Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Индивидуализация обучения на уроках математики как фактор оптимизации учебной деятельности в начальной школе





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8

1.1 Понятие и сущность индивидуализации обучения 8

1.2 Психологические особенности обучения математике младших школьников 13

1.3 Методические приемы работы с младшими школьниками, требующие индивидуального подхода при обучении математике 20

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 29

2.1 Организация исследования по изучению индивидуально-типологических особенностей младших школьников 29

2.2 Организация внутриклассной индивидуализации на уроках математики 33

2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов 50

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Введение

Актуальность исследования. Одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день в теории и практики школы является проблема организации обучения, которая максимально учитывала бы различия в способностях и развитии обучающихся.

Одним из способов который позволяет значительно повысить качественный уровень обучения в школе является индивидуализация обучения.

Методы и приемы, которые помогают повысить уровень обучаемости, самостоятельности и творческой активности, а также которые окажутся действенными не так много, но одним из таких средств является индивидуальное обучение, особенно на начальном этапе обучения детей. Именно на начальном этапе закладываются отношение к учебной и трудовой деятельности, фундамент школьной успеваемости, а так же происходит формирование основных стереотипов учебной деятельности школьников.

Важность и необходимость индивидуализации обучения была затронута достаточно давно, еще во времена Конфуция - двадцать пять веков назад. Требование индивидуального подхода в обучении осуществляется в каждой стране и в каждой школе по-разному, это зависит и от времени и от самого учителя, так же очень важна сама и педагогическая система в данной школе.

На основании новых стандартов, принятых для начальной школы, основой обучения является самостоятельная работа учеников. Дидактическая система, основанная на самостоятельной работе учеников, существует достаточно давно под названием индивидуализация обучения. Система основана на простых принципах. Изучение нового незнакомого учебного материала учениками без объяснения учителя. Ученик получает новый учебный материал и начинает его изучать. И сегодня не во всех школах и не все учителя используют идеи индивидуализации обучения.

Именно индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще. Это доказывают Ш. А. Амонашвили, А. А. Бударный, Л. С. Выготский

Е. С. Рабунский и другие педагоги, психологи и методисты.

Е. С. Рабунский в своих работах рассматривал индивидуальное обучение при выполнении домашнего задания. Прежде чем дать ученику домашнее задание он диагностировал уровень познавательной активности обучающихся своего класса. Домашнее задание зависело от уровня успеваемости ученика. А так же от его уровня познавательной и самостоятельной активности. Соответствующий статистический анализ показал преимущества индивидуализированного обучения.

У исследователя индивидуализацию обучения А. А. Бударного исходной точкой была специфичная методика урока. Для того чтобы ликвидировать неуспеваемость в классе, он основывался на способностях детей к обучению. На основании диагностических данных по определению способности к обучению весь класс он формально разделил на три группы. Урок он выстраивал определенным образом – фронтальная работа, самостоятельная работа. Каждая группа в классе получала свое задание в зависимости от уровня развития и уровня способности к обучению. Время у учителя оставалось и для фронтальной работы с самой слабой группой, в то время как две оставшиеся группы работали самостоятельно. Благодаря такому способу планирования и построения уроков ему удалось достигнуть успеваемости всех учеников без внеурочных консультаций.

Еще один ученый внес не малый вклад в исследование эффективности индивидуального процесса обучения. И. Унт разрабатывала индивидуальные учебные задания для самостоятельного изучения. Работа организованная И. Унт строилась на рабочих инструкциях, которые были составлены в трех вариантах по степени сложности. Основной упор в ее работе делался на самостоятельное изучение и освоение учебного материала обучающимися. Она использовала индивидуальную работу совместно с фронтальной. На основе проведенной работы И. Унт сделала следующие выводы. Что использование индивидуализированной самостоятельной работы способствовало повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к тому предмету, по которому проводилось индивидуальное обучение.

В ходе теоретического изучения исследуемой темы нами были выявлены следующие противоречия:

- между требованиями выдвинутыми новыми стандартами для начальной школы и недостаточным вниманием к данной проблеме учителей начальных классов;

- между необходимостью использования приемов индивидуализации на уроках математики в начальных классах и отсутствием конкретных методических рекомендаций для учителей начальных классов.

В соответствии с установленными противоречиями мы остановили свой выбор на проблеме исследования, которая состоит в изучении индивидуализации обучения на уроках математики младших школьников, и потому была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Индивидуализация в процессе обучения математике младших школьников».

Объект исследования: ребенок младшего школьного возраста.

Предмет исследования процесс индивидуализации обучения на уроках математики как фактор оптимизации учебной деятельности в начальной школе.

Цель работы: исследование процесса индивидуализации обучения на уроках математики как фактор оптимизации учебной деятельности в начальной школе.

Гипотеза: при использовании индивидуализации в процессе обучения математике повышается эффективность обучения, если мотивировать процесс обучения, оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен и доступен.

В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретико-методические основы по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;

2. выделить те особенности учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы;

3) организовать опытно-экспериментальное исследование по использованию индивидуальной работы на уроках математике.

Предмет и задачи исследования потребовали следующие методы исследования:

- теоретический анализ научно-методической литературы;

- анализ педагогического опыта;

- педагогическое наблюдение;

- эксперимент;

- анализ продуктов деятельности учащихся;

- моделирование учебного процесса.

База исследования: 3 «А» класс МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 40» г Старый Оскол Белгородской области.

Практическая значимость исследования заключается в подборе и апробации упражнений направленных на самостоятельную работу учеников на уроках математики, которые могут быть рекомендованы для практического использования в школьной практике.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи; объектно-предметная область исследования, гипотеза, осуществлен выбор методов исследования.

В первой главе «Теоретические основы индивидуализации обучения математике младших школьников» раскрывается понятие и сущность индивидуализации обучения , рассматриваются психологические особенности обучения математике в начальных классах.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению индивидуализации младших школьников на уроках математики» представлены опытно-экспериментальное исследование и анализ его результатов.

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.

Список литературы включает 40 источников.

В приложении представлен диагностический инструментарий, конспекты уроков по теме исследования.

Заключение

Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.

Под индивидуализацией мы понимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

К особенностям обучающихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

 уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

 индивидуально-типологические особенности;

 познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

 скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

Выделяются следующие основные виды индивидуализации:

1) дифференциация обучения, т.е. группировка обучающихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;

2) внутриклассная индивидуализация учебной работы – это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;

3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.

Для проведения опытной работы были использованы следующие приемы: индивидуализация и дифференциация заданий (классных, контрольных, домашних) индивидуальная помощь отдельным школьникам.

Результаты опытной работы показали изменение в обученности школьников (обученность повысилась), в развитии их интересов и повышении мотивации.

Индивидуализация и дифференциация возможна при изучении любой темы и на любом этапе урока: при изучении нового материала, при самостоятельной работе, при работе над задачей, при выполнении

домашних заданий.

Список литературы

1. Азиев, И. К. Индивидуальные задания для устранения ошибок/ И. К. Азиев// Математика в школе. - 1993. №5. - С. 9-10.

2. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М. К. Акимова; - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Акимова, М. К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 1992.

4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л.Н. Рожина, Н.А. Цыркун, А.Б. Василевский и др.; Под ред. Л.Н. Рожиной. – Мн.: Нар. асвета, 1992.

5. Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10-11 кл. сред. шк./А.Н. Колмогоров. А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.: Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение. 1991.

6. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение,2002.

7. Базаров, Н. Индивидуальная работа с учащимися // Математика: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 1999.№2.С.29-32.

8. Белошистая, А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001.№5.С.116-123.

9. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. .№7.С70-83.

10. Бутузов, И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. - Новгород, 1999.

11. Гузеев, В.В. Три уровня в контрольной работе // Математика в школе. 1987.№5.С.38-40.

12. Гусев, В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе // Математика в школе. 1990.№4. С.27-31.

13. Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход // Математика в школе. 2001.№4. С.46-47.

14. Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. - Горький, 2002.

15. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, - 2003.

16. Кирсанов, А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. - Казань, 1999.

17. Лазарева, Н. Тема урока: Квадратные уравнения // Математика: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 2000.№42.С.23-24.

18. Лийметс, Т.В. Групповая работа на уроке. – М., 2000.

19. Машарова, Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании. Материалы семинара. – Киров, 2000.

20. Машарова, Т.В. Педагогические теории, системы и технологии. – Киров, 1997.

21. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. – М., Просвещение, 2003.

22. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М., Просвещение, 2001.

23. Мищенко, Т.М., Семенов А.В. Индивидуальные карточки по геометрии для VII-IX классов // Математика в школе. 2001.№6. С.50-54.

24. Морозова, Л.В. из опыта дифференцированного обучения // Математика в школе. 1998.№6.С.37-38.

25. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство „Институт практической психологии”, 1998.

26. Петрова, Е. Теоретико – методическая база учителя математики // Математика: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября».2000.№47.С.6-8.

27. Поиски рациональных способов преподавания математики. Сост. Э.Г. Мингазов. – М., Просвещение, 1968.

28. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М: Педагогика, 1999.

29. Русских, Г.А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации. – Киров, 2001.

30. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. – Саранск, 1999.

31. Селевко, Г. К. Современные общеобразовательные технологии/ Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

32. Словарь-справочник по педагогике / Научный редактор Н.М. Капустина. – Киров, 2000.

33. Столяр, А. А. Педагогика математики: Курс лекций. Минск, «Высшая школа» / А. А. Столяр 1974.

34. Тараканова, Л. К. Из опыта индивидуального подхода при обучении математике/ Л. К. Тараканова// Математика в школе. - 1999. № 6. С. 52-53.

35. Тимощук, М. Е. О дифференцированной помощи учащимся при решении задач / М. Е. Тимощук// Математика в школе. - 1993. № 2. - С.12-14.

36. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: - М.: Педагогика, 1990.

37. Утеева, Р. А. Об одном из видов индивидуальной работы/ Р. А. Утеева// Математика в школе. - 1994. № 2. - С. 63-64.

38. Чередов, И. М. О дифференцированном обучении на уроках: - Омск, 2000.

39. Чухрова, Н. Авторское планирование/ Н. Чухрова// Математика: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». - 2000. № 26. - С. 26-28.

40. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М, 1996.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Предпринимательское право
  2. Действие членов дежурной СОГ.Проблемы возникающие в ходе работы дежурной СОГ и пути их решения
  3. Сетевое мышление и новые формы коммуникации с аудиторией в условиях предвыборной кампании
  4. Индивидуально-психологические особенности учащихся различных конфессиональных учебных заведений
  5. Расчет показателей эффективности ПАО «Интер РАО»
  6. Средства защиты информации в Microsoft Office версии 2003,2007 и 2010
  7. Принципы построения беспроводных сетей стандарта IEEE
  8. Правовое регулирование труда
  9. Организация детских общественных объединений
  10. Профессиональное воспитание будущего педагога в высшей школе США
  11. Эволюция и перспективы развития электронных денег
  12. Принципы уголовного судопроизводства
  13. Уголовно - правовая характеристика убийства
  14. Особенности воображения младших школьников
  15. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  16. Организация транспортной системы на примере Ленинградской области
  17. Субъекты уголовного судопроизводства
  18. Американо-иранские политические отношения во время правления шаха Мохаммеда Реза-Пехлеви
  19. Наркотизация молодежи
  20. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  21. Проблемы в области реализации здоровьесберегающего туризма в школе № 29
  22. Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию работы автоцентра Benz
  23. Наследственное право Наследование по закону
  24. Теоретические и эмпирические методы научного исследования
  25. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: