Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества





Содержание

Введение

Глава I. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе

1.1 Информационные технологии в государственном управлении. Государство в сети

1.2 Электронное правительство и гражданское общество: практика взаимодействия

1.3 Зарубежный опыт

Глава II. Реализация принципов электронного правительства в РФ: опыт и достижения

2.1. Нормативная база внедрения электронного правительства

2.2. Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Глава III. Трудности по внедрению электронного правительства в Российской Федерации. Рекомендации по совершенствованию проектов реализации электронного правительства

3.1 Повышение открытости и прозрачности в деятельности государственных органов.

3.2. Целевая программа «Информационное общество»

3.3. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В 1980-1990-х годах прошлого века многие страны столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, так как они не отвечали вызовам времени, что привело к осознанию необходимости использования информационно - коммуникационных технологий в государственно - административном управлении и нашло реальное отражение в концепции E-government- «электронное правительство».

Реформирование государственного управления путем введения электронного правительства относится к системной долгосрочной миссии, результатом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество. Для вхождения в глобальное информационное общество, необходима разработка системы электронного правительства как части государственного управления. В сфере государственного управления ключевым фактором, отрицающим или оправдывающим конкретные методы и формы деятельности, традиционно считается эффективность. Поэтому большинство частных проблем реализации государственного управления можно объединить в одну, наиболее общую и актуальную как на региональном, центральном (федеральном), так и на межгосударственном уровнях - проблему эффективной организации работы системы административно-государственного управления.

Актуальность темы обусловлена внедрением информационно-коммуникационных технологий в процессы управления и обменом информацией посредством электронного взаимодействия, в связи с широким распространением информационных технологий, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг.

Целью дипломной работы является исследование развития электронного правительства в государственных органах, его влияние на жизнь граждан, выявление трудностей, возникающих в процессе реализации, оценка достижений, а также формирование нормативно-правовой базы для оптимизации реформы информационного сопровождения управленческой деятельности (ЭП).

В соответствии с поставленной целью был сформулирован следующий круг задач:

- рассмотреть историю возникновения, этапы развития, современное состояние электронного правительства;

- проанализировать текущее состояние и перспективы дальнейшего внедрения проекта;

- изучить мировую практику;

- выявить проблемы и перспективы развития электронного правительства.

Объектом исследования является электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества.

Предметом исследования является электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе, модели электронного правительства, мировой опыт создания и использования электронных правительств, электронное правительство в России: современные тенденции и перспективы.

Методологической основой исследования являются формально - юридический, диалектический, системно - структурный, сравнительно - правовой, исторический, хронологический, системно-правовой, социологический, метод исследования документов, метод системного анализа.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

Внедрение информационно - коммуникационных технологий является одной из составляющей современного этапа развития государства. Глобальной сети принадлежит особая роль в этом процессе. Интернет все активнее применяется в политическом процессе и открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия органов власти, коммерческих структур и граждан. Олицетворением таких управленческих инноваций является электронное правительство (e-government).

Идеи электронного правительства появились с начала 1990-х годов в ходе реализации административных реформ в западных странах. Отправной точкой стал кризис господствовавшей бюрократической модели управления, а также подрыв доверия населения к традиционным политическим институтам, обеспечивавшим легитимность власти на протяжении всего столетия.

Электронное правительство открыло возможности более эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, предоставило новые способы вовлечения граждан в процессы выработки и реализации государственной политики, с акцентом на свободное обсуждение проблем и равноправное участие всех заинтересованных сторон в процессе принятия решений. Современная политическая система в России характеризуется тесной взаимосвязью трех основных проблем: неэффективностью функционирования, коррупцией и устаревшей системой государственного управления.

Для изменения ситуации в России требуется не просто очередные «наведение порядка» или «рационализация» существующей системы управления. Неотложным представляется проведение радикального обновления государственной власти, лейтмотивом которого должен стать переход к рассмотрению государства как сервисной системы (основного поставщика услуг).

Отказ от ориентации на граждан и максимальное удовлетворение их потребностей, привел к тому, что сегодня в России возникает псевдо электронное правительство, где удобство оказываемых услуг, принадлежит бюрократии. В этом смысле клиентом «Электронной России» стало само государство.

Опыт реализации «Электронной России» показывает, что принципы западной модели электронного правительства, с ее сервисным подходом к государству, ориентацией на граждан, усилением открытости и прозрачности, в России не могут быть применены в полном объеме. Вместе с тем, это вовсе не означает, что нужно полностью отказаться от использования некоторых элементов программ западного образца.

В сложившихся условиях политическая стратегия создания электронного правительства в России нуждается в корректировке. Необходим новый подход, в котором приоритетом должно стать выявление и устранение при помощи ИКТ узких мест в функционировании развитии политических, правовых и административных институтов, а не привычное решение технологических проблем. Электронное правительство должно рассматриваться как инструмент достижения целей административной реформы, способный модернизировать всю систему управления.

Электронное правительство требует сильного политического лидерства, которое сможет победить сопротивление бюрократии, а также обеспечить непрерывный приток ресурсов и информации, необходимых для выполнения поставленных задач.

Наконец, возможна организация новых форм сотрудничества государства и бизнеса в сфере проектов e-government. Международный опыт показывает, что не обязательно вкладывать огромные средства в создание интернет-порталов, действующих по принципу «одного окна». Граждане хотят иметь доступ к правительственной информации и услугам непосредственно со своих домашних страниц в социальных сетях, принадлежащих бизнесу и пользующихся большой популярностью. Государству лишь остается присоединить эти сети и использовать их в качестве посредников для оказания услуг, при этом сосредоточив свою основную активность на создании инфраструктуры, раскрывающей исходные правительственные данные для общего пользования и комментариев. Подобные формы сотрудничества могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России.

Таким образом, электронное правительство не должно иметь место надежды на «пудинг быстрого приготовления» в смысле использования какой - либо чужой модели как готовой для себя. Нельзя рассматривать какую - либо методику или модель эффективности как готовую навсегда. Во всем мире процесс создания и функционирования электронного правительства рассматривается как эволюционный. Осознание и понимание этого факта требуют рационального подхода к формированию структуры модели эффективности электронного правительства для Российской Федерации.

Список литературы

1. Баранов Н.А. Тема 11: Электронное правительство в системе административного управления; Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч/Под редакцией Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007; Политико-административное управление: Учебник./ Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Издательство РАГС, 2004; 496-с.

2. Голобуцкий А., Шевчук О. Электронное правительство. - М.: Знание, 2014.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». // [Электронный ресурс]. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/ .

4. Някина Е.С., Погодина Е.С. Государственное управление. Электронный вестник. // Апрель 2012 - Выпуск - № 31 - С. 2 - 3.

5. Баранов Н.А. Тема 11: Электронное правительство в системе административного управления; Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч/Под редакцией Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007; Политико-административное управление: Учебник./ Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Издательство РАГС, 2004; 496-с.

6. Трутнев Д.Р. Инфраструктура доверия в государственных информационных системах. Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 95 с.

7. Баранов Н.А. Тема 11: Электронное правительство в системе административного управления; Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч/Под редакцией Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007; Политико-административное управление: Учебник./ Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Издательство РАГС, 2004; 496-с.

8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с изменениями и дополнениями).

9. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями).

10. Электронные правительства: потенциал и практическое использование / под ред. Ивановой Г.Р. - М.: Знание, 2013.

11. Уоллер П., Ливси П., Эдин К. Электронное правительство на службе демократии. // Менеджмент в России и зарубежом, 2014, № 8

12. Кузнецов П.У. Административная реформа в контексте формирования электронного правительства: терминологические проблемы // Российский юридический журнал. - 2012. . - № 3.

13. Демидов А.А. Проблемы контроля безопасности информации на объектах телекоммуникационных систем органов государственного управления. Учебное пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2015. - 70 с.

14. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

15. Погодина Е.А., Афанасьев В.П., Афанасьева Е.В. Государственное управление. Электронный вестник // Апрель 2013 - Выпуск - № 37 - С. 70-71.

16. Олсон М. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу, М. Инфра - М, 2014.

17. Теория государства и права : учеб. (для юрид. вузов) / А.Б. Венгеров. - 10 изд., стереотип. - М. : Омега-Л, 2014. - С. 238-241.

18. Данилов Н.А. Электронное правительство и трансформационные изменения публичного сектора // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Научный журнал. 2012. № 5. С. 26 - 35.

19. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М. : Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. - С. 250 - 252.

20. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 17 - 19.

21. Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. - М. : «ТРЕЙН», 2007. - С. 215 - 216.

22. Электронное правительство как концепция государственного управления. - М.: Про эн контра, 2014.

23. Данилов Н.А. Социальная справедливость в информационном обществе: проблема цифрового равенства // Информационное право. 2012. №2 (29). С. 5- 6.

24. Макаревич М.И. Государственное и муниципальное управление: методология, практика и возможности компьютерного моделирования структур, функций, процессов органов власти. Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 87 с.

25. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М. : Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. - С. 250 - 252.

26. Павлютенкова М.Ю. «Электронное правительство: западный опыт в Российской проекции» IX Всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (IMS-2006), с 174.

27. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации; Politbook - 2013-2; С-94.

28. Стратегический план реализации электронного правительства Министерства энергетики США. - Зарубежом, 2014, № 5.

29. Данилов Н.А. Обеспечение права на доступ к информации в Великобритании // Электронное государство: правовые аспекты. Вып. 1. М.:Издательство «Юрист», 2012. С. 165 - 170.

30. О государственной автоматизированной информационной системе «Управление»: пост. Правительства Рос. Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 22 ноября 2013 г. № 1056 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 1, ст. 101; 2013. - № 48, ст. 6259.

31. Данилов Н.А. Проблемы обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти» // Лаборатория 20-30.Информационные ресурсы в электронной среде: сборник докладов молодых ученых на международной научно-практической конференции «Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде» / [науч. ред. к. ю. н. К.Н. Княгинин]. - СПб.: ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», 2012. С. 28 - 40.

32. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для магистров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 101.

33. Административная ответственность в данной сфере должна включать в себя ответственность за неполноту и несвоевременность формирования государственных информационных систем, непредставление информации законно заинтересованным субъектам; предоставление несвоевременной или недостоверной и некачественной информации, разглашение конфиденциальной информации; порча или утрата документов; нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере; отнесение информации, предоставляемой в обязательном порядке, к информации с ограниченным доступом и т.д.

34. Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 декабря 2013 г. № 2516-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 2 (часть II), ст. 155.

35. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг : пост. Правительства Рос. Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 27 января 2014 г. № 53 // Собр.законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 22, ст. 3169.; 2014. - № 5, ст. 506.

36. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ : с изм, внесен. федер. законом Рос. Федерации от 31 декабря 2014 г. № 514-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 31, ст. 4179; 2013. № 23, ст. 2870; Российская газета. - 2014. - № 1.

37. Об электронной подписи : федер. закон Рос. Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ : в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 184 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 15, ст. 2036; 2014. - № 26 (часть I), ст. 3390.

38. Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота : пост. Правительства Рос. Федерации от 22 сентября 2009 г. № 754 : в 38 ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 6 апреля 2013 г. № 305 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 39, ст. 4614; 2013. - № 15, ст. 1791.

39. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : пост. Правительства Рос. Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 // Собр.законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 48, ст. 5832; 2013. - № 30 (часть II), ст. 4107.

40. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия : пост. Правительства Рос. Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 38, ст. 4823; 2014. - № 12, ст. 1303.

41. Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг: пост. Правительства Рос. Федерации от 25 января 2013 г. № 33 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 9 декабря 2013 № 1135 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 5, ст. 377; 2013. - № 50, ст. 660.

42. О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти : распоряжение Правительства Рос.

Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р : в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 20 мая 2014 г. № 869-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 43, ст. 5155; 2014. - № 21, ст. 2763.

43. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021 : в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2012 г. № 1548-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 26, ст. 3826; 2012. - № 36, ст. 4963.

44. Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом: приказ Минэкономразвития России № 646, Казначейства РФ № 21н от 14 декабря 2010 г. // Российская газета. - 2011. - № 11.

45. Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта : приказ Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н : в ред. приказа Минфина России от 23 сентября 2013 № 98н // Российская газета. - 2011. - № 234; 2013. - № 270.

46. Об утверждении положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» : приказ Минкомсвязи России от 13 апреля 2012 г. № 107 : в ред. приказа Минкомсвязи России от 31 августа 2012 г. № 218 // Российская газета. - 2012. - № 112; 2012. - № 162.

47. Об утверждении Порядка регистрации федеральных органов исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения, а также Порядка пользования официальном сайтом в информационно- телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам пользования официальным сайтом : приказ Минэкономразвития России от 31 июля 2012 г. № 477 // Российская газета. - 2012. - № 215.

48. Доклад Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год // Российская газета. - 2013. - № 65 (опубликован без прил. 1 - 19).

49. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 10 октября 2010 г. № 1815-р : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1293) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 46, ст.6026; 2014. - № 2 (часть I), ст. 117.

50. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. // Социс, 2014, № 5.

51. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : пост. Правительства Рос. Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 7 мая 2014 г. № 412 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 2), ст. 7932; 2014. - № 20, ст. 2523.

52. Федосеева Н.Н., Чайковская М.А. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. - 2011. - № 11. - С. 10 - 11.

53. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 39-48; Зырянов С.М. Разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. - 2013. - № 5. - С.13-21.

54. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р : в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2012 г. № 1548-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 26, ст. 3826; 2012. - № 36, ст. 4963.

55. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19, ст. 2338.

56. Старилов Ю.Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования // Административное право и процесс. - 2013. - № 6. - С. 2 - 13.

57. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3.

58. Някина Е.С., Погодина Е.С. Государственное управление. Электронный вестник. // Апрель 2012 - Выпуск - № 31 - С. 1.

59. Определение электронного правительства - Всемирный банк. // Вестник банков, 2014, № 5

60. «Information Technology Investment Management. A Framework for Assessing and Improving Process Maturity. Version 1.1». (US GAO, March 2004).

61. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации/ Под ред. В.И. Дрожжинова, Е.З. Зиндера. М.: Эко-Трендз, 2004. - 352 с.

62. Овчинников С.А., Фатеев М.А. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в электронном правительстве; журнал Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета- выпуск №1/2013; С 113-114.

63. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

64. Друкер П. «Эффективный руководитель»; 5-ое издание, Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Издательство «Эксмо», Москва 2015. С-30; С-231.

65. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

66. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

67. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601

"Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

68. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р:”О государственной программе Российской Федерации”Информационное общество (2011 - 2020 годы)”.

69. Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 N 365 (ред. от 22.11.2013) "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (вместе с "Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", "Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении").

70. Хохлов Ю. Е., Шапочник С.Б.: «Место России в международных рейтингах развития информационного общества и контрольные значения показателей реализации Стратегии развития информационного общества и Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы).

71. Геллер А. «2013 - год России в мире: Электронное правительство».

72. Григорьев П.В. Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск № 3/том 1/2009.

73. Деминг Э. Книга «Выход из кризиса»; С 424.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Правовой статус несовершеннолетних лиц. Право несовершеннолетнего лица на имя
  2. Сущность и функции управления. Наука управления, ее методы познания
  3. Правовое положение иностранных студентов на территории РФ
  4. Память о воинах России в Санкт-Петербурге в 19 веке
  5. Изобразительная деятельность как средство развития детей раннего возраста
  6. Создание советского государственного аппарата
  7. Особенности этических принципов функционирования организаций в Европе и Азии
  8. Принципы трудового права
  9. Выбор стали для упругих элементов, работающих в агрессивных средах
  10. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти
  11. Ледники
  12. вклад в теорию управления Тейлора
  13. Правовой статус Всемирного банка
  14. Аналитико-синтетическая деятельность мозга
  15. Санкции за нарушение договоров
  16. Политические аспекты взаимодействия РФ и ЕС в торгово-экономической сфере в 1992-2014 гг
  17. Моделирование процесса ««Внутренний контроль»по материалам ОАО «Сбербанк»»
  18. Политическая социология
  19. Предупреждение конфликтов ДОУ
  20. Совершенствование системы управления на примере фирмы
  21. Основы лизинговых операций коммерческих банков
  22. Виявлення особливостей мовної репрезентації концепту «Втрачене покоління», також розкриття його сутності та найбільш характерних рис у романі Ф.С Фіцджеральда «Великий Гетсбі».
  23. Информатика. Информационные технологии.
  24. Использование технологии индукционного нагрева колес при ремонте Электровоза ВЛ10
  25. Буква "Ё"
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: