Купить эту работу у автора

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы






2200 руб. *
Купить работу




* Автор подтвердил что работа написана им собственоручно и свободно не распростроняется по сети Интернет. Данную работу Вы можете использовать для написания выпускного проекта.


Содержание

Введение

Глава 1. Тревожность у детей младшего школьного возраста с нарушением речи как психолого-педагогическая проблема

1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе

1.2. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи

Вывод по I главе

Глава 2. Исследование тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением речи

2.1 Этапы, методы и методики исследования

2.2 Рекомендации по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи

Вывод по II главе

Заключение

Библиографический список

Введение

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи, такие как Бендлер Р., Гриндер Дж., Жане П., Спилбергер Ч., Фрейд З., Франкл В.и др., анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике. В настоящее время ряд авторов (Дубровина И.В., Прихожан A.M. и др.) пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов (Арина Г.А., Артемова Т.А., Гарбузов В.И. и др.), снижению самооценки (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Липкина А.И. и др.), возникновению трудностей в обучении.

Изучение тревожности младших школьников с нарушением речи чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе мною рассматривается один из ее аспектов - вопрос о факторах, провоцирующих проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Актуальность избранной темы исследования определяется задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка. Детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и личностные качества. Изучение тревожности детей чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития, сохранением их здоровья. От степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Цель исследования: теоретически обосновать и изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Объект исследования: тревожность младших школьников с нарушением речи.

Предмет исследования: изучение тревожности младших школьников с нарушением речи.

Гипотеза исследования: особенностями проявления тревожности младших школьников с нарушением речи являются: замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, избегание ситуаций детьми, требующих употребления речи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие тревожность в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности тревожности младших школьников с нарушением речи.

3. Рассмотреть этапы, методы и методики исследования.

4. Разработать рекомендации по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Методы исследования: Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы.

Структура курсовой работы: титульный лист, введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Включает 41 источников. Работа изложена на 47 страницах.

Заключение

Изучение тревожности детей чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. Очевидно, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Тревожность - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

В нашей работе были теоретически обоснованы понятия тревожности. Рассмотрены исследования проблем тревожности в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрена сущность и значение тревожности младших школьников, рассмотрена тревожность как эмоциональное состояние. В работе мы выявили сущность понятия «тревожность», его отличие от понятий «тревога» и «страх». Рассмотрели особенности тревожности младших школьников с нарушением речи.

В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением речи большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: ребенок с нарушением речи более зависимы от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.

Для современной психологии актуальным является вопрос о взаимосвязи эмоций и речи в онтогенетическом развитии, в частности, проблема возникновения тревожности у детей с речевой патологией.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы мы можем сделать выводы, что у детей младшего школьного возраста с нарушением речи тревожность повышена, чем у детей младшего школьного возраста без нарушения речи, что обусловлено наличием у них повышенной чувствительности в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состоянием тревожности.

Список литературы

1. Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Залесов Г.М., Николаенко В.М., и др. —— М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. [Электронный источник]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0491/2_0491-67.shtml (дата обращения 31.03.2016);

2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЭР СЕ, 2008. − 159 с.

3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1995. №5. − С. 111−117.

4. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.:

5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. – 840 с.

6. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml?from_page=21

(дата обращения 31.03.2016);

7. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0125/1_0125-14.shtml#book_page_top (дата обращения 31.03.2016);

8. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-57.shtml#book_page_top (дата обращения 31.03.2016);

9. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. – М: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2006. – 415 с.

10. Горбунова Н. Е., Журавлёва Е. С., Международная научная школа психологии и педагогики // Ежемесячный научный журнал № 2 (10) 2015.

11. Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития.– СПб., 2002. С.47-60.

12. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.

13. Захаров А.И. Что снится нашим детям? – СПб. «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. –432 с. . - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/825835/(дата обращения 31.03.2016);

14. Зверева М. В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9519 (дата обращения 1.04.2016);

15. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.

16. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 252 с.

17. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми СПб.: Речь. 2006. — 160 с.

18. Костина Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии// Дошкольное воспитание. Мн., 2003 − № 10 с.54−61.

19. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0473/index.shtml?from_page=25 (дата обращения 02.04.2016);

20. Лауткина С.В. Логопсихология: учебно-методическое. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.

21. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. - 2005. - №2, С.12-15

22. Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 231 с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://bibl.tikva.ru/base/B2/B2Chapter16-4.php (дата обращения 02.04.2016);

23. Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/416839/ (дата обращения: 31.03.2016).

24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -- М., 2000 . - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0002/3_0002-29.shtml (дата обращения: 31.03.2016).

25. Малкова Е. Т. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. - №4.

26. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь.— СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.

27. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. 248 с.

28. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1- [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm (дата обращения: 31.03.2016)

29. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. —— 382 с.

30. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13

31. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике . – M.: Владос, 2006.-350с.

32. Прихожан А.М. "Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст". Спб.: - Питер, 2009. - 192 c.

33. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. - Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь .

34. Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети//Журнал Дошкольное воспитание, 1996 (№1). - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/138(дата обращения: 31.03.2016)

35. Сидоров К.Р. Вестник удмуртского университета философия. Социология. Психология. Педагогика // Тревожность как психологический феномен Вып. 2 - 2013.

36. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0317/3_031713.shtml#book_page_top (дата обращения: 31.03.2016)

37. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.

38. Чистякова М.И. Психогимнастика—2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с. . - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/55856/ (дата обращения: 31.03.2016)

39. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 352 c

40. Щербатых Ю. Психология страха. -Ардис, 2006.

41. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984- [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/502118/( дата обращения: 31.03.2016)

42. Долгова, В.И., Иванова, Л.В. Методические рекомендации по подготовке квалификационной работы на факультете психологии ЧГПУ / В.И. Долгова. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – 64 с.

43. Долгова В. И., Клочева Г. М., Бондарчук В. А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 26–30.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль массмедиа в механизме принятия политических решений
  2. Кривая Безье - кто такой Безье
  3. Революция как социальный конфликт
  4. Система управления персоналом предприятия в современных условиях (на примере ООО АШАН)
  5. Предмет экономической социология
  6. Информатика. Информационные технологии.
  7. Современные методы изучения государственного стимулирования инновационной активности
  8. Суворов великий русский полководец
  9. Подключение сетевого принтера
  10. Татуировка как особая форма изменения внешности
  11. Анализ образовательных ресурсов по теме «Компьютер»
  12. Роль спорта в процессе социализации молодежи
  13. Особенности использования бумаги и картона на уроках технологии в начальных классах по программе Школа 2100
  14. Международное воздушное право
  15. Акты применения права
  16. Актуальные вопросы внутренней экономической безопасности
  17. Формы кредита, их развитие в современной российской экономики на примере Сбербанка России
  18. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  19. Отчет по производственной практике в ПУ «СургутАСУнефть» ОАО «Сургутнефтегаз»
  20. Управление моральный аспект
  21. Понятие «общество» как система
  22. Авторитет учителя
  23. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру
  24. Система работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте
  25. Особенности гидроотвалообразования
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: