Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Нарушение письма у младших школьников





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 7

1.1Основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушений речи 7

1.2 Понятие дисграфии и ее виды 14

1.3 Особенности возникновения и развития дизорфографии 21

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26

2.1 Цель, задачи и методы исследования 26

2.2 Результаты исследования 29

2.3 Логопедическая работа по коррекции нарушений письма у школьников 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Введение

На современном этапе развития логопедии большое внимание уделяется проблеме общего недоразвитая речи (ОНР). Научное обоснование эффективных методов преодоления нарушений речи у детей представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему.

Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Изучение и коррекция нарушений речи является в настоящее время основной проблемой для логопедической науки и практики. Ее актуальность определяется многими факторами и в первую очередь фактором полиморфности. Системные нарушения речи наиболее часто встречающаяся форма речевой патологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это сложное многомодальное расстройство речеязыкового механизма, неизбежно приводящее к нарушениям письма и чтения. Ранняя диагностика и коррекция указанной речевой патологии является эффективной профилактикой дислексии и дисграфии.

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Длинкова, А.Р. Лурия и др.), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.

По данным Ю. В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся, и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов.

Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Трудности в овладении письмом у детей с ОНР обусловлены тем, что-либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Выделение дизорфографии и дисграфии как вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего специальных логопедических методов коррекции, произошло благодаря исследованиям Г.М. Сумченко и И.В. Прищеповой (1995 - 2001), публикациям Р.И. Лалаевой (1997), А.Н. Корнева (1995 - 2003) и других исследователей. Ученые говорят о том, что нарушение письма, а особенно, дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой некомпетентности детей, при этом необязательно у школьников с данными нарушениями письма может наблюдаться какого-либо рода неполноценность состояния устной речи.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей нарушения письма у младших школьников.

Объект исследования - симптоматика и структура нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования - коррекция нарушений формирования и закрепления правильного письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: можно предположить, что преодоление нарушений письменной речи будет эффективным при условии реализации системы дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия, учитывающего структуру дизорфографического и дисграфического расстройств и индивидуально-типологические особенности школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

изучить научно методическую литературу по нарушениям письменной речи у младших школьников, выраженным в дисграфии и дизорфографии и методиках их устранения;

раскрыть основные понятия исследования: нарушение письма, механизмы и симптоматика нарушения письма, классификация дисграфии и дизорфографии;

провести исследование навыков письма среди учеников начальных классов;

составить рекомендации по повышению эффективности работы логопеда на логопункте общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, психологов, психолингвистов таких, как Л.В.Щерба, Н.Ю.Шведова К.Д.Ушинский, О.С.Ушакова, В.В.Виноградов, А.А.Леонтьев, М.М.Бахтин, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин, Д. Берко и других известных ученых.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической и методической литературы;

- эмпирические: беседа, диагностирующие контрольные работы, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение результатов исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования стал _______.

Цели, задачи и материалы нашего исследования диктуют следующую его структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

Нарушения письма у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо- моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Анализ литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

Подводя итоги работы необходимо заметить, что нарушение письма по мнению многих авторов обусловлено условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

На основании полученных данных сделаны следующие выводы:

1. Понимание механизмов нарушения письма и ее эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

2. Младшие школьники с нарушениями письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу.

3. Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу нарушения письма у детей позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения нарушения письма часто ложится на плечи школьного логопеда.

Таким образом, методики Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В., И.Н. Садовниковой, Е.В. Мазановой эффективно работают и помогают своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции нарушения письма у учащихся младших классов.

Список литературы

1. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003. - с. 76-84.

2. Ахутина Т.В.Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. МГУ, факультет психологии, Комплекс социальной помощи детям и подросткам, Москва. - М., МПСИ. - 2001. - с.7 - 20.

3. Борякова Н.Ю., Егорочкина А.А. Исследование компетенции учителей начальных классов общеобразовательной школы в вопросах выявления и преодоления нарушений письменной речи // Школьный логопед. - 2005. - №5-6. - с. 40-50.

4. Вид В.Д., Попов Ю.В. Клиническая психиатрия. − СПб. - 2000.

5. Визель Т.Г. Зачем нейропсихология нужна логопедии? // Логопедия. - 2005. - №1. - с.36-41

6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. / Образование, педагогические науки: Дефектология - М., 1990.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

8. Влияние стороны поражений головного мозга у детей школьного возраста на характер нарушений письма и чтения / Шкловский В.М., Дмитрова Е.Д., Дубровинская Н.В., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - с.29-33.

9. Гончарова В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ // Школьный логопед. - 2006. - №3. - с. 39-43.

10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - Под. ред. С.Г. Шевченко. - М: АРКТИ, 2004.

11. Дмитрова Е.Д., Визель Т.Г. Дизорфография и у учащихся средней и старшей школы: Диагностика и коррекция // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - с. 34-38.

12. Елецкая О.В Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // http://www.logoburg.com/klub.

13. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы. //Логопед. - 2004. - №3. -с.18-24.

14. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи / Под ред. Защиринской. - СПБ.: Речь, 2005.

15. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Орфографические ошибки в письме учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Школьный логопед. - 2006. - №3. - с. 43-49.

16. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявление дисграфических и дизорфографических ошибок у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - с. 54-58.

17. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 - 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учрежд.: В 4 ч. Коррекционная педагогика. - М.: Владос, 2004.

18. Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14-16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004.

19. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 99-105.

20. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ // Практическая психология и логопедия. - 2003. - №1 - 2. - с. 37-41.

21. Карасева Н.Л. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 106-111.

22. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учеб.-метод. пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

23. Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. - Ярославль: Ремдер, 2003.

24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003.

25. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учеб. пособ. / Сост. Новоторцева Н.В.. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006.

26. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. Коррекционная педагогика. - СПб. КАРО, 2007. - 208 с.

27. Лалаева Р.И, Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников // Школьный логопед. - 2005. − №5 - 6. - с. 12-21.

28. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 132-138.

29. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Серия "Коррекционная педагогика"- Р-н/Д.: Феникс; СПб.: Союз, 2004.

30. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.

31. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с.167-173.

32. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся // Школьный логопед. - 2005. - №4. - с. 5-8.

33. Логопедические занятия со школьниками / Меттус Е.В. и др. - СПб.: КАРО, 2006.

34. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Р-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005.

35. Логопедия: Учебник для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. \ Коррекционная педагогика - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006.

36. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма //Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. для студ. психолог. фак. вузов. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.

37. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - 1997.

38. Материалы круглого стола 30 марта 2006 г. «Социальная функция открытой сменной общеобразовательной школы»: Школьный отчет ОСОШ №94.

39. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом /Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, Г.Н. Тросканецкая. - М.: АПКиПРО, 2001.

40. Мисаренко Г.Г. Предпосылки и общие направления разработки методики обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями // Школьный логопед. - 2005. - №3. - с. 4-9.

41. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учеб.-метод. пос.: В 2 ч. /Ав.-сост. О.И. Азова, Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007.

42. Парамонова Л.Г. Дисграфия: Диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2006.

43. Покровская С.В. Развитие вербальной продуктивности как средство преодоления трудностей в письменной речи у школьников: Автореферат диссертации.

44. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. Серия «Коррекционная педагогика». - СПб.: Каро, 2006.

45. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР: Автореферат диссертации.

46. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Библиотека учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 187 с.

47. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис - пресс, 2005.

48. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. - М.: Владос, 1995.

49. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - 2-е изд., испр. и доп. Библиотека логопеда-практика. - М.: Айрис-пресс, 2007.

50. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. - Р-н/Д.: Феникс, 2006.

51. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.

http://children.csa.ru/disgraf.html


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Формы государственного устройства
  2. Управление качеством процесса разливки стали на Нижнесергинском метизно-металлургическом
  3. Повышение эффективности работы ОАО «Корзинка» за счет разработки и внедрения информационной системы учета товарооборота
  4. Социальная психология профессии
  5. Особенности Российского федерализма
  6. Сопоставление колоколен романских церквей Франции, Германии, Италии
  7. Криминалистическое обеспечение расследования квартирных краж
  8. Белковый баланс организма
  9. Рассмотрение валютных операций в коммерческом банке РФ и перспективы развития операций
  10. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  11. Обеспечение граждан РФ жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда
  12. Народническое движение 70-х гг 19 века
  13. Политическая реклама
  14. Социальная поддержка малообеспечанным семьям
  15. Сетевое общество
  16. Прохождения производственной практики в абонентском отделе организации ИП Дитятьева С.Ю. в качестве программиста
  17. Обеззараживание питьевой воды
  18. Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты
  19. Феномен уличной моды в контексте культуры 70-х гг
  20. Принципы и функции права
  21. Правовые системы мира
  22. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  23. Брачный договор в зарубежном семейном праве
  24. Особенности общения со сверстниками у детей старшего школьного возраста
  25. Власть и личтность
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: