Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Институты брака и семьи в Мусульманском праве





Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика брачно-семейного права мусульман 5

1.1 Формы брака 5

1.2 Права и обязанности супругов 8

2. Семья в мусульманском праве 13

2.1 Значение семьи в мусульманских странах 13

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Введение

Актуальность исследования.

Под термином "брак" мы понимаем момент заключения супружеского союза между мужчиной и женщиной с целью создания семьи следующего поколения (в отличие от родительской семьи) и связанные с этим условия.

При этом не рассматривается "брак" в другом значении - как духовный союз или как факт совместного продолжительного проживания мужчины и женщины до рождения у них общих детей, что послужило бы поводом к преобразованию такого фактического сожительства в семью (правовое понимание гражданского брака исключает данную трактовку).

Нынешнее состояние религиозности в российском социуме детерминировано сменой государственного устройства России, религиозная жизнь в обществе развивается, возросло религиозное самосознание граждан. Одним из характерных феноменов недавнего времени является религиозный брак, который снова стал публичным, - число таких браков медленно, но неуклонно увеличивается.

В российском обществе нередки случаи дублирования гражданского брака, регистрируемого органами загса, конфессиональной церемонией бракосочетания/браковенчания, проводящейся приблизительно в одно время со свадьбой, особенно это характерно для тех, кто придерживается исламской религии. Этими общественными явлениями обусловлена актуальность темы исследования.

Целью работы является анализ институтов брака и семьи в мусульманском праве.

Задачи работы:

рассмотреть формы брака;

показать права и обязанности супругов;

определить значение семьи в мусульманских странах.

Заключение

Таким образом, брак для мусульман - это прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. Ислам считает, что главное предназначение брака - рождение и воспитание детей. Создание семьи почитается делом весьма важным, поскольку создается семья всей жизнью и на всю жизнь. В странах мусульманского мира под браком понимают легальный акт соединения и солидарности между мужчиной и женщиной, предполагающий долговременность срока действия и имеющий своей целью поддержание целомудрия и законного супружества, а также приумножение нации через образование семьи под патронажем мужа на твердых основаниях, обеспечивающих выполнение ими своих обязанностей, относящихся к безопасности, любви, миру и взаимоуважению.

Точка зрения на правовую природу брака как на институт особого рода вроде бы позволяет обозначить самостоятельный характер данной категории, отличной от всех других правовых явлений. Такое мнение было наиболее распространено в недавнем прошлом. Немалую роль на формирование именно этой позиции относительно сути брака сыграло как идеологическое отрицание буржуазной договорной концепции брака, так и атеистическое игнорирование брака-таинства. Однако необходимо разобраться с термином "институт", насколько уместно его применение в определении сущности брака. При более детальном рассмотрении этой концепции брака можно заключить, что представители данной теории под институтом особого рода понимают договор (соглашение) особого рода, т.е. семейно-правовой договор, не входящий в систему гражданско-правовых сделок.

Исследование различных этноправовых концепций брака позволило определить авторскую позицию в отношении категории "брак", с указанием на двойственность его сущности: в значении юридический факт (основание возникновения правоотношения) брак - особый семейно-правовой договор; в значении правоотношение (супружество) - это союз (общность) мужчины и женщины, объединенных общей целью, направленной на создание семьи. Выявление дуализма понятия "брак" позволяет определить сущность этого социального института, показать необходимость и эффективность правового регулирования отношений в матримониальной сфере. Бесспорно, что брак в социологическом смысле - более широкая категория, чем брак в юридическом смысле. Вместе с тем заметим, что в связи с признанием фактических брачных отношений наряду с зарегистрированным браком на территории некоторых современных государств эти две категории тождественны.

Список литературы

Аляутдинов Ш. Семья и Ислам. Москва; СПб.: Диля, 2011. С. 67 - 68.

Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юрист, 2000. С. 300.

Вводный закон к Германскому гражданскому уложению от 18 августа 1896 г. (по сост. на 2000 г.) // Международное частное право: Сборник нормативных актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. М.: Велби: Проспект, 2006. С. 389 - 390.

ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 1116. Религия в жизни россиян // URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=11099 (дата обращения 05.05.2012).

ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 1116. Религия в жизни россиян // URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=11099 (дата обращения 05.05.2012).

ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 1963. Зачем россияне приходят в храм? // URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543 (дата обращения 05.05.2012).

Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Междунар. отношения, 1993.

Залесский В.В. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные положения. М.: Издания г-на Тихомирова М.Ю., 2004. С. 33 - 34.

Ибрагимова Е.М., Галимуллина С.К. Исламское семейное право: Учеб. пособие. Казань: Магариф, 2008. С. 23.

Ибрагимова Е.М., Галимуллина С.К. Исламское семейное право: Учеб. пособие. С. 45.

Ильина О.Ю. Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной // Семейное и жилищное право. 2006. N 4. С. 33.

Карлсон А. Общество - семья - личность: социальный кризис Америки. М., 2003. С. 156.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: БЕК, 1996. С. 408.

Косарева И.А. Институт брака: Сравнительно-правовое исследование. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 122.

Международное частное право и сравнительное правоведение / Х. Кох, У. Магнус, П. Винклер Фон Моренфельс; пер. с нем. Ю.Н. Юмашева. М.: Междунар. отношения, 2003. С. 88 - 89.

Международное частное право: Сборник нормативных актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. С. 387.

Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран арабского Востока // Правовое регулирование экономики. М., 1979.

Мухаммед Акла. Семья в исламе: на араб. яз. Амман, 1983. Т. 1. С. 182 - 183.

Семейный кодекс Российской Федерации // Правовая база "КонсультантПлюс". URL: http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=122398; fld=134;dst=4294967295; from=113688-0 (дата обращения 05.05.2012).

Скаридов А.С. Международное частное право: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова: Изд-во "Полиус", 1998. С. 511 - 512.

Соколовский Лаврентий. О постепенном развитии идеи брака в древнем мире. СПб.: Тип. Конрада Вингребра, 1843. С. 2.

ст. 90 ч. 1 т. 10 и примечания от 1907 г. к ст. 31 ч. 1 т. 10 Свода законов гражданских Российской империи.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1996. С. 64.

Федеральный закон Швейцарии от 18 декабря 1987 г. "О международном частном праве" (с изм. 1998 г.) // Международное частное право: Сборник нормативных актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. С. 394.

Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. Мусульманское семейное право. СПб., 2010.

Шариат: религия, нравственность, право // Эхо Кавказа. 1992.

URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения 01.05.2012).

Anna Wurth. Women's Rights in the Arab World: Overview of the Status of Women in Family Law with Special Reference to the Influence of Islamic Factors. Eschborn, 2004. P. 23; URL: www.gtz.de/women-law.

Maurice Borrmans. Statut personnel et famille au Maghreb de 1940 a nos jours. Paris, 1977. P. 18.

Slim Jahel. Droit magrebin de la famille // Revue international de Droit Compare. 1994. No 1. P. 54.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Мотивационная сфера личности
  2. Медицинские информационные системы
  3. Уголовно-процессуальные функции дознания фсб
  4. Правовые основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления
  5. саморазвитие руководителя
  6. Организация работы с тревожными детьми
  7. Юридическая практика
  8. Выращивание кристаллов из растворов в расплавах
  9. Идеи управления в школе Чарльза Хортона Кули
  10. Новые технологии обучения математике 8-11 классъ
  11. Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию работы автоцентра Benz
  12. Методы оценки финансовых активов Газпром
  13. Контрольная работа Религиозная философия
  14. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  15. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Пожарный Максимум».
  16. Этика Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
  17. Кинология
  18. Проблема антропосоциогенеза
  19. Психологопедагогические особенности детей дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи)
  20. Эссе по худ.фильму Нюрнбергский процесс
  21. Теория денег у классиков политической экономии ( Тюрго, Смит, Рикардо, Мальтус ,Сэй, Милль)
  22. Становление и развитие местного самоуправления МО г.Сестрорецк
  23. Особенности Российского федерализма
  24. Избирательное право в зарубежных странах понятие, принципы, структура
  25. Правоотношение как вид общественного отношения
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: