Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Игровая концепция Хейзинга





Содержание

Введение 3

1.Игровой фактор Й. Хейзинга 5

2. Особенности игровой практики 10

Заключение 16

Список использованной литературы 19

Введение

Нидерландский философ Йохан Хейзинга в своем творчестве представил обновленный взгляд на историю культуры, сделав акцент на фундаментальную роль категории «игра». Игра, по мнению нидерландского мыслителя, - это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования, определяющая духовную культуру эпохи. Из стихийного качества и ритма жизни игра становится для общества драматургической тканью реализации высшего социального сюжета. На лекции будут проанализированы идеи Хейзинги об игровом характере культуры, наиболее полно представленные в его труде «Homo ludens» (1938).

Культурология ищет ответы на вопрос: «Как в природном мире возник новый феномен – культура?». Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры. Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Игра – прежде всего, свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Игровая концепция культуры рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Игра – это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Игра – это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры – в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть ни дурной, ни хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении «правил игры». Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение «вне игры», т.е. нечто абсурдное по определению.

Цель работы: характеристика игровой концепции культуры Хейзинга Йохан.

Задачи работы: рассмотреть игровой фактор Й. Хейзинга; особеннотсти игровой практики в работе Й.Хейзинга, охарактеризовать значение игры как явления культуры; взаимосвязь игры и культуры; взаимосвязь игры и правосудия; взаимосвязь игры и поэзии; взаимосвязь игры и философии; взаимосвязь игры и искусства; игровой элемент современной культуры.

Заключение

Таким образом, в эпоху Ренессанса и Гуманизма духовная атмосфера также была наполнена игрой. Все великолепие Ренессанса – это радостное и торжественное облачение в наряды, порождаемого фантазией идеального прошлого. Ренессанс пробуждал два в высшей степени игровых вида образного воплощения жизни (пастораль и рыцарство) к новой жизни, а именно к жизни в литературе и в празднике.

Гуманисты культивировали четко сформулированные жизненные и духовные идеалы. Они умудрялись даже антично-языческих персонажей и свой язык классицизма сдабривать выражениями христианской веры, внося туда привкус искусственного и не вполне искреннего. Таков Эразм Ротердамский с «Похвалой глупости», а также с его письмами, серьезными научными трудами. Таковы Рабле, Сервантес – везде есть элемент игры, который кажется чуть ли не самой сущностью этих произведений.

Главная игровая составляющая XVII столетия – это барокко. С представлением о нем связывается картина сознательно преувеличенного, намеренного выставляемого напоказ, заведомо надуманного. Формы искусства барокко были и остаются в полном смысле этого слова искусственными. Склонность к утрированию, которая присуща XVII столетию, очевидно, может быть, понята лишь исходя из глубоко игрового содержания самого творческого порыва. Чтобы от всего сердца наслаждаться Рубенсом или Бернини, нужно начать с того, что не воспринимать их формы выражения чересчур «взаправду». Всеохватывающее моделирование жизни, духа и внешнего облика по выкройке барокко находит поистине разительное подтверждение в одежде (парадный мужской костюм, парик).

Еще более живой элемент игры присущ эпохе рококо. Именно там игровые качества расцветают столь пышно, что само определение рококо едва ли может обойтись без прилагательного «игривый». В моде тяготение к красоте с обуревающими людей страстями и чувствами: кокетством, тщеславием, выставлением своих достоинств; в стиле – это тяготение к красоте, выкристаллизовывается в чистом виде. Редко до такой степени сближаются друг с другом стиль и мода, и тем самым игра и искусство, как в рококо. Игровые качества культуры XVIII века ушли гораздо глубже, в искусство управления государством: политика кабинетов, политические интриги и авантюристы – поистине все это никогда еще не было настолько игрой.

Со второй половины XVIII века настроение эпохи рождалось в игре, это справедливо, как для нового классицизма, так и для образов, вдохновлявших романтиков, а факты истории говорят о том, что романтизм родился в игре и из игры. Еще одним подтверждением игрового фактора является направление сентиментализма XVIII века.

В XIX веке буржуазные идеала благополучия стали овладевать духом общества. Переоценка экономического фактора в обществе и духовном состоянии личности была в известном смысле естественным результатом рационализма и утилитаризма. Они убили тайну как таковую и провозгласили человека свободным от вины и греха. Великие течения мысли этого времени почти все были направлены против игрового фактора в общественной жизни. Либерализм, социализм, политический утилитаризм и т.д. – все это виды деятельности, серьезные до последней капли. Общество стало чересчур сознательно воспринимать свои стремления и интересы. Оно полагало, что уже выросло из своих детских одежд, стараясь воплотить в жизнь научные замыслы по достижению собственного земного благополучия.

Й. Хейзинга доказывает, что в современной культуре существует две тенденции: с одной стороны, в случае спорта – это игра, все более жесткая в своей серьезности, но при этом считающаяся игрой; в другом случае – серьезное занятие, вырождающееся в игру, но продолжающееся считаться серьезным. Но оба эти явления объединяет сильное агональное чувство, которое по-прежнему правит миром, хотя и в иных формах, чем раньше (например, коммерческая соревновательность).

Исследователь отмечает, что современная наука, придерживаясь строгих требований точности и любви к истине, относительно мало доступна для игрового подхода и обнаруживает меньше игровых черт, чем в ранние годы ее возникновения или в период её оживления, до XVIII века.

Современную культуру едва ли уже играют, а там, где, кажется, что ее все же играют, эта игра притворна. Современное общество вынуждает все более расширять спектр социальных ролей, которые призван играть человек. Однако он не может выполнять все возложенные на него функции разом, поэтому игра все больше приобретает формы лицемерия.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Культурология И. Хейзинги// ВФ. 1969, № 3.

2. Апинян Т. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2010.

3. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 2011.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Темперамент и характер
  2. План Маршалла сущность цели задачи и последствия
  3. Избирательное право в зарубежных странах понятие, принципы, структура
  4. Организация государственного управления в сфере образования
  5. Физические упражнения как основные средства физического воспитания
  6. Проблема антропосоциогенеза
  7. Вооружённые силы как элемент правоохранительной системы Российской Федерации
  8. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  9. Юридическая практика
  10. Гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг
  11. Понятие необходимой обороны
  12. Религиозная философия
  13. История развития баскетбола
  14. Социальные и правовые гарантии при потере работы
  15. Социология образования
  16. Театрализованные игры, как средство формирования взаимоотношений у детей среднего возраста
  17. Авторитет учителя
  18. Роль местных органов власти по развитию социального партнерства в педагогическом коллективе
  19. Формирование коммуникативной компетенции ОНР
  20. Сохранение здоровья дошкольников на базе программы истоки
  21. Проблема коллективного бессознательного в работе Карла Юнга Архетип и символ
  22. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  23. Особенности девиантного поведения московских школьников
  24. Особенности этических принципов функционирования организаций в Европе и Азии
  25. Связи с общественностью в коммерческой организации на примере ООО Частное Охранное Предприятие Согласие
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: