Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ислам, как явление культуры





Содержание

Введение 3

1.Религиозная сущность ислама 4

2.Исламская религия как феномен культуры 9

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

За время многовекового существования ислама его идеологами порождено немало религиозно-идеалистических концепций, призванных расширить и увековечить влияние этой одной из мировых религий. Многие из них давно опровергнуты самой жизнью и безвозвратно преданы забвению. Однако в идеологическом арсенале ислама имеются учения, которые и сегодня находятся на вооружении мусульманских идеологов. К их числу относится и учение о национальной культуре "мусульманских" народов и место в ней религии ислама.

Чтобы понять суть мусульманских концепций национальной культуры, остановимся на их трактовке понятия "нация". Нация, с их точки зрения, есть общность людей, обусловленная общностью их духовной жизни. Однако не всякая духовная общность, а только религиозная порождает и выражает национальную общность. Она выступает главным фактором национально-духовной общности, ее "высшей формой".

Цель исследования: изучить ислам как явление культуры.

Задачи исследования:

рассмотреть религиозную сущность ислама;

проанализировать исламскую религию как феномен культуры.

Заключение

Рассматривая проблему феномена ислама в развитии культуры, мы старались на основе общеметодологической постановки вопроса показать в основном роль идеологии ислама в сфере национальной культуры классового общества. Что касается соотношения ислама и национальной культуры в социалистическом обществе, то его рассмотрение связано с иной постановкой и иным подходом к проблеме. Поскольку в данной статье не представляется возможным подробно осветить этот вопрос, ограничимся лишь указанием на некоторые его стороны.

Как уже отмечалось, в антагонистических общественных формациях религия как продукт духовного производства этих формаций органически входит в систему их духовной культуры. В социалистическом обществе положение меняется коренным образом. Чтобы иметь верное представление о динамике такого изменения, следует подходить к явлениям духовной культуры социалистического общества в их диалектическом развитии. Это предполагает прежде всего уточнение понятий "социалистическая культура" и "культура строящегося социалистического общества". Их разграничение необходимо потому, что хотя культура социалистического общества как в идеале, так и в конечном результате в действительности должна быть целиком культурой социалистической, но первоначально, т. е. до исторически определенного этапа своего развития, она объективно не будет полностью совпадать с нею. Иначе говоря, культура общества, вступившего на путь социалистического развития, не есть еще целиком культура социалистическая. Это и понятно. Ибо "мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"*. Поэтому состояние духовной культуры социалистического общества первоначально может быть охарактеризовано наличием и борьбой в ней двух противоположных культурных традиций: с одной стороны, непрерывно развивающихся и крепнущих элементов социалистической культуры, которые благодаря политическому господству трудящихся масс во главе с революционным пролетариатом имеют перспективу разрастаться и складываться в цельную и всеохватывающую культуру социалистического общества; и с другой - исторически отживающих форм реакционных культурных традиций. К числу последних относится религиозная форма сознания и пронизанные ею элементы отжившей культуры. Однако заметим, что эти противоположные явления в духовной жизни социалистического общества существуют не изолированно друг от друга. Культура социалистического общества, внутренне раздвоенная на противоположные культурные явления, существует как целое именно в их противоречивом единстве, в их непримиримой борьбе. В этой борьбе в ходе социалистического строительства все больше и больше возрастает глубина содержания и масштабы влияния социалистической культуры и, наоборот, из жизни общества вытесняются социально отжившие, пережиточные формы старых культурных традиций, в том числе и религия. Историческое значение культурной революции в социалистическом обществе заключается в том, чтобы, опираясь на политическую власть, на основе коренных социально-экономических преобразований перестроить культурную жизнь общества, помочь перерождению духовного мира ранее угнетенных, забитых народных масс на основе социалистической культуры.

Список литературы

Беляев, Е. А., «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», Наука М., 1965.

Большаков О. Г. История Халифата. — 2-е изд. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. I. Ислам в Аравии. 570—633. — 312 с.

Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.

Густерин П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке // Исламоведение. — 2011. — № 1.

Крымский, А.Е. (2003), «История мусульманства», Москва—Жуковский, Кучково поле

Левин, З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования, Институт востоковедения РАН, М., 2005.

Мец А. Мусульманский ренессанс — М.: Наука, 1966


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Контрольная работа по предмету Актуальные проблемы семейного права
  2. Методы и приёмы терминологической работы
  3. Внедрение инновационных технологий, способствующих повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения
  4. Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы
  5. Основополагающие методы создания интерфейсов
  6. Валидность тестов. Виды и типы валидности. Проблемы расчета валидности
  7. эффективный пр менеджер
  8. Письмо и проблемы в его овладении младшими школьниками
  9. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как её альтернатива
  10. Организация виктимологической профилактики органами внутренних дел
  11. Особенности уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
  12. Теоретические основы учёта и анализа движения денежных средств
  13. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  14. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  15. Функции речевой деятельности
  16. Лидерство как феномен группового развития
  17. Место России в процессах глобализации
  18. Совершенствование логистической системы как факт развития монобрендовой сети
  19. Проблема определения искусства
  20. Организация предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЭКЗОТИК ТУР»
  21. Учет реализации продукции ООО
  22. Механизм юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  23. Договор аренды транспортного средства
  24. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
  25. Денежные потоки предприятия
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: