Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Механизмы и эффекты межличностного познания





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ 7

1.1Особенности формирования межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2 Специфика межличностного восприятия у дошкольников со взрослыми и сверстниками 11

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК ФАКТОРА ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 18

2.1. Методика констатирующего эксперимента 18

2.2 Формирующий эксперимент: разработка программы и 29

2.3 Контрольный эксперимент 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Введение

Актуальность работы. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

С. Л. Рубинштейн сказал: «…первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основ­ную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.

Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [Руб.,57].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом. В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

В коллективной деятельности (игре, труде, общении) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Основой развития чувств коллективизма, являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети в разнообразной деятельности.

Проблемы формирования межличностных отношений и особенностей дошкольного возраста выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности; а также в исследованиях ряда работ авторов Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

Целью работы является выявление механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Объект исследования: механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Предмет исследования: процесс функционирования механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности формирования межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста;

- показать специфику межличностного восприятия у дошкольников со взрослыми и сверстниками;

- показать методику констатирующего эксперимента;

- провести формирующий эксперимент: разработка программы;

- осуществить контрольный эксперимент.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.

Заключение

Коллектив для старших дошкольников является первой социальной группой, в которой они объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вопросы специфической роли сверстника в развитии личности ребенка, в развитии коммуникативных навыков широко обсуждались в психологической литературе. Практически во всех исследованиях этот вопрос решается в сопоставлении двух сфер общения ребенка: с взрослыми и со сверстниками. Но, так или иначе, то значение, которое имеет общение в жизни человека, признается всеми психологическими школами.

Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.

Педагог должен заботиться об усвоении ребенком норм поведения в коллективе и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением - ребенок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий - он отстает в своих действиях от сверстников; недостаточная сформированность потребности в игровом общении - игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми; нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении - он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

Таким образом, «межличностные отношения», - это, многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.

Список литературы

Бодалев А.А. Психология общения: Избр. психол. труды. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 254 с.

Бойко Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2010. - 275 с.

Ветрова В.В.., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2011. - 94 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. – 350с.

Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.,2009                                              

Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 2011

Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2009. - 182 с.

Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 2010.

Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 20-21.

Ермакова С.Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - №4. - с. 72-77.

Забровская О.В. Формирование образа «Я» как условие становления целостной личности дошкольника // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - №10. - с. 15-16.

Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет // Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2009. – 48с.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 2010.

Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 2010.

Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2009. - 150 с.

Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2009.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 301 с.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / [В.В. Ветрова, Д.Б. Годовникова др.]; Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2010. - 207 с.

Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 2011

Развитие общение дошкольников со сверстниками // Под ред. А.Г.Рузской, - М., 2009.

Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом (подготовили Е. Кравцова, Е. Бережковская) // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2010. - №4. - с. 6.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 705 с.

Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 2009.

Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. - 2010. - №3. - с. 89-109.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. - М: Академия, 2009.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Теории инфляции и их эволиция
  2. Место России в мировом хозяйстве и международном размещении производства. Интеграционные группировки
  3. Философия права Георга Гегеля
  4. Криминологическая характеристика
  5. Память как познавательный психический процесс
  6. Особенности правового статуса коммерческих организаций
  7. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной социальной политики (на примере ...)
  8. Разработка автоматихированной системы обслуживания клиентов в центре занятости
  9. Коррекция нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ
  10. Вулканы и землятресения как эндогенные факторы в эволюции земли
  11. Юридическая культура
  12. Взаимосвязь тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста
  13. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации
  14. Статус профессиональной идентичности у современных старшеклассников
  15. Экономический кризис как глобальная проблема человечестваКурсовая работа
  16. Деятельность полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе итоги и перспективы
  17. Информационные системы
  18. Международное частное право
  19. Внебюджетные фонды
  20. Управление государственной собственностью в России и за рубежом
  21. Становление и развитие фьючерского рынка
  22. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации
  23. Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних
  24. Формирование певческих навыков у дошкольников
  25. Авторское право на фотографические произведение
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: