Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Механизмы и эффекты межличностного познания





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ 7

1.1Особенности формирования межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2 Специфика межличностного восприятия у дошкольников со взрослыми и сверстниками 11

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК ФАКТОРА ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 18

2.1. Методика констатирующего эксперимента 18

2.2 Формирующий эксперимент: разработка программы и 29

2.3 Контрольный эксперимент 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Введение

Актуальность работы. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

С. Л. Рубинштейн сказал: «…первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основ­ную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.

Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [Руб.,57].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом. В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

В коллективной деятельности (игре, труде, общении) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Основой развития чувств коллективизма, являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети в разнообразной деятельности.

Проблемы формирования межличностных отношений и особенностей дошкольного возраста выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности; а также в исследованиях ряда работ авторов Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

Целью работы является выявление механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Объект исследования: механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Предмет исследования: процесс функционирования механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности формирования межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста;

- показать специфику межличностного восприятия у дошкольников со взрослыми и сверстниками;

- показать методику констатирующего эксперимента;

- провести формирующий эксперимент: разработка программы;

- осуществить контрольный эксперимент.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.

Заключение

Коллектив для старших дошкольников является первой социальной группой, в которой они объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вопросы специфической роли сверстника в развитии личности ребенка, в развитии коммуникативных навыков широко обсуждались в психологической литературе. Практически во всех исследованиях этот вопрос решается в сопоставлении двух сфер общения ребенка: с взрослыми и со сверстниками. Но, так или иначе, то значение, которое имеет общение в жизни человека, признается всеми психологическими школами.

Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.

Педагог должен заботиться об усвоении ребенком норм поведения в коллективе и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением - ребенок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий - он отстает в своих действиях от сверстников; недостаточная сформированность потребности в игровом общении - игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми; нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении - он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

Таким образом, «межличностные отношения», - это, многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.

Список литературы

Бодалев А.А. Психология общения: Избр. психол. труды. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 254 с.

Бойко Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2010. - 275 с.

Ветрова В.В.., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2011. - 94 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. – 350с.

Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.,2009                                              

Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 2011

Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2009. - 182 с.

Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 2010.

Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 20-21.

Ермакова С.Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - №4. - с. 72-77.

Забровская О.В. Формирование образа «Я» как условие становления целостной личности дошкольника // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - №10. - с. 15-16.

Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет // Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2009. – 48с.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 2010.

Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 2010.

Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2009. - 150 с.

Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2009.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 301 с.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / [В.В. Ветрова, Д.Б. Годовникова др.]; Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2010. - 207 с.

Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 2011

Развитие общение дошкольников со сверстниками // Под ред. А.Г.Рузской, - М., 2009.

Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом (подготовили Е. Кравцова, Е. Бережковская) // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2010. - №4. - с. 6.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 705 с.

Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 2009.

Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. - 2010. - №3. - с. 89-109.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. - М: Академия, 2009.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
  2. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.
  3. Оценка склонности организации к банкротству
  4. Физическая культура
  5. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  6. Турцизмы в Сербском языке
  7. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  8. Понятие о Евангелии
  9. Предварительное расследование ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
  10. Москва как культурный, научный, образовательный центр - история и современность
  11. Арабское завоевание Европы. Основные этапы и значение
  12. Структура отраслевого рынка
  13. Эссе на тему « Жестокость законов препятствует их соблюдению» ( Ш. Монтескье)
  14. Методы и приёмы терминологической работы
  15. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  16. Законы Хаммурапи как основа Вавилонского Общества
  17. Теории инфляции и их эволиция
  18. Отчет по практике на ООО «ЭнергоСервис»
  19. Приобретение и прекращение права собственности в гражданском праве России
  20. Античная риторика и ораторское искусство Цицерона
  21. Каково влияние мировых элит на глобальные экономические процессы
  22. расширяемый язык разметки XML
  23. Межполушарная асимметрия и психические функции
  24. Психологические аспекты переживания кризиса тридцатилетия у мужчин и женщин
  25. Правонарушения в сфере социальной деятельности
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: