Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет





Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава1 Теоретические основы исследования развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр 7

1.1 Анализ психолого-педагогических подходов к проблеме развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста 7

1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста 13

1.3 Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей детей 4 года жизни 17

Глава 2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр 25

2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных способностей детей 4 года жизни 25

2.2 Система работы по развитию способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр 32

2.3.Контрольный этап экспермента 39

Заключение 42

Библиографический список 43

Приложения 46

Введение

Актуальность исследования. В последние годы среди множества проблем развития личности особое внимание ученые-психологиЛ.С.Выготский, М.И.Лисина, А.В.Усова уделяют развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день она актуальна, потому что, чтобы успешно адаптироваться к жизни в обществе необходимо овладеть коммуникативными навыками. Эта проблема встречается как в теоретической литературе, так и нашла свое применение в практической деятельности.

По мнению ученых А.А. Бурлакова; О. П. Дегтярева, О. Н. Коган,

М.Э. Вайнер, Е. А. Смирнова, именно дошкольное детство является главным началом для овладения коммуникативными навыками, потому что без общения развитие личности невозможно. Именно в процессе общения ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает определенные знания, овладевает умениями и навыками, формирует сознание и самосознание. Дети в этом возрасте приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у них формируются определенные отношение к взрослым , к трудовой деятельности , вырабатываются навыки правильного поведения, они учатся общаться со взрослыми, складывается характер.

Развитие коммуникативных способностей будет эффективнее проходить, если педагоги дошкольного образования будут включать в свою работу подвижные игры, в которых дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, они учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.[ 6;150-152]

Также подвижные игры это средство всестороннего развития ребенка.Поэтому в нашем исследовании мы сделали вывод, что именно подвижная игра является средством позволяющим развивать коммуникативные способности и Большой вклад в изучение проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. Они считали, что обучение основам общения нужно начинать как можно раньше, используя разнообразные методы и приемы.

На сегодняшний день проблемой развития коммуникативных уменийзанимается М.И. Лисина. Она считала, что общение для ребенка - это «активные действия», с помощью которых ребенок передает другим и получает от них необходимую информацию, устанавливает с окружающими нужные ему отношения и умеет согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности.

Она выделяет в сфере общения детей со взрослыми три средства:

-экспрессивно-мимические

- предметно-действенные

-речевые средства.

В контактах со сверстниками ребенок пользуется такими же средствами что и со взрослыми и к трем годам он, фактически , уже обладает ими.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДОО) и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».[25]

Благодаря стандарту в работе дошкольных образовательных организациях появилась новая образовательная область «Коммуникация». Для того, чтобы успешно адаптироваться в обществе воспитателю необходимо сформировать у ребенка социально-коммуникативные качества, то есть те качества которые необходимы детям для общения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема общения дошкольников со сверстниками изучается многими учеными, которые видят её с разных точек зрения.

Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие коммуникативных способностей у детей 4 года жизни.

Гипотеза исследования:

развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:

- учить детей использовать разные коммуникативные ситуации и знать правила;

- использовать различные подвижные игры, которые способствуют развитию коммуникативных способностей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить особенности развития детей среднего дошкольного возраста

-Определить значение развития коммуникативных способностей у детей 4 года жизни.

-Выявить методы развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет на основе использования подвижных игр;

- разработать систему работы по развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Объект исследования: коммуникативные способности детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет.

При решении поставленных задач мною был использован комплекс методов:

Теоретические:

-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-изучение и анализ нормативно-правовых документов.

Эмпирические:

-педагогическое наблюдение и эксперимент

Диагностика коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста авторы Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина; беседа с воспитателем; диагностика развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста автора И.Б.Дермантовой.

-обобщение эмпирических данных.

Математические:

-анализ и обработка полученных данных.

Теоретическая и практическая значимостьисследования данной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях с целью повышения уровня развития коммуникативных качеств посредством подвижных игр у детей 4-5 лет.

Методологической основой данной работы явились принципы отечественных педагогов:

-принцип развивающего обучения (В.В.Давыдова);

-теория детского личностного развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев)

База исследования: МБОУ ДОО « Прогимназия Интелект» г. Владикавказа.

Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав , заключения, библиографического списка , приложения.

Заключение

В данной исследовательской работе была проанализирована проблемаразвития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

В первой главе работы «Теоретические основы исследования развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр» на основании научно-методической и психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы: рассмотрели точку зрения психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.В.Запорожец, М.И.лисина на понятие общения и коммуникативных способностей, узнали с чего надо начинать развитие коммуникативных способностей и какие методы и приемы использовать для эффективного достижения поставленной цели. Ребенок должен овладеть такими качествами как:

-желание вступать во взаимодействие;

-способность слышать и сопереживать;

-разрешать сложные вопросы взаимодействия;

-владеть правилами эффективного общения.

Также узнали как подвижные игры влияют на развитие коммуникативных способностей и пришла к выводу, о том, что умение общаться - важное качество для человека и особенно для ребенка.

Во второй главе «Экспериментальное исследование развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возрастав процессе организации подвижных игр» мы провели эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей детей 4-5 лет посредством подвижных игр.

Материалы, полученные в нашем исследовании, подтвердили выдвинутую мною гипотезу, о том, что подвижная игра влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей.

Результаты нашего исследования демонстрируют следующее:

В экспериментальной группе 3 ребёнка получили низкий результат, 4-средний и 3 ребёнка высокий результат, а в контрольной группе показатели уровня развития коммуникативных способностей оказались выше: средний и высокий уровень были равны, а низкий получили 2 ребенка, что говорит о результативности выбранных методик.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные игры способствует развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста, но учить детей умению общаться необходимо как можно раньше ,используя разнообразные методы и приемы. А хорошим средством развития коммуникативных способностей является подвижная игра. Цели и задачи поставленные во введении были достигнуты.

Список литературы

1. Ю.В.Акулова ,А.Г.Гогоберидзе, Т.и.Гризик и др., Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагоговнауч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с.

2. Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных способностей / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. — с. 10-12.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003. – 54 с.

4. Аралова М.А. Справочник психолога детского сада. –М.: ТЦ Сфера 2007.-272 с.

5. Баташев А.В. Диагностика способности к общению .-СП.б.: Питер, 2006.-176 с.

6. Психология общения. Энциклопедический словарь /под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.

7. Подвижные игры практический материал/Под ред. Л.Былеевой. – М.: СпортАкадемПресс. 2002.-279с.

8. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у средних дошкольников.М.:Аркти, 2012 96 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В.Давыдова. –М.: Педагогика 2011. 150 с.

10.Доронова М.А. Роль подвижных игр в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста /М.А.Доронина//дошкольная педагогика.-2007.-№4.-с.10-14

11.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей/Дошкольное воспитание 205.-№10

12. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников //2006.-№3 с.36-38

13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»)

14.. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников/М.В. Корепанова.-М.,2005. - 150с.

15. Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 2002. 160с.

16. Полякевич Ю.В, Осина Г.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.- 130 с.

17. Проняева С.В. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.07 – Екатеринбург 1999 -27 с. (дата обращения 25.02.16)

18. Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч.- 2001.- № 4.-с.17-21

19. Смирнова Е.О. Ребенок. Взрослый-сверстник Методические рекомендации.-М.: МГППУ, 2003.- 140 с.

20. Смирнова Е.О. и Е.А.Калягина Диагностики на уровень сформированности коммуникативной сферы дошкольного возраста . М.: ТЦ сфера,2008-120 с.

21. Тоцкая Е.Н. Формирование взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста в подвижной игре: актуальность проблемы и пути совершенствования/Е.Н.Тоцкая-Волгоград: ВГАСК, 2007, -с 82-83

22. Тоцкая Е.Н. Проблема общения дошкольника со сверстниками/Е.Н. Тоцкая//-Тамбов, 2009. – с. 182-186

23.Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ.Учеб.Заведений/Г.А.Урунтаева 6-е изд, перераб. Доп. М: Издательский центр «Академия» , 2006.-368 с.

24. Ушакова О.С. научно-практический журнал. ДОУ.-М.: ТЦ сфера,2006, №1.

25.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.03.2016).

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / Под.Ред. И.В.Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005.-349 с.

27. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.

28. Шмаков С.А. Коммуникативные игры. М.: Просвещение 2010. с. 96-113

29. http:// www.menobr/ru./

30. http://xreferat.com/84

31. https://mon.tatar.ru/


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Мировой рынок рекламы
  2. Бух учет
  3. Антикризисное управление на производственном предприятии
  4. Методика развития координационных способностей
  5. Позиция европейского суда по правам человека сложившаяся в ходе применения
  6. Бухгалтерский учет денежных средств
  7. Корпоративные отношения в акционерных обществах по законодательству РФ
  8. Исследование особенностей регулирования труда работников транспорта
  9. Социально-экономические особенности российской социально-экономической
  10. Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет
  11. Государственно правовое регулирования социальной защиты в сфере материнства и детства
  12. Отчет по практике в кадастровой палате юрисконсульта
  13. Несостоятельность идеологии перестройки. Эволюционный путь с революционными последствиями
  14. Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры
  15. Понятие и содержание права собственности (гражданское право)
  16. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ
  17. Взаимосвязь способа проведения досуга и уровень агрессивности
  18. Ограничение виндикции в Российском гражданском праве
  19. Хеджування в системі мінімізації фінансових ризиків
  20. Мороженое фруктовый лед
  21. Разработка локальной вычислительной сети для ООО «Пактум»
  22. Уголовная ответственность за должностные преступления
  23. Предварительное расследование ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
  24. Особенности уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
  25. эффективности финансового менеджмента и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия на основе современных методик управления, анализа и прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: