Рассматривая проблему феномена ислама в развитии культуры, мы старались на основе общеметодологической постановки вопроса показать в основном роль идеологии ислама в сфере национальной культуры классового общества. Что касается соотношения ислама и национальной культуры в социалистическом обществе, то его рассмотрение связано с иной постановкой и иным подходом к проблеме. Поскольку в данной статье не представляется возможным подробно осветить этот вопрос, ограничимся лишь указанием на некоторые его стороны.
Как уже отмечалось, в антагонистических общественных формациях религия как продукт духовного производства этих формаций органически входит в систему их духовной культуры. В социалистическом обществе положение меняется коренным образом. Чтобы иметь верное представление о динамике такого изменения, следует подходить к явлениям духовной культуры социалистического общества в их диалектическом развитии. Это предполагает прежде всего уточнение понятий "социалистическая культура" и "культура строящегося социалистического общества". Их разграничение необходимо потому, что хотя культура социалистического общества как в идеале, так и в конечном результате в действительности должна быть целиком культурой социалистической, но первоначально, т. е. до исторически определенного этапа своего развития, она объективно не будет полностью совпадать с нею. Иначе говоря, культура общества, вступившего на путь социалистического развития, не есть еще целиком культура социалистическая. Это и понятно. Ибо "мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"*. Поэтому состояние духовной культуры социалистического общества первоначально может быть охарактеризовано наличием и борьбой в ней двух противоположных культурных традиций: с одной стороны, непрерывно развивающихся и крепнущих элементов социалистической культуры, которые благодаря политическому господству трудящихся масс во главе с революционным пролетариатом имеют перспективу разрастаться и складываться в цельную и всеохватывающую культуру социалистического общества; и с другой - исторически отживающих форм реакционных культурных традиций. К числу последних относится религиозная форма сознания и пронизанные ею элементы отжившей культуры. Однако заметим, что эти противоположные явления в духовной жизни социалистического общества существуют не изолированно друг от друга. Культура социалистического общества, внутренне раздвоенная на противоположные культурные явления, существует как целое именно в их противоречивом единстве, в их непримиримой борьбе. В этой борьбе в ходе социалистического строительства все больше и больше возрастает глубина содержания и масштабы влияния социалистической культуры и, наоборот, из жизни общества вытесняются социально отжившие, пережиточные формы старых культурных традиций, в том числе и религия. Историческое значение культурной революции в социалистическом обществе заключается в том, чтобы, опираясь на политическую власть, на основе коренных социально-экономических преобразований перестроить культурную жизнь общества, помочь перерождению духовного мира ранее угнетенных, забитых народных масс на основе социалистической культуры.