Актуальность. Административная реформа, проводимая в России на протяжении последних лет, направлена на повышение эффективности деятельности системы государственных органов в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Новые подходы к государственному строительству объективно стимулируют пересмотр многих сложившихся представлений об организующем и регулирующем воздействии государства, системы публичной власти и института государственной службы, их роли в различных сферах общественной жизни. В связи с этим существует актуальная потребность в выявлении природы и особенностей контрольной деятельности в государственно-служебной сфере на современном этапе развития российского общества и государства.
Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. Функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов.
Контроль – ведущая функция в управлении. Она начинает и замыкает управленческий цикл. Государственный контроль - это контроль за соблюдением государственными органами законов и других правовых актов. Осуществляют его все органы государства в пределах своей компетенции (прав и обязанностей).
Сущность и назначение контроля в следующем:
наблюдение за объектом;
получение объективной и достоверной информации о его состоянии;
принятие мер по предотвращению нарушений деятельности;
выявление причин и условий способствующих нарушению деятельности;
принятие мер по привлечению к ответственности за нарушение.
1. Контроль может быть: политический, административный, судебный, социальный.
2. По объекту контроль: функциональный и специальный.
3. По времени контроль: предварительный, текущий, заключительный.
а) Предварительный К – определение ресурсной базы. Объект этого К – количество, состав, квалификация, материальные ресурсы. В результате такого контроля рождается план действий.
б) На этапе управления организуется текущий контроль. Его предмет – общие социально-экономические результаты и частные характеристики. Текущий контроль – средство осуществления обратной связи. Он осуществляется на различных этапах управленческого цикла и уровнях – исполнитель, руководитель среднего звена, в целом по организации.
в) Заключительный контроль – на конечной стадии или когда работа выполнена. Этот вид контроля дает информацию для планирования аналогичных работ в будущем, позволяет оценить полученный результат и вклад каждого подразделения и сотрудника в общее дело для целей мотивации. Он позволяет выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия.
Контроль - важный фактор укрепления исполнительской дисциплины в системе государственной службы.
Раннее существовала система глобального контроля, сегодня системы государственного контроля за работой органов управления не существует. Остался лишь финансовый контроль. Для повышения эффективности контроля необходима система внешнего и внутреннего контроля. В гражданском обществе развита система внешнего контроля. внутренний - административный контроль, позволяющий оптимизировать управленческую деятельность. Внешний контроль- отношения между законодательными и исполнительными органами власти плюс социальный, политический контроль.
Степень научной разработанности темы. Изучением темы контроля в системе государственной службы занимаются ряд исследователей, среди них: Бурцев В.В., Вознесенский Э.А., Воловик Е.М., Горелов А.А., Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Гусева Т.А., Демин А.В., Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. и др.
Объект исследования: система государственной службы в РФ.
Предмет исследования: процесс осуществления контроля в системе Государственной службы.
Цель исследования: изучение контроля в системе Государственной службы, виды, методы и критерии эффективности.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность контроля за деятельностью государственных служащих в современных условиях;
проанализировать систему контроля за деятельностью государственных гражданских служащих;
определить систему государственного контроля за деятельностью гражданских служащих;
изучить внутриведомственный контроль в системе государственных органов РФ.