Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Каково значение культурологических знаний в развитии личности школьника





Содержание

Введение 3

1.Значение культурологического образования 7

2.Культурологические знания в процессе развития личности школьника 17

Заключение 22

Список использованной литературы 25

Введение

В настоящее время одной из наиболее острых и обсуждаемых проблем, связанных с системой образования, является вопрос о необходимости внедрения в процесс преподавания религиозных знаний.

Правомерность места, занимаемого религией в нашем обществе, ни у кого не вызывает сомнения, несмотря на то, что еще не сменилось поколение, прошедшее через многочисленные запреты на проявление религиозности души, на истинную, а не номинальную свободу вероисповедания.

Также ни у кого не вызывает опасения в настоящее время и приобщение молодежи разных возрастов к православной церкви и православной христианской религии, воспитательное значение которой, прошедшее проверку многими десятками и сотнями лет, неоспоримо велико.

Оценивая влияние, которое православие могло бы оказать на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может осуществляться религиозное образование в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ христианского вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?

Пока мы не видим однозначного мнения в пользу или против данного нововведения.

Попытаемся разобраться и взглянуть на эти проблемы с самых общих позиций. Религия традиционно связана с образованием, она предполагает религиозное образование самых разных ступеней, от первоначального до высшего, богословского. В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по нашему мнению, это необходимость преодоления бездуховности современной цивилизации.

В религии духовность — разнокачественная, чаще всего полярная (светлая и темная) — есть Дух Божий и дух гордыни. Священник О.А. Мень определял духовность как уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком, связывающее его с «высшим планом бытия».

В обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как достойный, нравственный. Духовность является одним из основных существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые установки несут на себе печать индивидуальной духовности.

В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Мы фиксируем огромный рост случаев девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, т. е. деградацию ценностных ориентиров современных людей. История в очередной раз ставит перед нами извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном. От того, какой сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского общества в целом.

Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных ценностей.

Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать. Православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни России. Мотивы введения вероучения в образовательный институт были установлены многолетней традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами. Можно вспомнить некоторые из них, чтобы понять, какую роль отводила религии и церкви в воспитании молодежи прогрессивная научная интеллигенция.

Обращаясь к работам ученого В.В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта русских детей такими сокровищами, как православная молитва и жития святых и героев Отечества.

Но в настоящее время в области образования обозначилось противоречие между запросом общества на качественно духовное обоснованное образование и слабой способностью нынешней системы образования реализовать этот запрос. Мы считаем, что духовно-нравственные христианские ценности, которые близки основным положениям других великих религий России, — это первое, что должно объединять усилия государства и Церкви, светского образования и духовного просвещения. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории, обычаям, о которых говорится в церковных проповедях. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. И здесь православная традиция является для нас естественной опорой. Православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной семьи. В библейских текстах описывается все то, что является нарушением христианских заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Христианская традиция требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

Цель исследования: изучение значения культурологических знаний в развитии личности школьника.

Задачи исследования:

определить значение культурологического образования;

рассмотреть культурологические знания в процессе развития личности школьника.

Заключение

Таким образом, значение культурологическое образование мы рассматриваем в нескольких его видах. Во-первых, это общее культурологическое образование, состоящее в обучении культурологии и культурологическим дисциплинам как общеобразовательным дисциплинам начального, основного, среднего и высшего образовательного уровней, а также в

культурологическом самообразовании и интегрированном освоении общекультурной составляющей содержания общего образования.

Свидетельством значимости общекультурной составляющей общего образования является то, что принцип куль-туросообразности становится одним из ведущих принципов образования. «Бытие человека должно совпадать с бытием культуры... Осознание взаимосвязи культуры и образования, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого развивать способность личности во всех сферах деятельности через приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры...»(2(.

Во-вторых, это специальное культурологическое образование как целостный процесс подготовки специалистов-куль-турологов (исследователей, учителей культурологии, специалистов по прикладным разделам культурологического знания) в средних специальных и высших учебных заведениях.

Процесс вхождения ребенка в мир культуры, процесс приобщения к культуре, который начинается еще до школы, с первых мгновений его жизни, мы рассматриваем как наиболее общее развитие. Это развитие происходит по двум взаимосвязанным линиям — по линии социализации (овладение общественным опытом, его присвоение) и по линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Содержание этого процесса определяет становление и развитие человека как субъекта культуры, или культурное развитие человека.

На онтогенетическом уровне источники и детерминанты культурного развития человека лежат в исторически сложившейся культуре. По Выготскому, содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его

внешней деятельности, всегда имеет знаковую форму. Благодаря сознанию мир предстает перед человеком в знаковой форме. Осознать явление культуры — значит придать объекту познания значение, обозначить его знаком, например, словом.

В соответствии с теорией культуры как формы самодетерминации индивида (В. С. Библер), развитие мышления в феноменах культуры оказывается тем бытием, которое входит в глубь сознания, определяет по-новому сознание, способно его переопределить (в противовес силам внешней детерминации и импульсам детерминации из подсознания). В. С. Библер видит процесс развития как развитие мышления, определяющего сознание и способного переопределить его, что дает индивиду возможность самодетерминации. При этом развитие мышления, сознания определяется как восхождение к «событию в культуре»3.

В. С. Библер определяет среду культурного развития как социум культуры

— форму свободного общения людей в «силовом поле культуры». Культура, ее ценности, преломляясь сознанием в процессе восприятия и освоения, составляют сущность индивидуальности человека. Весь процесс инкультурации — это непрерывный процесс индивидуализации личности. С одной стороны, учащийся усваивает нормы общества, а с другой — формирует свою индивидуальность. Причем сам процесс формирования может носить разный характер: развитие личностных качеств, приобретение опыта, актуализация, реализация своего духовного мира в со -бытии «я» и «ты»(4(.

Указанные основания позволяют нам считать категорию «культурное развитие» наиболее общим понятием, характеризующим сущность процесса освоения, традиционного для культуры, к которой принадлежит учащийся, содержания и способов мышления и деятельности. Культурологическое образование — это особый и очень важный аспект культурного развития.

Понятие «культурологическое образование» формировалось в контексте широкого культурологического дискурса последних десятилетий ХХ века, отражавшего интегративные процессы в сфере науки и образования. К числу предпосылок становления и развития системы культурологического образования необходимо отнести, прежде всего, характерный для науки второй половины XX века рост интереса к проблемам культурной регуляции межэтнических, межнациональных и межконфессиональных отношений, коллективной и личностной жизни людей. Это вызвано такими изменениями в социально-культурной жизни мирового сообщества, как распространение массовой культуры; обострение проблемы поиска средств «культурной адап-тации»5; становление мультикультурной постиндустриальной цивилизации;

включение в пространство культурной жизни народов «третьего мира»; ожесточение «этнического и конфессионального сопротивления»6; глобализация процессов социокультурного развития регионального уровня. Вызывающий общую тревогу кризис культуры проявляется «в утрате духовных ориентиров, распространении пороков, эскалации агрессивности, враждебности, примитивности сознания, утилитаризме, социальной апатии, националистических предрассудках и анархической вседозволенности»7. Все это неизбежно ведет к разрушению привычной картины мира и многих основ традиционного жизненного уклада.

Список литературы

Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 1994

Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990. C. 443.

Введение в культурологию, - М., 2013.

Введение в культурологию: Учеб. пособие. - В 3-х ч. - М., 2012.

Востриков А. А. Обучающее воспитание. Курс развития способностей к общению и эмоциональной выразительности: учеб. пос. для уч-ся нач. шк., учит. и родит. Томск: Изд-во «Школа свободного развития», 2011. 100 с.

Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Диагностичное прямое формирующее личность обучение. Практическое человекознание: монография. Ч. 1, 2. Томск. Изд-во «Школа свободного развития». 2007. 480 с.

Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 59-62.

Деденева М. А. Особенности применения навыков сверхзапоминания на уроках в начальной школе // Конструирование человека: сб. тр. IV Всерос. науч. конф. с международ. участием: в. 2 т. Т. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С. 311-313.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб.пособие. В 2-х ч. - М. , 1994

Закон об образовании Российской Федерации. М., 1996.

Иконникова С. Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах // Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественно-научных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания /Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург. 3-5 февраля 1994 г. СПб., 1994. С. 10.

Иконникова С. Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах //Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественнонаучных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания / Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург. 3-5 февраля 1994 г. СПб., 1994. С. 11.

История культуры России, - М., 1993.

Каган М. С. Культурология искусства // Основы теории художественной культуры: Уч. пособ. / Под общ. ред. Л. М. Мосоловой. СПб., 2001. С. 42.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 324.

Кармин А. С. Основы культурологии. - СПб, 1997.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 1994.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 1994.

Культурология. - Ростов-на-Дону, 1995.

Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб, 1996.

Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. — М., 1960.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984.

Лиханов А. Драматическая педагогика. — М., 1983.

Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 1998.

Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 1996.

Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М., 1993.

Мосолова Л. М. Культурология (Теория культуры). Программа учебной дисциплины // Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам / Отв. ред. Л. М. Мосолова. — СПб., 1998. С. 5.

Мосолова Л. М. Культурология (Теория культуры). Программа учебной дисциплины // Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам / Отв. ред. Л. М. Мосолова. СПб., 1998. С. 5.

Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Учеб. пособие. - Л., 1979

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992

Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2010. — № 3. — с. 9—14.

Одаренные дети / Пер. с англ. — М., 1991.

Определение Освященного юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — М., 13—16 августа 2000.

Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М., 1994 .

Осипова А. С. Особенности развития у детей младшего школьного возраста творческой активности на основе эмоционально чувственной выразительности // Там же. С. 346-350.

Основы теории и истории культуры. - СПб., 1996.

Писманик М.Г. Религия в истории и культуре = Religion in history and culture [Текст]: Учеб. для студентов вузов / [М.Г. Писманик, Р.Г. Балтанов, Г.Р. Балтанова и др.]; под ред. М.Г. Писманика. — 2. изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 591 с.

Подробнее см.: Токарев С. Н. Культурологическое образование школьников // Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции 28-29 сентября 2000 г. СПб., 2000. С. 68-73.

Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997.

Полищук В.И. Культурология. - М., 1998.

Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Том первый. М., 1999. С. 450.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М., 1996. Тубельская В. Ученица // Дворец. — М., 1988.

Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994.

Ростовцев А. Н. Культурологический смысл содержания образования // Социальнополитический журнал. 1995. № 3. С. 173.

Флиер А. Я. Культурологическое образование / Культурология. ХХ век. Энциклопедия. 1998. Т. 1. С. 370.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М., 2000. С. 8.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.

Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990.

Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993, С. 16.

Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общей ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993. С. 15-16.

Юнг К. Феномен одаренности // Конфликты детской души. — М., 1995...."


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Система современного пенсионного законодательства Российской Федерации
  2. Основные условия договора морской перевозки грузов
  3. Ремонт и регулировка рулевого управления Волга ГАЗ-31029
  4. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  5. Исследование особенностей финансово-экономической и управленческой деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы лицея № 1795 «Лосиноостровский»
  6. Повышение эффективности органов Волгоградской области
  7. Современные теории происхождения государства
  8. Деятельность РФ в урегулировании международных конфликтов
  9. Актуальные вопросы внутренней экономической безопасности
  10. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
  11. взяточничество и его виды.
  12. Отчет по практике по специальности защита информации и систем связи
  13. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «УГЛЕМЕТБАНК»
  14. Обряды рождения и крещения ребенка
  15. Совершенствование системы стимулирующих выплат на предприятии ТЭК
  16. Расы и интеллект
  17. Организация и продвижение национального праздника «Шермиции» на материалах Городского Дворца Культуры «КУБАНЬ» г. Усть-Лабинск Краснодарского края
  18. Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата
  19. Предпринимательское право
  20. Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию работы автоцентра Benz
  21. Выращивание кристаллов из растворов в расплавах
  22. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции
  23. Отражение норм морали в нормативных правовых актах
  24. Правовой статус государственных гражданских служащих Российской Федерации и США
  25. Имидж государственного служащего
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: