В настоящее время немаловажное значение в коррекционно-развивающей работе с детьми отводится кинетическим средствам общения – жестам, мимике, пантомимике.
Одним из принципов в организации развивающего обучения является динамическое восприятие учебного материала. В совместную деятельность включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами и комплексами анализаторов, а также включение заданий со сменой доминантного анализатора (поочерёдная опора на слух, зрение, говорение, моторику).
В занятиях по развитию звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, где работа органов слуха и зрения важна, особое место уделяется также работе двигательного анализатора (руки). Развивать моторику руки и пальцев рук, можно не только работая с раздаточным материалом или в тетрадке, но и используя разнообразные жесты.
Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово - ответ. С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, было отмечено, что такие дети вербальный ответ опережают предложенным и усвоенным жестом руки.
Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.
Цель исследования: изучить использование вспомогательных жестов при обучении дошкольников и младших школьников письменной речи
Задачи исследования:
показать особенности формирования письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
рассмотреть методику использования жестов в процессе обучения письменной речи дошкольников и младших школьников.