Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита





Содержание

Введение 3

Глава I. Конституционный строй Российской Федерации: общие положения 8

1.1. Понятие конституционного строя 8

1.2. Элементы структуры конституционного строя Российской Федерации 17

1.3. Правовое закрепление конституционного строя в Российской Федерации 25

Глава II. Защита конституционного строя Российской Федерации 39

2.1. Понятие, содержание и субъекты защиты конституционного строя Российской Федерации 39

2.2. Президент и Конституционный Суд Российской Федерации как субъекты защиты конституционного строя Российской Федерации 47

2.3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и иные «силовые» органы государственной власти как субъекты защиты конституционного строя Российской Федерации 60

Заключение 70

Список литературы 75

Введение

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы Конституции, обобщаются понятием «основы конституционного строя».

В действующей конституции Российской Федерации закрепляется понятие «основы конституционного строя». В главе первой основного закона государства юридически закреплен конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Нормы данной главы имеют особое значение, поскольку они закрепляют такие отношения, которые оказывают влияние не только на нормы Конституции, но и на содержание всех законодательных и подзаконных актов государств. При этом основы конституционного строя тесно взаимосвязаны, неотделимы друг от друга и только в совокупности обеспечивают те главные характеристики государства, которые закреплены в Конституции.

Исходя из этого необходимо проанализировать Конституцию Российской Федерации для того, чтобы определить, что именно понимается под «основами конституционного строя».

Обращаясь к истории вопроса можно отметить, что становление конституционного строя России происходило неравномерно. Этот процесс можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Дореволюционный период характеризуется постепенным движением к конституционному строю в виде конституционной монархии или республики. В советский период в науке государственного права активно исследовался институт общественного строя, однако, он был сильно идеологизирован в соответствии с марксистско-ленинским учением и закреплял ряд принципов (руководящая роль Коммунистической партии, полновластие Советов и др.), не соответствующих доктрине конституционализма. Постсоветский период развития российского государства знаменовал собой становление в России подлинно демократического конституционного строя. Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. отразила достижения современной мировой конституционной мысли, закрепив в качестве основ конституционного строя: народовластие, приоритет прав и свобод человека, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие, местное самоуправление, рыночную экономику, социальное и светское государство, верховенство права, республиканскую форму правления и федеративную форму государственного устройства. Первые годы после принятия Конституции характеризовались проведением крупных либерально-демократических реформ, направленных на реализацию закрепленных в Конституции основных принципов; некоторые последующие реформы свидетельствуют о централизации власти в России и ограничении народовластия.

Глава первая Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляет исходные нормы и принципы, которые являются основополагающими для жизнедеятельности российского государства и общества, определяют сущность и политику российского государства, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, правовое положение личности, основы государственного механизма, федеративных отношений и взаимоотношений государства и религиозных организаций. Положения первой главы занимают главное место в иерархии конституционных норм и обладают особой правовой природой. Нормы остальных частей Конституции конкретизируют данные положения и, одновременно, эти принципы являются рамками, пределы которых определяют смысл и содержание всех иных правовых норм.

Любая иная норма права должна рассматриваться через призму основ конституционного строя и обязательно соответствовать им. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает: «Могут меняться правящие партии, правительства, президенты, но не должны затрагиваться основы государства и общества, прерываться преемственность национального развития, пересматриваться вопросы суверенитета, обеспечения прав и свобод граждан». И именно основы конституционного строя, закрепленные в главе первой Конституции, призваны обеспечить устойчивость национального развития и незыблемость общечеловеческих ценностей. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей основополагающие начала жизнедеятельности российского государства и общества, стало важным шагом и фундаментальной основой становления в России подлинно демократического правового государства.

Конституция Российской Федерации отчасти носит программный характер – «это своего рода идеал должного состояния государственности, демократии, гражданского общества, идеал, постоянно устремленный в будущее», а подлинное народовластие, федерализм, разделение властей, политическое многообразие – это принципы, в которых мы нуждаемся сейчас как никогда. Механизм политической системы должен быть настроен таким образом, чтобы он своевременно отражал интересы различных социальных групп, обеспечивал публичное согласование этих интересов и позволял эффективно исполнять их.

Реализация основ конституционного строя до настоящего времени не осуществлена на должном уровне, отдельные положения носят формальный характер и не находят своего достаточного отражения в действующем законодательстве и юридической практике. Если ранее считалось, что само по себе наличие демократической Конституции является достаточной гарантией закрепленных в ней норм, то сейчас очевидно, что это не так. Основы конституционного строя нуждаются в защите от различных внутренних и внешних угроз. Однако, необходимо не только направлять силы на противостояние возможным нарушениям основ конституционного строя, но и обеспечить их первоначальное воплощение в жизнь.

Тем не менее, по вопросу о содержательном наполнении рассматриваемой категории не существует явного единства мнений; кроме того, в России сохраняются определенные проблемы с нормативным закреплением и, особенно, практикой воплощения принципов, традиционно рассматриваемых в качестве составляющих конструкцию понятия «конституционный строй». В связи с этим становится актуальной задача уточнения категории «конституционный строй» на теоретическом уровне, а также выработка новых подходов к его рассмотрению и изучению.

Обязанность по защите основ конституционного строя традиционно возлагается на государство и его органы. Однако, как показывает практика, должностные лица сами зачастую представляют непосредственную и реальную угрозу конституционному строю. Отсутствие действенных норм и процедур, ограничивающих власть, и злоупотребление властью, привели к стремительному нарастанию недовольства рядовых граждан. Как правильно отмечает Б.С. Эбзеев – действительная гарантия институтов конституционного государства и Конституции России заключается в соответствующей организации общества, которая бы обеспечивала противостояние любым покушениям на конституционный строй.

В науке и практике не сложилось единое представление о понятии и сущности основ конституционного строя, а тем более – о правовом механизме его защиты – соответствующие нормы содержатся в большом количестве нормативных актов, а в некоторых случаях правовое регулирование отдельных отношений отсутствует вовсе (например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не принят до настоящего времени). Тем не менее, четкое представление о субъектах, объектах и способах защиты основ конституционного строя необходимо. Понимание роли государства и его органов, институтов гражданского общества и отдельной личности в этом процессе является отправной точкой успешности защиты основ конституционного строя.

Процесс становления конституционного строя России можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Каждый из них характеризуется своими особенностями и дает возможность дальнейшего изучения развития конституционного строя Российской Федерации.

Дореволюционный период характеризуется постепенным движением к конституционному строю в виде конституционной монархии или республики, с установлением принципов народовластия, верховенства права и соблюдения прав человека. Идея конституции в дореволюционной России была воплощена в образе Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., явившихся актом правотворчества российского монарха. Они закрепляли государственное устройство Российской Империи, ее государственный язык, существо верховной вла­сти, права и обязанности российских подданных, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных органов – Государственного совета и Государственной думы, Совета министров и министерств. Несмотря на все свои недостатки, в России активно шел процесс становления конституционного строя.

Российские ученые, во многом опираясь на зарубежный опыт, значительное внимание посвящали изучению принципов конституционного строя, хотя и не употребляли термины «конституционный строй» и «основы конституционного строя».

В советский период продолжают использоваться термины «государственный строй» и «общественный строй», кроме того, советские конституции применяли термины «общественное устройство» и «основы общественного строя и политики». Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. в первой главе закрепила «Общественное устройство» – впервые в мире в конституцию была включена глава, посвященная общественному устройству в единстве его социально-экономической и политической сторон.

Конституционная практика и наука государственного права рассматривали ряд прогрессивных принципов общественного (общественно-политического) устройства, например, социальный характер государства. Другие принципы (руководящая роль партии, полновластие советов и пр.), наоборот, противоречат основам конституционного государства. Термин «конституционный строй» практически в этот период не употреблялся из-за ассоциаций с капиталистическим строем зарубежных государств.

В результате конституционной реформы 1980-1990-х гг. были отвергнуты предыдущие достижения и недостатки советской системы и установлен принципиально иной строй – строй конституционный. Разработка окончательного проекта Конституции – значительное событие в истории российского государства. Действующая Конституция стала итогом длительной общественной дискуссии и острой политической борьбы. Долгое время в ее основе находился проект Конституции, разработанный Конституционной комиссией. В 1993 г. полемика сместилась в сторону сравнения положений указанного проекта с «президентским» проектом.

Окончательный вариант Конституции Российской Федерации, принятый на референдуме 12 декабря 1993 г., закрепил следующие основы конституционного строя: суверенитет; народовластие; разделение властей; политическое многообразие; местное самоуправление; приоритет прав и свобод человека; республиканскую форму правления; федерализм; рыночную экономику и многообразие форм собственности; верховенство права; социальное и светское государство.

Конституция России 1993 г. констатировала наступление принципиально иного строя, она юридически зафиксировала определенный рубеж в развитии общества, нормативно определила состояние общественных отношений, баланс социальных сил. Реализация некоторых положений Конституции оказалась неадекватной тем эйфорическим ожиданиям, которые господствовали в российском обществе в начале 1990-х гг.

В постсоветской России становление основ конституционного строя происходит разнонаправлено. Первые годы после принятия Конституции 1993 г. характеризовались проведением крупных либерально-демократических реформ, направленных на реализацию закрепленных в Конституции основных принципов; некоторые последующие реформы свидетельствуют о централизации власти в России. Все это обусловило актуальность и выбор темы дипломной работы.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений в сфере правового закрепления и защиты основ конституционного строя Российской Федерации.

Предметом исследования является система норм Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и других нормативных актов, составляющих основу конституционного строя Российской Федерации, а также особенности его защиты.

Цель исследования заключается во всестороннем исследовании понятия, правового закрепления и защиты конституционного строя Российской Федерации, а также его развития в современных условиях правоприменительной практики и российского законодательства.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

определить понятие конституционного строя;

рассмотреть элементы структуры конституционного строя Российской Федерации;

исследовать правовое закрепление конституционного строя в Российской Федерации

изучить понятие, содержание и субъекты защиты конституционного строя Российской Федерации;

определить место и роль Президента и Конституционного Суда Российской Федерации как субъектов защиты конституционного строя Российской Федерации государства;

выявить роль Федеральной службы безопасности Российской Федерации и иных «силовых» органов государственной власти в качестве субъектов защиты конституционного строя Российской Федерации.

В советской литературе значительное внимание уделялось изучению общественно-политического строя государства, среди которых можно отметить труды советских ученых: С.С. Алексеева, Г.В. Барабашева, А.П. Бутенко, А.И. Денисова, Ю.П. Еременко, Н.Я. Куприца, О.Е. Кутафина, А.Х. Махненко, М.А. Нудель, В.П. Парфенова, В.А. Ржевского, И.М. Степанова, Б.Н. Топорнина, Я.Н. Уманского, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина и др., исследовавших вопросы, связанные с основами общественного строя и политики СССР и защитой советских Конституций.

На современном этапе развития российской юридической науки, после принятия Конституции 1993 года, осуществляются исследования института основ конституционного строя. Фундаментальные общетеоретические вопросы правового регулирования конституционного строя исследовались в трудах С.А. Авакьяна, Н.А. Бобровой, Н.А. Богдановой, Н.В. Бутусовой, В.В. Виноградова, В.Т. Кабышева, А.А. Кондрашева, И.А. Конюховой (Умновой), В.О. Лучина, А.В. Мицкевича, О.О. Миронова, В.В. Невинского, И.И. Пляхимовича, О.Г. Румянцева, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева и др. Правовые вопросы охраны и защиты Конституции рассматриваются в работах А.А. Белкина, А.Д. Болехивской, А.В. Гошуляка, В.Н. Демидова, В.В. Мамонова, А.Н. Межецкого, Ж.И. Овсепян, Л.Н. Плехановой, Т.М. Пряхиной, Н.А. Ткачевой, Т.Я. Хабриевой, Ю.Л. Шульженко. Отдельным актуальным проблемам конституционного строя России посвящены работы Е.С. Аничкина, А.Н. Беликова, Н.С. Бондаря, М.В. Глигич-Золотаревой, Н.М. Добрынина, Т.В. Заметиной, В.В. Красинского, А.Н. Кокотова, А.В. Личковаха, В.Д. Мазаева, А.Н. Медушевского, М.В. Преснякова и др.

Особый интерес представляет кандидатская диссертация И.Н. Гальвиной «Охрана и защита основ конституционного строя Российской Федерации» (Челябинск, 2006). Однако, в ней автор рассматривает, в основном, порядок изменения главы первой Конституции и роль Конституционного Собрания, не уделяя достаточного внимания другим средствам защиты основ конституционного строя (таким как, участие общественных объединений, органов власти и должностных лиц в защите основ конституционного строя). В диссертации Н.А. Ткачевой на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Проблемы гарантированности основ конституционного строя» (Ставрополь, 2004) затрагиваются исторические и теоретические аспекты понятия «основы конституционные строя» и их гарантии, но не исследуется механизм их защиты. В диссертации Дурновой И. А. «Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации» (Саратов 2013), автор проводит комплексный анализ основ конституционного строя, акцентируя при этом внимание на особенностях реализации правового механизма защиты основ конституционного строя, разграничивая и различая понятия защита и охрана конституционного строя.

На сегодняшний день в науке конституционного права отсутствует комплексное исследование механизма защиты основ конституционного строя Российской Федерации, включающее в себя исследование роли самозащитных правовых норм, государства и его органов, а также граждан и их объединений в обеспечении реальности и исполнимости основных принципов, содержащихся в главе первой Конституции, что и определило выбор темы и актуальность настоящей диссертации.

Методологическую основу исследования составила система современных методов познания, которые в совокупности позволили изучить объект и предмет исследования с разных сторон. Всеобщий диалектический метод познания позволил рассмотреть анализируемые явления в динамике их развития, взаимодействии и противоречии друг с другом.

Также использовались общенаучные методы, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, формализация.

Были также применены частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительный, исторический, социологический и статистический.

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя: введение, основную часть (две главы, состоящие из пяти параграфов), заключение, и список использованной литературы.

Заключение

Официально термин «конституционный строй» появился в Законе СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР», которым была изменена редакция ст. 7 Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России 1978 г. с включением в нее следующего положения: «Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни».

Конституционный строй - это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

В литературе, издаваемой в настоящее время, понятие «конституционный строй» несколько конкретизировано. По мнению авторов изданного в 2010 г. учебника «Конституционное право Российской Федерации», конституционный строй - это закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства праву. В данном определении конституционный строй вполне определенно раскрывается как устройство не только государства, но и обществ.

Исследователи конституционного строя подчеркивают его связь с гражданским обществом. Так, О.Е. Кутафин отмечает, что неотъемлемым атрибутом конституционного государства, в основе которого находится конституционный строй, является гражданское общество. Само гражданское общество понимается им как система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Конституционный строй РФ – это определённая форма и способ (модель) организации Российского государства и общества, закреплённая в его Конституции (глава 1 Конституции РФ).

Структура Конституционного строя РФ: Конституционный строй – это сложная правовая категория, состоящая из четырёх основных элементов:

Форма правления.

Политический режим.

Форма государственного устройства..

Основы Российского гражданского общества.

В Российской Федерации основными чертами (устоями) конституционного строя являются:

народовластие (народный суверенитет);

наличие Российского государства – всеохватывающей организации всего народа;

человек, его права и свободы как высшая ценность;

демократический характер публичной власти;

идеологическое многообразие и политический плюрализм;

многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности;

местное самоуправление.

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими природными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно-правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Понятия «защита» и «охрана» основ конституционного строя не тождественны, они разграничиваются по признаку наличия посягательства на основы конституционного строя. При этом понятие «защита основ конституционного строя» является более широким. Под защитой понимается система способов (средств) нормальной реализации основ конституционного строя, предупреждения, пресечения и выявления их нарушений, а также восстановления их действия и привлечения виновных к ответственности. Охрана основ конституционного строя является составной частью защиты и направлена на недопущение нарушений основ конституционного строя.

Включение в Конституцию Российской Федерации 1993 г. термина «конституционный строй» явилось стремлением ее разработчиков подчеркнуть идею конституционализма, легитимности, обязанность государства и всех участников правоотношений действовать на основе Конституции, в соответствии с ней. Конституционный строй нуждается в защите, и особая роль в этом механизме принадлежит самозащите основ конституционного строя.

Защита основ конституционного строя осуществляется также государством и местным самоуправлением, их органами и должностными лицами. Особую роль в этом процессе играет Конституционный Суд Российской Федерации. Свою роль он выполняет посредством реализации закрепленных за ним полномочий – осуществления конституционного контроля, разрешения споров о компетенции между органами государственной власти и толкования конституционных норм. Помимо этого, Конституционный Суд способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации.

Национальная безопасность является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее обеспечению и защите служат практически все функции Российского государства. Отдельными учеными даже высказываются точки зрения о необходимости включения в Конституцию РФ специальной главы, определяющей место национальной безопасности в системе конституционного строя и методы ее обеспечения.

В отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Так, определяя силы обеспечения национальной безопасности, Стратегия национальной безопасности выделяет следующий круг привлекаемых к ее обеспечению субъектов.

Во-первых, это Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба.

Во-вторых, в качестве сил обеспечения национальной безопасности Президент РФ в своем указе выделяет федеральные органы государственной власти. Здесь представляется странным наличие оговорки, согласно которой в качестве данных органов рассматриваются лишь те из них, которые принимают участие в обеспечении национальной безопасности только государства.

Исходя из сказанного, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, несмотря на нормативное закрепление сравнительно нового для российской юридической науки термина «национальная безопасность», механизм ее обеспечения направлен на создание и поддержание состояния защищенности лишь одной ее составляющей - государства. Как видно из проведенного анализа, именно обязанность обеспечения его суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны приоритетно возлагается на силы обеспечения национальной безопасности. Все это позволяет говорить не о национальной безопасности в подлинном ее смысле, а лишь о безопасности государства, что, по всей видимости, пока еще в большей степени присуще российскому менталитету, сформированному в советский период развития нашей государственности.

Также следует отметить значительно зауженный круг субъектов, рассматриваемых в качестве сил обеспечения национальной безопасности. Так, в данный круг не включаются, например, органы внутренних дел, предназначение которых усматривается законодателем в защите жизни, здоровья, прав и свобод личности, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. Тем не менее в федеральном законодательстве нет указания на то, что в данных органах предусмотрена правоохранительная служба, а значит, следуя буквальному смыслу Стратегии национальной безопасности, они не могут быть включены в расчет сил обеспечения национальной безопасности. Как было рассмотрено выше, из данного круга исключается масса иных органов, не относящихся к федеральным органам государственной власти, а из последних исключаются те, которые не принимают участия в обеспечении национальной безопасности государства в силу прямого указания на то в законодательстве Российской Федерации. А ведь их правозащитный потенциал в отношении личности, общества, да и самого государства представляется весьма значительным.

В науке существуют споры относительно принадлежности отдельных органов, обладающих специфическими полномочиями, в том числе и полномочиями по осуществлению конституционного контроля к той или иной ветви власти. До конца не разрешенной является проблема конституционного статуса Президента Российской Федерации, места, занимаемого им в системе разделения властей. Существуют точка зрения, в соответствии с которой Президент Российской Федерации относится к исполнительной ветви государственной власти, также отдельные ученые указывают на особое положение Президента Российской Федерации, позволяющее его относить к самостоятельной президентской ветви власти.

Таким образом, несмотря на наличие в научной среде достаточно большого количества критических точек зрения, во многом обоснованных, Конституцией Российской Федерации (официально) Президенту Российской Федерации разрешено осуществлять издание норм права, независимо от чьей-либо воли. Подобное право не свидетельствует о подмене Президентом законодательного органа, оно имеет ограничения. Президент, используя указанные полномочия, подстраховывает законодателя и устанавливает обязательные для исполнения правила лишь на период рассмотрения и введения в действие соответствующего законодательства.

Полномочия Президента Российской Федерации являются достаточно многообразными и сложными. «…для их успешного и реального, а главное эффективного осуществления необходим аппарат (администрация), которая практически, организационно обеспечивает многосложную и динамичную деятельность Президента Российской Федерации. Совокупность структурных управленческих подразделений – это не разрозненные функциональные и отраслевые звенья и подразделения, а объединенный функциональными и организационными связями и отношениями единый государственный механизм, т.е. Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом».

К полномочиям Президента Российской Федерации, предусмотренные статьей 83 Конституции Российской Федерации к полномочиям, имеющие характеристики конституционного контроля относятся:

-принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации;

-освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров по предложению Председателя Правительства Российской Федерации;

-освобождение полномочных представителей Президента Российской Федерации;

-освобождение высшего командования Вооруженными Силами Российской Федерации;

-отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Деятельность Президента Российской Федерации, связанная с оценкой актов, действий на предмет соответствия Конституции Российской Федерации также осуществляется при реализации полномочий, предусмотренных статьей 84 Конституции Российской Федерации:

-при роспуске Государственной Думы, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

-при назначении референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

-при подписании международных договоров Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации не только в случае обнаружения нарушения процедуры принятия закона, но и в случае обнаружения положений федеральных законов, противоречащих по его мнению Конституции Российской Федерации. Однако, как отмечают исследователи данной темы, используется это право весьма редко: «Существенным недочетом является также редкое обращение главы государства в Конституционный Суд, хотя оснований для признания неконституционности отдельных положений федеральных законов не так уж и мало. К сожалению, цивилизованный путь оценки конституционности законов стал все чаще подменяться так называемым «возвращением законов без рассмотрения в палаты Федерального Собрания».

Указанные и иные полномочия Президент Российской Федерации осуществляет, опираясь на помощь формируемого им в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации государственного органа – Администрации Президента Российской Федерации.

Действительно, Президент Российской Федерации обладает комплексом конституционных полномочий, носящих как надзорный, так и контрольный характер. Вместе с тем, в деле, имеющем целью достижение и поддержание конституционной законности, совокупность средств, подчиненных достижению указанной цели не может рассматриваться как чрезмерная.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации (официально) Президенту Российской Федерации разрешено осуществлять издание норм права, независимо от чьей-либо воли. Подобное право не свидетельствует о подмене Президентом законодательного органа, оно имеет ограничения. Президент, используя указанные полномочия, подстраховывает законодателя и устанавливает обязательные для исполнения правила лишь на период рассмотрения и введения в действие соответствующего законодательства.

Конституция России, устанавливая судебную систему Российской Федерации, констатирует, что «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

Одним из высших федеральных органов судебной власти как указано в ст. 1 ФКЗ «О конституционном Суде РФ» является «Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Судебный конституционный контроль – важный элемент системы разделения властей.

В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.)

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда, в июле 1994 г. был принят ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией России (ст. 125) и ФКЗ «О конституционном Суде РФ» (ст. 3).

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) даёт толкование Конституции РФ;

5) даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключёнными в соответствии со статьёй 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Изучая особенности защиты конституционного строя РФ интересной представляется точка зрения Кравинского В.В., который рассматривает сущность защиты конституционного строя России в двух аспектах:

1) как направление обеспечения национальной безопасности, включающее в себя защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение народовластия, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории государства, территориальной целостности и суверенитета, поощрение политического и идеологического плюрализма, развитие конституционного контроля за государственными и муниципальными органами, а также привлечение к юридической ответственности за нарушение конституционных норм (демократический подход к пониманию защиты конституционного строя);

2) как деятельность по сохранению с помощью аппарата управления и принуждения экономического, политического и идеологического господства правящей социальной группы (класса) через защиту основ их государства и права (антидемократический подход).

Список литературы

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. «а» п. 3.2 ст. 4.

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» // Парламентская газета. 14 - 20.01.2011. N 1 - 2.

Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 18.

Федеральный закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 08.02.2011. N 25 (5401).

Указ Президента Российской Федерации № 699 от 28.05.2004 г. «Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 07.06.2013) "О Государственной границе Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс», 2014.

Положение о Верховном Суде СССР: утверждено ЦИК СССР 24 октября 1924 г. п. «б» ст. 2 (А) // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Положение о государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 / СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: принят Конституционном Судом Российской Федерации 24 января 2011 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2011. – №1.

О конституционном надзоре в СССР: закон СССР от 23 декабря 1989 г. №974-I // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

О конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1ФКЗ с изменениями от 28 декабря 2010 г. №8-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010) // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Наказ Верховному Суду СССР: утверждён ЦИК СССР 24 октября 1924 г. ст. 26 и 27 // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: принят Конституционном Судом Российской Федерации 24 января 2011 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2011. – №1.

Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституц.-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 1.

Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. Т. 1. М., 2010. С. 579 - 593.

Троицкая А.А. Парламентская оппозиция в системе разделения властей: орг. гарантии и доступ. инструменты контроля // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 1.

Васильева С.В. Принцип демократии // Основы конституционного строя: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. М., 2013. С. 55.

Герардс Я., Сенден Х. Структура основных прав и Европейский суд по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 3.

Гранкин М.И. Конституционный строй: понятие и сущность // Конституционное и муниципальное право. 2011. n 8. с. 3 – 7.

Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2012. n 11. С. 40 - 44.

Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2013, № 6.

Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2013.

Дурнова И.А. Правовой механизм самозащиты основ конституционного строя // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 3 (52). С. 87-90.

Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя и его структурные элементы // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011. № 6. С. 101-105.

Дурнова И.А. Народ как субъект защиты основ конституционного строя // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов: Поволжский институт им. П.А. Столыпина, 2012. № 1. С. 98-103.

Зуев В.И. Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля // ВЕСТНИК ОГУ №3 (152)/март`2013.

Зуйков А. Российская модель института президентства по конституции 1993 года: основные положения. // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. - №5 (66). - С. 36.

Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. - «Конституционное развитие России». МНС. Саратов,»Абрис»,2010.

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, 2011.

Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Н.В. Витрука. М., 2010.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М.: ООО «Новая правовая культура», 2009.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. М., 2009.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Издательство “БЕК”, 2010.

Коэн-Элия М., Порат И. Американский метод взвешивания интересов и немецкий тест на пропорциональность: ист. корни // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 3. С. 61 - 62.

Крохина Ю.А. Контроль реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Законодательство. 2012. N 3. С. 18.

Лаврентьев С.Н. Либерализация партийного законодательства России: демократизация или укрепление системы «управляемой многопартийности»? // Право и политика. 2012. N 6. С. 1024.

Низовцев В.В., Кетова Л.П., Реброва Н.М. Правоведение. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. - 122 с.

Осипян Б.А. Основание и система правовой ответственности // Современное право. 2010,. N 5.

Особое мнение члена ЦИК РФ Е.И. Колюшина о Протоколе ЦИК о результатах выборов Президента РФ 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/banners/prezident_2012/itogi/kolushin_osoboe_mnenie.pdf.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) - М.: издательство “Юрист”, 2010.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 939.

Теория государства и права: учебник/ под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - С.206.

Троицкая А.А. Конституционализм: перспективы развития в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. №6. с. 21 - 27.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие.-М.: Дело, 2011.

Чекрыга М.А. Конституционный контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2010.

Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство и право. – 2010.

Шлинк Б. Пропорциональность: к проблеме баланса фундамент. прав и обществ. целей // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 2. С. 56 - 57.

Экономические успехи государства не приводят автоматически к продуманной социальной политике. См.: Посткризисное развитие в России: модернизация, инновации и соц. государство; перспектива до 2025 г. Екатеринбург, 2011. С. 3.

Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект.- М.: “Наука”, 2011.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Сущность и функции права
  2. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти
  3. Юридическая культура
  4. Роль и место вооруженных сил и органов безопасности в системе фашистских государств (на примере Германии)
  5. Театр, как форма организации досуга детей в системе социального обслуживания
  6. Организация государственного управления в сфере образования
  7. Характеристика деятельности коммерческого банка ОАО «Россельхоз»
  8. Средства коррекции сенсорного развития дошкодльников
  9. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  10. Иван Грозный
  11. Разработка алгоритма автоматического распознавания автомобильных регистрационных номеров
  12. Реферат по работе Л.С. Выготского Воображение и творчество в детском возрасте
  13. Государственная регистрация права раздельной собственности супругов основания и порядок внесения сведений в ЕГРП
  14. Рассмотрение валютных операций в коммерческом банке РФ и перспективы развития операций
  15. Пути улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
  16. Прибыль и рентабельность организации
  17. Образ семьи в творчестве Джерома Сэлинджера
  18. Расчет и анализ себестоимости продукции производственной организации
  19. Купля продажа земельных участков
  20. Великая Смута начала XVII в. – комплекс социальных и политических противоречий
  21. Социальные проблемы молодых специалистов на государственной и муниципальной службе в РФ
  22. Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел
  23. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
  24. Судебная реформа Александра II содержание, роль в создании независимости суда
  25. Особливості працевлаштування окремих категорій громадян в Україні
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: