Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Методы развития творческих способностей старшеклассников





Содержание

Введение 3

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВА. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Социально-психологическая характеристика старших школьников 5

1.2 Интеллектуальное развитие старших школьников 8

1.3 Творческое развитие старших школьников 9

Глава 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 15

2.1 Средства внеклассной работы с учетом возраста старших школьников 15

2.2 Изучение творческой деятельности старших школьников 16

2.3 Исследование взаимосвязи между развитием творческих способностей и уровнем внеклассной работы в школе со старшими школьниками 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Введение

В настоящее время, в сфере производства, науки, управления, и искусства, требуются активные, творчески мыслящие люди. Многие ученые и мыслители отмечали, что на смену человеку разумному должен придти человек творческий. Одним из таких мыслителей был Ф. Беррон.

Существует множество определений понятию творчества. В общем смысле творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Существует и другое определение, которое в данной работе мы возьмем за основу.

Творчество – процесс создания нового. Творческая деятельность, как правило, это многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, результат творчества.

Вопрос о присутствие у человека творческого начала и потребности в самореализации является и являлся актуальным с древних времен. Способность творить, что это, данность или результат огромных усилий личности на стадии развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области.

Естественное желание и потребность человека внести свой вклад во благо общества, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам.

Наиболее ярко творческие способности проявляются в детском возрасте и на этапе ранней юности.

Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные ученые, как Г. Айзенк, Е.П. Торренс, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, З.Н. Новлянская и многие другие (18).

Цель исследования – выявить творческий потенциал личности у старшеклассников в условиях профильного обучения и разработать методики для его развития.

Объект исследования - творческие способности старшеклассников.

Предмет исследования – развитие творческих способностей у старшеклассников в условиях профильного обучения.

Задачи исследования:

Методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме: системный, сравнительно-сопоставительный и др. виды анализа); эмпирические методы: психодиагностические методы; эксперимент; методы математической статистики и качественный анализ результатов.

База исследования: Средняя школа №56, учащиеся 10 «А» класса – 10 человек и учащиеся 10 «Б» класса – 10 человек.

Заключение

Данная исследовательская работа была направлена на изучение творчества, как процесса реализации личности.

В ходе исследования нами были выяснены следующие аспекты.

Творчество – процесс создания нового. Творческая деятельность, как правило, многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека – результат творчества.

Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Творчество является атрибутом человеческой деятельности, ее «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.

Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату.

Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество.

Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Потребность в самореализации есть экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность ее способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Нами было проведено исследование с целью изучения творческого потенциала личности, который может стать основой для самореализации личности при верном выборе вида деятельности, профессии.

В исследовании принимали участие ученики 10 классов в двух группах по 10 человек.

Анализируя полученные данные по проведенному исследованию, мы смогли увидеть, что в экспериментальной группе у учащихся более развито творческое мышление, причем как вербальное, так и невербальное.

Ученики в условиях профильного обучения демонстрируют эмоциональную подготовку к исследованию, активный поиск новых путей решения поставленной проблемы, а также демонстрируют высокий уровень творческого мышления.

Несмотря на полученный результат для учеников данной группы необходимо проводить тренинги и занятия для развития творческого мышление, что будет позитивно сказываться на учебном процессе в целом и на развитии изобразительных способностей в частности.

Список литературы

1. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.- Киев: Вища школа, 1978. – 359 с.

2. Анчуков С.В., Романцов М.Г. Художественное творчество и индивидуальность школьников. - СПб.: Педагогика, 1999. – 458 с.

3. Бердяев Н.А. О природе творчества. Мир философии. М. 1991.Ч. 1. – 237 с.

4. Берштен М.С. Психология научного творчества // Вопросы психологии. 2002. № 3, С. 35- 42,

5. Богоявленская Б.Д. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

6. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. – Рига, 1996. – 103 с.

7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. в 6 т. - Т. 6. - М.: Педагогика, 1983.

8. Галин Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. – 202 с.;

9. Гончаров, B. С. Психология проектирования когнитивного развития: монография/ В. С. Гончаров. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 272 с.

10. Грузенберг С.О. Психология творчества. – Минск, 1999. – 385 с.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 1999. – 324 с.

12. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М., 1995.

13. Киященко Н.И. Эстетика жизни. 9-11 классы // Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Просвещение, 2003. – 125 с.

14. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. – 344 с.

15. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.

16. Кондратюк Л. Р. Творчество как способ реализации сущности личности. – Киев, 2000. – 481 с.

17. Крамар П.Н. Творчество как сущностное самоопределение человека. – Киев, 2003. – 526 с.

18. Крис Антон О. Свободные ассоциации: метод и процесс. - М.: Когито-Центр, 2007. - 159 с.

19. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978 – 253 с.

20. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериа-ция. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

21. Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 72 с.

22. Посодин А.Л. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1999. – 156 с.

23. Практическая психодиагностика/ Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М» 2005. - 765 с.

24. Проблема научного творчества в современной психологии. – М, 1999. – 238 с.

25. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

26. Просепкий П.А., Семченко Б.А. Психология творчества. – М., 1997. - 366 с.

27. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова.- М.: Наука, 1991. – 342 с.

28. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы философии. – М: Просвещение, 1989. – 298 с.

29. Сиерральта З.Х.Б.Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект). Дисс. ... к. псх. н. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 131 с.

30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 526 с.

31. Цветков А.Б. Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте: Автореф. дисс. ... к. пси-хол. н. - М., 2006. - 23 с.

32. Черкова М.А., Чибизова А.М. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. – Кемерово, 1995.

33. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). - М.; Воронеж: МПСИ, 2003. - 320 с.

34. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

35. Щербакова Н.А. Эмпатические способности студентов-психологов. - М.; Воронеж: МПСИ, 2006. - 240 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  2. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  3. Сервитуты их виды и краткая характеристика
  4. Социальная политика Российской Федерации
  5. Дееспособность граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации
  6. Особенности английской дипломатии
  7. Прекращение брака
  8. Эпоха дворцовых переворотов 1721 - 1801
  9. Введение в профессию следователь
  10. Зарождение арабской государственности в период правления четырех праведных Халифов
  11. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  12. Государственные корпорации создание, управление и использование имущества
  13. Пособие по временной нетрудоспособности
  14. Изучение вопросов становления государства и права на роках истории в средней и старшей школе
  15. Соотношение морали и права
  16. Генпрокуратура РФ состав и компетенции
  17. Феномен уличной моды в контексте культуры 70-х гг
  18. Спец службы и правоохранительные органы Франции
  19. Является ли участие в международной торговле благом для развивающихся стран
  20. Становление и развитие местного самоуправления МО г.Сестрорецк
  21. Медицинские информационные системы
  22. Выявление проблемных участков в исследуемой области и поиск путей их решения на практике
  23. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК РФ (анализ ст.228 УК и отграничение от смежных составов)
  24. Рассмотрение валютных операций в коммерческом банке РФ и перспективы развития операций
  25. Возникновение автократии в России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: