Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Лоббизм как механизм реализации политических отношений между обществом и государством





Содержание

Введение 4

1.Теоретико-методологические основы лоббизма 7

1.1 Лоббизм, как объект исследования; основные понятия и виды лоббизма 7

1.2 Правовые основы лоббизма 14

2. Анализ институтов лоббизма в органах государственной власти в России и других странах мира 19

2.1 Механизм лоббирования в условиях отсутствия правовых регуляторов 19

2.2. Технологические аспекты лоббирования в структурах власти 23

2.3. Анализ институтов лоббизма в других странах мира 27

3. Перспективы развития лоббизма в современной России 36

3.1. Лоббизм в России: проблемы и перспективы 36

Заключение 46

Список литературы: 49

Введение

Исторически сформировалось, что российский лоббизм просто еще не полностью эволюционировал до современного уровня. Еще не пройдена окончательно стадия профессиональной дифференциации. Сначала князья сами ездили в Орду. Потом главы компаний сами давали взятки — так, например, Людвиг Нобель подкупал чиновников министерства путей сообщения в конце XIX века, чтобы отложить строительство железнодорожной ветки Балханы-Баку, которая свела бы на нет эффект от первого российского нефтепровода на этом участке, принадлежавшего братьям Нобелям. Советский период стал расцветом ведомственного и республиканского лоббизма, впрочем, тоже не без общественного блага. Так, Анастас Микоян в должности наркома пищевой промышленности, после командировки в США, несколько лет лоббировал  начало промышленного производства мороженного в СССР. Иосифу Сталину приписывается даже высказывание на этот счет: «Ты, Анастас Иванович, такой человек, которому не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого». Смех смехом, а в итоге мороженое стало символом успеха и процветания СССР, счастьем, которое доступно каждому обывателю.

  В Штатах, например, существует так называемая система «крутящихся дверей», когда бывшие чиновники и конгрессмены становятся лоббистами, и наоборот. Но никогда одновременно. Отдельные случаи вызывают широчайшее возмущение. Так, в 1929 году сенатор от Коннектикута Хирам Бингхэм — настоящий американский герой, авиатор, писатель и археолог, которому посчастливилось открыть в Перу затерянный город инков — потерял надежды на будущее в публичной политике, когда выяснилось, что его помощник Чарльз Эянсон является лоббистом Ассоциации товаропроизводителей штата Коннектикут. Хотя уж куда невиннее?

Впрочем, уместно обозначить, что на поддержание трехзвенной системы в мировой практике работает не столько законодательство о лоббизме, сколько собственно антикоррупционное законодательство, так называемые законы о конфликте интересов в органах власти, запрещающие чиновникам и депутатам занимать должности в руководящих органах коммерческих структур, требующие декларировать свою заинтересованность при рассмотрении тех или иных вопросов, а также заявлять при вступлении в должность о том, что их родственники являются представителями коммерческих структур и т.д.

Универсальный принцип лоббизма прост — нужное решение покупается. Однако деньги не являются единственным платежным средством. Решение покупается за то, в чем нуждается власть. А спектр таких ресурсов гораздо шире, нежели материальные блага. Александр Невский покупал расположение Золотой Орды не только данью и информацией, но и верной службой по охране внешних и внутренних рубежей Ордынского государства (от Тевтонского ордена и собственного брата-оппозиционера соответственно). Сети доверия, информация и социальная поддержка остаются важнейшими инструментами лоббистов. Качественная, достоверная информация — топливо системы принятия решений, то, в чем она нуждается постоянно. Социальная поддержка — ресурс получения властных постов при демократической системе.

Актуальностью курсового исследования является в том, что не только рассказать и описать о что из себя представляет лоббизм, а рассмотреть этот процесс ос всех сторон: как он пришел, что значило его появление.

Объектом исследования является понятие основ лоббизма

Предметом исследования стали книги, энциклопедии, статьи, журналы, книги по Политологии, интернет журналы: Ведомости, Комерсантъ, Эксперт.

Предметом изучения - закономерности становления лоббизма как политического течения.

Гипотеза курсового исследования в том, выделить место и роль лоббизма, его эволюция и значение для политики и место в истории современной как экономики, так и политики.

В курсовом исследовании хотелось раскрыть следующие задачи:

- изучить понятие лоббизм и рассмотреть его эволюцию

- изучить правовые основы лоббизма.

- рассмотреть и дать анализ институтов лоббизма в органах государственной власти в России и других странах мира.

- подробно изучить перспективы развития лоббизма в современной России

Заключение

Подводя итоги курсового исследования в заключении стоит еще раз напомнить о том, что не стоит  идеализировать современных лоббистов и предполагать, что коррупционные методы полностью исключены из их арсенала. Но подкуп, взятки и пр. — метод для современного лоббизма исключительный. Во-первых, этому препятствует законодательство и общественное мнение. Вероятность огласки очень высока, а это будет означать и провал «заказа», и потерю репутации законодателем или поста чиновником. Во-вторых, есть вероятность, что оппонент заплатит больше, или получив с обоих интересантов деньги, депутат или чиновник решит «по совести», как это произошло, например, с Дэвидом Аткинсоном при рассмотрении вопроса о строительстве тоннеля под Ла-Маншем. Напрямую взятки не используются. По крайней мере, это уже преступление, а не лоббизм. И против этого действуют антикоррупционные законы. Но существуют и косвенные методы.

Наиболее очевидный — взнос на избирательную кампании. И в Штатах, и в Великобритании, и в ряде других странах действуют соответствующие ограничения. Есть две магистральных модели — или ограничивается размер взноса от одной группы интересов, одного спонсора (как в США), или кампания партии оплачивается государственным бюджетом, уравнивая возможности партий и исключая заинтересованность лоббистов (как в Великобритании). В России используется смешанная система.

Есть и разнообразные методы косвенного подкупа, который сложно потом установить. Классический для американской системы — ужин в ресторане. Первые лоббисты в США шутили, что путь к сердцу и голосу депутата лежит через желудок. Это и неформальное общение, и все же подкуп.

Известно в мировой практике и то, что в России могло бы получить название «банного лоббизма». Один из самых известных случаев связан с участием секты преподобного Муна в работе корейского лобби, стремившегося воспрепятствовать выводу американских войск из Южной Кореи в 70-ые. Мун подготовил «три сотни юных дев», которые должны были «работать» с американскими законодателями. Такие встречи в элитном клубе Джорджтаун стали предметом громкого разбирательства. Правда доказать ничего так и не удалось, а Муна посадили лишь за неуплату налогов.

Взятки могут маскироваться под оплатой телефонных счетов, поездок, гостиниц и пр. Один из последних скандалов — «абрамоффгейт». Связанный с республиканцами лоббист Джек Абрамофф бесплатно кормил конгрессменов в своем фешенебельном ресторане, возил их в Шотландию играть в гольф, а также устраивал им бесплатные каникулы на Марианских островах, лоббируя интересы представителей игорного бизнеса.

Законодательство совершенствуется, оставляя все меньше лазеек для коррупции. Так, после «абрамоффгейта» сенаторам запретили получать подарки и заставили испрашивать разрешения у комиссии по этике на поездки, финансируемые не из бюджета. Подобное законодательство в отношении чиновников формально действует и в России.

В России социальные методы, методы социального протеста для давления на власть используются не так уж часто. Пожалуй, наиболее ярким примером стало раскачивание общественного мнения по поводу строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в Иркутской области со стороны экологических организаций, действовавших в интересах РЖД. Экологические организации, пожалуй, как раз наиболее характерный пример лоббистов, работающих на социальном ресурсе.

Случаи использования социальных методов в лоббистских целях являются предметом регулирования со стороны комиссий по этике, которые инициируют и проводят расследования того, как и под каким давлением принималось то или иное решение, разрабатывалась та или иная законодательная инициатива. В США, Канаде, Великобритании и других странах принята практика докладов комиссии по этике, которые и влияют на исход вопроса и итоговое решение.

Актуальность, как и гипотеза курсовой работы, была доказана, а основные задачи рассмотрены.

Список литературы

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 25.

Анохин М.Г. Стабильность общества и лоббизм: реальность, перспективы/ Политолог: взгляды на современность.- М.: "Эко энроф", 2007. С. 241.

Завьялов Н.К. Лоббистские группы // Коммерсантъ-Дейли.- 2011.- 20 сентября.

Иванов В.В. Цивилизованный лоббизм в России вызывает сомнения // Коммерсант-ПаПу.-2011.- 9 июля.

Лепехин В. А. Лоббизм и его место в общественно-политической жизни / Материалы международной конференции // Власть 2011.- № 2,3.

Лепехин В.А., Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В, Григорьев О.Н., Ионин Л.П., Кашин В.Г., Малютин М.А. Лоббизм в России: этапы большого пути. -Москва.: ЭИ РСПП, 2007.- С. 275.

Лепехин В.А. Лоббизм в России // ПОЛИС.- 2008. № 4.

Любимов А.П. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации М.: Правовое Управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.-2011 - 20 сентября (электронная версия).

Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность.- 2008.- № 4.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М.: Издательство «ПРИОР», 2008.- С. 232.

Нещадин. А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Политическая социология. 2009.- № 3,4.

Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий.- М.: О-во «Знание» России, 2007,- С. 69.

Перегудов С.П., Семененко И.В. Лоббизм в политической системе России // МЭиМО.- 2010. № 9.- С. 28-42.

Политология: энциклопедический словарь / Общ. Ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. -М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 2008 С. 159-160.

Послесловие к дискуссии о лоббизме // Торгово-промышленные ведомости.-2012.- Февраль.- С. 2.

Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти // Думский вестник,- М.- 2009.- № 5 (10).- С. 20-24.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений.- 3-е изд., перераб. и доп.- М: Аспект Пресс, 2006. - 380 с.

Сатпаев Д.А. Лобби и кризис партийной системы // Евразийское сообщество-2007.-№4.- С. 4-10.

Сахаров Н.В. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и политика.-200.-№1.- С. 30.

Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом // ПОЛИС.- 2009.- № 2.- С. 73.

Строев Е.С. Становление России завтрашней: опасности и шансы // ПОЛИС.-2010.-№4.

Урбан М.В. Социальные отношения и политические практики в посткоммунистической России // ПОЛИС.- 2011.- № 4 С. 66-86.

Фортескью С. Правит ли Россией олигархия?//ПОЛИС.-2011.-№ 5.-С. 64-74.

Хоренко Н.А. Российский лоббизм: саморегуляция или государственный контроль // Бизнес и политика.- 2009.- № 5,- С. 36.

Сайты:

http://www.kommersant.ru

http://www.vedomosti.ru

http://nfactory.ru

http://expert.ru/

http://lobbying.ru


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Формы соучастия и ответственность соучастников приступлений
  2. Технологии адаптации лиц без определенного места жительства на примере Центра социальной адаптацииФилимонки
  3. Разработка мероприятий по совершенствованию социальной защиты населения муниципального образования (на примере сельского поселения «Соболевское»)
  4. Особенности правового статуса коммерческих организаций
  5. Судебник 1550
  6. Общие правила производства следственных действий
  7. Краеведение Забайкалья
  8. Государственное финансирование российской культуры приоритеты, проблемы, перспективы
  9. Разработка элементов веб-сервиса для разбора простейшего оформления текстового документа в формате MS Word 2007
  10. Совершенствование маркетингового планирования фирмы
  11. Психологические особенности в преподавании истории
  12. Информационно- аналитическое обеспечение реализации административной реформы в Российской Федерации
  13. Психологические аспекты переговорного процесса
  14. Административный надзор в системе государственного-правового регулирования
  15. Российские политические традиции и проблемы международных отношений, связанные с ними
  16. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие политические
  17. Средства коррекции сенсорного развития дошкодльников
  18. Лидерство как феномен группового развития
  19. Формирование правовой культуры
  20. Социальные и правовые гарантии при потере работы
  21. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татавтодор»
  22. Эффективные методы набора и отбора персонала в организации
  23. Характеристика коммуникативных барьеров в общении подростков
  24. Вынужденые переселенцы и беженцы России
  25. История развития централизованного водоснабжения Древнего Рима
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: