Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества





Содержание

Введение

Глава I. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе

1.1 Информационные технологии в государственном управлении. Государство в сети

1.2 Электронное правительство и гражданское общество: практика взаимодействия

1.3 Зарубежный опыт

Глава II. Реализация принципов электронного правительства в РФ: опыт и достижения

2.1. Нормативная база внедрения электронного правительства

2.2. Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Глава III. Трудности по внедрению электронного правительства в Российской Федерации. Рекомендации по совершенствованию проектов реализации электронного правительства

3.1 Повышение открытости и прозрачности в деятельности государственных органов.

3.2. Целевая программа «Информационное общество»

3.3. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В 1980-1990-х годах прошлого века многие страны столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, так как они не отвечали вызовам времени, что привело к осознанию необходимости использования информационно - коммуникационных технологий в государственно - административном управлении и нашло реальное отражение в концепции E-government- «электронное правительство».

Реформирование государственного управления путем введения электронного правительства относится к системной долгосрочной миссии, результатом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество. Для вхождения в глобальное информационное общество, необходима разработка системы электронного правительства как части государственного управления. В сфере государственного управления ключевым фактором, отрицающим или оправдывающим конкретные методы и формы деятельности, традиционно считается эффективность. Поэтому большинство частных проблем реализации государственного управления можно объединить в одну, наиболее общую и актуальную как на региональном, центральном (федеральном), так и на межгосударственном уровнях - проблему эффективной организации работы системы административно-государственного управления.

Актуальность темы обусловлена внедрением информационно-коммуникационных технологий в процессы управления и обменом информацией посредством электронного взаимодействия, в связи с широким распространением информационных технологий, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг.

Целью дипломной работы является исследование развития электронного правительства в государственных органах, его влияние на жизнь граждан, выявление трудностей, возникающих в процессе реализации, оценка достижений, а также формирование нормативно-правовой базы для оптимизации реформы информационного сопровождения управленческой деятельности (ЭП).

В соответствии с поставленной целью был сформулирован следующий круг задач:

- рассмотреть историю возникновения, этапы развития, современное состояние электронного правительства;

- проанализировать текущее состояние и перспективы дальнейшего внедрения проекта;

- изучить мировую практику;

- выявить проблемы и перспективы развития электронного правительства.

Объектом исследования является электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества.

Предметом исследования является электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе, модели электронного правительства, мировой опыт создания и использования электронных правительств, электронное правительство в России: современные тенденции и перспективы.

Методологической основой исследования являются формально - юридический, диалектический, системно - структурный, сравнительно - правовой, исторический, хронологический, системно-правовой, социологический, метод исследования документов, метод системного анализа.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

Внедрение информационно - коммуникационных технологий является одной из составляющей современного этапа развития государства. Глобальной сети принадлежит особая роль в этом процессе. Интернет все активнее применяется в политическом процессе и открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия органов власти, коммерческих структур и граждан. Олицетворением таких управленческих инноваций является электронное правительство (e-government).

Идеи электронного правительства появились с начала 1990-х годов в ходе реализации административных реформ в западных странах. Отправной точкой стал кризис господствовавшей бюрократической модели управления, а также подрыв доверия населения к традиционным политическим институтам, обеспечивавшим легитимность власти на протяжении всего столетия.

Электронное правительство открыло возможности более эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, предоставило новые способы вовлечения граждан в процессы выработки и реализации государственной политики, с акцентом на свободное обсуждение проблем и равноправное участие всех заинтересованных сторон в процессе принятия решений. Современная политическая система в России характеризуется тесной взаимосвязью трех основных проблем: неэффективностью функционирования, коррупцией и устаревшей системой государственного управления.

Для изменения ситуации в России требуется не просто очередные «наведение порядка» или «рационализация» существующей системы управления. Неотложным представляется проведение радикального обновления государственной власти, лейтмотивом которого должен стать переход к рассмотрению государства как сервисной системы (основного поставщика услуг).

Отказ от ориентации на граждан и максимальное удовлетворение их потребностей, привел к тому, что сегодня в России возникает псевдо электронное правительство, где удобство оказываемых услуг, принадлежит бюрократии. В этом смысле клиентом «Электронной России» стало само государство.

Опыт реализации «Электронной России» показывает, что принципы западной модели электронного правительства, с ее сервисным подходом к государству, ориентацией на граждан, усилением открытости и прозрачности, в России не могут быть применены в полном объеме. Вместе с тем, это вовсе не означает, что нужно полностью отказаться от использования некоторых элементов программ западного образца.

В сложившихся условиях политическая стратегия создания электронного правительства в России нуждается в корректировке. Необходим новый подход, в котором приоритетом должно стать выявление и устранение при помощи ИКТ узких мест в функционировании развитии политических, правовых и административных институтов, а не привычное решение технологических проблем. Электронное правительство должно рассматриваться как инструмент достижения целей административной реформы, способный модернизировать всю систему управления.

Электронное правительство требует сильного политического лидерства, которое сможет победить сопротивление бюрократии, а также обеспечить непрерывный приток ресурсов и информации, необходимых для выполнения поставленных задач.

Наконец, возможна организация новых форм сотрудничества государства и бизнеса в сфере проектов e-government. Международный опыт показывает, что не обязательно вкладывать огромные средства в создание интернет-порталов, действующих по принципу «одного окна». Граждане хотят иметь доступ к правительственной информации и услугам непосредственно со своих домашних страниц в социальных сетях, принадлежащих бизнесу и пользующихся большой популярностью. Государству лишь остается присоединить эти сети и использовать их в качестве посредников для оказания услуг, при этом сосредоточив свою основную активность на создании инфраструктуры, раскрывающей исходные правительственные данные для общего пользования и комментариев. Подобные формы сотрудничества могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России.

Таким образом, электронное правительство не должно иметь место надежды на «пудинг быстрого приготовления» в смысле использования какой - либо чужой модели как готовой для себя. Нельзя рассматривать какую - либо методику или модель эффективности как готовую навсегда. Во всем мире процесс создания и функционирования электронного правительства рассматривается как эволюционный. Осознание и понимание этого факта требуют рационального подхода к формированию структуры модели эффективности электронного правительства для Российской Федерации.

Список литературы

1. Баранов Н.А. Тема 11: Электронное правительство в системе административного управления; Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч/Под редакцией Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007; Политико-административное управление: Учебник./ Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Издательство РАГС, 2004; 496-с.

2. Голобуцкий А., Шевчук О. Электронное правительство. - М.: Знание, 2014.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». // [Электронный ресурс]. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/ .

4. Някина Е.С., Погодина Е.С. Государственное управление. Электронный вестник. // Апрель 2012 - Выпуск - № 31 - С. 2 - 3.

5. Баранов Н.А. Тема 11: Электронное правительство в системе административного управления; Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч/Под редакцией Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007; Политико-административное управление: Учебник./ Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Издательство РАГС, 2004; 496-с.

6. Трутнев Д.Р. Инфраструктура доверия в государственных информационных системах. Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 95 с.

7. Баранов Н.А. Тема 11: Электронное правительство в системе административного управления; Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч/Под редакцией Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007; Политико-административное управление: Учебник./ Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Издательство РАГС, 2004; 496-с.

8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с изменениями и дополнениями).

9. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями).

10. Электронные правительства: потенциал и практическое использование / под ред. Ивановой Г.Р. - М.: Знание, 2013.

11. Уоллер П., Ливси П., Эдин К. Электронное правительство на службе демократии. // Менеджмент в России и зарубежом, 2014, № 8

12. Кузнецов П.У. Административная реформа в контексте формирования электронного правительства: терминологические проблемы // Российский юридический журнал. - 2012. . - № 3.

13. Демидов А.А. Проблемы контроля безопасности информации на объектах телекоммуникационных систем органов государственного управления. Учебное пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2015. - 70 с.

14. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

15. Погодина Е.А., Афанасьев В.П., Афанасьева Е.В. Государственное управление. Электронный вестник // Апрель 2013 - Выпуск - № 37 - С. 70-71.

16. Олсон М. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу, М. Инфра - М, 2014.

17. Теория государства и права : учеб. (для юрид. вузов) / А.Б. Венгеров. - 10 изд., стереотип. - М. : Омега-Л, 2014. - С. 238-241.

18. Данилов Н.А. Электронное правительство и трансформационные изменения публичного сектора // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Научный журнал. 2012. № 5. С. 26 - 35.

19. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М. : Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. - С. 250 - 252.

20. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 17 - 19.

21. Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. - М. : «ТРЕЙН», 2007. - С. 215 - 216.

22. Электронное правительство как концепция государственного управления. - М.: Про эн контра, 2014.

23. Данилов Н.А. Социальная справедливость в информационном обществе: проблема цифрового равенства // Информационное право. 2012. №2 (29). С. 5- 6.

24. Макаревич М.И. Государственное и муниципальное управление: методология, практика и возможности компьютерного моделирования структур, функций, процессов органов власти. Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 87 с.

25. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М. : Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. - С. 250 - 252.

26. Павлютенкова М.Ю. «Электронное правительство: западный опыт в Российской проекции» IX Всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (IMS-2006), с 174.

27. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации; Politbook - 2013-2; С-94.

28. Стратегический план реализации электронного правительства Министерства энергетики США. - Зарубежом, 2014, № 5.

29. Данилов Н.А. Обеспечение права на доступ к информации в Великобритании // Электронное государство: правовые аспекты. Вып. 1. М.:Издательство «Юрист», 2012. С. 165 - 170.

30. О государственной автоматизированной информационной системе «Управление»: пост. Правительства Рос. Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 22 ноября 2013 г. № 1056 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 1, ст. 101; 2013. - № 48, ст. 6259.

31. Данилов Н.А. Проблемы обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти» // Лаборатория 20-30.Информационные ресурсы в электронной среде: сборник докладов молодых ученых на международной научно-практической конференции «Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде» / [науч. ред. к. ю. н. К.Н. Княгинин]. - СПб.: ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», 2012. С. 28 - 40.

32. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для магистров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 101.

33. Административная ответственность в данной сфере должна включать в себя ответственность за неполноту и несвоевременность формирования государственных информационных систем, непредставление информации законно заинтересованным субъектам; предоставление несвоевременной или недостоверной и некачественной информации, разглашение конфиденциальной информации; порча или утрата документов; нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере; отнесение информации, предоставляемой в обязательном порядке, к информации с ограниченным доступом и т.д.

34. Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 декабря 2013 г. № 2516-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 2 (часть II), ст. 155.

35. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг : пост. Правительства Рос. Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 27 января 2014 г. № 53 // Собр.законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 22, ст. 3169.; 2014. - № 5, ст. 506.

36. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ : с изм, внесен. федер. законом Рос. Федерации от 31 декабря 2014 г. № 514-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 31, ст. 4179; 2013. № 23, ст. 2870; Российская газета. - 2014. - № 1.

37. Об электронной подписи : федер. закон Рос. Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ : в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 184 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 15, ст. 2036; 2014. - № 26 (часть I), ст. 3390.

38. Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота : пост. Правительства Рос. Федерации от 22 сентября 2009 г. № 754 : в 38 ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 6 апреля 2013 г. № 305 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 39, ст. 4614; 2013. - № 15, ст. 1791.

39. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : пост. Правительства Рос. Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 // Собр.законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 48, ст. 5832; 2013. - № 30 (часть II), ст. 4107.

40. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия : пост. Правительства Рос. Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 38, ст. 4823; 2014. - № 12, ст. 1303.

41. Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг: пост. Правительства Рос. Федерации от 25 января 2013 г. № 33 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 9 декабря 2013 № 1135 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 5, ст. 377; 2013. - № 50, ст. 660.

42. О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти : распоряжение Правительства Рос.

Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р : в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 20 мая 2014 г. № 869-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 43, ст. 5155; 2014. - № 21, ст. 2763.

43. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021 : в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2012 г. № 1548-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 26, ст. 3826; 2012. - № 36, ст. 4963.

44. Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом: приказ Минэкономразвития России № 646, Казначейства РФ № 21н от 14 декабря 2010 г. // Российская газета. - 2011. - № 11.

45. Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта : приказ Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н : в ред. приказа Минфина России от 23 сентября 2013 № 98н // Российская газета. - 2011. - № 234; 2013. - № 270.

46. Об утверждении положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» : приказ Минкомсвязи России от 13 апреля 2012 г. № 107 : в ред. приказа Минкомсвязи России от 31 августа 2012 г. № 218 // Российская газета. - 2012. - № 112; 2012. - № 162.

47. Об утверждении Порядка регистрации федеральных органов исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения, а также Порядка пользования официальном сайтом в информационно- телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам пользования официальным сайтом : приказ Минэкономразвития России от 31 июля 2012 г. № 477 // Российская газета. - 2012. - № 215.

48. Доклад Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год // Российская газета. - 2013. - № 65 (опубликован без прил. 1 - 19).

49. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 10 октября 2010 г. № 1815-р : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1293) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 46, ст.6026; 2014. - № 2 (часть I), ст. 117.

50. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. // Социс, 2014, № 5.

51. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : пост. Правительства Рос. Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 7 мая 2014 г. № 412 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 2), ст. 7932; 2014. - № 20, ст. 2523.

52. Федосеева Н.Н., Чайковская М.А. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. - 2011. - № 11. - С. 10 - 11.

53. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 39-48; Зырянов С.М. Разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. - 2013. - № 5. - С.13-21.

54. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р : в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2012 г. № 1548-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 26, ст. 3826; 2012. - № 36, ст. 4963.

55. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19, ст. 2338.

56. Старилов Ю.Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования // Административное право и процесс. - 2013. - № 6. - С. 2 - 13.

57. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3.

58. Някина Е.С., Погодина Е.С. Государственное управление. Электронный вестник. // Апрель 2012 - Выпуск - № 31 - С. 1.

59. Определение электронного правительства - Всемирный банк. // Вестник банков, 2014, № 5

60. «Information Technology Investment Management. A Framework for Assessing and Improving Process Maturity. Version 1.1». (US GAO, March 2004).

61. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации/ Под ред. В.И. Дрожжинова, Е.З. Зиндера. М.: Эко-Трендз, 2004. - 352 с.

62. Овчинников С.А., Фатеев М.А. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в электронном правительстве; журнал Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета- выпуск №1/2013; С 113-114.

63. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

64. Друкер П. «Эффективный руководитель»; 5-ое издание, Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Издательство «Эксмо», Москва 2015. С-30; С-231.

65. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

66. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

67. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601

"Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

68. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р:”О государственной программе Российской Федерации”Информационное общество (2011 - 2020 годы)”.

69. Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 N 365 (ред. от 22.11.2013) "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (вместе с "Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", "Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении").

70. Хохлов Ю. Е., Шапочник С.Б.: «Место России в международных рейтингах развития информационного общества и контрольные значения показателей реализации Стратегии развития информационного общества и Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы).

71. Геллер А. «2013 - год России в мире: Электронное правительство».

72. Григорьев П.В. Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск № 3/том 1/2009.

73. Деминг Э. Книга «Выход из кризиса»; С 424.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Адвокатура и юридические услуги в Российской Федерации
  2. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  3. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
  4. Государственная и муниципальная собственность
  5. Санкции за нарушение договоров
  6. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России
  7. Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста
  8. Исполнение наказания в виде обязательных работ
  9. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Петрарка, Данте
  10. Современные проблемы естествознания и метафизическая парадигма
  11. Источники победы в Великой отечественной войне
  12. Организационно-правовые формы осуществления конституционного права на социальное обеспечение
  13. Гендерная мотивация школьников
  14. Приобретение и прекращение права собственности в гражданском праве России
  15. Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства
  16. Изучение религий культуры Индии в школе в контексте ценностей этой культуры
  17. Скрытая учебная программа в высшем медицинском образовании (на примере медицинского факультета СПБГУ
  18. Субъект патентного права
  19. Взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием
  20. Методы управления в менеджменте
  21. Создание профессионального образа журналиста
  22. Закон понятие, признаки, виды законов
  23. Судебное следствие в системе уголовного судопроизводства
  24. Разграничение компетенции в сфере государственного управления между федеральными органами исполнительной власти
  25. Судебная реформа Петра I. «Указ о форме суда» 1723 г
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: