Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России в период развития и становления рыночной экономики, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. В доперестроечное время законодательные акты, содержащие нормы финансового права, были не многочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции, центральных финансово-кредитных органов. В последние годы активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей.
Однако следует отметить, что российская система финансово - правовых норм находится в сложнейшем положении и требует коренного пересмотра многих своих базовых институтов из-за влияния международно - правового регулирования. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в ст. 5 Закона "О международных договорах Российской Федерации") содержит общую правовую норму, заключающуюся в установлении во внутреннем праве Российской Федерации определенного обязательства о придании международно - правовым нормам силы внутригосударственного действия.
В этой связи изучение механизма воздействия на внутреннее право международных финансовых соглашений с участием РФ является особенно актуальным, поскольку возникает разделение международных норм, действующих непосредственно или требующих трансформации через внутренний правовой акт. Этим определяются и задачи государства по созданию концепции приведения норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами. Многие российские финансово - правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово - правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система. Одна из причин в том, что современные международные финансовые нормы создаются и действуют в экономико - финансовых условиях глобализированного мирового хозяйства. То есть в сфере мировых финансов формируются международно - правовые нормы, регулирующие геофинансовые отношения и влияющие на нормы, создаваемые государствами, международными организациями, транснационализированными хозяйствующими субъектами и организациями. Поэтому приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами должно исходить из учета фактора активного влияния мировых финансов на российскую финансовую деятельность. В противном случае будут ущемляться национальные российские интересы в мирохозяйственной сфере и ограничиваться права собственности российских предпринимателей из-за заключения низкоэффективных (с точки зрения юридической техники и долгосрочного эффекта) международных финансовых договоров и внешнеэкономических контрактов.
Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами требует пристального внимания и к следующим аспектам:
- принципиально новые формы проявления и взаимодействия публичного и частного интересов в финансовой деятельности государства (повышение роли финансовых организаций, страхование финансовых рисков, развитие негосударственного финансового контроля);
- новая роль государственных органов Российской Федерации в отношениях с наднациональными финансовыми структурами;
повышенное влияние на финансово - правовую среду условий обеспечения прав и свобод человека, свободы конкуренции и малого предпринимательства, качества жизни (повышение роли государственных доходов в обеспечении качества жизни, льготное налогообложение малого бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
Необходимо учитывать также международно - правовые финансовые акты, влияющие на внутреннее финансовое законодательство:
- международные финансовые договоры РФ с иностранными государствами, типовые соглашения о финансовых рынках, о предотвращении двойного налогообложения;
- универсальные финансовые конвенции, принятые в рамках международных экономических организаций,
- международно - правовые акты Всемирной Торговой Организации;
- Устав Международного валютного фонда, Устав Мирового банка, уставы и типовые (модельные) акты межправительственных финансовых организаций;
- документы неправительственных финансовых организаций, находящихся под эгидой Лондонского и Парижского клубов;
- своды финансовых норм, систематизированных и кодифицированных в рамках Мировой фондовой биржи, Всемирной межбанковской биржи, Всемирного депозитарного хранения и др. финансовых институтов;
- модельные кодексы организацияэкономическогосотрудничестваиразвития (ОЭСР).
Отсутствие ясных подходов к этим проблемам создает трудности для вступления России во Всемирную Торговую Организацию, осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, препятствует созданию финансового рынка в России, увеличивает финансовые риски для ресурсодобывающих и других крупных компаний России, выходящих на мировой рынок.
Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами - процесс сложный и должен пройти несколько этапов. Однако рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данной курсовой работы и является объектом самостоятельного исследования.
Возросшая роль финансово-правового регулирования экономики и радикальные изменения в законодательстве, вызвали появление в последние годы огромного количества финансово-правовых норм, кроме того, в современном финансовом законодательстве отсутствует четкая классификация действующих финансово-правовых норм, наблюдается их разрозненность и противоречивость. Для преодоления ряда трудностей, связанных с применением финансово-правовых норм назрела необходимость комплексного исследования финансово-правовых норм, их систематизации, т. к. в настоящее время огромное количество финансово-правовых норм существует не на уровне законов, а на уровне ведомственных нормативных актов.