Основная задача обучения гимнастическим упражнениям состоит в том, чтобы обогатить занимающихся необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, оказать помощь в познании окружающего их мира и, главным образом, самих себя, своих способностей и развить их.
Знание о гимнастическом упражнении это субъективный образ, представление о нем, отражение его сущности в сознании обучаемых лиц. Знание об упражнении характеризуется тем, что обучаемый воспроизводит его в идеальной форме в виде словесного терминологически правильного изложения, описания, изображения на рисунке, схеме и т.п. Оно служит основой для практического выполнения упражнения. Для этого надо овладеть содержательными и операционными знаниями(2(.
Содержательное знание об упражнении это знание о структуре движений, о технике исполнения; о требованиях, которые оно предъявляет к занимающимся; о возможностях использования его в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях и др.
Операционное знание это знание о последовательности выполнения упражнения от исходного до конечного положения. Содержательное и операционное знание в совокупности дают полную характеристику изучаемому упражнению, являются основой сознательного и активного отношения занимающихся к овладению упражнением.
Необходимо заметить, что овладение знаниями о гимнастическом упражнении это лишь первый шаг в обучении (кстати не только в спорте и, в частности, в гимнастике.). Примером этому служат следующие высказывания выдающихся людей: Ч. Спенсер: "Величайшая цель образования это не знания, а действия". Д.Хиббен: "Образование это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях".
Умение выполнять гимнастическое упражнение и есть знание о нем в действии. Характеризуется оно способностью занимающихся управлять входящими в него движениями на основе знаний техники, опыта, физической и психологической подготовленности. На этой стадии управление движениями требует активной работы сенсорных систем, напряжения внимания, памяти, воли и сознания. По мере увеличения количества повторений упражнения их доля в управлении движениями резко снижается. От контроля за движениями постепенно освобождаются зрение, психические процессы; сознание освобождается от контроля за от дельными движениями и в полной мере направляется на творческое, высококачественное исполнение упражнения с учетом внешних и внутренних условий деятельности. Это уже отличительная черте двигательного навыка(3(.
В ТиМФВ принято различать три уровня владения изучаемым двигательным действием: 1 уровень элементарное умение; 2 уровень навык; 3 уровень умение мастерство (или умение высшего порядка). Однако эти уровни не имеют четких границ различения в связи с общей психофизиологической базой. По существу элементарное умение это еще не окончательно сформированный навык, а умение высшего порядка высший уровень владения уже сформированным навыком.
Можно дать следующее определение двигательному навыку как центральному понятию в этой области: Навык это степень овладения действием, достигаемая в результате упражнения, обуславливающая готовность к автоматизированному его воспроизведении на высоком качественном уровне, но при общем контроле со стороны сознания. В гимнастике навык это способность занимающихся выполнять изучаемое упражнение технически правильно, уверенно, в полном соответствии с требованиями гимнастического стиля и правил соревнований. Итак, знания, умения и навыки представляют собой ступени единого процесса. Знание обогащается и продолжается в умении, умение в навыке, а последний в спортивном результате своеобразном продукте труда гимнаста. Спортивный результат, в свою очередь, служит стимулом для приобретения более сложных знаний, умений и навыков в выполнении гимнастических упражнений.