Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Ислам, как явление культуры





Содержание

Введение 3

1.Религиозная сущность ислама 4

2.Исламская религия как феномен культуры 9

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

За время многовекового существования ислама его идеологами порождено немало религиозно-идеалистических концепций, призванных расширить и увековечить влияние этой одной из мировых религий. Многие из них давно опровергнуты самой жизнью и безвозвратно преданы забвению. Однако в идеологическом арсенале ислама имеются учения, которые и сегодня находятся на вооружении мусульманских идеологов. К их числу относится и учение о национальной культуре "мусульманских" народов и место в ней религии ислама.

Чтобы понять суть мусульманских концепций национальной культуры, остановимся на их трактовке понятия "нация". Нация, с их точки зрения, есть общность людей, обусловленная общностью их духовной жизни. Однако не всякая духовная общность, а только религиозная порождает и выражает национальную общность. Она выступает главным фактором национально-духовной общности, ее "высшей формой".

Цель исследования: изучить ислам как явление культуры.

Задачи исследования:

рассмотреть религиозную сущность ислама;

проанализировать исламскую религию как феномен культуры.

Заключение

Рассматривая проблему феномена ислама в развитии культуры, мы старались на основе общеметодологической постановки вопроса показать в основном роль идеологии ислама в сфере национальной культуры классового общества. Что касается соотношения ислама и национальной культуры в социалистическом обществе, то его рассмотрение связано с иной постановкой и иным подходом к проблеме. Поскольку в данной статье не представляется возможным подробно осветить этот вопрос, ограничимся лишь указанием на некоторые его стороны.

Как уже отмечалось, в антагонистических общественных формациях религия как продукт духовного производства этих формаций органически входит в систему их духовной культуры. В социалистическом обществе положение меняется коренным образом. Чтобы иметь верное представление о динамике такого изменения, следует подходить к явлениям духовной культуры социалистического общества в их диалектическом развитии. Это предполагает прежде всего уточнение понятий "социалистическая культура" и "культура строящегося социалистического общества". Их разграничение необходимо потому, что хотя культура социалистического общества как в идеале, так и в конечном результате в действительности должна быть целиком культурой социалистической, но первоначально, т. е. до исторически определенного этапа своего развития, она объективно не будет полностью совпадать с нею. Иначе говоря, культура общества, вступившего на путь социалистического развития, не есть еще целиком культура социалистическая. Это и понятно. Ибо "мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"*. Поэтому состояние духовной культуры социалистического общества первоначально может быть охарактеризовано наличием и борьбой в ней двух противоположных культурных традиций: с одной стороны, непрерывно развивающихся и крепнущих элементов социалистической культуры, которые благодаря политическому господству трудящихся масс во главе с революционным пролетариатом имеют перспективу разрастаться и складываться в цельную и всеохватывающую культуру социалистического общества; и с другой - исторически отживающих форм реакционных культурных традиций. К числу последних относится религиозная форма сознания и пронизанные ею элементы отжившей культуры. Однако заметим, что эти противоположные явления в духовной жизни социалистического общества существуют не изолированно друг от друга. Культура социалистического общества, внутренне раздвоенная на противоположные культурные явления, существует как целое именно в их противоречивом единстве, в их непримиримой борьбе. В этой борьбе в ходе социалистического строительства все больше и больше возрастает глубина содержания и масштабы влияния социалистической культуры и, наоборот, из жизни общества вытесняются социально отжившие, пережиточные формы старых культурных традиций, в том числе и религия. Историческое значение культурной революции в социалистическом обществе заключается в том, чтобы, опираясь на политическую власть, на основе коренных социально-экономических преобразований перестроить культурную жизнь общества, помочь перерождению духовного мира ранее угнетенных, забитых народных масс на основе социалистической культуры.

Список литературы

Беляев, Е. А., «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», Наука М., 1965.

Большаков О. Г. История Халифата. — 2-е изд. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. I. Ислам в Аравии. 570—633. — 312 с.

Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.

Густерин П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке // Исламоведение. — 2011. — № 1.

Крымский, А.Е. (2003), «История мусульманства», Москва—Жуковский, Кучково поле

Левин, З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования, Институт востоковедения РАН, М., 2005.

Мец А. Мусульманский ренессанс — М.: Наука, 1966


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Сфера услуг в античном мире
  2. Проблема трансформации личности (аномия, девиантность)
  3. Нормативно-правовые акты регламентирующие защиту прав потребителя
  4. Отчет по производственной практике на ОАО «Мясо»
  5. Психологические трудности на начальной стадии брака
  6. Суды общей юрисдикции их роль и место в судебной системе
  7. Квантовая механика
  8. Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства
  9. Деловое письмо
  10. Формирование государственной политики и ее реализация
  11. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  12. Причинно-следственный анализ
  13. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования Общая характеристика
  14. Отчет по преддипломной практике на ООО "Вязники Энергия"
  15. Кража и её виды
  16. Нарушение мыслительных функций у больных шизофренией как основного компонента структуры этого заболевания.
  17. Юридическая культура
  18. Творчество современных российских поэтов XXI века
  19. Государство и личность
  20. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ
  21. Булгаков Дьяволиада
  22. контроль деятельности государственных и муниципальных органов власти
  23. Повышение эффективности работы ОАО «Корзинка» за счет разработки и внедрения информационной системы учета товарооборота
  24. Наивная теория возникновения прав собственности
  25. Авторитет учителя
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: