Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Лексическая сторона речи





Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………..….3

Глава I. Теоретические основы формирования лексической стороны речи старших дошкольников при ОНР……………………………………………….….7

1.1 Особенности лексической стороны языка……………………………………..7

1.2 Психолого- педагогическая характеристика детей с ОНР…………………..11

1.3 Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………...16

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР……………………………………29

2.1. Организация и методики исследования……………………………………...29

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….....35

2.3. Работа по развитию лексической стороны речи в игровой деятельности………………………………………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….53

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………55

Введение

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.

Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь – это понимание значения слов и употребление их в речи.

Над этой проблемой работали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Р.И. Лалаева и др. Методики обследования разработаны Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Г.Р. Шашкиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Работы современных педагогов и психологов раскрывают особенности психофизического развития детей с ОНР.

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:

- усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;

- обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

- овладение на этой основе способами моделирования.

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка.

Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно- ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

На логопедических занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, проводятся упражнения в сравнении предметов.

Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространённые предложения, сравнивать, сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).

Необходимо приучать детей повседневно использовать приобретённые речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования – состояние словаря детей 5-6 лет с ОНР.

Предмет исследования – выявление особенностей усвоения лексики и приёмы обогащения словаря детей с ОНР.

Для достижения целей экспериментального исследования нужно решить следующие задачи:

1. Изучить особенности лексической стороны языка.

2. Изучить особенности развития детей с ОНР.

3. Изучить характеристику лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Изучить уровень развития лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР.

5. Разработать занятия по формированию лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР.

Методы исследования:

- изучение литературы по проблеме исследования особенности усвоения лексики и приёмы обогащения словаря детей с ОНР;

- изучение уровня развития лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР;

- формирование лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР.

Опытно-экспериментальное исследование: исследование проводилось в ДОУ № 232 г. Москвы. В исследование приняли участие 12 детей с нарушениями речи. Средний возраст детей 5-6 лет

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

В норме развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушение разговорных норм детьми, особенно в раннем возрасте.

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе подходящих коррекционных мероприятий.

В отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Было проведено исследование состояния словарного запаса речи дошкольников с нарушениями речи в сопоставлении с детьми без речевых нарушений. После проведенного констатирующего эксперимента, были определены пути формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

Обучающий эксперимент подтвердил эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию словаря через дидактические игры. Получены положительные результаты в формировании лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Создание специальных условий обучения и целенаправленное использование игр и упражнений положительно сказались на формировании словаря.

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.; Просвещение, 2001.

2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. -16 с.

3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью». М. 1991

4. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М., 2002. -120 с.

5. Волкова Л.С. Логопедия. – М.; Просвещение,2009.-528 с.

6. Виноградов В.В. Русский язык: учение о слове.- М., 2002.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.;2006.

8. Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии. Спб.,2007.

9. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку. – М.; Просвещение,2007. – 272 с.

10. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.; Владос -2002.

11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.; 2001.

12. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. С.;2000.

13. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. ( Дневник научных наблюдений).- С.,2001.

14. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.,2001.

15. Дефектология. Научно – методический журнал. № 2 – 1991.74с.

16. Дефектология. Научно – методический журнал. № 4 – 2001. 68c.

17. Дефектология. Научно – методический журнал. № 5 -2004. 34с.

18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 1981.

19. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, страниц: 560

20. К 100-летию со дня рождения Р.Е. Левиной //Дефектология. 2008. №1. С.3-6.

21. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)

22. Мастюкова Е. М., Ульянова Р. К. Особенности речевого развития у детей с РДА, проявившемся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС // Дефектология. 1990. № 6. С. – 54-59

23. Никашина Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на логопедических пунктах . - М. Гос. Учебно-педагогическое изд. 1956г. 52 с.

24. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. –М.,1999.

25. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками М., 2003.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.,2001.

27. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М.,2009.

28. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи.-М.,2004.

29. Якобсон Р. Избранные работы. – М.,2005.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Туризм и реклама
  2. Система гражданско-правовых договоров
  3. Карр Русская революция от Ленина до Сталина
  4. Разработка природоохранных мероприятий для исследуемого объекта, попадающего в водоохранную зону реки Дудергофка и озера Безымянное
  5. Философия права Георга Гегеля
  6. Организационно-правовые формы осуществления конституционного права на социальное обеспечение
  7. Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю
  8. Сравнительный анализ региональных сепаратистских движений в США
  9. Древняя Русь
  10. Молодежный алкоголизм
  11. Товароведная оценка качества чая байхового, реализуемого в розничной торговой сети г.Томска
  12. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ
  13. Тактика разоблачения инсценировок грабежей и разбойных нападений
  14. Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве
  15. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  16. Игра – как важное средство экологического образования дошкольников
  17. Участие фельдшера в проведении профилактики обострений язвенной болезни желудка
  18. Правовое положение и организация работы подразделений по делам несовершеннолетних
  19. Конституционно-правовые основы разграничения здравоохранение
  20. Договор розничной купли-продажи
  21. ДЕЯТЕЛЬНОСТь МЕДСЕСТРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА II ТИПА
  22. Таможенный контроль
  23. Межбюджетные отношения
  24. Проблема антропосоциогенеза
  25. Сравните схему принятия закона в РФ и в любой другой зарубежной стране
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: