Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

1.Процесс социального расслоение и формирования категории изгоев 5

2.Харакетеристика "изгоев" в Древней Руси и отношение к ним власти и населения 10

Заключение 15

Список литературы 18

Введение

Изгой (от гоити — «жить») — древнерусский термин, означавший человека, изгнанного или ушедшего в силу каких-то обстоятельств («выжитого») из своей общественной среды. Церковный устав XII века перечесляет среди людей, находившихся под покровительством церкви, следующие категории изгоев:

"Изгои трои: поповъ сынъ грамотѣ не умѣетъ, холопъ изъ холопства выкупится, купецъ одолжаетъ; а се и четвертое изгоиство и себѣ приложимъ: аще князь осиротѣетъ". («Три изгоя: попов сын, не знающий грамоты; холоп, из холопства выкупившийся; одолжавший купец; к этому добавим четвёртое изгойство: если князь осиротеет»).

Большинство изгоев происходило из крестьян, порвавших со своей общиной или из холопов, отпущенных господином на свободу. Об одном из таких вольноотпущенников сообщается видимо в новгородской берестяной грамоте № 789, где упоминается «Доман, Тудоров изгой». То есть холоп, раньше принадлежавшем господину по имени Тудор.

Князем-изгоем («осиротевшим») назывался, лишённый удела князь, которому отец не успел из-за преждевременной смерти выделить наследственные земли. Князья изгои часто затевали междусобные воины с другими князьями, пытаясь отвоевать для себя какой-нибудь удел (город или волость). В своей борьбе они использовали в качестве союзников кочевников-половцев, извечных врагов Руси.

Жизнь вне своего общественного круга считалась трагедией, изгои часто вынуждены были скитаться на чужбине вдали от родных мест. Везде к ним относились с недоверием, хотя и с сочувствием говоря об их судьбе.

Цель работы: характеристика изгоев Древней Руси и отношение к ним власти и населения.

Задачи работы: рассмотреть процесс социального расслоение и формирования категории людей - изгоев; Харакетеристика "изгоев" в Древней Руси и отношения к ним власти и государства.

Заключение

В заключении подведем основные итоги. Изгои относились к церковным людям. Характеристики этой группы, равно как источник и значение термина, были предметом длительных споров между учеными. Основная трудность состоит в том, что этот термин используется в одном смысле в источниках двенадцатого столетия и очевидно совсем в ином смысле в "Правде Ярослава" одиннадцатого столетия.

Проанализировав источники одиннадцатого века и источники двенадцатого века, следует отметить, что, употребляя термин «изгои» говорят о двух совершенно различных социальных группах. Это - не единственный известный случай подобного различия между "Правдой" и более поздними источниками. Например, термин огнищанин в "Правде" относится к княжескому судебному приставу, но в новгородских источниках он применяется к особой группе новгородских граждан, которые не имеют связей с княжеским двором.

Изгоев "Русской Правды" рассмотрим в другом разделе (II, ниже); здесь мы изучим лишь положение "церковных людей", именуемых подобным образом. Классическое определение этой социальной группы обнаруживается в "Уложении церковных дворов" (1125-1136 гг. ) князя Всеволода: "Есть три типа изгоев: сын священника, оставшийся необразованным; раб, который выкупил себя из рабства; обанкротившийся торговец". Затем следует примечание позднего копииста: "И можно добавить четвертый тип изгоя - осиротевший князь".

Общей характеристикой всех этих людей было то, что каждый из них утерял свой бывший статус и нуждался в приспособлении к новым обстоятельствам, для чего Церковь предлагала ему свою защиту. Сам термин изгой может быть объяснен в этом смысле, если мы согласимся вывести его из старославянского глагола гои-ти, что означает "жить", а также "позволять жить", "давать средства к существованию", "заботиться о". С этой точки зрения, изгой - человек, лишенный заботы, а следовательно "нуждающийся в опеке". В данной связи мы должны вспомнить, что термин изгойство или изойство (изгоизм) имеет также значение незаслуженной выгоды, полученной от торговли рабами или, в особенности, выкупной цены раба. Из-за этого в более широком смысле изгойство иногда было синонимом "ростовщичества". Имея в виду значение этого термина, мы можем предположить, что наибольшей группой среди изгоев были вольноотпущенники, что термин первоначально применялся только к ним, и только позднее другие похожие группы были включены в него по аналогии.

Согласно обычаю, отпущенник мог не оставаться со своим бывшим хозяином. Очевидной целью этого правила было предотвращение возможности его вторичного порабощения. В большинстве случаев у него не было средств существования и места для жизни. Церковь предлагала ему и то, и другое, нанимая его каким-либо путем или поселяя на церковной земле. Таким образом мы обнаруживаем группу изгоев в Новгороде под юрисдикцией городского епископа. Большинство их, однако, селились в сельской местности. В своей хартии 1150 г. смоленский князь Ростислав гарантировал епископу этого города среди иных вещей два места, одно - "с изгоями и землей", а другое - "с землей и изгоями". В этом случае оказывается, что изгои рассматривались как принадлежность имения. Были ли они постоянно прикреплены к земле в сельских районах? Вряд ли. Предположительно, они платили Церкви деньгами и работой за помощь, оказанную им в обустройстве, но позднее, видимо, они могли уйти куда-либо, если хотели.

Из хартии Ростислава может быть выведено заключение, что упомянутые там изгои были первоначально связаны с одним из владений князя. И все же нам известно, что изгои как группа были под церковной юрисдикцией. В таком случае можно предположить, что изгои, упомянутые в хартии, имели довольно сложную историю: первоначально, возможно, они находились под церковной опекой - вероятно поселились на земле Церкви, затем перешли в имение князя, и наконец оказались вновь на церковной земле.

Если признать что сельский изгой сохранял свободу передвижения, то можем предположить, что им разрешалось переходить лишь раз в год - после окончания сельскохозяйственного сезона и после выплаты ими ренты.

Список литературы

Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1988.

Бартольд В.В. Арабские известия о русах // Бартольд В.В.Сочинения. М. 1963, т. 2, ч. 1

Бахрушин С.В. К вопросу о достоверности Начального свода // Бахрушин С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма: (Научное исследование). М. 1978.

Бестужев-Рюмин К.Н. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868.

Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Экстремальные природные явления в русских летописях XI-XVII вв. - Л., 1983.

Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания: (обзор советской литературы). М. 1975.

Василевский В.Г. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греческий текст с переводом. Славяно-русский текст // Василевский В.Г. Труды. СПб. М., 1998.

Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь - Москва 1996.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь Тверь "Леан" - Москва "Аграф", 2000.

Веселовский А.Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 году. // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. № 1.

Вестберг Фр. Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. № 2, 3.

Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. - Искусство и культура. - М., 1973.

Воинские повести Древней Руси. - Л., 1985.

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1970.

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VIII века до конца X века по Р.Х.). СПб. 1870.

Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи. М. 1878.

Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: Тексты, перевод, комментарий. М. 1996.

Древняя Русь в свете зарубежных источников:Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Бибиков, Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон и др.; Под ред. Е.А. Мельниковой. М. 1999.

Иловайский Д.И. Стоновление Руси: История России (Периоды Киевский и Вадимирский). М., 1996.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2006

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1. // Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М., 1987. т. 1.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Концепция развития таможенных органов в Российской Федерации
  2. Способы привлечения и удержания внимания в массовой коммуникации
  3. Трудовая адаптация
  4. Правовое регулирование ипотеки
  5. Договор найма жилого помещения
  6. Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках Кубановедения
  7. Воздушный кодекс - основной источник воздушного права
  8. Особое производство
  9. Механизм функционирования и деятельность суверенных фондов в мировой практике
  10. Требования к оформлению работ
  11. Образование как социальный институт
  12. Суворов великий русский полководец
  13. Особенности саморегуляции старших подростков из полных и неполных семей
  14. Распад СССР причины, основные этапы
  15. Вулканы и землятресения как эндогенные факторы в эволюции земли
  16. Сравнительный анализ региональных сепаратистских движений в США
  17. Энгельс о законах диалектики
  18. Феодальная раздробленность
  19. Загрязненные сточные воды цеха холодной прокатки
  20. Правовое положение представительств государств при международных организациях
  21. Основные принципы консультирования
  22. Расчет и анализ себестоимости продукции производственной организации
  23. Полный кинематический расчет прототипа автомобиля Daewoo Lanos
  24. Психологические трудности на начальной стадии брака
  25. Совместная работа логопеда и воспитателя
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: