Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Индивидуально-психологические особенности учащихся различных конфессиональных учебных заведений





Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы отношения ПЦ к инославным конфессиям 5

1.1 Границы Церкви в православной экклесиологии 5

1.2 Основные понятия формы отношений ПЦ и инославия 40

2. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 43

2.1 Взаимоотношения РПЦ с инославными церквями 43

2.2. Отношение РПЦ к нехристианскими религиям 49

2.3 История отношений РПЦ к государству (СССР и РФ) и диалог с др. государствами 52

Заключение 59

Список использованной литературы 62

Введение

Авторитет нашей современной церковной иерархии, ее права и полномочия именно как иерархии Богоучрежденной покоятся на историческом факте ее преемства от Апостолов. Таково учение Православной Церкви в настоящее время, таково было ее учение и в древности, в период Церкви "нераздельной", как принято выражаться в богословской литературе Запада. Неудивительно поэтому, что и отделившиеся от Церкви инославные общества, не желающие порывать со своим церковным прошлым (как порывают протестанты), сохраняют это учение и очень дорожат апостольским преемством своей иерархии, если могут его доказать. Вопрос об апостольском преемстве неизбежно возникает и при всяких попытках воссоединения инославных обществ с Православной Церковью или, как любят ставить дело опять-таки на Западе, при суждении о правах той или другой самозарождающейся "Церкви" (старокатоличество и подобное) на признание в качестве составной части Церкви Вселенской. Об англиканской, например, иерархии имеется целая богословская литература, причем и противники признания этой иерархии, и защитники ее одинаково исходят из вопроса об апостольском преемстве: первые отрицают это преемство у названной иерархии, а вторые доказывают его.

Спрашивается, как смотрит Православная Церковь на сохранившееся у инославных апостольское преемство иерархии? Имеет ли это обстоятельство в ее глазах какой-либо интерес, кроме исторического? Другими словами, влияет ли существенно наличие преемства на суждение нашей Церкви о данном инославном обществе, и в частности о его священстве?

Существует мнение, отвечающее на поставленный вопрос решительным нет. Церковь Христова, говорят сторонники этого мнения, сознает себя единственной на земле сокровищницей спасающей благодати ("верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь"). Только у нее есть подлинно апостольская иерархия, раздающая спасительные Таинства. Отделившиеся от Церкви инославные общества, как бы они между собой ни различались, и имеющие якобы апостольскую иерархию, и не имеющие ее, и желающие иметь священство, и совсем священства не признающие, - все они сливаются для Церкви в одну общую, однородную массу лишенных благодати христиан только по неточному словоупотреблению.

Объект исследования: Русская Православная Церковь.

Предмет исследования: процесс диалога РПЦ с инославными конфессиями.

Цель исследования: характеристика диалога РПЦ с инославными конфессиями.

Задачи исследования:

рассмотреть границы Церкви в православной экклесиологии;

проанализировать основные понятия формы отношений ПЦ и инославия;

осветить взаимоотношения РПЦ с инославными церквями;

охарактеризовать отношение РПЦ к нехристианскими религиям;

изучить история отношений РПЦ к государству (СССР и РФ) и диалог с др. государствами.

Заключение

Проникая в тайну Церкви Священный Синод помнит ту связь, которая духовно соединяет народ Нового Завета с племенем Авраама. Таким образом, Церковь Христова признает, что, согласно Божьему спасительному замыслу, истоки ее веры и избрания ведут к патриархам, Моисею и пророкам. Она исповедует, что все, кто верит в Христа — сыновья Авраама по вере — вовлечены в призвание Патриарха, а также, что спасение Церкви было таинственным образом предвозвещено исходом избранного нардов из земли рабства. Церковь, следовательно, не может забывать о том, что она получила откровение Ветхого Завета через народ, с которым Бог, по Своей неизреченной милости, заключил его. Не может она забыть и о том, что она получает средства к существованию от корня садовой маслины, к которой привиты дикие побеги, язычники. Церковь действительно верит, что Своим крестом Христос, Наш Мир, примирил евреев и Язычников сделав в Себе из обоих одно. Церковь всегда помнит слова апостола о его соплеменниках: «которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти» (Рим. 9:4-5), Сын Девы Марии. Она также напоминает о том, что Апостолы, опора и столпы Церкви, также как и большая часть первых учеников, которые провозглашали миру Евангелие Христа, произошли из еврейского народа.

Как свидетельствует Священное Писание, Иерусалим не узнал времени своего посещения и многие евреи не приняли Евангелие; действительно, немало из них препятствовали его распространению. Тем не менее, для Бога евреи остаются возлюбленными ради их отцов; Его дары и призвание непреложны, как свидетельствует Апостол. Вместе с Пророками и этим Апостолом, Церковь ожидает тот день, известный только Богу, в который все народы вознесут единый голос к Господу и будут «служить Ему единодушно» (Соф. 3:9).

Поскольку общее для христиан и евреев духовное наследи так велико этот священный Синод хочет поощрять и говорить в пользу взаимопонимания и взаимного уважения, которое является результатом, прежде всего, библейских и теологических исследований, а также братского диалога. Это правда, что еврейские власти и те, кто последовал их примеру, настаивали на том, чтобы убить Христа; однако, то, что произошло во время Его крестных мук, не может быть обвинением всем евреям, ни жившим тогда, ни живущим сейчас. Несмотря на то, что Церковь есть новый народ Божий, евреи не должны быть представлены как отвергнутые или проклятые Богом и что это как бы вытекает из Священного Писания.

Всем нужно понять это, и, преподавая катехизис или в проповеди, никто не должен учить ничему, что не соответствует истине Евангелия и духу Христову. Более того, в своем неприятии любого преследования людей, Церковь, принимая во внимание наследие, которое она разделяет с евреями, и движимая не политическими соображениями, а любовью в духе Евангелия осуждает ненависть, гонения и проявления антисемитизма, когда-либо и кем-либо направленные против Евреев. Кроме того, как Церковь всегда считала и считает сейчас, Христос претерпел крестные муки и умер за грехи людей добровольно и по причине Своей бесконечной любви для того, чтобы все могли спастись. Таким образом, основная мысль в проповеди Церкви состоит в том, чтобы провозгласить, что крест Христов — это знамение Божьей всеохватывающей любви и источник, из которого исходит все милосердие.

Мы не можем призывать Бога, Отца всех, в истине, если мы отказываемся по-братски обращаться со всеми людьми, тогда как они созданы по образу Божьему. Отношение человека к Богу Отцу и его отношение к другим людям, его братьям, настолько связаны между собой, что Писание говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога» (1 Иоанна 4:8). Таким образом, не остается никакого основания для какой-либо теории или практики, которая ведет к дискриминации между людьми или народами, когда их человеческое достоинство и права вытекающие из него принимаются во внимание. Церковь порицает, как чуждые уму Христову, любую дискриминацию или притеснение людей из-за их расы, цвета кожи, условий жизни или религии. Наоборот, следуя по стопам святых Апостолов Петра и Павла, этот Священный Синод горячо умоляет всех верных христиан «вести добродетельную жизнь между народами» (1 Петра 2:12), и, если возможно с их стороны, жить в мире со всеми, чтобы на самом деле быть сыновьями Небесного Отца.

Список литературы

"Дело" митрополита Вениамина (Петроград, 1922). Москва, 1991.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 гг./ Сост. М.Е.Губонин// М., Изд-во Право- славного Свято-Тихоновского Богословского института. 1994. 1064 стр.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. /Составитель М. Е. Губонин. М., 1994.

Аргументы и факты. Москва.

Архив архимандрита Сергия (Швейца). Париж.

Архив Самиздата – Radio Liberty. Отделение исследований. Мюнхен.

Архив самиздата. Материалы самиздата. Мюнхен: Изд. Radio Free Europe / Radio Liberty.

Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг.// М., Новосибирск. "Сибирский хронограф". 1997 г. 600 стр.

АттаппА. М. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950.

База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Цервки 20 века ( http://kuz1.pstbi.ccas.ru ).

Благовест. Кострома. 1990.

Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования. Москва, 1960 и след.

Введенский А. И., протоиерей. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918–1922. Москва, 1923.

Ведомости Верховного Совета РСФСР. Москва, 1957 и след.

Вестник Германской епархии РПЦ Заграницей. Мюнхен.

Вестник Русского [Студенческого] Христианского Движения. Париж, 1925 и след.

Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1950 и след.

Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви [Обновленческая Церковь]. Москва, 1922, 1927 и след.

Возрождение – La Renaissance. Ежедневная газета. Париж, 1925–1940.

Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. АН СССР, Институт истории. Москва, 1950 и след.

Вопросы научного атеизма. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Москва, 1966 и след.

Воскресное чтение. Варшава, 1930 Голос Родины. Москва, 1946 и след.

Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР. Москва, 1926.

Гордиенко Н. С. Поместный собор 1971 года и модернизация русского православия //Критика новых тенденций современного православия. Л., 1979.

Грани. Журнал литературы, искусства, науки и общественной мысли, Франкфурт-на-Майне, 1946 и след.

Дело митрополита Сергия. Документы 1927–1928. "Китеж", 1929.

Деяния совещаний Глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. Т. 1,2. Москва, 1949.

Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. Париж, 1947.

Ежегодник музея истории религии и атеизма. АН СССР. Москва–Ленинград, 1957 и след.

Еженедельник советской юстиции. Москва, 1923. Живая церковь. Москва, 1922 и след.

Елевферий (Богоявленский), митрополит. Мой ответ митрополиту Антонию. Париж, 1935.

Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии. Впечатления и наблюдения от поездки в Москву. Париж, 1933.

Журнал Московской Патриархии, Москва, 1931–1935, 1943 и след.

За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1997. 704 стр.

Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов. Москва, 1971.

Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). Москва, 1991.

Известия ВЦИК. Москва, 1922 и след.

Известия ЦК КПСС. 1990.

Известия. Москва, 1918 и след.

Иоанн (Снычев), архимандрит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – "Григорианский", "Ярославский", "Иосифлянский", "Викторянский" и др. Их особенности и история. Куйбышев, 1966 (рукопись).

История советской конституции. Сборник документов 1917–1957 гг. Москва, 1957.

К делу б[ывшего] патриарха Тихона. Обвинительное заключение по делу граждан Беллавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича. Москва, 1923.

Коммунист. Теоретический и политический журнал

Коммунистическая партия и Советское правительство

Комсомольская правда. Москва.

Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1972.

конференций и пленумов ЦК. 1898–1924. Москва, 1954.

Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу защиты мира (9–12 мая 1952 г.). Москва, 1952.

Красницкий В. Поместный Собор [обновленцев] 1923 г. Москва, 1923.

Куроедов В. А. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви//Вопросы истории. 1973. № 9. С. 31.

Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. Москва, 1984.

Левитин [-Краснов] А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт (Швейцария), 1979.

Левитин-Краснов А. Э. Лихие годы (1925–1941). Париж, 1977.

Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии//Ленин В. И. Сочинения. Т. 15. Москва, 1947. С. 371-381.

Литературная газета. Москва.

Литературная Россия. Москва.

Люперсольский Н. Митрополит Сергий – законный, канонический Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928.

Мануил (Лемешевский)/МапиИ (Lemeschevskij), митрополит. Die russischen-Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Eine Bio-Bibliographie. 6 Bde. Erlangen, 1979–1986.

Московские новости. Москва, 1981 и след.

Московский Церковный Вестник. 1988 и след.

Наука и религия. Москва, 1960 и след.

Наш русский православный Патиарх. Белград: Русское православное народное братство Святого Креста в Королевстве сербов, хорватов и словенов, 1923.

о религии и церкви. Москва, 1959.

О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. Москва, 1977.

О религии и церкви. Сборник документов. Москва, 1965.

Огонек. Москва.

Орлеанский Я. Закон о религиозных объединениях РСФСР. Москва, 1930.

Памятники русского права. Москва, 1952–1956.

Партийная жизнь. Москва, 1946–1948, 1954 и след.

Патриарх Сергий и его духовное наследие. Москва, 1947.

Положение об управлении РПЦ, принятое Поместным Собором РПЦ 31.1.1945//Православный церковный календарь на 1946 г. Москва, 1946.

Польский М. Новые мученики российские. Т. 1,2. Джорданвилл (США), 1949–1957.

Поместный Собор РПЦ 30.5–2.6.1971. Документы, материалы, хроника. Москва, 1972.

Послания Патриарха Тихона и документы по истории Русской Церкви после кончины Патриарха Тихона. Archiv de Centre Studi Russia Christiana. Милан (Италия).

Последние новости. 1930.

Правда Востока. Ташкент. 1986.

Правда. Москва/Ленинград, 1917 и след.

Православный церковный календарь на 1927 г. Изд. Е. Н. Львова.

Православный церковный календарь. Москва, 1944 и след.

Программы и уставы КПСС. Москва, 1969. Революция и церковь. Москва, 1924.

Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997, 832 стр.

Путь. Париж, 1925-1940. Революция и церковь. Москва, 1924.

Радио Свобода – архив отделения исследований. Мюнхен.

Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917–1945. Париж, 1977.

Русская мысль – La Pensee Russe. Париж, 1947 и след.

Русская Православная Церковь в борьбе за мир. Москва, 1950.

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Москва, 1943.

Русская Православная Церковь. Устройство, положение, деятельность. Москва, 1958.

Русские Вести. 1923

Русские православные иерархи. Исповедники и мученики. Фотоальбом. Париж, 1986.

Русское время – Le temps Russe. Париж, 1925-1928.

Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Т. 1-11. Москва–Петроград, 1918.

Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Приложение к "Деяниям". Т. 1-4. Москва-Петроград, 1918. Сергий, Патриарх. Правда о религии в России. Москва, 1942.

Символ. Париж. 1979 и след. Советская Россия. Москва, 1956 и след.

Собрание В. Е. Губонина. Москва.

Советская Юстиция. Москва, 1930–1941, 1957 и след.

Советский Патриот – Le patriote Sovietique. Париж, 1946 и след.

Солженицын А. Публицистика. Париж: YMCA-PRESS, 1981.

СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917-1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ на пресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского Богословского института).

Уголовный Кодекс. Москва, 1923. Уголовный Кодекс РСФСР. Москва, 1964. Устав об управлении РПЦ. Специальный выпуск Московской Патриархии. М., 1988.

Украинский Православный Благовестник. 1927.

Феодосии (Дикун), епископ. Письмо епископа Феодосия Леониду Ильичу Брежневу. ВРХД. 1981. № 135. С. 220-249.

Филиппов А. Послание патриарха Тихона к духовенству от 25 сентября/8 октября 1919 г. Москва, 1920.

Фуров В. Из отчета Совета по делам религий. ВРХД. 1979. № 130. С. 275-344.

Христианский семинар (=Вольное слово. Вып. 39). Франкфурт-на-Майне, 1980.

Центральный Государственный архив Октябрьской Революции. Москва.

Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга.

Церковная жизнь. Мюнхен, 1947–1950; Нью-Йорк, 1951 и след.

Церковные ведомости, изд. при Высшем Русском Церковном Управлении Заграницей. Сремски Карловци (Сербия), 1922–1931.

Церковные ведомости, изд. при Святейшем Правительствующем Синоде. Санкт-Петербург, 1888–1917.

Церковный Вестник Западно-Европейского православного русского экзархата. Париж, 1946–1950.

Церковный Вестник. Санкт-Петербург, 1875–1917.

ЦК КПСС. Москва, 1952 и след.

Якунин Г., священник. О современном положении РПЦ и перспективах религиозного возрождения России («Вольное слово. Вып. 35-36). Франкфурт-на-Майне, 1979.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Организация детских общественных объединений
  2. Юридическая антропология как наука о происхождении и раннем развитии права
  3. Теории бюрократии и политическая прктика. Специфика модернизации в условиях постиндустриализма
  4. Инновации
  5. Система гражданско-правовых договоров ОТЧЕТ по производственной практике
  6. Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет
  7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  8. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
  9. Криминалистическая характеристика и профилактика насильственных преступлений в быту
  10. Проблемы трудовой миграции в России
  11. Правовая система общества понятие и структура
  12. Проблемы и перспективы проектного финансирования как способы создания инновационных производств
  13. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  14. Музыка
  15. философия наука религия
  16. ВЛИЯНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ИГРОТРЕННИНГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  17. Изгои Древней Руси
  18. Государственное управление в конце 18 начале 19 века
  19. оценка актуальных технических аспектов совершенствования ОрВД в Базовом ЦОВД филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири".
  20. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСБ РОССИИ И СО СПЕЦ СЛУЖБАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ
  21. Принципы охранной деятельности
  22. Президент РФ
  23. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
  24. Система работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте
  25. Наивная теория возникновения прав собственности
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: