Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ислам, как явление культуры





Содержание

Введение 3

1.Религиозная сущность ислама 4

2.Исламская религия как феномен культуры 9

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

За время многовекового существования ислама его идеологами порождено немало религиозно-идеалистических концепций, призванных расширить и увековечить влияние этой одной из мировых религий. Многие из них давно опровергнуты самой жизнью и безвозвратно преданы забвению. Однако в идеологическом арсенале ислама имеются учения, которые и сегодня находятся на вооружении мусульманских идеологов. К их числу относится и учение о национальной культуре "мусульманских" народов и место в ней религии ислама.

Чтобы понять суть мусульманских концепций национальной культуры, остановимся на их трактовке понятия "нация". Нация, с их точки зрения, есть общность людей, обусловленная общностью их духовной жизни. Однако не всякая духовная общность, а только религиозная порождает и выражает национальную общность. Она выступает главным фактором национально-духовной общности, ее "высшей формой".

Цель исследования: изучить ислам как явление культуры.

Задачи исследования:

рассмотреть религиозную сущность ислама;

проанализировать исламскую религию как феномен культуры.

Заключение

Рассматривая проблему феномена ислама в развитии культуры, мы старались на основе общеметодологической постановки вопроса показать в основном роль идеологии ислама в сфере национальной культуры классового общества. Что касается соотношения ислама и национальной культуры в социалистическом обществе, то его рассмотрение связано с иной постановкой и иным подходом к проблеме. Поскольку в данной статье не представляется возможным подробно осветить этот вопрос, ограничимся лишь указанием на некоторые его стороны.

Как уже отмечалось, в антагонистических общественных формациях религия как продукт духовного производства этих формаций органически входит в систему их духовной культуры. В социалистическом обществе положение меняется коренным образом. Чтобы иметь верное представление о динамике такого изменения, следует подходить к явлениям духовной культуры социалистического общества в их диалектическом развитии. Это предполагает прежде всего уточнение понятий "социалистическая культура" и "культура строящегося социалистического общества". Их разграничение необходимо потому, что хотя культура социалистического общества как в идеале, так и в конечном результате в действительности должна быть целиком культурой социалистической, но первоначально, т. е. до исторически определенного этапа своего развития, она объективно не будет полностью совпадать с нею. Иначе говоря, культура общества, вступившего на путь социалистического развития, не есть еще целиком культура социалистическая. Это и понятно. Ибо "мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"*. Поэтому состояние духовной культуры социалистического общества первоначально может быть охарактеризовано наличием и борьбой в ней двух противоположных культурных традиций: с одной стороны, непрерывно развивающихся и крепнущих элементов социалистической культуры, которые благодаря политическому господству трудящихся масс во главе с революционным пролетариатом имеют перспективу разрастаться и складываться в цельную и всеохватывающую культуру социалистического общества; и с другой - исторически отживающих форм реакционных культурных традиций. К числу последних относится религиозная форма сознания и пронизанные ею элементы отжившей культуры. Однако заметим, что эти противоположные явления в духовной жизни социалистического общества существуют не изолированно друг от друга. Культура социалистического общества, внутренне раздвоенная на противоположные культурные явления, существует как целое именно в их противоречивом единстве, в их непримиримой борьбе. В этой борьбе в ходе социалистического строительства все больше и больше возрастает глубина содержания и масштабы влияния социалистической культуры и, наоборот, из жизни общества вытесняются социально отжившие, пережиточные формы старых культурных традиций, в том числе и религия. Историческое значение культурной революции в социалистическом обществе заключается в том, чтобы, опираясь на политическую власть, на основе коренных социально-экономических преобразований перестроить культурную жизнь общества, помочь перерождению духовного мира ранее угнетенных, забитых народных масс на основе социалистической культуры.

Список литературы

Беляев, Е. А., «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», Наука М., 1965.

Большаков О. Г. История Халифата. — 2-е изд. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. I. Ислам в Аравии. 570—633. — 312 с.

Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.

Густерин П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке // Исламоведение. — 2011. — № 1.

Крымский, А.Е. (2003), «История мусульманства», Москва—Жуковский, Кучково поле

Левин, З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования, Институт востоковедения РАН, М., 2005.

Мец А. Мусульманский ренессанс — М.: Наука, 1966


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Педагогика эссе фильм
  2. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
  3. Художественная стилистика античного золота на примере предметов мелкой пластики клада Куль-Аба
  4. Технические средства автоматизации и управления
  5. Функции государственной и муниципальной службы
  6. Субъекты уголовного судопроизводства
  7. Судебная реформа 1864 года
  8. Біoетика. Біологічна концепція етики і культурогенезу
  9. Криминалистическая характеристика методики расследования краж
  10. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени Ф.Бекон, Р. Декарт
  11. Административное правонарушение
  12. Изгои Древней Руси
  13. Закон в системе нормативно-правовых актов
  14. Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях
  15. Речевой этикет: понятие и сферы функционирования
  16. Взаимодействие социального работника с семьей
  17. Эволюция психики
  18. Гендерная мотивация школьников
  19. Конституционно-правовые основы разграничения здравоохранение
  20. Роль среднего медицинского работника в профилактике осложнений после аппендэктомии у беременных
  21. Традиционные религиозные объединения РФ. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность
  22. Введение в профессию следователь
  23. Развитие форм правления в истории России
  24. Техническое творчество и диалектика
  25. Разработка и внедрение новых товаров
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: