Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы





Содержание

Введение

Глава 1. Тревожность у детей младшего школьного возраста с нарушением речи как психолого-педагогическая проблема

1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе

1.2. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи

Вывод по I главе

Глава 2. Исследование тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением речи

2.1 Этапы, методы и методики исследования

2.2 Рекомендации по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи

Вывод по II главе

Заключение

Библиографический список

Введение

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи, такие как Бендлер Р., Гриндер Дж., Жане П., Спилбергер Ч., Фрейд З., Франкл В.и др., анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике. В настоящее время ряд авторов (Дубровина И.В., Прихожан A.M. и др.) пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов (Арина Г.А., Артемова Т.А., Гарбузов В.И. и др.), снижению самооценки (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Липкина А.И. и др.), возникновению трудностей в обучении.

Изучение тревожности младших школьников с нарушением речи чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе мною рассматривается один из ее аспектов - вопрос о факторах, провоцирующих проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Актуальность избранной темы исследования определяется задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка. Детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и личностные качества. Изучение тревожности детей чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития, сохранением их здоровья. От степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Цель исследования: теоретически обосновать и изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Объект исследования: тревожность младших школьников с нарушением речи.

Предмет исследования: изучение тревожности младших школьников с нарушением речи.

Гипотеза исследования: особенностями проявления тревожности младших школьников с нарушением речи являются: замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, избегание ситуаций детьми, требующих употребления речи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие тревожность в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности тревожности младших школьников с нарушением речи.

3. Рассмотреть этапы, методы и методики исследования.

4. Разработать рекомендации по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Методы исследования: Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы.

Структура курсовой работы: титульный лист, введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Включает 41 источников. Работа изложена на 47 страницах.

Заключение

Изучение тревожности детей чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. Очевидно, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Тревожность - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

В нашей работе были теоретически обоснованы понятия тревожности. Рассмотрены исследования проблем тревожности в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрена сущность и значение тревожности младших школьников, рассмотрена тревожность как эмоциональное состояние. В работе мы выявили сущность понятия «тревожность», его отличие от понятий «тревога» и «страх». Рассмотрели особенности тревожности младших школьников с нарушением речи.

В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением речи большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: ребенок с нарушением речи более зависимы от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.

Для современной психологии актуальным является вопрос о взаимосвязи эмоций и речи в онтогенетическом развитии, в частности, проблема возникновения тревожности у детей с речевой патологией.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы мы можем сделать выводы, что у детей младшего школьного возраста с нарушением речи тревожность повышена, чем у детей младшего школьного возраста без нарушения речи, что обусловлено наличием у них повышенной чувствительности в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состоянием тревожности.

Список литературы

1. Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Залесов Г.М., Николаенко В.М., и др. —— М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. [Электронный источник]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0491/2_0491-67.shtml (дата обращения 31.03.2016);

2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЭР СЕ, 2008. − 159 с.

3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1995. №5. − С. 111−117.

4. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.:

5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. – 840 с.

6. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml?from_page=21

(дата обращения 31.03.2016);

7. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0125/1_0125-14.shtml#book_page_top (дата обращения 31.03.2016);

8. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-57.shtml#book_page_top (дата обращения 31.03.2016);

9. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. – М: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2006. – 415 с.

10. Горбунова Н. Е., Журавлёва Е. С., Международная научная школа психологии и педагогики // Ежемесячный научный журнал № 2 (10) 2015.

11. Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития.– СПб., 2002. С.47-60.

12. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.

13. Захаров А.И. Что снится нашим детям? – СПб. «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. –432 с. . - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/825835/(дата обращения 31.03.2016);

14. Зверева М. В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9519 (дата обращения 1.04.2016);

15. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.

16. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 252 с.

17. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми СПб.: Речь. 2006. — 160 с.

18. Костина Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии// Дошкольное воспитание. Мн., 2003 − № 10 с.54−61.

19. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0473/index.shtml?from_page=25 (дата обращения 02.04.2016);

20. Лауткина С.В. Логопсихология: учебно-методическое. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.

21. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. - 2005. - №2, С.12-15

22. Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 231 с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://bibl.tikva.ru/base/B2/B2Chapter16-4.php (дата обращения 02.04.2016);

23. Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/416839/ (дата обращения: 31.03.2016).

24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -- М., 2000 . - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0002/3_0002-29.shtml (дата обращения: 31.03.2016).

25. Малкова Е. Т. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. - №4.

26. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь.— СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.

27. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. 248 с.

28. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1- [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm (дата обращения: 31.03.2016)

29. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. —— 382 с.

30. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13

31. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике . – M.: Владос, 2006.-350с.

32. Прихожан А.М. "Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст". Спб.: - Питер, 2009. - 192 c.

33. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. - Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь .

34. Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети//Журнал Дошкольное воспитание, 1996 (№1). - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/138(дата обращения: 31.03.2016)

35. Сидоров К.Р. Вестник удмуртского университета философия. Социология. Психология. Педагогика // Тревожность как психологический феномен Вып. 2 - 2013.

36. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с. - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0317/3_031713.shtml#book_page_top (дата обращения: 31.03.2016)

37. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.

38. Чистякова М.И. Психогимнастика—2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с. . - [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/55856/ (дата обращения: 31.03.2016)

39. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 352 c

40. Щербатых Ю. Психология страха. -Ардис, 2006.

41. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984- [Электронный источник] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/502118/( дата обращения: 31.03.2016)

42. Долгова, В.И., Иванова, Л.В. Методические рекомендации по подготовке квалификационной работы на факультете психологии ЧГПУ / В.И. Долгова. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – 64 с.

43. Долгова В. И., Клочева Г. М., Бондарчук В. А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 26–30.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Изучение мотивации IT-специалистов
  2. Эпоха дворцовых переворотов 1721 - 1801
  3. Устойчивость объектов
  4. Конституция Германской Империи 1871 г, структура, содержание, значение
  5. Предпринимательский риск и способы его измерения
  6. Глобальные проблемы современной цивилизации
  7. Эволюция избирательной системы в Великобритании в 18-19 веках
  8. Пособие по временной нетрудоспособности
  9. Основные угрозы безопасности личности, общества, государства во внутриполитической сфере ( определение, сущность, классификация)
  10. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации)
  11. Социальная реальность в понимании Зиммеля и Вебера
  12. Обязанности и права гражданского служащего
  13. Публичное право в Древнем Риме
  14. Влияние сульфата меди на прорастание семян и рост проростков кукурузы
  15. Конституция РФ и ее развитие
  16. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  17. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  18. Право как мера справедливости
  19. Кем и когда основано село ( имение) Пуково
  20. Уголовная ответственность за преступления террористической направленности
  21. Административное правонарушение
  22. Деятельность профессиональных камерных хоров и их руководителей на примере Екатеринбургского муниципального камерного хора «Доместик» им. В.А. Копанева
  23. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  24. Аналитико-синтетическая деятельность мозга
  25. «Робинзон Крузо» как философский текст
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: