Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ислам, как явление культуры





Содержание

Введение 3

1.Религиозная сущность ислама 4

2.Исламская религия как феномен культуры 9

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

За время многовекового существования ислама его идеологами порождено немало религиозно-идеалистических концепций, призванных расширить и увековечить влияние этой одной из мировых религий. Многие из них давно опровергнуты самой жизнью и безвозвратно преданы забвению. Однако в идеологическом арсенале ислама имеются учения, которые и сегодня находятся на вооружении мусульманских идеологов. К их числу относится и учение о национальной культуре "мусульманских" народов и место в ней религии ислама.

Чтобы понять суть мусульманских концепций национальной культуры, остановимся на их трактовке понятия "нация". Нация, с их точки зрения, есть общность людей, обусловленная общностью их духовной жизни. Однако не всякая духовная общность, а только религиозная порождает и выражает национальную общность. Она выступает главным фактором национально-духовной общности, ее "высшей формой".

Цель исследования: изучить ислам как явление культуры.

Задачи исследования:

рассмотреть религиозную сущность ислама;

проанализировать исламскую религию как феномен культуры.

Заключение

Рассматривая проблему феномена ислама в развитии культуры, мы старались на основе общеметодологической постановки вопроса показать в основном роль идеологии ислама в сфере национальной культуры классового общества. Что касается соотношения ислама и национальной культуры в социалистическом обществе, то его рассмотрение связано с иной постановкой и иным подходом к проблеме. Поскольку в данной статье не представляется возможным подробно осветить этот вопрос, ограничимся лишь указанием на некоторые его стороны.

Как уже отмечалось, в антагонистических общественных формациях религия как продукт духовного производства этих формаций органически входит в систему их духовной культуры. В социалистическом обществе положение меняется коренным образом. Чтобы иметь верное представление о динамике такого изменения, следует подходить к явлениям духовной культуры социалистического общества в их диалектическом развитии. Это предполагает прежде всего уточнение понятий "социалистическая культура" и "культура строящегося социалистического общества". Их разграничение необходимо потому, что хотя культура социалистического общества как в идеале, так и в конечном результате в действительности должна быть целиком культурой социалистической, но первоначально, т. е. до исторически определенного этапа своего развития, она объективно не будет полностью совпадать с нею. Иначе говоря, культура общества, вступившего на путь социалистического развития, не есть еще целиком культура социалистическая. Это и понятно. Ибо "мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"*. Поэтому состояние духовной культуры социалистического общества первоначально может быть охарактеризовано наличием и борьбой в ней двух противоположных культурных традиций: с одной стороны, непрерывно развивающихся и крепнущих элементов социалистической культуры, которые благодаря политическому господству трудящихся масс во главе с революционным пролетариатом имеют перспективу разрастаться и складываться в цельную и всеохватывающую культуру социалистического общества; и с другой - исторически отживающих форм реакционных культурных традиций. К числу последних относится религиозная форма сознания и пронизанные ею элементы отжившей культуры. Однако заметим, что эти противоположные явления в духовной жизни социалистического общества существуют не изолированно друг от друга. Культура социалистического общества, внутренне раздвоенная на противоположные культурные явления, существует как целое именно в их противоречивом единстве, в их непримиримой борьбе. В этой борьбе в ходе социалистического строительства все больше и больше возрастает глубина содержания и масштабы влияния социалистической культуры и, наоборот, из жизни общества вытесняются социально отжившие, пережиточные формы старых культурных традиций, в том числе и религия. Историческое значение культурной революции в социалистическом обществе заключается в том, чтобы, опираясь на политическую власть, на основе коренных социально-экономических преобразований перестроить культурную жизнь общества, помочь перерождению духовного мира ранее угнетенных, забитых народных масс на основе социалистической культуры.

Список литературы

Беляев, Е. А., «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», Наука М., 1965.

Большаков О. Г. История Халифата. — 2-е изд. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. I. Ислам в Аравии. 570—633. — 312 с.

Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.

Густерин П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке // Исламоведение. — 2011. — № 1.

Крымский, А.Е. (2003), «История мусульманства», Москва—Жуковский, Кучково поле

Левин, З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования, Институт востоковедения РАН, М., 2005.

Мец А. Мусульманский ренессанс — М.: Наука, 1966


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Адвокат как субъект договорного представительства
  2. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  3. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  4. Тактика ведения допроса лица, дающего заведомо ложные показания
  5. Потребительское кредитование_ проблемы и перспективы разв
  6. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  7. Иностранная интервенция в Россию роль, цели и задачи
  8. МЕРКАНТИЛИЗМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (Т.МАН, А.МОНКРЕТЬЕН)
  9. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татавтодор»
  10. История развития центральных процессоров
  11. Теория В. Д. Сорокина и ее роль в развитии науки
  12. Эссе на тему « Жестокость законов препятствует их соблюдению» ( Ш. Монтескье)
  13. Методы управления кредитным риском. Порядок формирования, использования и учёта резерва на возможные потери по ссудам
  14. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  15. Предмет Философия ВАРИАНТ 10 ответы на 6 вопросов
  16. Этика делового общения. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов
  17. Коррупция как социально-экономическое явление. Понятие и виды коррупционных преступлений
  18. Общие правила производства следственных действий
  19. Статус Прокуратуры Российской Федерации
  20. Влияние досуга на агрессивное поведениеъ
  21. Дидактические пинципы профессиональго обучения
  22. Степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения
  23. Отчет о прохождении педагогической практики
  24. Организация оперативно-розыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел
  25. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: