Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Иностранная интервенция в Россию роль, цели и задачи





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел 1. Предпосылки и причины гражданской войны 8

Раздел 2. Интервенция против страны Советов 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Введение

Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.

Тема гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях и художественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве.

Достаточно сказать, что истории гражданской войны посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. В то же время нужно заметить, что у многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России.

Для одних героем остается Павка Корчагин, для других - поручик Голицын. Одни знают войну по фильмам "Свадьба в Малиновке", "Неуловимым мстителям" и песням типа "Батька Махно смотрит в окно...", представления других - основаны на "Тихом Доне" М.А. Шолохова, мемуарах А.И. Деникина, на более точных исторических фактах.

Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню” Алексея Суркова.

Не сосчитать, сколько юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской - “Каховка”, «Орленок», «Дан приказ ему на запад», «Боевой 18-й год».

А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с извергами-большевиками, готовность нести мученический крест через подвалы Лубянки и застенки Одесского губчека.

Однако гражданская война - это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы.

Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

Учитывая достаточно развитую в советской исторической науке традицию обращения к проблемам гражданской войны в России, объем и характер накопленных историографических источников, историографический анализ представляет самостоятельный исследовательский интерес. В тоже время имеет смысл обратить внимание на некоторые положения. Несмотря на количество опубликованных работ по истории гражданской войны на Кубани, они в достаточной степени еще не стали важнейшей составляющей событий, происходивших в России. Это обстоятельство обуславливает необходимость концентрации внимания как на общих характеристиках гражданского противостояния, так и особенностях, проявившихся на региональном уровне.

Хронологически советская историография охватывает период с 1917 года - до конца 80-х гг., весьма условно, свыше семидесяти лет. В историографическом потоке работ этого периода можно выделить несколько этапов.

I этап - 1917 год - конец 20-х годов - период становления советской историографии, для которого характерно противоборство исследовательских идеологий; утверждение «культовых» явлений; кардинальное преобразование организационных основ исторического знания; перемещение исследовательского интереса в сферу социально-экономических отношений, классовой борьбы и революционных движений.

II этап - конец 20-х-начало 50-х годов - период развития советской историографии, утверждения «сталинизма», ее типологических черт; господства единой марксистской методологии; политизации и идеологизации исторического знания; догматизации исторической проблематики; распространения иллюстративно - цитатнического метода; самоизоляции от «зарубежной» науки; тотальной борьбы с «буржуазными фальсификаторами истории», в первую очередь по проблемам революции и гражданской войны.

III этап - начало 50 - середина 60-х годов, так называемая «хрущевская оттепель», для которого были характерны попытки реформировать все области жизни, в том числе, научную; осуждение культа личности Сталина, стремление преодолеть его последствия; попытки демократизации общественной жизни; дискуссии по проблемам истории; более критическое отношение к марксизму, призывы к новому «прочтению» марксистских, в том числе, ленинских работ.

IV этап - середина 60 - конец 80-х годов, время, когда в историографии все более заметно стали проявляться кризисные явления: разрыв между количеством накопленного исследовательского материала и уровнем его теоретического осмысления. Проявлялась стагнация в сфере проблематики, освоения документальной базы, исследовательских технологий.

В связи с необходимостью систематизации большого объема литературы историографический обзор в данной статье осуществляется с учетом методологических, целевых, проблемно-тематических и территориально-хронологических характеристик опубликованных работ. Литература по рассматриваемой проблеме может быть условно разделена на группы.

К первой группе относятся работы по истории революции и гражданской войны теоретического, историографического и источниковедческого характера [2]. Естественно, что новый уровень теоретического осмысления проблемы потребовал особых источников и, как следствие, совершенствования методов их аналитического осмысления. Развитие историографии, помимо других возможных ее концептуальных измерений, можно представить в виде смены исследовательских парадигм, которые выдвигают на первый план тот или иной способ пространственного моделирования истории.

К особой группе целесообразно отнести общие, фундаментальные исследования по истории революции и гражданской войны в России [3], позволяющие достаточно четко представить место и значение региональных событий в революционной истории страны. Важным шагом в изучении интервенции и гражданской войны на региональном уровне стало издание трудов под общей редакцией И.И. Минца [4].

Центральной исследовательской проблемой в работах данного типа стали вопросы военного противостояния революционных и контрреволюционных сил. При этом важно подчеркнуть особое внимание, уделяемое авторами таким районам как Дон, Кубань, Терек, относящимися многими исследователями к так называемой «казачьей Вандее» [5]. И хотя вопрос о специфических характеристиках гражданской войны в регионе не являлся предметом целостного изучения, различные стороны проблемы в той или иной степени

затрагивались в многочисленных исследованиях по истории гражданской войны.

В отдельную группу можно выделить специальные работы по истории революционных событий и гражданской войны на Юго-Востоке, Северном Кавказе [6], Кубани [7]. На общем фоне событий, происходивших в России, в них исследуется широкий круг проблем регионального характера: социально-экономические и политические

особенности развития народов этих сложных многонациональных образований. Усилия историков в этом направлении вполне правомерно привели к повышению статуса региональной истории в системе исследовательских приоритетов.

В данном случае речь идет не просто о разности предпочтительных для анализа территориальных масштабов развертывания событийной истории, но и о разности связанных с ними исследовательских структур, в каждой из которых отражены практически все атрибуты научной парадигмы - особая теоретическая основа, характерный проблемный диапазон, своя система методов. В этом проявляется не только специфика, присущая определенному территориальному масштабу видения истории, но и концептуальная новизна региональных исследований.

Заключение

Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей. Промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в семь раз, сельскохозяйственное на 38%. Почти вдвое уменьшилась численность рабочего класса.

Часть пролетариев погибла на фронтах, часть осела в различных государственно-бюрократических структурах или вернулась в деревню. Многие из оставшихся воз­ле погашенных заводских котлов (1,5 млн. в 1920 г. и 1 млн. в 1921 г.) переживали состояние, известное как «деклассированно пролетариата»: перебивались случайными занятиями. Рабочих все глубже охватывало разочарование. Их «революционное классовое сознание», к которому не без успеха взывала с 1917 г. компартия, явно притупилось. И это в условиях, когда в деревне в результате аграрной революции значительно увеличился слой мелких собственников.

Крестьянство «осереднячилось», в нем сгладилось резкое выделение в сторону кулака (около 3%) и в сторону беспосевщикасельского батрачества и бедноты (около 35%). В боях, а также от голода, болезней, белого и красного террора погибло 8 млн. человек. Около 2 млн. человек - почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита дореволюционной России - были вынуждены эмигрировать. Под воздействием небывалой жестокости братоубийственной войны деформировалось общественное сознание. В нем удивительным образом уживались вера в светлые идеалы и во всемогущество насилия, революционный романтизм и пренебрежение человеческой жизнью.

Список литературы

1. Волобуев О. В.Россия и мир. ХХ век: Учебное пособие/О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин. ­- 2-е изд., стереотип. ­- М.: Дрофа; Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2007. ­- 253 с.: ил., карт. + 32 л. цв. вкл.

2. Зуев М. Н.История России с древности до наших дней: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. ­- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»,2003. ­- 928 с.

3. Левандовский А. А.Россия в ХХ веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов.­- 5-е изд.­- М: Просвещение, 2001.­- 368 с., 16 л. ил., карт.: ил.

4. Новейшая история Отечества. ХХ век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. ­- Т.1/Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина ­- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. ­- 496 с.

1. Шеуджен Э.А. Историография. История исторической науки. Курс лекции. Майкоп, 1999. С. 189.

2. Шерман И.Л. Советская историография гражданской войны в СССР (1920-1931). Харьков, 1964;

3. Минц И.И., Наумов В.П. Изучение истории Октября и гражданской войны // Изучение отечественной истории в СССР между XXIV и XXV съездами КПСС. М., 1978;

4. Поликарпов В.Д. Начальный этап гражданской войны. М., 1980;

5. Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября. М., 1981;

6. Футорянский Л.И. Современная советская историография о казачестве периода гражданской войны // Историография гражданской войны и империалистической интервенции (1918-1920 гг.). М., 1983;

7. Актуальные вопросы историографии Октября на Дону и Северном Кавказе / отв. ред. А.И. Козлов. Ростов н/Д, 1986;

8. Гугов Р.Х., Козлов А.И., Этенко Л.А. Вопросы историографии Великого Октября на Дону и Северном Кавказе. Нальчик, 1988;

9. Кривошеенкова Е.Ф. Гражданская война и военная интервенция (историко-партийные историографические аспекты). М., 1989. С. 143-148 и др.

10. Гражданская война 1918-1921 гг.: в 2 т. М., 1928-1930;

11. История гражданской войны в России 1917-1922 гг.: в 5 т. М., 1939-1960;

12. Краткая история гражданской войны в СССР. М., 1962; История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т. 7;

13. Минц И.И. История Великого Октября: в 3 т. М., 1973; Гражданская война в СССР: в 2 т. М., 1980; Какурин Н.Е. Как сражалась революция: в 2 т. М., 1990 и др.

14. Империалистическая интервенция на Дону и Северном Кавказе / под общ. ред. И.И. Минца; отв. ред. А.И. Козлов. М., 1988 и др.

15. 5. Борисенко И.П. Советские республики на Северном Кавказе в 1918 году. Ростов н/Д, 1930. Т. 1. С. 8-9;

16. Янчевский Н.Л. От победы к победе. Ростов н/Д, 1931. С. 3; Алексашенко А.П. Крах деникинщины. М., 1966. С. 28;

17. Янчевский Н.Л. Краткий очерк истории революции на Юго-Востоке (1917-1920). Ростов н/Д, 1924;

18. Буркин Н.Г. Октябрьская революция и гражданская война в горских областях Северного Кавказа. Ростов н/Д, 1933;

19. Разгон И.М. Орджоникидзе и Киров в борьбе за власть Советов на Северном Кавказе. М., 1941;

20. Сухоруков В.Т. XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920 гг.). М., 1961;

21. Кириенко Ю.К. Крах калединщины. М., 1975; Он же. Революция и донское казачество (февраль-октябрь 1917г.). Ростов н/Д, 1988; Козлов А.И. На историческом повороте. Ростов н/Д, 1977;

22. Сергеев В.Н. Банкротство мелкобуржуазных партий на Дону. Ростов н/Д, 1979;

23. Ермолин А.П. Революция и казачество (1917-1920 гг.). М., 1982;

24. Хмелевский К.А., Хмелевский С.К. Буря над Тихим Доном: исторический очерк о гражданской войне на Дону. Ростов н/Д, 1984 и др.

25. 7. Ладоха Г. Очерки гражданской борьбы на Кубани. Краснодар, 1923; Лола М. О кубанском казачестве. Ростов н/Д, 1926;

26. Соколов Г.В. Интервенты на Кубани (1917-1920 гг.). Краснодар, 1957;

27. Волошко Т. Памятный двадцатый год. Краснодар, 1964;

28. Козлов А.И. Борьба трудящихся Черноморья за власть Советов (1917-1920 гг.). Ростов н/Д, 1972;

29. Осадчий И.П. Октябрь на Кубани. Краснодар, 1977;

30. Осадчий И.П. За власть трудового народа 1917-1920 гг. Краснодар, 1987;

31. Бугай Н.Ф., Джимов Б.М. От ревкомов к Советам на Кубани. Майкоп, 1989; Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1990 и др.

32. 8. Раенко-Туранский Я.Н. Адыги до и после Октября. Ростов н/Д, 1927; Очерки истории Адыгеи: в 2 т. Майкоп, 1957, 1981;

33. История народов Северного Кавказа: (конец ХУПТ-1917 г.). М., 1988; Адыгея. Историко-культурный очерк. Майкоп, 1989 и др.

34. Крушение антисоветского подполья в СССР: в 2 кн. М., 1986 и др.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Общественные отношения, в сфере социальных пенсий
  2. Вопросы по предмету основы физкультуры
  3. Труднорешаемые задачи. Искусственный интеллект
  4. Гендерная идентичность в СМИ
  5. Фотоэлектронная эмиссия и ультрофиолетовая фотоэлектронная спектроскопия
  6. Мотивация трудовой деятельности
  7. Публичная служба в РФ и Италии
  8. Конституционное право
  9. Психологические особенности жизнестойкости студенческой молодежи
  10. Закон в системе нормативно-правовых актов
  11. Православные и мусульмане сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций
  12. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля
  13. Совершенствование кадровых технологий
  14. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ
  15. Социальная психология
  16. Методы обеззараживания воды
  17. Брак и семья в римском праве
  18. РЖД
  19. Научные основы планирования
  20. Влияние Византии на формирование древнерусской культуры
  21. Физическая культура
  22. Философия эпохи Возрождения
  23. Межбанковские кредитные операции АО КБ «Газпромбанк».
  24. Инфляция
  25. Расчетно-графическая работа
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: