Актуальность работы. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
С. Л. Рубинштейн сказал: «…первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.
Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [Руб.,57].
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом. В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.
Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.
В коллективной деятельности (игре, труде, общении) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Основой развития чувств коллективизма, являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети в разнообразной деятельности.
Проблемы формирования межличностных отношений и особенностей дошкольного возраста выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности; а также в исследованиях ряда работ авторов Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.
Целью работы является выявление механизмов и эффектов межличностного восприятия.
Объект исследования: механизмы и эффекты межличностного восприятия.
Предмет исследования: процесс функционирования механизмов и эффектов межличностного восприятия.
Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности формирования межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
- показать специфику межличностного восприятия у дошкольников со взрослыми и сверстниками;
- показать методику констатирующего эксперимента;
- провести формирующий эксперимент: разработка программы;
- осуществить контрольный эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.