Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Лидерство как феномен группового развития





Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы понятия «лидер» 5

2.1 Понятие лидера в современной науке 5

1.2 Функции лидера и основы его влияния на группу 9

2. Теоретические подходы к понятию «лидер» 15

2.1 Лидерство и групповая динамика 15

2.2 Лидеры и стиль их деятельности 17

3.Практические характеристики лидерства 20

3.1 Восприятие лидера его группой 20

3.2 Личностные характеристики лидеров 22

Заключение 24

Глоссарий 26

Список использованной литературы 28

Приложения 29

Введение

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях и т.д. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Политическое лидерство - это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения лидерства как феномена группового развития.

Объект исследования – лидерство как групповой феномен.

Предмет исследования – процесс формирования лидера в рамках групповой общности.

Цель исследования: изучить лидерство как феномен группового развития.

Для достижения цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие лидера в современной науке;

показать функции лидера и основы его влияния на группу;

проанализировать лидерство и групповую динамику;

проанализировать феномен лидерства и стиль деятельности лидера;

показать процесс восприятия лидера его группой;

охарактеризовать личностные характеристики лидеров.

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

В настоящей работе рассматривалась проблема лидерства как феномена группового развития.

Были поставлены и успешно решены следующие задачи:

рассмотрено понятие лидера в современной науке;

показаны функции лидера и основы его влияния на группу;

проанализирован процесс взаимодествия лидера и развитие групповой динамики;

проанализирован феномен лидерства и стиль деятельности лидера;

показан процесс восприятия лидера его группой;

охарактеризованы личностные характеристики лидеров.

Лидер должен восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы.

До какой степени лидеры устоявшихся групп могут изменять принятые в них нормы и ценности? Концепция лидера, как «великого человека» предполагает, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу).

Однако есть и другая концепция, согласно которой группа всегда сильнее лидера и поэтому он вынужден принять нормы, принятые в группе.

В целом вопрос о влиянии лидера очень интересен и важен, но пока еще не полностью выяснен. Возможно что для того, чтобы оставаться лидером, он должен принимать, или делать вид, что принимает традиции, нормы и цели группы и помогать группе в достижении целей.

Лидер должен восприниматься как «лучший из нас». Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и, как это ни парадоксально, «лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца».

Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.

Но хотя лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее.

Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас».

Во-вторых, его интересы тогда могут быть далеки от проблем группы, он не будет достаточно мотивирован для того, чтобы помогать группе.

В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте.

И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».

Лидер должен оправдывать ожидания последователей. У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям.

Глоссарий

Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Бюрократический лидер - лидер, авторитет которого обусловлен главным образом его положением в бюрократической иерархии, а не личными достоинствами и характеристиками.

Инструментальный лидер - лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.

Космополитический лидер - по Р.К.Мертону - авторитетный член группы, который в силу своих интересов, знаний, идентификации и связей с более широким социальным контекстом, выходящих за пределы данной локальной общности, оказывает на группу значительное влияние.

Коалиция лидеров - согласованное взаимодействие между экспрессивным и инструментальным лидерами с целью увеличения их влияния на группу.

Лидер мнений - в социологии - лидер, оказывающий существенное влияние на мнение других людей, обращающихся к нему за информацией и советом.

Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.

Локальный лидер - по Р.К.Мертону - авторитетный член группы, влияние которого на группу обусловлено его интересами, связями, знанием местных дел, идентификацией с локальной общностью.

Неформальный лидер - лидер, влияние и авторитет которого в группе основаны на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе или служебном ранге.

Номинальный лидер - индивид, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции.

Политическое лидерство - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц.

Социометрический лидер - в социометрическом тесте - член группы, который наиболее часто выбирается другими членами группы по всем критериям.

Список литературы

Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель. М.: Издательство «Дело», 1998.

Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 2009.

Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования. М.: «Аспект Пресс», 2009.

Кудяков С.С., Лидерство и руководство в малых группах. М., 2010.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2012. – С.153-156.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – Пермь: Пермск. пед. ин-т, 2013. – С.71-77.

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций/ А.В. Морозов. — СПб.: Питер, 2010. – 364 с.

Ольшанский Д. Кому интересны интересы лидера? // Бизнес № 8, 2014. – С.81.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологический теории/ Б.Д. Парыгин. – М.: Просвещение, 2011. – 415 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. – М.: МГу,2013. – С.134.

Словарь психолога – практика / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2013. – С.32.

Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – Мн.: Элаида, 2010. – С.8.

СпейдиР.Дж., Бэлл С. В поисках просвещенного руководства. – Курск: КГУ, 2013. – 171 с.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. / А.Г. Спиркин. – М.: МГУ, 2012. – С. 149-155.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Развитие креативных способностей учащихся на уроках истории
  2. Конституционный строй
  3. Юридические факты в семейном праве
  4. Дослідження особливостей використання хвильового алгоритму для знаходження найкоротшого шляху у одиничних графах методом одно-направленого пошуку
  5. История российского товарного знака 2000-2010 гг
  6. вклад в теорию управления Тейлора
  7. Эволюция теории революционного процесса в Китае Дж. Фэрбэнка
  8. Субъект патентного права
  9. Современные взаимоотношения России и США в контексте применения "мягкой силы"
  10. Информационно- аналитическое обеспечение реализации административной реформы в Российской Федерации
  11. ТАКТИКА ДОПРОСА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБВИНИТЕЛЕМ СВИДЕТЕЛЯ ЗАЩИТЫ
  12. Любовная тема в поэзии В.В. Маяковского
  13. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  14. Контроль за деятельностью нотариусов
  15. Методы и алгоритмы теории принятия решений по выбору ПЛИС при проектировании устройств цифровой обработки информации
  16. Понятие справедливости. Моральный и правовой аспект
  17. Сущность, формы и роль кредита в современной экономике
  18. Организация предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЭКЗОТИК ТУР»
  19. Экологическая тропа
  20. Принципы трудового права
  21. Работа с обращениями граждан -практика применения (на примере деятельности администрации Городищенского муниципального района)
  22. Инфляция
  23. Проблемы уголовно-процессуальной деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в расследовании преступлений, отнесенных к их компетенции
  24. Организация практических работ при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе
  25. Факторы и типы метаморфизма, специфика минералообразования
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: