Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Социальные последствия преступлений, совершаемых несовершеннолетними, как объект криминологического исследования. 9

§ 1. Проблемы социальных последствий преступности в криминологии и ее развитие в теории и практике предупреждения преступности несовершеннолетних 9

§ 2. Методология и методика изучения социальных последствий преступности несовершеннолетних 19

ГЛАВА П. Криминологическое изучение личности несовершеннолетнего преступника в контексте познания социальных последствий преступности 36

§ 1. Антиобщественная социализация личности несовершеннолетнего в механизме формирования индивидуального преступного поведения и наступления соответствующих этому поведению общественно опасных последствий 36

§ 2. Характеристика социальных последствий индивидуального преступного поведения несовершеннолетних 53

ГЛАВА III. Проблемы минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних в системе предупреждения преступности. 73

§ 1. Общесоциальные аспекты минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних. 73

§ 2. Специально-криминологические особенности минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних 81

ВЫВОДЫ 88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90

Введение

Преступность несовершеннолетних всегда привлекала внимание исследователей, сотрудников правоохранительных органов по многим характеристикам. Основополагающим принципом является то, что лица, которые совершают противоправные действия в раннем возрасте, в последствие, как правило, труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основную массу взрослых преступников и рецидивной преступности.

Уголовный кодекс РФ закрепляет особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Все это делает не только возможным, но и необходимым криминологическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами в возрасте от 14 до 17 лет включительно, разработку мер по их предупреждению.

В современный период подавляющее большинство преступлений среди несовершеннолетних совершается с корыстной целью. Существенным фактором роста корыстной преступности несовершеннолетних в данное время является резкое ухудшение экономической ситуации в стране, падение жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих несовершеннолетних законным путем удовлетворить свои материальные потребности.

В криминологической науке выделение преступности несовершеннолетних в качестве самостоятельного объекта изучения объясняется рядом причин:

Во-первых, государственной социальной политикой, в которой самостоятельным направлением деятельности органов, организаций различных уровней является защита прав и законных интересов детей и подростков.

Во-вторых, особенностями формирования мотивов преступлений, совершенных несовершеннолетними, что, в свою очередь, связано со спецификой их развития и жизнедеятельности.

В-третьих, особенностями преступной активности несовершеннолетних, а также уровнем, структурой, динамикой и условиями преступности молодых людей.

В-четвертых, тем обстоятельством, что в уголовном законе имеются отдельные главы, предусматривающие уголовную ответственность и охрану прав и интересов несовершеннолетних (глава 14, 20 УК «Преступления против семьи и несовершеннолетних»).

Эти и другие обстоятельства обусловливают необходимость самостоятельного анализа преступности несовершеннолетних, чтобы правильно определить и отметить специфику социальных последствий.

Согласно статистическим данным МВД РФ за 2013 год, в России зарегистрировано 94720 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 18,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За 9 месяцев 2012 года зарегистрировано 59213 (-16,9%) преступлений.

Сегодняшнее состояние дел с преступностью в РФ вызывает серьезную озабоченность и тревогу, как у населения страны, так и у правоохранительных органов. Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства. Но в последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня преступности несовершеннолетних.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью пересмотра некоторых подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике, а также обусловливает актуальность проблемы изучения социальных последствий преступности несовершеннолетних и пути их минимизации, необходимости исследования данной проблемы на диссертационном уровне в криминологическом аспекте.

Степень научной разработанности темы. Преступность несовершеннолетних, особенности борьбы с ней, минимизация социальных последствий этой преступности представляют комплексную проблему.

Преступность несовершеннолетних изучалась и исследовалась в работах целого ряда криминологов разных лет: P.M. Абызова, Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, К.М. Бейсебаева, А.И. Долговой, С .Я. Лебедева, Н.Ф. Кузнецовой, B.C. Овчинского, В.В. Панкратова, С.Л. Сибирякова. В работах Г.М. Миньковского, К.Е. Игошева, B.C. Орлова внимание акцентируется на различных аспектах отрицательного воздействия преступности и преступников на условия формирования личности несовершеннолетних.

Не умаляя заслуг перечисленных и иных авторов, необходимо отметить, что до сих пор не было предпринято комплексного магистерского диссертационного исследования по изучению социальных последствий преступности несовершеннолетних.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при наступлении социальных последствий преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также система их минимизации.

Предметом исследования в настоящем исследовании выступает законодательство России о предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, социально-демографическая, уголовно-правовая, собственно-криминологическая и уголовно-исполнительная характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления; деятельность субъектов предупреждения преступлений, совершаемых указанной категорией лиц.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является проведение с позиций криминологии анализа социальных последствий преступности несовершеннолетних, разработка основ минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних

Достижение указанных целей возможно путем решения следующих исследовательских задач:

1. определить понятия «социальные последствия преступности» на основе методологии междисциплинарного подхода;

2. классифицировать социальные последствия преступности несовершеннолетних;

3. выявить причины и условия антиобщественной социализации личности несовершеннолетних;

4. разработать типологию социальных последствий преступности несовершеннолетних анализ системы предупреждения и минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних разработка рекомендаций по совершенствованию системы предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних либо их ресоциализации в целях ослабления социальных последствий преступности несовершеннолетних;

5. охарактеризовать социальные последствия индивидуального преступного поведения несовершеннолетних;

6. выявить общесоциальные аспекты минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних;

7. проанализировать специально-криминологические особенности минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних.

Методологическая база исследования представлена диалектическим и историческим методами познания социальной действительности, теорией познания социальной обусловленности преступлений, в том числе и совершаемых несовершеннолетними. При решении сформулированных задач в диссертации была использована совокупность различных методов познания, (системный подход, сравнительный анализ, логический метод, моделирование, экспертные оценки, распознавание образов, анкетирование, интервьюирование и др.). Кроме того, методологическую основу исследования составили научные труды по философии, уголовному праву, социологии, психологии, социальной психологии, психиатрии, педагогике, содержащие информацию о преступности несовершеннолетних, последствиях преступности, их взаимосвязях и закономерностях, проблемах предупреждения и минимизации.

Научная новизна диссертационного исследования, по мнению диссертанта, состоит в том, что в диссертации сделана попытка анализа социальных последствий преступности несовершеннолетних, их причин, условий.

Автором вносятся предложения по совершенствованию правовых и организационно-управленческих мер, направленных на минимизацию социальных последствий преступности несовершеннолетних.

Диссертантом на основе изучения специальной литературы и материалов уголовных дел несовершеннолетних, совершивших преступления, проведено криминологическое изучение личности несовершеннолетнего преступника в контексте познания социальных последствий преступности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определение понятия социальных последствий преступности несовершеннолетних, основных сфер и форм их проявления в обществе.

2. Определение механизма формирования индивидуального преступного поведения несовершеннолетних и наступления соответствующих этому поведению социальных последствий.

3. Разработка типологии социальных последствий преступности несовершеннолетних.

4. Определение основных направлений минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних.

5. Выделение специально-криминологических особенностей минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних.

6. Внесение ряда предложений по повышению эффективности мер направленных на предупреждение и минимизацию социальных последствий преступности несовершеннолетних, и мер направленных на ресоциализацию несовершеннолетних совершивших преступления.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость заключается в том, что исследование направлено на развитие криминологической теории минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних. Материалы диссертации полагаем будут иметь теоретическое значение для совершенствования уголовно-правовых и иных мер борьбы с преступлениями, в которых субъектом являются несовершеннолетние.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сравнительный теоретический анализ социальных последствий преступности несовершеннолетних, проведенный автором, позволяет сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования, организационно-управленческого обеспечения предупреждения данного вида преступности, следовательно, и наступления соответствующих последствий, а также минимизировать социальные последствий преступности несовершеннолетних.

Структура магистерского диссертационного исследования обусловлена выбранной тематикой и состоит из введения, трех глав, поделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

Будучи одним из центральных вопросов исследования науками уголовно-правовой направленности, преступность в среде несовершеннолетних акцентирует на себе пристальное внимание как общественности, так и представителей современной науки и практики.

Стремясь определить возможные социальные последствия преступности несовершеннолетних, следует принимать в расчет такие последствия, которые:

1) могут выступать в качестве криминогенного фактора, то есть способны порождать новые преступления;

2) могут быть учтены в той или иной форме (в том числе в области

теории), но не обязательно обрести стоимостное выражение;

3) могут иметь значение для криминологического прогнозирования.

В современных условиях по-новому определяется место несовершеннолетних в общественной жизни: с одной стороны, они достаточно активно участвуют в решении общественных задач, выборе конкретных социальных ролей, ярче проявляют свои интересы, в том числе в труде и учебе, с другой - подростки, не нашедшие себя в условиях нынешней реальности, утверждаются не всегда законными средствами и способами. Именно изменения социальных условий обусловливают специфический стиль жизни несовершеннолетних, манеру их поведения, особенности рационального и эмоционального реагирования на явления, происходящие в обществе.

Во многих субъектах Российской Федерации обострилась проблема трудоустройства несовершеннолетних. Выпускники общеобразовательных школ, а также подростки, оставившие учебу, сталкиваются с массовыми отказами руководителей предприятий в приеме на работу. В целом по России доля неработающих и неучащихся в структуре преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросла до 41%. По данным Федеральной службы занятости, сегодня в стране не работают и не учатся более полутора миллиона подростков, а это прямой резерв криминальной среды, что и подтверждается судебной практикой.

Процесс формирования личности несовершеннолетнего преступника характеризуется деформацией нравственного и правового сознания, отчуждением, состоянием повышенной тревожности и антиобщественной ориентацией, проявляющимся в различных типах противоправного поведения. Одним из основных показателей низкого уровня социализации личности несовершеннолетнего преступника является ее моральная, правовая и профессиональная неподготовленность к различным видам общественно полезной деятельности.

Список литературы

1. Абашин Э.А. Возмещение вреда: Учеб.-практ. пособие / Серия 'Юридические эссе". - М.: Белые альвы, 2010. - С. 3,4.

2. Абызов P.M. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение: Автореф. дис... д-ра юрид. наук: -М.,2011 - С.36

3. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово, РИПК МВД России, 2010. - С.25.

4. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1979.-С. 257.

5. Аувяэрт Л. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализаци несовершеннолетних. Автореф. дисс. канд. психология, наук.. - М., 1981. - С.7

6. Бажанов С.В. Стоимость уголовного процесса. Дис... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2012. -С.8.

7. Бандурка А.М., Бочарова СП., Землянская Е.В. Юридическая психология. -Харьков, 2012. -С. 536-545

8. Белоглазов В.А. Отношение населения к лицам, отбывшим уголовное наказание: результаты криминологического исследования. //Теория и практика борьбы с преступностью и правонарушениями в современных условиях. - Екатеринбург: Сб.трудов: Уральская гос. юрид. Академия, 2010.-С. 6-7.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2011. - С.274.

10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М: Академия, 2011

11. Гаджиева А. А. Виктимология и ее роль в профилактике преступлений: Автореф. дис... канд. юрид. наук: - Краснодар, 2010 - С.5.

12. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии.- М., 1925 - С.7-8.

13. Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. - СПб., 1910.-С. 167-210,440-442.

14. Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав и интересов: Сборник научных трудов / Отв. ред. В.В. Панкратов. - М., 2011;

15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978. -Т. 1. -С.260.

16. Доклад Генерального секретаря ООН "Положение в мире в области преступности и уголовного правосудия". - ООН., A/CONF., 187/5.

17. Доноцов С.Е., Маринина МЛ. Имущественная ответственность за вред, причиненный личности. - М., 1986. - С.16.

18. Дриль Д.А. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. - СПб., 1912. - С. 471.

19. Дубровина И. В. Психология: Учеб. для сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2011 - С.360.

20. Зотова О.И., Кряжева Й.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука. -1979. -С. 224-225.

21. История педагогики: Учебник для вузов // Под ред. Н. А. Константинова - М., 1982. -С. 39-44.

22. Коваль М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Дис. ...канд. юрид. наук. - Рязань, 2011.-С. 33.

23. Козюля В.Г. Личность несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в ВК: психологический, медико-психиатрический и криминологический аспекты // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Тюремная библиотека.- Выпуск П. -С.173-174

24. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. - М., 1980. - С. 162

25. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М., 2011. -С. 56 - 57; Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений /Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1979.- С. 23.

26. Крутер М.Социолог, психолог: А где криминолог? / Правосудие в Восточной Сибири. -2013 - № 4 (12); 2013. - № 1 (13).

27. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. - М., Юр. лит., 1960. - С. 19.

28. Кузнецова Н.Ф. Значение преступных последствий для уголовной ответственности. - М.,1948. -С. 10

29. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. - М., 1969. - С.54

30. Лебедев С. Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: Новая идеология и предупреждения //Российский следователь. -2013. - № 2. - С. 33 - 35.

31. Маркс К., Энгельс Ф. - Полное собрание сочинений. - 2-е изд. - Т. 2. -М, 1960. -С.

32. Миньковский Г.М. Методологические и методические аспекты изучения личности в криминологии. //Вопросы борьбы с преступностью. Вып.27 -М., 1977.- С.23

33. Михлин А.С. Последствия преступления. - М.,1969. - С. 16

34. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. - М.; 2013 г - С. 4.

35. Организация Объединенных Наций A/RES/55/59 Генеральная Ассамблея Distr.: General 17 January 2011. Пятьдесят пятая сессия Пункт 105 повестки дня 00 56295. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [по докладу Третьего комитета (А/55/593)] 55/59.

36. Перч Н.В. О видах преступных последствий и их месте в составе преступления. // Сборник научных статей. -Ярославль, 2010. - С. 31-41.

37. Савченко СМ., Милушкин Е.А. Вопросы совершенствования ресоциализации судимых // Уголовное наказание и проблемы его исполнения в условиях перестройки деятельности органов внутренних дел: Сб-к науч. трудов. -М., 1990.-С. 107

38. СеменюкД.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие/ Л.М. Семенюк.-2-е изд.-М.: Флинта, -2013.,-С.4-5невозможность удовлетворения какой либо потребности,)

39. Сибиряков С.Л. Предупреждение деви-антного поведения молодежи (Методологические и прикладные проблемы). - Волгоград, 2011.

40. Сонник Г.С. Алкоголизм и аффективные расстройства у женщин// Актуальные вопросы наркологии.- Харьков, 1985.-С. 146

41. Таганцев Н. С. Смертная казнь. - СПб., 1913. - С. 4.

42. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. -Харьков, 1990. -С. 92

43. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. -М.: Медицина, 1978.- С. 93.

44. Фролов Е.А. Объект и преступные последствия при посягательствах на социалистическую собственность // Учёные записки Свердловского университета. -Свердловск, 1968. Вып.8. - С.111

45. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы.- М., 1980. - С. 110-112.

46. Шур Эдвин М. Наше преступное общество / Пер. с англ. -М., 1977. -С. 168.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Конституционное право граждан на образование
  2. Действие членов дежурной СОГ.Проблемы возникающие в ходе работы дежурной СОГ и пути их решения
  3. Межнациональные конфликты
  4. Формирование правовой культуры
  5. Мотивационная сфера личности
  6. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
  7. Система государственной власти в РФ
  8. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК РФ (анализ ст.228 УК и отграничение от смежных составов)
  9. Монитор (дисплей) компьютера
  10. Нестор Махно и махновщина в оценках отечественной историографии
  11. Учёт доходов и расходов организации
  12. Правовой статус муниципальных образований
  13. Контрольная работа Религиозная философия
  14. Вооружённые силы как элемент правоохранительной системы Российской Федерации
  15. Гусенечные бульдозеры
  16. Деятельность банков на рынке платежных карт
  17. Исследование организации и методов антикризисного управления на предприятии (ОАО «179 СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»)
  18. Институты брака и семьи в Мусульманском праве
  19. Методика развития координационных способностей
  20. Махновщина - ее идейные и организационные искания
  21. Адвокат как субъект договорного представительства
  22. Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере
  23. Вопросы к государственному экзамену по ВПО по дисциплине «Уголовно-процессуальное
  24. Основы конституционного строя как объект безопасности государства
  25. Особенности правового регулирования общеизвестных товарных знаков в РФ и США
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: