Чай- сухой напиток, приготовленный из верхних побегов или других частей чайного растения, которые подвергаются специальной обработке: завяливанием, сушкой для отдельных видов, скручиванием и ферментации. Чай имеет высокие вкусовые качества и тонкий изысканный аромат, обладает хорошим стимулирующим и лечебным действием на организм человека.
Для получения чая используются листья молодых побегов чайного дерева. В состав чая входит кофеин (2,0- 3,5), дубильные вещества (15,9- 19%), эфирные масла (0,06- 0,20%), углеводы, ферменты, витамины, минеральные вещества. Особенно ценно в чае содержание витаминов Р и С, витамин Р повышает прочность и снижает проницаемость капиллярных кровеносных сосудов. Витамин С повышает стойкость организма к инфекционным заболеваниям.
Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. Более чем 90% потребляемого в РФ чая импортируется. Если в советские годы заметную нишу на рынке чая занимали грузинские и краснодарские чаи, то с открытием границ и доступом на российский рынок иностранных фирм они были практически вытеснены с рынка.
Активное формирование рынка чая в России происходило в начале-
середине 90-х гг. Чайными центрами, в которых находятся представительства
крупнейших поставщиков чая в Россию, выступают Москва и Санкт-
Петербург; региональные компании, находящиеся в крупных городах России,
являются дистрибьюторами ведущих фирм. Ведущие позиции на российском
рынке чая сейчас занимают такие фирмы как «Орими-трейд», «Гранд»,
«Майский чай», «Unielever», «Ахмад» (дорогие элитные чаи), «Люта»,
«АГТБ» (цветочные, ароматизированные чаи), «Теастан» (Уфимская
чаеразвесочная фабрика), «Тифани», «Фосман» (финские чаи).
Основной поставщик чайного листа в Россию- Индия, которая поставляет около половины всего завозимого продукта. Второе после Индии место по объемам поставляемого в Россию чая занимает Шри-Ланка (более 20% рынка). Кроме того, Россия закупает чай в Китае, Кении, Индонезии.
Сегодня чай выращивают в 37 государствах мира, и его производство в последние годы неуклонно растет. Так, в 1996 г. по данным Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН(РАО), было произведено 2,7 млн. т чая, тогда как в 1970 г. Производство не превышало 1,5 млн. т, и таким образом рост составил 76%. К 2000 г. Число почитателей чая приблизилось к 2,3 млрд. человек.
В Россию поставляется в основном фасованный чай, и лишь около 20% чая фасуется на российских фабриках. Около 98% цейлонского и около 60% индийского чая поступает в Россию в фасованном виде. Среди лидеров поставок фасованного чая компании- «Май», «Дилма», «Гранд», «Орими Трейд», «Юта». Все эти фирмы, кроме «Дилма» (Шри- Ланка)- российские. В последние годы наметилась тенденция к активизации производства в России, что будет способствовать снижению цен на конечную продукцию. В России насчитывается более 1000 фирм, в сфере деятельности которых чайное направление занимает одно из приоритетных мест. Около половины всего объема чая приходится на наиболее известные марки.
Ведущие позиции на российском рынке чая сейчас занимают такие гранды как «Орими- трейд», «Гранд», «Майский чай», «Шпе1еуег». За период второй половины 1998 г.- начала 1999 г. Произошли некоторые изменения в расстановке сил. Если до финансового кризиса 1998 г. Позиции компании «Май» были более сильными чем у «Гранд», то на данный период «Гранд» вырвался вперед, несколько опередив компанию «Май».
Компания «Unilever- это крупнейший транснациональный концерн, который работает в 90 странах мира и имеет около 270 тыс. штатных сотрудников. Начиная с 1930-х гг. компании «Unilever» принадлежит торговая марка чая «Lipton». Ключевое направление деятельности компании «Unilever» - рост на развивающихся и вновь появляющихся рынках. В 1992 г. руководство «Unilever» приняло решение об открытии собственного филиала компании в России. В общей сложности компанией инвестировано в Россию более 100 млн. долл.
Актуальность темы исследования заключается в сложном технологическом процессе изготовления различных видов чаев. Также на продовольственных рынках представлен большой ассортимент чаев, что часто порождает фальсификацию этого вида продукта. Необходимо точно определить идентификационные признаки чайных продуктов, чтобы избежать подделки при закупке чая для нужд УИС.
Целью дипломной работы являлась товароведная оценка качества чая байхового черного пакетированного.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
1. Анализ состояния маркировки и упаковки исследуемых образцов;
2. Органолептическая оценка качества исследуемых образцов;
3. Определение физико-химических показателей качества чая;
4. Сопоставление полученных результатов с данными НД.