Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение

1. Общая характеристика видов форм правления

2. Особенности монархической формы правления

2.1 Основные признаки монархической формы правления

2.2 Классификации монархических формы правления

3. Особенности республиканской формы правления

3.1 Основные признаки и классификации республиканской формы правления

3.2 Парламентская республика

3.3 Президентская республика

3.4 Социалистическая республика

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.

Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная власть и 3) государственная территория.

В наиболее общем виде государство предстает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа. Отдельные государства, их виды, различаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство.

В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая дефиниция "формы правления", неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. В основе толкования данной категории лежат две фундаментальные философские точки зрения: идеалистическая или материалистическая. Идеалисты считают, что форма правления есть проявление народного правосознания, национального духа, нравственности или религиозного мировоззрения. Материалисты доказывают обусловленность любой модели политической власти в государстве вещественно-осязаемыми факторами и социальными закономерностями: обширностью либо ограниченностью территории, уровнем развития экономики, географическим положением страны, плотностью населения, соотношением классовых сил в обществе и т.д.

Несмотря на значительные различия в подходах к определению формы правления, эти теоретические позиции имеют и ряд общих методологических установок:

- они признают зависимость функционирования человеческого общества от определенной формальной деятельности, которая строго регламентирует юридические, нравственные и эстетические нормы, регулирующие поведение людей;

- любая форма рассматривается ими сквозь призму содержания;

- идеалистический и материалистический подходы к анализу формы правления являются ограниченными для понимания всех аспектов организации политической власти в государстве.

В каждой стране форма государственного правления имеет свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества видоизменяются и дополняются. Вместе с тем, форма государственного правления современных государств имеет общие признаки, что позволяет дать общее определение формы правления.

Таким образом:

1. Форма государства есть собирательное понятие, состоящее из совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного (политико-территориального) устройства и государственного режима (способов осуществления публичного господства), отражающих специфику правосознания и правового мышления населения страны.

2. Под формой правления необходимо понимать исторически сложившуюся модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического). Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. То есть из каких основах институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.

Заключение

Форма правления государства - результат конкретно-исторического развития каждой страны, соотношения политических сил в период коренных социальных преобразований. Она отражает общие закономерности государственно-правового развития страны, ее политический опыт, традиции и менталитет народа, а также множество других факторов. Существенное влияние на форму правления оказывают культурный уровень населения, его менталитет, характер религиозных воззрений, национальные особенности, характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями. Форма государственного правления отражает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Она даст возможность уяснить, как создаются высшие органы государства и каково их строение, какой принцип лежит в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан.

Историческое развитие форм правления осуществляется в движении от неограниченной (абсолютной) монархии к ограниченной (конституционной), от монархии - к республике, в становлении основных институтов парламентаризма и конституционализма. Общая тенденция мирового развития в направлении от монархии, основанной на единоличной власти суверена, монарха, - к республике, базирующейся на народном суверенитете, не исключает возможности восстановления монархии в отдельных странах после падения диктаторских режимов.

Традиционное деление форм правления на монархию и республику в современных условиях не может адекватно отразить типологические характеристики существующих государств, которые демонстрируют многообразные варианты организации власти

Республиканская форма правления предполагает такую конструкцию государства, которая исходит из признания народа единственным носителем суверенитета. От народа все высшие органы власти прямо или косвенно, непосредственно или опосредствованно получают свои полномочия, от его имени они действуют, перед ним все они ответственны. Это позволяет подразделить все республики на два вида: республики с непосредственным правлением народа, когда законы принимаются на общих собраниях граждан, референдумах и представительные республики, где законы принимают избранные народом парламенты.

Республиканская модель государства формировалась и развивалась вместе с совершенствованием государственности. Республика - государство с коллегиальной формой правления, где: реализован принцип народного суверенитета; обеспечено разделение властей с закреплением за каждой из них - законодательной, исполнительной, судебной -самостоятельности, собственных полномочий, прерогатив, при наличии механизма взаимных сдержек и противовесов; обеспечивается выборность и сменяемость высших органов законодательной и исполнительной власти, ответственность главы государства,

Институт президентской власти в республиканском государстве исторически сложился как наиболее адекватное воплощение идей сильной исполнительной власти в условиях демократического режима. Опыт функционирования президентской власти в различных странах мира подтверждает ее способность быть в определенных условиях средством обеспечения стабильности развития общества, гарантом прав и свобод личности, особенно в момент острых политических кризисов.

Республики в современном мире подразделяются на парламентские, президентские и смешанные, особой разновидностью которых является самостоятельная форма правления - полу президентская республика.

Список литературы

Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 503 с.

Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. - М.: Норма, 2006. - 496 с.

Барихин А. Б., Большая юридическая энциклопедия: более 30000 терминов и определений. - М.: Книжный мир, 2010. - 959 с.

Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2009. - 607 с.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: НОРМА, 2003. - 784 с.

Нерсесянц В.С Проблемы общей теории права и государства. - М.: Норма, 2004. - 832 с.

Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. // СибЮрВестник, 2002, №3.// ns.lawinstitut/science/vestnik/20023/pyanov.cgi

Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 447 с.

Серегин А.В. Современное учение о форме государственного правления: Учебное пособие. - Ростов-н/Д, 2005. - 265 с.

Серегин А.В. Концептуальные подходы к определению категории "форма правления".// Право и государство: теория и практика, 2006, №3, с.18-23.

Топорнин Б.Н. Юридическая энциклопедия. - М.: Юристъ, 2001. - 1272 с.

Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права. - М.: ЕАОИ, 2007. - 465 с.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. // Государство и право, 1994, №1. personnelpa/courses/013


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Изгои Древней Руси
  2. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  3. Сущность и функции политической элиты
  4. Роль рекламы в туристическом бизнесе
  5. Потребительское кредитование_ проблемы и перспективы разв
  6. Исковая давность в гражданском праве: материально-правовой и процессуально-правовой аспекты в соответствии с российским законодательство
  7. Феодальная раздробленность
  8. Гражданская война в России 17 в. (Станиславский А.Л.)
  9. Культура глобализации в работах Э. Гидденса
  10. Контрольная работа по гражданскому праву
  11. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  12. Технологии оценки кандидата на должность при собеседовании. Оценочное интервью.»
  13. Природа управления и исторические тенденции его развития
  14. Гостиничная индустрия
  15. Порядок подготовки дел к судебному разбирательству (ГПК)
  16. Российско-иранские отношения в начале 20 века
  17. Абхазский фактор в российско-грузинских отношениях
  18. Преступления, связаные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами
  19. Морально-этическое обоснование смертной казни
  20. Подходы и принципы формирования социального пакета
  21. Оценка производственного контроля на мясоперерабатывающих предприятиях.
  22. Разработка базы-данных по объектам экономики, объектам гражданской обороны и учащихся в учебно-методическом центре
  23. Трудовой договор
  24. Франция в международных отношениях в XVIII веке
  25. Учет реализации продукции ООО
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: