Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Введение

Тема данной контрольной работы – интерпол. Что представляет собой эта организация, чем она занимается? Многим, даже некоторым из числа практических работников правоохранительных органов о данной организации мало что известно. А ведь в настоящее время представить мировое сообщество без данной важной организации невозможно. Необходимость международной криминальной полиции продиктована временем и имеет почти вековую историю. Интерпол - вторая в мире по количеству стран-участниц международная организация, способная похвастаться очень богатой историей. Сейчас Интерпол является мировым координационным центром по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.

В настоящей работе рассмотрены основные вопросы, раскрывающие понятие международной уголовной полиции, её функции, значение, а также значение Интерпола в борьбе с преступностью в России как стране-участнике данной международной организации.

Целью работы является изучение правового положения Интерпола, его практического значения, организации и направлений его деятельности путём исследования и анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих вышеуказанные вопросы, а также изучение других источников информации.

Объектом работы является нормативно закреплённое положение международной криминальной полиции в современном мировом сообществе, правоотношения и практическое значение участия Российской Федерации в Интерпол.

Предмет работы – это рассматриваемые в процессе работы нормы международного и российского законодательства, регламентирующие правовое положение Интерпола.

Вопрос № 1

Деятельность полицейских систем многих государств мира осуществляется в тесном взаимодействии, причем в последние годы предпринимаются интенсивные усилия для его расширения и укрепления. И это вполне закономерно: ведь преступность, особенно организованная, все более приобретает транснациональный характер.

Международные полицейские контакты нужно рассматривать как часть процесса широкого интернационального сотрудничества по проблемам социального развития, среди которых выработка эффективной стратегии и тактики борьбы с преступностью занимает одно из главных мест.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью развивается по нескольким основным направлениям. К их числу относятся: а) оказание правовой помощи и исполнение наказаний по уголовным делам; б) заключение и реализация договоров (соглашений) о борьбе с преступлениями; в) регламентация вопросов уголовной юрисдикции; г) совместное изучение проблем борьбы с правонарушениями, обмен опытом их решения; д) оказание материально-технического и консультативного содействия; е) взаимообмен информацией.

В масштабах мирового сообщества такое сотрудничество возглавляет Организация Объединенных Наций. В цели ООН согласно ст. 1 ее Устава входит: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между государствами; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; быть центром для согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Еще в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН охарактеризовала борьбу с преступностью как одну из важнейших социальных проблем и поставила перед Организацией задачу содействовать, координировать и поощрять международное сотрудничество в данной области, причем особое внимание было обращено на совершенствование договорно-правовой координации усилий мирового сообщества по установлению контроля над преступлениями, затрагивающими интересы нескольких стран, поддержание тесных контактов с иными международными правоохранительными организациями.

Соответствующая проблематика является предметом рассмотрения Генеральной Ассамблеи ООН. В этой связи можно назвать, например, резолюцию Генеральной Ассамблеи №34/169 от 17 декабря 1979 года, принявшую Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, резолюцию № 40/32 от 4 декабря 1985 года, одобрившую Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, декларацию № 40/34 того же года, рекомендовавшую документ под названием «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» и др.

Каждые пять лет ООН проводятся конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на которых, как правило, делается общий анализ криминогенной ситуации в мире, подводятся итоги деятельности по ее улучшению за прошедший период, проводится обмен опытом, обсуждаются проблемы сотрудничества правоохранительных органов, намечаются пути его активизации. Существенный вклад в дело международной борьбы с преступностью вносят действующие в составе ООН такие специализированные органы, как Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Комиссия по наркотическим средствам. Всемирная организация здравоохранения и др. Важную роль играют также региональные исследовательские институты и центры ООН, работающие в Коста-Рике, Италии, Финляндии, Японии, Египте.

Определение стратегии и координация международного сотрудничества в сфере установления контроля над преступностью возложены на Экономический и Социальный совет ООН. Основное значение деятельности названных институтов состоит в выработке общих подходов к оценке мировым сообществом феномена преступности, ее влияния на процесс развития общества, а также принципов, на которых должны строиться борьба с правонарушениями и взаимодействие государств — членов ООН в данной сфере.

Более конкретные задачи по разработке мер, направленных на повышение эффективности деятельности полиции различных стран мира по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, решает Международная организация криминальной полиции (Интерпол). Со времени своего создания в сентябре 1923 года на Международном полицейском конгрессе в Вене она завоевала огромный авторитет как организационно-методический, координационный и практический центр международной борьбы с преступностью. В настоящее время членами Интерпола являются 169 государств, в том числе и Россия, участвующая в его работе с января 1991 года.

Согласно ст. 2 Устава Интерпола, вступившего в силу 13 июня 1956 года, целями его являются:

1) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) криминальной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;

2) создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению уголовной преступности в борьбе с ней.

При этом Устав категорически запрещает организации осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Нужно подчеркнуть, что Интерпол нельзя рассматривать как организацию, ориентированную на потребности только и исключительно полицейских аппаратов. В сотрудничестве с ней фактически участвуют помимо полиции и другие государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования. Как справедливо отмечал один из ведущих западных криминологов бывший генеральный секретарь Интерпола Ж. Непот, под криминальной полицией понимаются функции, а не сама система органов'.

Объектами практического воздействия Интерпола являются так называемые «транснациональные» (международные) преступники и преступления. Четкого определения этих понятий международное право и национальные законодательства не дают, поэтому в настоящее время указанные термины используются лишь в качестве рабочих. Исходя из анализа практики, научных публикаций и высказываний специалистов, можно заключить, что к категории «транснациональных» относятся преступления:

а) отдельные стадии и эпизоды которых совершены на территории различных государств;

б) последствия которых проявляются за пределами стран, где они были совершены;

в) представляющие опасность для внутренних интересов более чем одной страны.

К числу «транснациональных преступников» принято относить правонарушителей, скрывающихся от наказания в другой стране, членов международных группировок, совершивших или организовавших преступления, затрагивающие интересы нескольких государств.

Сотрудничество в рамках Интерпола основывается на национальных законах, действующих в странах-членах, а также на международных обязательствах, принятых этими странами вне этой организации.

Интерпол имеет высший пленарный орган — Генеральную ассамблею и административный — Исполнительный комитет, во главе которого стоит президент. Генеральный секретариат, постоянно выполняющий повседневные рабочие функции и возглавляемый генеральным секретарем, и советников-консультантов, назначаемых исполкомом сроком на 3 года из числа всемирно известных ученых и авторитетных полицейских-практиков.

Кроме того, в состав организации входят Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся одновременно как подразделениями полиций стран-участниц, так и структурными звеньями Интерпола. По существу, это «опорные пункты Интерпола на местах». Организационные модели НЦБ различны, поскольку их структуры определяются каждым государством самостоятельно. В США, например, НЦБ находится в составе министерства юстиции, в Великобритании — столичного полицейского формирования — Скотланд-Ярда. Во Франции и Италии НЦБ входят в Генеральные дирекции криминальной полиции МВД, а в Бельгии соответствующие функции выполняет Генеральный секретариат судебных представителей министерства юстиции.

Основные функции НЦБ во всех странах, по существу, едины. К их числу относятся:

обеспечение обмена официальной и конфиденциальной (оперативно-розыскной) информацией по вопросам борьбы с транснациональной преступностью между национальными полицейскими и другими правоохранительными органами. Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола других стран; организация через соответствующие национальные органы охраны правопорядка мероприятий по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых государствами — членами Интерпола; направление в Генеральный секретариат и в государства — члены Интерпола просьб и оповещений национальных правоохранительных органов о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также иной информации в целях предупреждения и раскрытия преступлений; формирование банка данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного полицейского сотрудничества; содействие (в пределах своей компетенции) реализации решений и рекомендаций Генеральной ассамблеи и Генерального секретариата Интерпола, подготовка аналитических документов по проблемам международного сотрудничества в области борьбы с преступностью и др.

Значение Интерпола в обеспечении на практике международного полицейского сотрудничества очень велико. Сегодня он является центром учета транснациональных преступлений и лиц, их совершивших, главным координатором интернационального розыска преступников, наиболее авторитетной организацией, специализирующейся в сферах выработки стратегии, тактики, методических основ различных направлений деятельности полиции.

Для наиболее эффективной борьбы с транснациональной преступностью с помощью уголовной регистрации Интерполом разработана система классификации транснациональных преступников и их классификационных признаков (демографических данных, признаков, отображающих внешний вид объекта, характеризующих навыки, привычки, манеру поведения и др.). В соответствии с этой системой все учитываемые Интерполом данные подразделяются на общую и специальную регистрацию.

Объектом общей регистрации являются сведения о транснациональных преступлениях и преступниках, а специальной — дактилоскопические отпечатки и фотоснимки правонарушителей.

В Генеральном секретариате ведутся 5 картотек объектов общей регистрации, в частности:

1. Алфавитная картотека всех известных лиц, совершивших транснациональные преступления и подозреваемых в преступной деятельности. На учете в ней состоят 4,6 млн. человек, в том числе более чем 350 тыс. преступников, на которых из НЦБ периодически поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, миграции.

2. Картотека словесных портретов правонарушителей.

3. Картотека лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов.

4. Картотека документов, которые когда-либо использовались известными транснациональными преступниками   (паспортов, удостоверений личности, разрешений на право управления транспортом, владения оружием и др.), а также названий фирм, проходивших по материалам Интерпола в связи с совершением преступлений.

5. Картотека преступлений (краж, контрабанды автотранспорта, стратегического сырья, похищенных культурных ценностей, оружия, золота, драгоценных камней; преступлений против личности; мошенничеств; преступлений, связанных с подделками; случаев фальшивомонетничества; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков) и способов их совершения.

Объекты специальной регистрации учитываются в дактилоскопической картотеке и картотеке учета лиц по фотографиям или рисункам. В первой содержится свыше 350 тыс. дакто-карт, во второй — около 20 тыс. изображений.

Учеты Интерпола регулярно пополняются информацией, поступающей от полицейских аппаратов многих государств мира. В свою очередь. Генеральный секретариат инициативно снабжает НЦБ стран — участниц организации свежими данными из своих картотек. Если лицо, состоящее на учете Интерпола, проявляет подозрительную активность, в НЦБ расширяется так называемый «зеленый циркуляр» с просьбой держать такое лицо под наблюдением полиции и информировать Генеральный секретариат о его перемещениях и всех обстоятельствах, имеющих отношение к возможным противоправным действиям с его стороны. Вся информация, циркулирующая в системе Интерпола, передается с грифом «только для полицейского использования». Порядок ее прохождения по каналам Генерального секретариата и НЦБ регламентируется Правилами международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля учетов Интерпола, действующими с февраля 1984 года (с изменениями, внесенными на 59 сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в 1990 г.). Ст. 4 Правил обязывает Генеральный секретариат принимать необходимые меры для обеспечения секретности и безопасности полицейской информации. Предписывается, в частности, вносить изменения или обнародовать ее только по просьбе или по согласованию с НЦБ, откуда она была получена. В свою очередь, НЦБ обязаны принимать все необходимые меры, чтобы обеспечить достоверность и актуальность информации, направляемой в Генеральный секретариат. В ней должно проводиться четкое различие между фактами, с одной стороны, и выводами и оценками — с другой. НЦБ могут обмениваться информацией и непосредственно, минуя Генеральный секретариат. При этом ими должно соблюдаться национальное законодательство, международное соглашение и Устав Интерпола.

Роль Интерпола в обеспечении интернационального полицейского сотрудничества обусловливается также тем, что им выполняются функции по координации международного розыска преступников, т. е. розыскных действий, проводимых вне территории государства, где было совершено преступление. Участие Интерпола в данном случае позволяет осуществить поиски в широком масштабе, а также дает возможность ускорить подготовку необходимых документов в делах об экстрадиции (выдаче) преступников стране — инициатору розыска.

Розыскные действия, проводимые Интерполом, в зависимости от их объекта классифицируются по четырем видам:

а) розыск преступников для их ареста и экстрадиции;

б) розыск подозреваемых и преступников с целью наблюдения за их поведением;

в) розыск без вести пропавших;

г) розыск похищенного имущества.

Все виды розыска состоят из действий, предпринимаемых полицейскими органами в рамках международного сотрудничества в системе Интерпола. На долю розыска правонарушителей с целью последующей экстрадиции приходится наибольший объем розыскной деятельности Интерпола. Главная цель при этом — обеспечить сотрудничество полиций различных стран в розыске, идентификации, задержании и аресте транснациональных преступников. Хотя ведущая роль в экстрадиционном процессе принадлежит внешнеполитическим ведомствам и судебным инстанциям, полиция, обеспечивая присутствие субъекта, способствуя выдаче, является, по существу, органом, на который возложена его практическая реализация.

Генеральным секретариатом Интерпола разработан план действий по участию организации в делах об экстрадиции, утвержденный на 29 Генеральной ассамблее (Вашингтон, 1960 г.). Этим планом предусмотрено, в частности, проведение серии определенных действий по двум видам розыска — обычному и срочному. Обязательным условием для начала того и другого является наличие ордера на арест или приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. Обычный розыск состоит из 7 стадий.

1. Инициатор розыска (прокуратура, суд, полицейский орган) направляет в НЦБ просьбу о начале розыска скрывшегося за границей правонарушителя, страна пребывания которого неизвестна. К просьбе прилагаются сведения о разыскиваемом лице: его внешности, приметах, навыках, привычках, личных документах, при наличии прилагаются его фотографии и дактокарта. Кроме того, НЦБ сообщаются данные об ордере на арест (кто, где и когда выдал), описание преступления и способа его совершения, квалифицирующие признаки. В просьбе должно содержаться заверение инициатора розыска в том, что после задержания преступника будет непременно направлено требование о его, выдаче. Просьба визируется компетентным органом власти государства, ходатайствующего о начале розыска.

2. НЦБ осуществляет проверку просьбы с точки зрения ее соответствия Уставу Интерпола, запрашивает при необходимости дополнительную информацию, после чего просьба направляется в Генеральный секретариат в г. Лионе (Франция).

3. После того, как Генеральный секретариат засвидетельствует, что просьба о розыске и аресте (так называемый «красный циркуляр» Интерпола — с изображением в верхнем углу эмблемы организации красного цвета) не противоречит Уставу, она рассылается во все или некоторые страны-члены. Каждое НЦБ, получившее циркуляр, оценивает изложенные в нем обстоятельства с позиции национального законодательства и решает вопрос о допустимости объявления розыска на территории своей страны. При положительном решении указание о начале розыска направляется во все (или некоторые) полицейские органы, а данные о разыскиваемом заносятся в картотеку НЦБ. Нужно отметить, что во многих странах — членах Интерпола факт рассылки правоохранительным ведомством, через которое действует НЦБ, извещения о розыске преступника рассматривается как распоряжение о его аресте в случае обнаружения.

4. На основании полученного из НЦБ циркуляра национальными полицейскими органами предпринимаются действия по розыску преступника. Соответствующие функции выполняются, как правило, криминальной полицией, патрульными нарядами, а также подразделениями, осуществляющими контроль за пересечением водных, воздушных и сухопутных границ.

5. Если разыскиваемый обнаружен, полиция задерживает его, руководствуясь национальным законодательством.

После задержания преступника полицейский орган возбуждает перед местным судом вопрос о его аресте для последующей экстрадиции. В том случае, если суд откажется удовлетворить просьбу полиции о прелиминарном аресте. Генеральный секретариат Интерпола рекомендует полицейским органам следить за действиями и перемещениями преступника и сообщить в Лион или непосредственно НЦБ — инициатору розыска о переменах им места пребывания.

По факту ареста полиция немедленно информирует НЦБ своей страны, а оно, в свою очередь, — Генеральный секретариат и НЦБ государства — инициатора розыска.

6. НЦБ, объявившее розыск, немедленно уведомляет об аресте преступника заинтересованные органы своей страны, а те срочно направляют в государство, где произведен прелиминарный арест, просьбу об экстрадиции преступника.

7. После взятия преступника под стражу НЦБ — инициатор розыска извещает об этом Генеральный секретариат Интерпола, где на розыскных материалах делается отметка («гашение»). О прекращении розыскных мероприятий извещаются все страны — члены организации.

Срочный розыск отличается от обычного тем, что НЦБ в экстренных случаях сами направляют просьбы о розыске скрывшегося преступника, минуя Генеральный секретариат, который информируется об этом позднее. Срочный розыск объявляется лишь в том случае, когда инициатору ориентировочно известны регионы или страны, где находится правонарушитель. Если Генеральный секретариат усмотрит нарушение Устава организации, он обязан отменить розыск, оповестив об этом НЦБ.

Срочный розыск, не принесший успеха в течение трех месяцев, заменяется обычным, и письменно не оформленная просьба о производстве розыскных мероприятий заменяется «красным циркуляром» Интерпола.

Международный розыск с целью установления места нахождения того или иного лица и контроля за его действиями объявляется, если у правоохранительных органов нет достаточных оснований для оформления просьбы об аресте и экстрадиции подозреваемого, а также если у страны — инициатора розыска нет договора о выдаче с государством, где предположительно находится преступник.

Кроме того, в профилактических целях Интерпол устанавливает наблюдение и за международными преступниками-рецидивистами, вопрос об аресте которых еще не стоит. В таких случаях в Генеральном секретариате заполняется так называемый «зеленый циркуляр», содержащий установочные данные на лицо, его фотографии, дактокарту, обращение к полиции в случае появления взять под наблюдение и просьбу сообщать о всех новых фактах подозрительного поведения и преступной деятельности в Генеральный секретариат Интерпола.

В рамках международного полицейского сотрудничества практикуется и смешанный розыск. В таких случаях к государствам, с которыми страна — инициатор розыска имеет договоры об экстрадиции, обращаются с просьбой о розыске для последующего ареста и выдачи преступника, а к другим — с просьбой об установлении наблюдения за его перемещениями и деятельностью. При смешанном розыске рассылаются два циркуляра — «красный» и «зеленый».

Розыск пропавших без вести объявляется, когда есть достаточные основания считать, что разыскиваемый, не являющийся преступником, покинул пределы страны постоянного проживания. На такое лицо заполняется так называемый «синий циркуляр», где приводится его фотография и описание внешности, а также указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат обобщает данные о розыске.

Розыск похищенного имущества осуществляется как через Генеральный секретариат, так и путем непосредственних контактов НЦБ. При этом страной-инициатором представляется как можно более полная информация о разыскиваемом имуществе, предметах антиквариата, автотранспорта, оружии и др. В случае обнаружения оно, как правило, незамедлительно возвращается по принадлежности. Соответствующие данные сохраняются в картотеках НЦБ и обобщаются в Генеральном секретариате.

Помимо названных Интерполом осуществляются и другие виды деятельности, также имеющие немаловажное значение для обеспечения международного полицейского сотрудничества. В частности, им собирается, обобщается, обрабатывается информация по различным проблемам борьбы с преступностью. Так, статистическая служба Генерального секретариата ведет учет преступности в странах — членах организации и общую статистику транснациональных преступлении. В настоящее время Интерполом учитываются совершенные в различных государствах мира убийства, преступления против нравственности, кражи, мошенничества, случаи фальшивомонетничества и подделки ценных бумаг, незаконного распространения наркотиков и др.

В статистических отчетах Интерпола транснациональные преступления подразделяются на девять групп:

AC — преступления против личности;

ТЕ — международный терроризм;

ST — незаконный оборот наркотиков;

ОС — организованная преступность;

ЕС — преступления в сфере экономики;

СЕ — фальшивомонетничество, подделка ценных бумаг и документов;

СА — кражи автотранспорта;

SA — кражи культурных ценностей и оружия;

FF — прочие преступления.

Статистика Интерпола является сегодня, пожалуй, единственным авторитетным источником, с помощью которого можно провести сравнительный анализ преступности в мировом масштабе.

В данной связи следует сказать и о технической помощи, оказываемой Интерполом НЦБ заинтересованных стран-членов, в частности, путем организации учебных сборов, семинаров, симпозиумов и субсидируемых стажировок с целью повышения профессиональной квалификации полицейских сотрудников, а также направления экспертов-консультантов в НЦБ и национальные полицейские аппараты.

Большая работа проводится организацией и по обобщению, изучению и распространению, в том числе и посредством издания специальных бюллетеней, передового опыта полицейской деятельности.

Вместе с тем далеко не все государства, входящие в Интерпол, проявляют равную активность в борьбе с транснациональной преступностью. Примечательно, что более половины стран-членов не представляют Генеральному секретариату сведения национальной статистики о состоянии правонарушений и результатах работы полиции, лишь 40 стран пополняют картотеки Интерпола. Почти 50% оперативной информации, циркулирующей в системе Интерпола, поступает и отправляется полициям западноевропейских государств. Ими же в основном осуществляются и аресты международных преступников. Это позволяет сделать вывод о том, что наиболее интенсивно и результативно сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется полициями высокоразвитых стран, имеющих близкие экономические, политические и социальные условия, сходные правовые установки и принципы работы правоохранительных органов. Такое положение, вероятно, сохранится и в дальнейшем — ведь разными останутся подходы к решению проблемы преступности, возможности полицейских органов в демократических и тоталитарных, передовых и отсталых государствах. В то же время наблюдается тенденция к укреплению международного полицейского сотрудничества в рамках отдельных регионов. Наиболее ярким проявлением ее является создание в сентябре 1992 года в Брюсселе на встрече министров внутренних дел и юстиции 12 стран—членов ЕС нового полицейского объединения «Европол». Основными целями его являются: борьба с криминальными объединениями, действующими на Старом континенте, распространением в Европе наркотиков, терроризмом, отмыванием денег, контроль за внешними границами сообщества.

В распоряжение Европола передается так называемая «Шенгенская информационная система», содержащая сведения о лицах, разыскиваемых западноевропейскими полициями для установления негласного наблюдения или проверки, ареста с перспективой экстрадиции, данные свидетельских показаний об уклоняющихся от отбывания наказания, пропавших без вести и тех, кому закрыт доступ в страны ЕС, а также о похищенных там произведениях искусства, документах, автотранспорте и др. Шенгенская система состоит из национальных баз данных, унифицированных с помощью технических средств, что делает возможным прямой доступ к информации. Такой доступ, однако, ограничен для некоторых отраслевых служб полиции, например, отвечающих за пограничный и таможенный контроль, выдачу виз и разрешений на проживание и др.

В целом способы решения проблемы международного полицейского сотрудничества многообразны. Очевидно, что в дальнейшем формы и методы взаимодействия между полициями мира будут постоянно совершенствоваться.

Но наиболее интенсивного участия в процессе международной борьбы с преступностью следует, по-видимому, ожидать от полиций высокоразвитых государств, в первую очередь таких, как США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада, Япония, Австралия и др. Именно они будут оказывать в ближайшие годы преобладающее влияние на развитие этого процесса. Вместе с тем есть все основания полагать, что Россия будет играть все более значительную роль в развитии международного полицейского сотрудничества.

К слову, личная практика работы в данной сфере позволила убедиться: в целом эффективность организации и осуществления оперативных мероприятий по предупреждению, выявлению и раскрытию транснациональных преступлений в России отнюдь не ниже, чем на Западе, а представители отечественных органов внутренних дел, как правило, не только не уступают, но нередко и превосходят по уровню профессионального мастерства своих зарубежных коллег.

Вопрос 2

Рассмотрим сотрудничество правоохранительных органов государств по линии Интерпола на примере сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом.

Эффективное международное сотрудничество играет ключевую роль в осуществлении Резолюции 1373 (2001), в которой Совет Безопасности ООН призывает государства-члены сотрудничать в обмене информацией, оказании взаимной правовой помощи и рассмотрении запросов о выдаче, а также в не предоставлении убежища террористам. Большинство государств в большинстве регионов уже применяют законодательные и административные меры, позволяющие оказывать другим государствам по их просьбе правовую помощь и осуществлять выдачу, особенно на основе взаимности.

Следует отметить, что в последние годы активно развивается договорно-правовой механизм сотрудничества. Его суть состоит в заключении специальных соглашений, посвященных регламентации определенной области отношений. Договорно-правовой механизм подразумевает использование всех возможностей права международных договоров. Соглашения могут быть либо прямо посвящены проблемам борьбы с терроризмом, либо рассматривают их в контексте решения других проблем. На сегодняшний день сформировались следующие виды соглашений, касающихся проблем борьбы с терроризмом:

- международные универсальные соглашения;

- региональные многосторонние соглашения;

- двусторонние соглашения по борьбе с преступностью, в т.ч. соглашения об оказании правовой помощи и соглашения о выдаче преступников.

Взаимодействие государств в борьбе с терроризмом определено прежде всего необходимостью согласования их деятельности по координации механизма международного сотрудничества.

Основы сотрудничества государств по борьбе с терроризмом были изложены впервые на уровне международно-правового акта в проекте Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, предложенной Лигой Наций в 1937 году. Дальнейшее развитие нормативно-правовые основы сотрудничества государств получили в основных универсальных конвенциях, принятых под эгидой ООН. На сегодняшний день разработаны 16 универсальных соглашений (тринадцать соглашений и три протокола), направленных против международного терроризма и касающихся конкретных видов террористической деятельности.

Важную роль в формировании международной правовой основы борьбы с терроризмом сыграли решения Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Так, практически каждый Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями с 1955 г. рассматривает тот или иной аспект борьбы с международным терроризмом. Так, например, Двенадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию специально включил в повестку дня вопрос о противодействии терроризму.

Существенным дополнением в развитии теоретических и практических подходов к решению проблем терроризма явились региональные соглашения, двусторонние соглашения, а также декларации Генеральной Ассамблеи ООН.

Следует отметить, что правовую основу сотрудничества также составляет и национальное законодательство государств. На сегодняшний день большинство государств имеют законы по борьбе с терроризмом. Так, в Великобритании это закон по борьбе с терроризмом 2006 г., во Франции–закон «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» 1986 г. и закон «Об ориентации и планировании в области внутренней безопасности» 2002 г., в Испании–Органический закон 1984 г. «О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами» и Уголовный кодекс 1995 г., в России–Федеральный закон Российской Федерации № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и др.

Национальное законодательство должно создавать предпосылки для эффективного международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, которое на сегодняшний день в целом сводится к оказанию юридической помощи в обеспечении информацией и свидетелями; признанию приговоров иностранных судебных органов; взаимной передаче судебных дел и заключенных; соблюдению специальных договоров о сотрудничестве в судопроизводстве и проведению специальных контртеррористических операций.

Большинство международных конвенций содержат положения о выдаче преступников и юридической взаимопомощи. Большая часть стран мира признает и выполняет подобные условия. Сюда входят мероприятия, проводимые по договоренности между странами Латинской Америки и США, между арабскими странами, некоторыми странами Африки (ЮАР) и Францией, странами нынешнего Европейского союза. Однако сложные исторические и политические условия привели к тому, что создалась ситуация, когда ни одно из универсальных и региональных соглашений не объединились во всеохватывающую систему сотрудничества между странами в деле правосудия.

Усилия многих ученых и некоторых государственных деятелей, направленные на ускорение принятия многонационального интегрального подхода в деле борьбы с терроризмом, были встречены с определенным негативизмом, потому что это воспринималось представителями некоторых стран как потенциальное посягательство на внутреннюю независимость государства, что пока является более весомым аргументом, чем практическая борьба с терроризмом.

Для преодоления данных факторов можно выделить следующие основные направления противодействия терроризму:

- укрепление международно-правовой базы борьбы с терроризмом путем принятия Всеобъемлющей конвенции;

- унификация норм национального законодательства государств в сфере борьбы с терроризмом.

В рамках договорно-правового механизма большое внимание уделяется принципам международного сотрудничества. Они вытекают из основополагающих принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН; это такие принципы, как суверенное равенство государств, принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения международных споров и др. Принципы, как считает Л.Н. Галенская, обязательны для исполнения всеми субъектами, так как они обладают высшей юридической силой в межгосударственных отношениях.

Хотя и нет специального акта, определяющего принципы только международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями или непосредственно с терроризмом, сотрудничество осуществляется на базе общих принципов, предусмотренных в международных актах, посвященных борьбе с преступностью в целом и конкретными ее видами (например, Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, принятые в сентябре 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г. «По двадцати руководящим принципам борьбы против коррупции», Руководящие принципы Комитета министров Совета Европы в области прав человека и борьбы с терроризмом от 11 июля 2002 г.).

Во многих соглашениях прослеживается, что государства старались закрепить основной принцип «либо выдай, либо суди», а также отказались от поддержки террористов. Российская Федерация также стремится к выполнению всех взятых на себя договорных обязательств и призывает другие государства к соблюдению важного принципа международного права–добросовестного выполнения международных обязательств.

Правовые основы сотрудничества заложены также и в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, подготовленном и представленном Генеральному секретарю ООН в 2004 г. В Докладе особо подчеркивалось, что террористические организации создают вооруженную негосударственную сеть с глобальным охватом и современным потенциалом.

Оценки и выводы, содержащиеся в Докладе Группы высокого уровня, побудили Генерального секретаря ООН призвать государства–члены ООН и организации гражданского общества по всему миру присоединиться к разработке и реализации стратегии борьбы с терроризмом, которая должна быть всеобъемлющей.

В связи с выводами, озвученными в Докладе Группы высокого уровня, 8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея на шестидесятой сессии приняла Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединенных Наций. Стратегия впервые объединила все 192 государства-члена в рамках противостояния общей угрозе–терроризму.

В Стратегии определяется План действий государств по наиболее эффективному сотрудничеству в деле борьбы с международным терроризмом. План содержит меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним, меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области, а также меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

На сегодняшний день Глобальная контртеррористическая стратегия–один из тех документов ООН, который реально выполняется на практике и за соблюдением, которого осуществляется непрерывный контроль.

Несмотря на то, что основная ответственность за выполнение положений стратегии была возложена на государства–участников, большую помощь в ее реализации оказывает система ООН. Координирующая роль в этой работе принадлежит Целевой группе по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). Целевая группа была учреждена Генеральным секретарем в 2005 году и одобрена Генеральной Ассамблеей в Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

После принятия Стратегии система Организации Объединенных Наций сразу начала оказывать поддержку в ее осуществлении.

Следует сказать, что в рамках реализации Стратегии, а именно четырех ее основных компонентов проделана большая работа, которая нашла свое отражение в Докладах Генерального секретаря ООН, озвученных на 62-й и 64-й сессиях Генеральной Ассамблеи.

Имеется много органов, причастных к сотрудничеству посредством несудебных международных или региональных организаций, включая Европол и таможенную информационную систему Шенгенской информационной системы. Ряд государств являются также членами Группы Эгмонта, которая содействует обмену информацией между группами и подразделениями финансовой разведки (ПФР). Многие государства разработали–вместе с двусторонними и многосторонними партнерами–ту или иную форму механизма раннего предупреждения, чтобы способствовать предотвращению террористических актов. Некоторые направления деятельности включают обмен разведывательными данными об угрозах нападения террористов. Другие предусматривают регулярный обмен оперативной информацией для содействия предотвращению организованной террористической деятельности и передвижению террористов. Некоторые даже включают совместное использование ресурсов для выявления потенциальных угроз и реагирования на акты терроризма.

По данным НЦБ Интерпола при МВД России, в международном розыске в 1 половине 2012 г. за Россией значилось 1480 обвиняемых и осужденных. Из них за убийство разыскивается 338 человек, за мошенничество–352, за причастность к террористической деятельности и участие в деятельности незаконных вооруженных формирований–110, за грабежи, разбои, вымогательства–181, за контрабанду–87, 78–за причастность к преступлениям, связанным с наркотиками, за преступления коррупционной направленности–303.

За все время существования российского Бюро (НЦБ) широкое использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц. За этот же период из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников. Установлено 210 пропавших без вести и утративших связь с родственниками. Выдачи и депортации осуществлялись из 63 стран. С начала 2011 г. в других странах было установлено 87 разыскиваемых российской стороной, задержано–60, выдано или депортировано–43 человека. В настоящее время правоохранительными органами нашей страны по каналам Интерпола разыскивается 1638 обвиняемых и осужденных и 169 пропавших без вести. На основании запросов российского Бюро Генсекретариатом Интерпола на данный момент издано и действует 519 уведомлений с целью ареста и экстрадиции и 52 уведомления о розыске пропавших без вести. Только в 2011 г. Россия объявила в международный розыск 223 человека. Наиболее активное взаимодействие в вопросах розыска лиц установлено НЦБ с правоохранительными органами Германии, Испании, Польши. Среди стран, из которых осуществлялись выдачи, можно назвать Монако, Венесуэлу, Доминиканскую Республику, Ямайку, Ирак, Йемен, Эквадор, Китай. В этом году впервые состоялись выдачи из Марокко, Норвегии, Сьерра-Леоне, Канады, Таиланда.

В настоящее время благодаря реализации ряда проектов правоохранительные органы в 50 регионах получили доступ к информационным ресурсам Интерпола через территориальные подразделения НЦБ Интерпола в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации. Причем в 39 территориальных подразделениях такой доступ предоставляется в режиме on-line. Кроме того, абонентские пункты для обеспечения удаленного прямого доступа к базам данных Генерального секретариата Интерпола были установлены в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России, Национальном антитеррористическом комитете, Следственном комитете России и ряде департаментов МВД России. Это позволило за 8 месяцев 2011 г. проверить по учетам Интерпола почти 22 млн. объектов. Практически столько же, сколько за весь 2010 год, включая 8,7 млн. физических лиц, 7,4 млн. документов, удостоверяющих личность, 5,6 млн. транспортных средств.

Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (п. 279 Глобального обзора) рекомендует государствам–членам ООН более активно и в первоочередном порядке взаимодействовать в вопросах оказания взаимной правовой помощи и выдачи по делам, связанным с терроризмом, посредством использования договоров, участниками которых они являются, развития двустороннего сотрудничества, модернизации внутреннего законодательства и присоединения в качестве участников к дополнительным региональным и международным документам по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи; предпринимать шаги для оказания другим государствам самой разнообразной помощи по делам, связанным с терроризмом, и для наведения мостов между различными правовыми системами; активно проводить обмен оперативно значимой информацией и совершенствовать сотрудничество между компетентными органами путем участия в соответствующих региональных организациях сотрудничества.

К сожалению, по политическим мотивам до настоящего времени не экстрадированы из Великобритании А. Закаев и другие лица (М. Удугов), причастные к террористической деятельности в России. Некоторые активные участники организованной террористической деятельности в России, выехав в другие государства, оказываются нейтрализованными.

Так, в Республике Турция неустановленным лицом в сентябре 2011 г. были расстреляны Заурбек Амриев, Рустам Альтемиров, Берг-Хаж Мусаев. По мнению представителя Следственного комитета Российской Федерации, два первых лица являлись организаторами теракта 24 января 2011 г. в аэропорту Домодедово. Руководитель Чеченской Республики Р.А. Кадыров выдвинул версию о нейтрализации всех троих: внутренние конфликты в бандитской среде из-за финансовых потоков, к которым мог иметь отношение А. Закаев, скрывающийся в Лондоне.

Процесс экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера, из ближнего зарубежья также не всегда проходит быстро и гладко. Так, бывший сотрудник МВД Чеченской Республики Арслан А., который с 2003 г. находился в розыске по обвинению в убийстве, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и бандитизм, скрывался на территории Киргизии, выдан России и экстрадирован в Чеченскую Республику.

1 сентября 2011 г. власти Республики Беларусь приняли решение об экстрадиции в Россию обвиняемого в причастности к незаконным вооруженным формированиям (НВФ) Айнди У.

1 июля 2011 г. суд в Хасковской области Болгарии постановил выдать гражданина Российской Федерации Ахмеда Ч. (Чеченская Республика). Его подозревают в совершении терактов на территории России. Однако 21 июля 2011 г. Апелляционный суд Болгарии отменил это решение.

В этой связи Контртеррористическому комитету и его Исполнительному директорату предписано: продолжать напоминать государствам-членам об их обязательстве выдавать или привлекать к уголовной ответственности террористов согласно подписанным и ратифицированным международным контртеррористическим документам, участниками которых они являются, и напоминать государствам об их обязательстве обеспечивать, чтобы заявления о политической мотивировке не рассматривались в качестве оснований для отказа в просьбах о выдаче предполагаемых террористов; активно работать с государствами и Сектором по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (СПТ УНП ООН) с целью поощрения передовой практики и содействия укреплению потенциала и обучению работников судебных и правоохранительных органов и других соответствующих гражданских служащих процедурам, связанным с оформлением просьб и предложений, касающихся помощи в проведении уголовных расследований, оказания взаимной правовой помощи и помощи в вопросах о выдаче террористов. Продолжать совместно с международными, региональными и субрегиональными организациями, в частности Сектором по предупреждению терроризма, добиваться эффективного применения современных средств, передовых методов, инструментов и механизмов обеспечения сотрудничества, включая те регионы, где они вообще отсутствуют (п. 280).

Таким образом, были освещены актуальные проблемы развития международной правовой базы противодействия терроризму. Проведен анализ договорно-правового механизма сотрудничества государств и рассматрены основные международные документы, направленные на борьбу с терроризмом. Дальнейшее совершенствование форм и методов международного сотрудничества в борьбе с терроризмом будет способствовать улучшению как борьбы с терроризмом в целом, так и осуществлению принципа неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

Международно-правовая база сотрудничества государств в борьбе с терроризмом является необходимой основой реализации одной из основных функций государства, а именно: обеспечения безопасности граждан, общества и страны в целом.

Интерпол в рамках деятельности по укреплению возможностей правоохранительных органов в деле предупреждения нападений с применением биологического оружия и принятия ответных мер провел ряд региональных практикумов/сессий по подготовке инструкторов, в которых приняли участие сотрудники полиции, органов здравоохранения, органов уголовного преследования и таможни.

Для комплексной реализации Стратегии проделана большая работа, но, к сожалению, остаются также и некоторые нерешенные вопросы. В первую очередь, это–неполная ратификация всеми государствами–членами ООН существующих международно-правовых документов по борьбе с терроризмом, хотя это напрямую предусмотрено в Стратегии. Так, например, 12 основных правовых документов по борьбе с терроризмом ратифицировали менее 100 государств. Во-вторых, все еще не принята Всеобъемлющая конвенция противодействия международному терроризму, так как сохраняются отдельные разногласия о сфере ее применения.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что разработанная международным сообществом нормативная правовая база содержит в себе принципиальные положения деятельности государств по борьбе с терроризмом, а Глобальная контртеррористическая стратегия ООН закрепляет приоритетные направления противодействия данному явлению. Но несмотря на это, нормативная база требует постоянного мониторинга и совершенствования, так как ситуация в мире и политика многих государств нестабильна, а активность действий террористов растет, поэтому не все государства могут в полном объеме противостоять террористической угрозе.

Список литературы

1. Волеводз А.Г. Современная система международной уголовной юстиции: понятие, правовые основы, структура и признаки

// Международное уголовное правосудие: Современные проблемы /

Под ред. Г.И. Богуша, Е.Н. Трикоз. – М.: Институт права и публичной политики, 2009. – С.303-323.

2. Волеводз, А.Г., Волеводз, В.А. Современная система международной уголовной юстиции: Хрестоматия / А.Г. Волеводз. –

М.: Юрлитинформ, 2009. – 536 с.

Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 344 с.

Костенко Н.И. Международная уголовная юстиция.

Проблемы развития. М.: РКонсульт, 2012. – 448 с.

Зайцева Е.С. Система международных уведомлений Интерпола // Российский следователь. 2009. № 7. С. 34–36.

Котляров И.И., Пузырева Ю.В. 10 лет Международному уголовному суду // Вестник Московского университета МВД России. -

М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2012, № 6. С. 141-146.

Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.

Рабцевич О.И. Международная уголовная юстиция: понятие и структура // Международное уголовное право и международная юстиция. - М.: Юрист, 2009. № 3. С. 3-7.

Рабцевич О.И. Международная уголовная юстиция: понятие и структура // Международное уголовное право международная юстиция. - М.: Юрист, 2009. № 3. С. 3-7.

Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного Резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 17 августа 2011 г. на имя Генерального секретаря. Организация Объединенных Наций S/2011/463. Совет Безопасности. Distr.: General. 1 September 2011. В соответствии с Резолюцией 1963 (2010) Совета Безопасности Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета на основе информации, имевшейся в его распоряжении по состоянию на май 2011 г., представлен обновленный Глобальный обзор осуществления Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 272

Нигматуллин Р.В. Роль конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в становлении международных стандартов по борьбе с преступностью // Юридический мир. 2011. ( № 11. ( С. 43-49.

См.: Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. [Электронный ресурс]. ( Режим доступа: www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/.

Европейская Конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Арабская конвенция о пресечении терроризма от 22 апреля 1998 г., Конвенция Организации африканского единства о предупреждении терроризма и борьбе с ним от 14 июля 1999 г., Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанная 15 июня 2001 г.

Например, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. и др.

Уголовная юстиция: проблема международного сотрудничества: международный научно-исследовательский проект. ( М., 2012. ( С. 54–55.

Устав Организации Объединенных Наций // Терроризм: история и современность / Б.И. Кофман, С.Н. Миронов, А.А. Сафаров, Н.Х. Сафиуллин. Казань, 2012. ( С. 561-565.

Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия (историко-правовой аспект). ( М., 2012. ( С. 38.

Доклад генерального секретаря ООН «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» // Док. ООН А/59/2005.

Каримов Р.Р. К вопросу формирования международно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с терроризмом // Российская юстиция. ( 2012. ( № 2. ( С. 60–62.

Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункты 16, 276–277. URL: http:// translate.google.ru/ translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www.aspn.gov.me/ ResourceManager/ FileDownload.aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

Подведены итоги деятельности НЦБ Интерпола при МВД России за первое полугодие 2012 г. Новости. 01.07.2012. Пресс-служба НЦБ Интерпола. URL: http://www.mvd.ru. По данным НЦБ Интерпола при МВД России (по состоянию на сегодняшний день), по запросам российских правоохранительных органов в международный розыск объявлено около 149 обвиняемых и осужденных, за рубежом установлено местонахождение 71 обвиняемого и осужденного, задержано–33.

Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить «интерполовца». 11.11.2011. В интервью заместитель Министра внутренних дел Сергей Булавин рассказывает журналисту о том, как работает российское бюро Интерпола. Во вторник, 27 сентября, исполнился 21 год с того дня, когда Россия присоединилась к Интерполу. URL: http://ohrana.ru/usefull/interview/4223.

Осипов Н. Турция перестала быть надежным убежищем для террористов. 26 октября, 2011 г. [Электронный ресурс]. ( Режим доступа: radiovesti.ru/articles/2011-10-26/fm/16267.

Из Киргизии в Грозный экстрадирован житель Чечни, подозреваемый в причастности к боевикам. [Электронный ресурс]. ( Режим доступа: www.kavkaz-uzel.ru/articles/194579.

Паненков А.А., Осипов В.С. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Проблемы экстрадиции и неотвратимости наказания за террористическую деятельность // Военно-юридический журнал. ( 2012. ( № 7. ( С. 13-20.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Влияние досуга на агрессивное поведениеъ
  2. Историческая школа Германии,ее роль в становлении институционализма
  3. Проблемы политического и экономического сотрудничества Турции и Германии
  4. Развитие языка в истории: основные законы и тенденции
  5. Связь особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению с характером взаимоотношений с матерью
  6. Формы соучастия и ответственность соучастников приступлений
  7. Особенности управления персоналом в начальной школе
  8. Вулканы и землятресения как эндогенные факторы в эволюции земли
  9. Метиодика преподавания истории в немецкой школе
  10. Независимость судей в Российской Федерации
  11. Юридическая практика
  12. Государственная социальная политика РФ
  13. Консенсусная демократия Швеции
  14. Диалог РПЦ с инославными конфессиями
  15. Основные направления философии 20 века
  16. Общение как фактор развития ребенка
  17. Доказывание по делам о незаконном обороте наркотических средств
  18. Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения на примере КГБПОУ «Ачинский торгово-экономический техникум»
  19. Деятельность профессиональных камерных хоров и их руководителей на примере Екатеринбургского муниципального камерного хора «Доместик» им. В.А. Копанева
  20. Польское влияние на допетровскую Россию
  21. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
  22. Ядерная теория наследственности
  23. Характеристика педагогов Воспитательного общества благородных девиц в период с 1859-1862гг
  24. Рецепция римского права в средневековой Европе
  25. Политика противодействия коррупции в Российской Федерации
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: