Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Каково значение культурологических знаний в развитии личности школьника





Содержание

Введение 3

1.Значение культурологического образования 7

2.Культурологические знания в процессе развития личности школьника 17

Заключение 22

Список использованной литературы 25

Введение

В настоящее время одной из наиболее острых и обсуждаемых проблем, связанных с системой образования, является вопрос о необходимости внедрения в процесс преподавания религиозных знаний.

Правомерность места, занимаемого религией в нашем обществе, ни у кого не вызывает сомнения, несмотря на то, что еще не сменилось поколение, прошедшее через многочисленные запреты на проявление религиозности души, на истинную, а не номинальную свободу вероисповедания.

Также ни у кого не вызывает опасения в настоящее время и приобщение молодежи разных возрастов к православной церкви и православной христианской религии, воспитательное значение которой, прошедшее проверку многими десятками и сотнями лет, неоспоримо велико.

Оценивая влияние, которое православие могло бы оказать на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может осуществляться религиозное образование в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ христианского вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?

Пока мы не видим однозначного мнения в пользу или против данного нововведения.

Попытаемся разобраться и взглянуть на эти проблемы с самых общих позиций. Религия традиционно связана с образованием, она предполагает религиозное образование самых разных ступеней, от первоначального до высшего, богословского. В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по нашему мнению, это необходимость преодоления бездуховности современной цивилизации.

В религии духовность — разнокачественная, чаще всего полярная (светлая и темная) — есть Дух Божий и дух гордыни. Священник О.А. Мень определял духовность как уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком, связывающее его с «высшим планом бытия».

В обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как достойный, нравственный. Духовность является одним из основных существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые установки несут на себе печать индивидуальной духовности.

В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Мы фиксируем огромный рост случаев девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, т. е. деградацию ценностных ориентиров современных людей. История в очередной раз ставит перед нами извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном. От того, какой сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского общества в целом.

Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных ценностей.

Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать. Православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни России. Мотивы введения вероучения в образовательный институт были установлены многолетней традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами. Можно вспомнить некоторые из них, чтобы понять, какую роль отводила религии и церкви в воспитании молодежи прогрессивная научная интеллигенция.

Обращаясь к работам ученого В.В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта русских детей такими сокровищами, как православная молитва и жития святых и героев Отечества.

Но в настоящее время в области образования обозначилось противоречие между запросом общества на качественно духовное обоснованное образование и слабой способностью нынешней системы образования реализовать этот запрос. Мы считаем, что духовно-нравственные христианские ценности, которые близки основным положениям других великих религий России, — это первое, что должно объединять усилия государства и Церкви, светского образования и духовного просвещения. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории, обычаям, о которых говорится в церковных проповедях. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. И здесь православная традиция является для нас естественной опорой. Православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной семьи. В библейских текстах описывается все то, что является нарушением христианских заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Христианская традиция требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

Цель исследования: изучение значения культурологических знаний в развитии личности школьника.

Задачи исследования:

определить значение культурологического образования;

рассмотреть культурологические знания в процессе развития личности школьника.

Заключение

Таким образом, значение культурологическое образование мы рассматриваем в нескольких его видах. Во-первых, это общее культурологическое образование, состоящее в обучении культурологии и культурологическим дисциплинам как общеобразовательным дисциплинам начального, основного, среднего и высшего образовательного уровней, а также в

культурологическом самообразовании и интегрированном освоении общекультурной составляющей содержания общего образования.

Свидетельством значимости общекультурной составляющей общего образования является то, что принцип куль-туросообразности становится одним из ведущих принципов образования. «Бытие человека должно совпадать с бытием культуры... Осознание взаимосвязи культуры и образования, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого развивать способность личности во всех сферах деятельности через приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры...»(2(.

Во-вторых, это специальное культурологическое образование как целостный процесс подготовки специалистов-куль-турологов (исследователей, учителей культурологии, специалистов по прикладным разделам культурологического знания) в средних специальных и высших учебных заведениях.

Процесс вхождения ребенка в мир культуры, процесс приобщения к культуре, который начинается еще до школы, с первых мгновений его жизни, мы рассматриваем как наиболее общее развитие. Это развитие происходит по двум взаимосвязанным линиям — по линии социализации (овладение общественным опытом, его присвоение) и по линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Содержание этого процесса определяет становление и развитие человека как субъекта культуры, или культурное развитие человека.

На онтогенетическом уровне источники и детерминанты культурного развития человека лежат в исторически сложившейся культуре. По Выготскому, содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его

внешней деятельности, всегда имеет знаковую форму. Благодаря сознанию мир предстает перед человеком в знаковой форме. Осознать явление культуры — значит придать объекту познания значение, обозначить его знаком, например, словом.

В соответствии с теорией культуры как формы самодетерминации индивида (В. С. Библер), развитие мышления в феноменах культуры оказывается тем бытием, которое входит в глубь сознания, определяет по-новому сознание, способно его переопределить (в противовес силам внешней детерминации и импульсам детерминации из подсознания). В. С. Библер видит процесс развития как развитие мышления, определяющего сознание и способного переопределить его, что дает индивиду возможность самодетерминации. При этом развитие мышления, сознания определяется как восхождение к «событию в культуре»3.

В. С. Библер определяет среду культурного развития как социум культуры

— форму свободного общения людей в «силовом поле культуры». Культура, ее ценности, преломляясь сознанием в процессе восприятия и освоения, составляют сущность индивидуальности человека. Весь процесс инкультурации — это непрерывный процесс индивидуализации личности. С одной стороны, учащийся усваивает нормы общества, а с другой — формирует свою индивидуальность. Причем сам процесс формирования может носить разный характер: развитие личностных качеств, приобретение опыта, актуализация, реализация своего духовного мира в со -бытии «я» и «ты»(4(.

Указанные основания позволяют нам считать категорию «культурное развитие» наиболее общим понятием, характеризующим сущность процесса освоения, традиционного для культуры, к которой принадлежит учащийся, содержания и способов мышления и деятельности. Культурологическое образование — это особый и очень важный аспект культурного развития.

Понятие «культурологическое образование» формировалось в контексте широкого культурологического дискурса последних десятилетий ХХ века, отражавшего интегративные процессы в сфере науки и образования. К числу предпосылок становления и развития системы культурологического образования необходимо отнести, прежде всего, характерный для науки второй половины XX века рост интереса к проблемам культурной регуляции межэтнических, межнациональных и межконфессиональных отношений, коллективной и личностной жизни людей. Это вызвано такими изменениями в социально-культурной жизни мирового сообщества, как распространение массовой культуры; обострение проблемы поиска средств «культурной адап-тации»5; становление мультикультурной постиндустриальной цивилизации;

включение в пространство культурной жизни народов «третьего мира»; ожесточение «этнического и конфессионального сопротивления»6; глобализация процессов социокультурного развития регионального уровня. Вызывающий общую тревогу кризис культуры проявляется «в утрате духовных ориентиров, распространении пороков, эскалации агрессивности, враждебности, примитивности сознания, утилитаризме, социальной апатии, националистических предрассудках и анархической вседозволенности»7. Все это неизбежно ведет к разрушению привычной картины мира и многих основ традиционного жизненного уклада.

Список литературы

Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 1994

Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990. C. 443.

Введение в культурологию, - М., 2013.

Введение в культурологию: Учеб. пособие. - В 3-х ч. - М., 2012.

Востриков А. А. Обучающее воспитание. Курс развития способностей к общению и эмоциональной выразительности: учеб. пос. для уч-ся нач. шк., учит. и родит. Томск: Изд-во «Школа свободного развития», 2011. 100 с.

Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Диагностичное прямое формирующее личность обучение. Практическое человекознание: монография. Ч. 1, 2. Томск. Изд-во «Школа свободного развития». 2007. 480 с.

Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 59-62.

Деденева М. А. Особенности применения навыков сверхзапоминания на уроках в начальной школе // Конструирование человека: сб. тр. IV Всерос. науч. конф. с международ. участием: в. 2 т. Т. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С. 311-313.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб.пособие. В 2-х ч. - М. , 1994

Закон об образовании Российской Федерации. М., 1996.

Иконникова С. Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах // Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественно-научных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания /Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург. 3-5 февраля 1994 г. СПб., 1994. С. 10.

Иконникова С. Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах //Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественнонаучных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания / Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург. 3-5 февраля 1994 г. СПб., 1994. С. 11.

История культуры России, - М., 1993.

Каган М. С. Культурология искусства // Основы теории художественной культуры: Уч. пособ. / Под общ. ред. Л. М. Мосоловой. СПб., 2001. С. 42.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 324.

Кармин А. С. Основы культурологии. - СПб, 1997.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 1994.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 1994.

Культурология. - Ростов-на-Дону, 1995.

Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб, 1996.

Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. — М., 1960.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984.

Лиханов А. Драматическая педагогика. — М., 1983.

Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 1998.

Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 1996.

Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М., 1993.

Мосолова Л. М. Культурология (Теория культуры). Программа учебной дисциплины // Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам / Отв. ред. Л. М. Мосолова. — СПб., 1998. С. 5.

Мосолова Л. М. Культурология (Теория культуры). Программа учебной дисциплины // Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам / Отв. ред. Л. М. Мосолова. СПб., 1998. С. 5.

Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Учеб. пособие. - Л., 1979

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992

Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2010. — № 3. — с. 9—14.

Одаренные дети / Пер. с англ. — М., 1991.

Определение Освященного юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — М., 13—16 августа 2000.

Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М., 1994 .

Осипова А. С. Особенности развития у детей младшего школьного возраста творческой активности на основе эмоционально чувственной выразительности // Там же. С. 346-350.

Основы теории и истории культуры. - СПб., 1996.

Писманик М.Г. Религия в истории и культуре = Religion in history and culture [Текст]: Учеб. для студентов вузов / [М.Г. Писманик, Р.Г. Балтанов, Г.Р. Балтанова и др.]; под ред. М.Г. Писманика. — 2. изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 591 с.

Подробнее см.: Токарев С. Н. Культурологическое образование школьников // Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции 28-29 сентября 2000 г. СПб., 2000. С. 68-73.

Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997.

Полищук В.И. Культурология. - М., 1998.

Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Том первый. М., 1999. С. 450.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М., 1996. Тубельская В. Ученица // Дворец. — М., 1988.

Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994.

Ростовцев А. Н. Культурологический смысл содержания образования // Социальнополитический журнал. 1995. № 3. С. 173.

Флиер А. Я. Культурологическое образование / Культурология. ХХ век. Энциклопедия. 1998. Т. 1. С. 370.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М., 2000. С. 8.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.

Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990.

Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993, С. 16.

Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общей ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993. С. 15-16.

Юнг К. Феномен одаренности // Конфликты детской души. — М., 1995...."


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Дипломатическая служба
  2. Гуманизм как философская основа современного образования
  3. Уголовная ответственность за дачу взятки
  4. Элементы структуры таможенного правоотношения субьекты обьект содержание
  5. Национализм
  6. Правовая культура
  7. Особенности системы государственного управления России
  8. Мотивация пед кололектива
  9. Внутренний туризм РФ и перспективы его развития
  10. Современная социально-демографическая ситуация в России
  11. Актуальные проблемы дошкольных образовательных учреждения условиях перехода на новые стандарты
  12. Техническое творчество и диалектика
  13. Следователь Следственного комитета РФ
  14. Теория денег
  15. Привлечение детей к террористической деятельности
  16. Роль лидера и групповая работа на предприятии
  17. Межбанковские кредитные операции АО КБ «Газпромбанк».
  18. разработка аппаратно - программного комплекса для удаленного изучения сетевых технологий на базе оборудования Cisco
  19. Управленческие решения
  20. Семейные конфликты
  21. Сделки: понятие, виды и формы. Недействительность сделок.
  22. Измерение температур
  23. Проблемы смыслов и ценностей в философии
  24. Политическая социология
  25. Источники конституционного права понятие и виды
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: