Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика федеративного устройства Российской Федерации 5

1.1 Федеративное устройство РФ 5

1.2 Конституционно-правовой статус РФ 8

2.Тенденции развития конституционно-правового статуса РФ 24

2.1Изменение субъектного состава РФ 24

2.2 Основные стадии изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ 33

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Введение

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции России).

До подписания Федеративного договора Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации были республики, автономные области и автономные округа. Российская Федерация после принятия Конституции 1993 года образована по территориально-национальному принципу, что предопределяет некоторые особенности статуса различных субъектов Федерации.

До подписания Федеративного договора РСФСР не была федеративным государством в общепризнанном смысле этого слова. Автономные республики, автономные области и автономные округа не были решающим фактором, определяющим федеративный характер страны. Края и области, в которых проживало более 80% населения, оставались административно-территориальными единицами, отсутствовало разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром.

Актуальность темы исследования заключается в том, что тип субъектов Федерации на протяжении всего нескольких лет уточнялся и дополнялся. Принимались различные нормативные акты, определяющие правовой статус

Целью курсовой работы является характеристика конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:

рассмотреть федеративное устройство РФ;

охарактеризовать конституционно-правовой статус РФ;

показать изменения субъектного состава РФ;

охарактеризовать основные стадии изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Заключение

Принимая во внимание все перечисленные наблюдения, мы можем с уверенностью утверждать, что политика центрального правительства относительно регионального развития может формироваться для каждого из девяти различных типов регионов РФ. Каждый набор решений должен отвечать основным проблемам, заложенным в данных типах регионов и предлагать соответствующее решение для них. Дальнейшее изучение и уточнение должны дать более четкую географическую картину выделенных регионов.

Чтобы обеспечить интеграцию этих сгруппированных регионов и основных различий между ними, необходимо проанализировать большее количество переменных. Кроме того, необходимо провести анализ данных по каждому году, начиная с начала 90-ых годов, чтобы установить, являются ли группы регионов в России стабильными, или, вообще, наблюдается ли какая-нибудь стабилизация.

Российская Федерация остается асимметричной лишь в отдельных аспектах. Из числа непреодоленных и на сегодняшний день оправданных проявлений асимметрии можно отметить вхождение одного или двух субъектов РФ в состав территории другого субъекта. В состав субъектов некоторых иностранных федераций входят автономные территориальные единицы, но не равноправные субъекты Федерации. Исторически ситуация вхождения округов в состав края (области) берет начало с 1925 г., когда в составе Пермской области был образован Коми-Пермяцкий национальный округ (впоследствии - автономный). Все автономные округа изначально создавались в пределах территории края или области как форма национального самоопределения малочисленных народов и иных этнических групп, проживающих в районах Крайнего Севера и Сибири.

В целом же наиболее стабильные федерации состоят из однородных по статусу субъектов. В связи с этим целесообразным представляется курс на формирование однородных субъектов РФ - государственно-территориальных единиц, образованных по комплексно-территориальному принципу. Единым названием для всех субъектов РФ может стать новый термин "земля". Такое наименование соответствует русской традиции и не противоречит национальным культурам других народов России. Во всяком случае с исторической точки зрения слово "земля" им гораздо ближе, чем латинский термин "respublica". Термин "земля" встречается и в зарубежной практике (в частности, Германия состоит из земель). Иным вариантом общего наименования субъектов РФ может стать используемое ныне слово "край". Учитывая, что число субъектов РФ только данного вида в последнее время увеличивается вследствие объединения субъектов РФ, наименование "край", видимо, является наиболее приемлемым. Большинство субъектов РФ составляют области, что служит аргументом в пользу использования данного термина. Распространение на все субъекты РФ статуса республики в принципе также возможно и привлекательно в силу максимального повышения статуса субъектов РФ. Вместе с тем такое его повышение может создать проблему придания излишнего значения фактору национальной принадлежности населения региона при определении статуса субъекта РФ, что нежелательно.

Таким образом, принятие и реализация Федерального конституционного закона о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ может стать значимым способом изменения субъектного состава Российской Федерации. Стратегической целью этого видится поэтапное формирование единого статуса всех субъектов РФ как государственно-территориальных единиц, построенных на основе комплексно-территориального принципа. Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ в случае принятия соответствующего федерального конституционного закона может стать значимым направлением совершенствования субъектного состава Российской Федерации, прямо предусмотренным в Конституции РФ.

Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии / Под общ. ред. М.М. Сайфуллина. Пер. с англ. М., 1986.

Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М., 1993. С. 33 - 41; Жалинский А.Э. Правовой статус населения в условиях чрезвычайного положения // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994. С. 29.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. №2. ст. 22.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2009;

Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. №6. 2010;

Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996.

Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»: Формула права. 2011;

Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С. 78 - 79.

Определение Конституционного суда РФ от 27 июня 2000 года №92 – О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан) // Собрание законодательства РФ. 17.07.2000, №29. Ст. 3117.

Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: конституционно-правовой статус // Конституционный строй России. М., 1996. Вып. 2. С. 25 - 39.

Симонян Г. Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. №3. 2010;

Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. №1. 2009.

Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. №1. 2000. С. 52.

Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995.

Чиркин В.Е. "Закрыть Америку!"? // Государство и право. 1997. N 2. С. 124 - 125.

Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 355; Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 1279; Словарь иностранных слов. М., 1986. С. 471.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Организационно - педагогические условия формирования правовой культуры субъектов начального образования
  2. Антикризисное управление на производственном предприятии
  3. Формирование геоцентрической картины мира
  4. Задачи по экономике статистика
  5. Евангелия содержание, хронология, проблема авторства
  6. Моя профессия - юрист
  7. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  8. Международный договор как основной источник международного права
  9. Правовые основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления
  10. Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека
  11. Средства защиты информации в Microsoft Office версии 2003,2007 и 2010
  12. Современный взгляд на проблему темперамента
  13. Разработка локальной вычислительной сети для ООО «Пактум»
  14. Управление трудовыми отношениями в кадровой политике социального учреждения
  15. Виды наказаний несовершеннолетним
  16. Понятие и виды исков в гражданском процессе
  17. Представить в виде таблицы определение различными авторами понятия «трудовой потенциал»
  18. Учение Платона о пайдейя и его влияние на античную систему образования
  19. Современная социально-демографическая ситуация в России
  20. ПЛАН ГОЭЛРО И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
  21. Фридрих Ницше - конфликты в жизни и творчестве
  22. Почему вымирает Костромская деревня
  23. Допустимость доказательств
  24. Понятие социального института
  25. Уголовное право Предмет и объект преступления
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: