Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Изучение представлений о патриотизме у старших школьников как условие формирования нравственных ценностей





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7

1.1Проблема формирования нравственных ценностей. Патриотизм как категория нравственности 7

1.2 Возрастные закономерности формирования нравственной сферы личности у старшеклассников 39

1.3 Психолого-педагогические условия формирования патриотизма у старших школьников 43

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1. 49

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51

2.1. Организация и методы исследования 51

2.2. Выявление уровня воспитанности и представлений о патриотизме у старшеклассников 58

2.3. Выявленяе взаимосвязи и анализ полученных результатов 67

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Введение

Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания молодежи в России приобретает особую значимость в период социально-экономических изменений, безнравственной пропаганды средствами массовой информации насилия, наркомании, психологии индивидуализма и потребительства. В обществе происходят процессы переоценки нравственных ценностей и утраты высоких духовных ценностей бытия. Патриотизм как национальная ценность отечественной культуры начинает уступать место западным моделям, так называемой толерантности и глобализации. В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Развиваясь в таких условиях, личность подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты традиционного национального сознания. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

В рамках решения данных проблем была принята Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к защите Конституционного строя.

Идеи патриотического воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом наследии отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, Н.В. Сорока-Росинского, К.Д. Ушинского и других. Православные ученые В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и другие, исследуя феномен патриотизма, также особое внимание обращали на чувство любви к Родине.

Большое признание в XX веке получили педагогические идеи и практическая деятельность по патриотическому воспитанию: П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В исследованиях современных ученых, посвященных проблемам патриотического воспитания личности (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и др.), любовь к Родине рассматривается как важнейшая ценность патриотического настроя человека.

Патриотизм является составляющей духовно-нравственного воспитания личности. Проблеме нравственного самосознания в отечественной психологии уделялось значительное внимание (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь и другие).

Определение нравственных чувств, их происхождение и связь с моральным поведением рассматривались в работах Л.С. Рубинштейна, Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева, Б.И. Додонова, А.Ф. Лазурского и других).

Изучению нравственности как качества личности посвящены работы Р.В. Овчаровой, Э.Р. Гизатуллиной, А.Л. Журавлева и других.

Старший школьный возраст - это возраст, когда формируется мировоззрение, поэтому молодой человек нуждается в определении нравственных ценностей и ориентиров.

Таким образом, тема дипломного исследования является актуальной и активно разрабатывается на протяжении последних пяти лет.

Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня воспитанности и представлений о патриотизме у учащихся старшего школьного возраста.

Объект исследования: уровень воспитанности учащихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования: Взаимосвязь представлений о патриотизме и уровня воспитанности старших школьников

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем воспитанности и представлениями о патриотизме у старших школьников.

Заключение

Формирование нравственной культуры старшеклассников длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом старшеклассника является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.

Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2010, 624 с.

Агапова Г.В. Концептуальная модель процесса патриотического воспитания как основа формирования гражданственности. Дисс .канд. пед. наук. Воронеж, 2010.

Атутов П.Р., Будаев М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования. // классный руководитель. № 2, 2011, с.25-32.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения /В.Г.Белинский. – М.: Педагогика, 2010.- 287с.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - 287с.

Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – Репринтное воспроизведение изд. Ф.А.Брокгауз – И.А.Ефрон 1890 г. – М.: Изд-во центр. «Терра», 1990. Т.43. – 1992. – 480 с., Т.52. – 1992. – 481-960 с., Т.45. 1992. – 474 с.

Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, НПО «Модэк», 2010, 350 с. (Психологи Отечества: Избранные психологические труды в 70 томах).

Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Уч. пособ. по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 2009, 192 с.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Классный руководитель, №4, 2010, с.

Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. – М.: «Мысль», 2009. – 279 с.

Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. - М.: «Педагогика», 2010. – 148с.

Герцен А.И. Избранные педагогические сочинения /А.И.Герцен. – М.: Педагогика, 2011. - 145 с.

Гликман И.З. Воспитатика. М., 2009. С.121-125

Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 2010. – 144с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. – Репринт. изд. Т.2: И.О. – 779 с. Т.3: П. – 555 с.- М.: Изд. Центр «Терра», 1994.

Джунусов М.С. Социалистический патриотизм и интернационализм. – М.: «Знание», 2008. – 32 с.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 346 с.

Ермичев А.А. Патриотическая тема в передовой общественной мыли России 19 – 20 вв. – М., 2007. – 16 с.

Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России./С.Ю.Иванова; М-во образования Рос.Федерации, Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- 299 с.

Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. – М.. 1951. Т.3. –

Ильин И.А. Путь духовного обновления/И.А.Ильин. – М.: ООО «Издательство АСТ, 2009. – 365 с. – (Философия. Психология).

Карамзин Н.М. Избранное. О любви к Отечеству и народной гордости. Изд-во «Лицей». СПб., 2008. – 319с.

Киреевский И.В. Избранное. – М.: Современник, 2004. – 383 с.

Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х – ХХ вв./В.М.Кларин, В.М.Петров. - М.: Б.и., 2006. – 124с. Конжиев Н.М. Военно-патриотическое воспитание школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008. – 168 с.

Конжиев Н.М. Методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию учащихся. - Петрозаводск, 2007. – 53 с.

Кравцев И.Е. Что такое отечество и патриотизм. – М.: Знание. 2010. – 48

Кром М.М. Сколько лет патриотизму? //Родина. – 2004. - №10. – С.17-20.

Лихачёв Д.С. Памятники русской литературы Х-ХУП вв. Сборник статей. Ред.Д.С.Лихачев и М.А.Салмина. М.-Л.: «Наука», Ленингр. отд-ие, 1970. – 360 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Уч. пособие / А.Н. Леонтьев, М.: Смысл: Академия, 2008, 352 с.

Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. //Классный руководитель - 2010. - №3.

Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодёжи. //Педагогика. - 2008. - №5.

Львов Д.С. Образ новой России – истоки формирования //Вопросы философии. – 20088. - № 4.

Макаренко А.С. Коммунистическая этика и воспитание. Избр. произвед. В 3 т. Т.3. Общие проблемы педагогики. К.: Рад.школа. – 1984. – 353 с.

Макаров В.В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. – Саратов: Изд.-во Сарат. ун-та, 2008. – 159 с.

Малякова С.Н. Диагностика состояния духовно-нравственных ценностей // Классный руководитель, № 5, 2011, с.30-35.

Наумов С.В., Терентьев А.А. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания в идейном наследии славянофилов: Учебное пособие /С.В.Наумов, А.А.Терентьев. – Н.Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2002. – 35с.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.: Наука, 2009. – 263 с.

Ожегов И.С. Словарь рус.яз. /Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – 14-е изд. Стереотип. – М.: Рус. яз., 1983. – 816 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХУП в./Э.Д. Днепров, О.Е.Кошелева, Г.Б.Корнетов и др. : АПН СССР, НИИ общ. педагогики. - М.: Педагогика, 2009. – 479 с.

Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Составление Е.С.Троицкий. - М., 2008. – 200с.

Плеханов А.В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Учеб. Пособие к спецкурсу и курсу истории педагогики. Вып.1 - Владимир, 2003. – 240 с.

Рогачёв П.М., Свердлин М.А. Патриотизм – труд – творчество. М.: Знание, 2010. – 64 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов – 42.М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 672 с. Т.2. С.

Русецкий А.В. Художественная культура и патриотическое воспитание. Минск: Беларусь, 2010. – 126 с.

Рыбаков С.Е. Нация и национализм. М.: Старый сад, 2011.- 106 с.

Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.) – М.: «Советская энциклопедия», 2001. – 1600 с.

Соловьев В.М.Педагогические взгляды декабриста //ПИШ. – 2010. - №3. – С.18.

Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Избр. произв. в 5-и т. Т.1 – Киев, 2009. – 221 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. произв. в 5-и т. Т.3.– Киев: Радянська школа, 2010. – 301 с.

Терентьев А.А. Патриотизм: Проблема патриотизма в русской философии Х1Х-ХХ века. Учебное пособие /А.А.Терентьев. М-во образования Рос.Федерации. Нижегор. гос.пед.ун-т. - Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2012. – 86 с.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима, Ш-1 вв. до н. э. - М.: Наука, 2009. – 263 с.

Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 2012. - 495 с.

Хомяков А.С. О воспитании /Антология педагогической мысли России 1 половины 19 в. – М.: Педагогика, 2007. – 348 с.

Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. – 556 с.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 2009. -333с.

Чотонов А.Ч. Патриотизм как социологическая категория. Фрунзе, «Илим», 2009. – 56 с.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2009, 160 с.

Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: IIне-г практической психологии. НПО МОДЭК, 2009, 416 с.

Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества //Антология первой половины 19 в. – М.: Педагогика, 2009. – 348 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Риски ООО «ФУД ФЬЮЖН»
  2. Безопасность в социальных сетях
  3. Юридическая практика
  4. Порядок подготовки дел к судебному разбирательству (ГПК)
  5. Выбор стали для упругих элементов, работающих в агрессивных средах
  6. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии
  7. Ребенок жертва насилия в современном мире
  8. Правовое регулирование организационно-структурного построения органов внутренних дел
  9. Кривая Безье - кто такой Безье
  10. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  11. Организация практических работ при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе
  12. Разграничение полномочий между РФ и её субъектами
  13. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  14. Таможенное дело
  15. Распад СССР и образование СНГ
  16. Институт государственной службы в системе государственного управления
  17. Изучение явления рентгеновского излучения
  18. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  19. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии
  20. Как Хрущев принимал решение после инцидента У2
  21. РАСЧЁТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  22. Контрольная работа по международному частному праву
  23. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  24. Воображение
  25. Методы и приёмы терминологической работы
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: