Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Изучение представлений о патриотизме у старших школьников как условие формирования нравственных ценностей





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7

1.1Проблема формирования нравственных ценностей. Патриотизм как категория нравственности 7

1.2 Возрастные закономерности формирования нравственной сферы личности у старшеклассников 39

1.3 Психолого-педагогические условия формирования патриотизма у старших школьников 43

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1. 49

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51

2.1. Организация и методы исследования 51

2.2. Выявление уровня воспитанности и представлений о патриотизме у старшеклассников 58

2.3. Выявленяе взаимосвязи и анализ полученных результатов 67

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Введение

Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания молодежи в России приобретает особую значимость в период социально-экономических изменений, безнравственной пропаганды средствами массовой информации насилия, наркомании, психологии индивидуализма и потребительства. В обществе происходят процессы переоценки нравственных ценностей и утраты высоких духовных ценностей бытия. Патриотизм как национальная ценность отечественной культуры начинает уступать место западным моделям, так называемой толерантности и глобализации. В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Развиваясь в таких условиях, личность подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты традиционного национального сознания. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

В рамках решения данных проблем была принята Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к защите Конституционного строя.

Идеи патриотического воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом наследии отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, Н.В. Сорока-Росинского, К.Д. Ушинского и других. Православные ученые В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и другие, исследуя феномен патриотизма, также особое внимание обращали на чувство любви к Родине.

Большое признание в XX веке получили педагогические идеи и практическая деятельность по патриотическому воспитанию: П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В исследованиях современных ученых, посвященных проблемам патриотического воспитания личности (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и др.), любовь к Родине рассматривается как важнейшая ценность патриотического настроя человека.

Патриотизм является составляющей духовно-нравственного воспитания личности. Проблеме нравственного самосознания в отечественной психологии уделялось значительное внимание (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь и другие).

Определение нравственных чувств, их происхождение и связь с моральным поведением рассматривались в работах Л.С. Рубинштейна, Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева, Б.И. Додонова, А.Ф. Лазурского и других).

Изучению нравственности как качества личности посвящены работы Р.В. Овчаровой, Э.Р. Гизатуллиной, А.Л. Журавлева и других.

Старший школьный возраст - это возраст, когда формируется мировоззрение, поэтому молодой человек нуждается в определении нравственных ценностей и ориентиров.

Таким образом, тема дипломного исследования является актуальной и активно разрабатывается на протяжении последних пяти лет.

Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня воспитанности и представлений о патриотизме у учащихся старшего школьного возраста.

Объект исследования: уровень воспитанности учащихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования: Взаимосвязь представлений о патриотизме и уровня воспитанности старших школьников

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем воспитанности и представлениями о патриотизме у старших школьников.

Заключение

Формирование нравственной культуры старшеклассников длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом старшеклассника является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.

Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2010, 624 с.

Агапова Г.В. Концептуальная модель процесса патриотического воспитания как основа формирования гражданственности. Дисс .канд. пед. наук. Воронеж, 2010.

Атутов П.Р., Будаев М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования. // классный руководитель. № 2, 2011, с.25-32.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения /В.Г.Белинский. – М.: Педагогика, 2010.- 287с.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - 287с.

Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – Репринтное воспроизведение изд. Ф.А.Брокгауз – И.А.Ефрон 1890 г. – М.: Изд-во центр. «Терра», 1990. Т.43. – 1992. – 480 с., Т.52. – 1992. – 481-960 с., Т.45. 1992. – 474 с.

Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, НПО «Модэк», 2010, 350 с. (Психологи Отечества: Избранные психологические труды в 70 томах).

Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Уч. пособ. по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 2009, 192 с.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Классный руководитель, №4, 2010, с.

Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. – М.: «Мысль», 2009. – 279 с.

Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. - М.: «Педагогика», 2010. – 148с.

Герцен А.И. Избранные педагогические сочинения /А.И.Герцен. – М.: Педагогика, 2011. - 145 с.

Гликман И.З. Воспитатика. М., 2009. С.121-125

Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 2010. – 144с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. – Репринт. изд. Т.2: И.О. – 779 с. Т.3: П. – 555 с.- М.: Изд. Центр «Терра», 1994.

Джунусов М.С. Социалистический патриотизм и интернационализм. – М.: «Знание», 2008. – 32 с.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 346 с.

Ермичев А.А. Патриотическая тема в передовой общественной мыли России 19 – 20 вв. – М., 2007. – 16 с.

Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России./С.Ю.Иванова; М-во образования Рос.Федерации, Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- 299 с.

Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. – М.. 1951. Т.3. –

Ильин И.А. Путь духовного обновления/И.А.Ильин. – М.: ООО «Издательство АСТ, 2009. – 365 с. – (Философия. Психология).

Карамзин Н.М. Избранное. О любви к Отечеству и народной гордости. Изд-во «Лицей». СПб., 2008. – 319с.

Киреевский И.В. Избранное. – М.: Современник, 2004. – 383 с.

Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х – ХХ вв./В.М.Кларин, В.М.Петров. - М.: Б.и., 2006. – 124с. Конжиев Н.М. Военно-патриотическое воспитание школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008. – 168 с.

Конжиев Н.М. Методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию учащихся. - Петрозаводск, 2007. – 53 с.

Кравцев И.Е. Что такое отечество и патриотизм. – М.: Знание. 2010. – 48

Кром М.М. Сколько лет патриотизму? //Родина. – 2004. - №10. – С.17-20.

Лихачёв Д.С. Памятники русской литературы Х-ХУП вв. Сборник статей. Ред.Д.С.Лихачев и М.А.Салмина. М.-Л.: «Наука», Ленингр. отд-ие, 1970. – 360 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Уч. пособие / А.Н. Леонтьев, М.: Смысл: Академия, 2008, 352 с.

Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. //Классный руководитель - 2010. - №3.

Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодёжи. //Педагогика. - 2008. - №5.

Львов Д.С. Образ новой России – истоки формирования //Вопросы философии. – 20088. - № 4.

Макаренко А.С. Коммунистическая этика и воспитание. Избр. произвед. В 3 т. Т.3. Общие проблемы педагогики. К.: Рад.школа. – 1984. – 353 с.

Макаров В.В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. – Саратов: Изд.-во Сарат. ун-та, 2008. – 159 с.

Малякова С.Н. Диагностика состояния духовно-нравственных ценностей // Классный руководитель, № 5, 2011, с.30-35.

Наумов С.В., Терентьев А.А. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания в идейном наследии славянофилов: Учебное пособие /С.В.Наумов, А.А.Терентьев. – Н.Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2002. – 35с.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.: Наука, 2009. – 263 с.

Ожегов И.С. Словарь рус.яз. /Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – 14-е изд. Стереотип. – М.: Рус. яз., 1983. – 816 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХУП в./Э.Д. Днепров, О.Е.Кошелева, Г.Б.Корнетов и др. : АПН СССР, НИИ общ. педагогики. - М.: Педагогика, 2009. – 479 с.

Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Составление Е.С.Троицкий. - М., 2008. – 200с.

Плеханов А.В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Учеб. Пособие к спецкурсу и курсу истории педагогики. Вып.1 - Владимир, 2003. – 240 с.

Рогачёв П.М., Свердлин М.А. Патриотизм – труд – творчество. М.: Знание, 2010. – 64 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов – 42.М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 672 с. Т.2. С.

Русецкий А.В. Художественная культура и патриотическое воспитание. Минск: Беларусь, 2010. – 126 с.

Рыбаков С.Е. Нация и национализм. М.: Старый сад, 2011.- 106 с.

Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.) – М.: «Советская энциклопедия», 2001. – 1600 с.

Соловьев В.М.Педагогические взгляды декабриста //ПИШ. – 2010. - №3. – С.18.

Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Избр. произв. в 5-и т. Т.1 – Киев, 2009. – 221 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. произв. в 5-и т. Т.3.– Киев: Радянська школа, 2010. – 301 с.

Терентьев А.А. Патриотизм: Проблема патриотизма в русской философии Х1Х-ХХ века. Учебное пособие /А.А.Терентьев. М-во образования Рос.Федерации. Нижегор. гос.пед.ун-т. - Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2012. – 86 с.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима, Ш-1 вв. до н. э. - М.: Наука, 2009. – 263 с.

Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 2012. - 495 с.

Хомяков А.С. О воспитании /Антология педагогической мысли России 1 половины 19 в. – М.: Педагогика, 2007. – 348 с.

Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. – 556 с.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 2009. -333с.

Чотонов А.Ч. Патриотизм как социологическая категория. Фрунзе, «Илим», 2009. – 56 с.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2009, 160 с.

Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: IIне-г практической психологии. НПО МОДЭК, 2009, 416 с.

Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества //Антология первой половины 19 в. – М.: Педагогика, 2009. – 348 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гендерные различия в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте
  2. Профессиональное самоопределение на разных этапах становления
  3. Роль гражданско-правовых договоров в современных условиях
  4. Фирма в рыночной экономике, виды фирм
  5. Выращивание кристаллов из растворов в расплавах
  6. Государственная дума и Совет Федерации
  7. Понятие политического PR.docx
  8. Трудовое право задачи
  9. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  10. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  11. Террология
  12. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  13. Развитие воображенияч младших школьников с ЗПР
  14. Деятельность акушерки по проведению лечебно-диагностических и профилактических мероприятий при внутриутробной инфекции
  15. ПСИХОСЕМАНТИКА ЦВЕТА В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ПРАЗДНИКОВ «ОП!»
  16. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ
  17. Типология политического лидерства в современной России
  18. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  19. Контрольная работа Конституционный уровень обеспечения
  20. Международный Олимпийский Комитет (МОК). Олимпийская Хартия
  21. Організація обліку фінансових результатів від операційної діяльності
  22. Особенности производства следственных действий в условиях крупного города
  23. Организация государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации
  24. Предоставление государственных услуг
  25. Расчет и анализ себестоимости продукции производственной организации
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: