства.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с развитием законодательства об образовании в России в свете Болонской декларации 1999 г. Предмет исследования – развитие законодательства об образовании в России в свете Болонской декларации 1999 г.

Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания действительности как основной способ объективного и комплексного изучения определенной сферы общественных отношений.

Структура и объем дипломной работы определяется целью и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

Заключение

Итак, подведем итоги. «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998).

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Процессы глобализации поставили перед национальными системами образования вопрос об унификации содержания образовательных программ и способов их реализации в рамках единого образовательного пространства. Присоединение России к Болонской конвенции по высшему образованию заставляет государство принимать меры по преобразованию исторически сложившейся национальной системы образования в направлении ее приспособления к стандартам Болонского соглашения, предусматривающим защиту европейского образовательного пространства. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений – в академических обменах с университетами европейских стран

Правовое регулирование в обла­сти образования в понимании отечественных юри­стов связано с категорией «образовательное право», которое, по моему мнению, включает в себя нормы и институты, которые регулируют об­разовательные отношения между учителем и учени­ком, учителем и родителями ученика, родителями и администрацией образовательного учреждения, об­разовательным учреждением и органом управления образования по вопросам учебно-методического ха­рактера и т. д. Комплексные институты, находящие­ся на стыке образовательного права с гражданским, административным, трудовым и иными отраслями права, входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они способствуют созданию не­обходимых условий для надлежащего функциони­рования образовательных отношений, тем самым определяя специфику методов их правового регули­рования.

Итак, к минусам Болонского процесса для России мы относим:

1) Болонская декларация предполагает построение образование в европейских традициях. С учетом различий ментальности и традиций это сделать довольно непросто;

2) Велика вероятность того, что реальные, квалифицированные специалисты начнут переезжать в Европу, за счет чего может быть снижен уровень образования в стране;

3) Накопительная система для многих наших студентов становится чем-то удобным для того, чтобы не учиться, а писать какие-то работы, за которые можно получить баллы и автоматическую оценку. Это реально снижает уровень знаний студентов;

4) С появлением данной системы в России меняются ученые степени, и разрушается целая система образования, которая строилась годами.

Итак, к плюсам Болонского процесса для России мы относим:

1) В силу того, что принята общая система оценивания знаний студентов, введена модульная система, и студенты и преподаватели должны усердно работать для достижения результатов;

2) Узкая подготовка студентов к определенной специальности, которая предполагает четкую специализацию, позволяет не тратить лишнее время на дополнительные и не всегда нужные предметы;

3) У студентов появляется возможность предоставлять свои услуги на территории Европы;

4) Накопительная система позволяет автоматически получить оценку за контроль знаний, будь это экзамен или зачет. Все, что студент заработал, он может перевести в реальную отметку. Это освобождает от необходимости подготовки к экзаменам;

5) Мобильность, которую предполагает Болонский процесс, позволяет начать обучение в одном ВУЗе, а окончить его в другом. При этом это может быть как ВУЗ родной страны, так и любой Европейский ВУЗ.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // "Российская газета", № 303, 31.12.2012.

3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

4. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 26.12.2013) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, № 10, ст. 1377.

5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

6. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // "Собрание законодательства РФ", 25.02.2008, № 8, ст. 731.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

8. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации» (вместе с Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») // "Вестник образования", № 10, май, 2013.

9. Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2005 № 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации"

10. Приказ Минобрнауки РФ от 29.07.2005 № 215 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц"

11. Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2006 № 62 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров"

Международные документы:

12. Болонская декларация «Зона Европейского высшего образования»: Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения: 14.03.2014).

13. Sorbonne Joint Declaration, 1998. URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения: 14.03.2014).

Научная литература:

14. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.

15. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление. 2010. № 5

16. Бутенко О.С. Реализация Болонского процесса. Опыт Европы // Юридическая наука и образование в XXI веке. Труды Участников всероссийского Межвузовского научно-практического семинара, 15 ноября 2006 года. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 20-23

17. Гаврилов Е. Образование в регионах по новым правилам // ЭЖ-Юрист. 2013. № 33. С. 10.

18. Гаврилов Е. Я бы в магистратуру пошел... // ЭЖ-Юрист. 2013. № 28. С. 8.

19. Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Внешняя оценка участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник международных организаций. 2008. № 7-8 (22).

20. Дегтярева Л.Р. Историческая реконструкция правовых реформ, или Компаративный взгляд на перманентную трансформацию российского образования // История государства и права. 2013. № 21. С. 18 - 29.

21. Дегтярева Л.Р. Трансформация финансово-правовых институтов как основа модернизации российского образования // Юридический мир. 2013. № 11. С. 52 - 61.

22. Демидов А., Луховицкий В. "Болонская система" в российском образовании // ЭЖ-Юрист. 2012. № 34. С. 1, 4 - 5.

23. Демидов А., Луховицкий В. "Болонская система" в российском образовании // ЭЖ-Юрист. 2012. № 34. С. 1, 4 - 5.

24. Дильмухаметова А.А. Болонский процесс: 10-летие реформ в России // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2012. № 2. С. 111-115.

25. Долинская В.В. Новый Закон об образовании: вопросы взаимодействия государства, вузов и профессорско-преподавательского состава в обеспечении ФГОС ВПО // Цивилист. 2013. № 3. С. 23 - 34.

26. Кабанова И.Е. Болонский процесс и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 19-21.

27. Казимирова Н.Г. Юридическое образование в рамках Болонского процесса // Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2008. - С. 32-34

28. Кананыкина Е.С. Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права // Юридическое образование и наука. 2005. № 3.

29. Каткова Л.В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 22 - 27.

30. Кенсовский П.П. Общеправовой анализ принципов Болонского процесса // Общество и право. 2010. № 2. С. 251 - 254.

31. Кирилловых А.А. Законодательство об образовании: современная действительность и концептуальное развитие // Законодательство и экономика. 2011. № 11. С. 40 - 58.

32. Кирилловых А.А. Отдельные проблемы юридической техники и содержательной стороны норм Закона "Об образовании в Российской Федерации" // Законодательство и экономика. 2013. № 7.

33. Кирилловых А.А. Проект закона об образовании в Российской Федерации: проблемы гармонизации частных и публичных инструментов правового регулирования // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 7-11.

34. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А. Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. 2011. № 4. С. 50 - 54.

35. Колбасин В. Ответственность за нарушения в сфере образования // Аудит и налогообложение. 2012. № 11. С. 37-39.

36. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (поглавный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, А.А. Дорская и др.; под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. 544 с.

37. Куров С.В. Образование и гражданское право. М.: «Готика», 2013. 116 с.

38. Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 164-173.

39. Митрохин В.К. "Болонский процесс" в свете концепции национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. Юрист, 2005, № 2. С. 54-62

40. Молчанов Н.А. Модернизация современной системы образования с учетом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации как основа обеспечения национальной безопасности государства // Lex russica. 2013. № 7. С. 767 - 773.

41. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. С. 265 - 268.

42. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013. 440 с.

43. Сафаралиева С.Г. Требования Болонской декларации 1999 г. к высшему образованию // Мир юридической науки. 2012. № 3. С. 68-75.

44. Симанович Л.Н. Болонский процесс и проблема юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2010. № 4. С. 9 - 11.

45. Суровцова М.Н. Государственный ВУЗ как юридическое лицо. Автореферат диссертации … к.ю.н. Томск, 2004. 25 с.

46. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: «Готика», 2002. 400 с.;

47. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. М.: ИД ВЛАДОС, 2009. 320 с.; Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практи­ческие проблемы. Общая часть / Под ред. Ю.А. Кудрявцева. М.: 2011. 164 с.;

48. Федосов В.А. Болонская система высшего образования в Венгрии и России // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2013. № 12 (31). С. 110-119.

49. Феоктистов В.А. Некоторые аспекты модернизации российской высшей школы в контексте Болонского процесса // Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. М.: РАП, 2010. С. 475-481

50. Цомартова Ф.В., Качмазова Л.Г. Получение образования вне образовательных организаций: правовые перспективы // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 27 - 36.

51. Чарная И.В. Российские реалии гуманитарной университетской науки в контексте Болонского процесса // Юридическое образование и наука. 2007, № 4. С. 19-23.

52. Черненко Н.М. Механизмы интеграции содержания и организации высшего образования в процессе реализации болонской программы // Право и образование. 2010. № 3. С. 49-56

53. Щербак Е.Н. Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 27-29.

54. Щербак Е.Н. О Национальной доктрине управления высшим образованием в условиях рыночной экономики // Юридический мир. 2012. № 1. С. 67 - 70.

55. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: Учебное посо­бие. М., 2010. 227 с.

56. Яшин А.А. Россия и Болонский процесс: тенденции "европеизации" российского высшего образования // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. - С. 83-85


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Расчет показателей эффективности ПАО «Интер РАО»
  2. Психологическая подготовка спортсменов (шахматы)
  3. Бухгалтерский учет денежных средств
  4. Изучение явления рентгеновского излучения
  5. Организация морских перевозок грузов
  6. Технология производства полипропилена
  7. Влияние социально- психологических отношений на результативность труда
  8. Понятие разбоя и вымогательства в уголовном праве. Содержание уголовной ответственности
  9. Проблема определения искусства
  10. Семейное и супружеское консультирование
  11. Факторы и условия развития местного самоуправления ( на примере Московской области)
  12. Латеральное мышление Эдварда де Боно
  13. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени Ф.Бекон, Р. Декарт
  14. Контрольная работа по международному частному праву
  15. Эволюция психики
  16. Социальная политика Российской Федерации
  17. Вхождение России во Всемирную торговую организацию плюсы и минусы
  18. Анализ теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием на примере ООО «ВМК».
  19. Coco Chanel
  20. Порядок заключения и оформления трудового договора
  21. Отчет по практике на ЗАО"Тандер"
  22. Преддипломная практика специалиста правого управления (на примере правового управления администрации Ванинского муниципального района)
  23. Место и роль теории государства и права
  24. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  25. Государственное управление и национальные проблемы субъектов РФ
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: