В момент вступления в должность судьи человек пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервые назначенный указом Президента РФ или Советом Федерации Федерального Собрания РФ на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги.
Принятие присяги судьи не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность. Это, в свою очередь, предполагает готовность и обязанность общества и государства обеспечить всеми возможными способами независимость исполнения судьей возложенных на него государственных обязанностей.
Права и обязанности судьи, таким образом, определяют его особое положение и в обществе как гражданина. Именно это особое положение, по сути дела, является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно осуществляя правосудие, свои властные правомочия.
Законодательство о судебной власти устанавливает особый правовой режим не только профессиональной деятельности судьи, но и всего жизненного уклада лица, наделенного судейскими полномочиями. Причем особый правовой режим устанавливается не только на период исполнения гражданином судейских полномочий, но и на весь период его жизни, включая и период, когда лицо уже не осуществляет правосудие, а вышло на заслуженный отдых, в отставку либо по тем или иным отнюдь не порочащим основаниям перестало осуществлять правосудие.
Объект исследования: судьи в РФ и их правовой статус независимости.
Предмет исследования: процесс организации гарантий независимости судей в РФ.
Цель исследования: характеристика независимости судей в РФ и ее гарантии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда практических задач:
рассмотреть процесс отбора и назначения гражданина на должность судьи
охарактеризовать правовой статус судьи;
осветить правовые гарантии независимости судьи в законодательстве Российской Федерации;
рассмотреть обеспечение независимости судей в Российской Федерации;
проанализировать основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности;
выявить причины и порядок отречения судьи с занимаемой должности
Нормативно-правовая база исследования составляет нормативно-правовые акты РФ, Указы Президента РФ.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы и приложений.